Заключение договоров энергоснабжения с субабонентами.
Подтверждение количественных характеристик потребителей и
энергосбытовых организаций - субъектов оптового рынка электроэнергии
Возможность поставки электроэнергии абонентом субабоненту предусмотрена ст. 545 ГК РФ, согласно которой "абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации". Однако на практике возникает очень много споров, связанных с тем, что не энергоснабжающая организация, а абонент, к сетям которого подключены субабоненты, не желая обременять себя обязанностями по передаче и распределению энергии, отказывается заключать договор энергоснабжения. При этом абонент ссылается на то, что не является энергоснабжающей организацией, монополистом, а следовательно, свободен в заключении договора (ст. 421 ГК РФ).
Для понуждения абонента заключить договор субабоненту придется обращаться в суд или антимонопольный орган, где необходимо будет доказать обязанность абонента заключить договор.
Согласно ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается исключительно при наличии присоединенной сети, однако ни указанная статья ГК РФ, ни иные его статьи не раскрывают понятия присоединенной сети. Именно ввиду отсутствия у потребителя присоединенной сети энергоснабжающие организации часто отказывают потребителям в заключении договора энергоснабжения. При этом они указывают на то, что между энергоснабжающей организацией и абонентом, владеющим присоединенной сетью, заключен договор, следовательно, потребителю (субабоненту) надлежит урегулировать взаимоотношения и заключить договор именно с абонентом.
С указанным доводом вряд ли можно согласиться:
во-первых, буквальное толкование ст. 545 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что для получения энергии субабоненту вовсе не обязательно иметь присоединенную сеть. Он может получать энергию через присоединенную сеть абонента (принципиальное значение имеет наличие у субабонента энергопринимающего устройства);
во-вторых, 26 марта 2003 г. был принят Федеральный закон N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", в котором отсутствуют понятия энергоснабжающей организации и субабонента, а содержатся лишь понятия энергосбытовой организации (осуществляющей в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электроэнергии) и потребителя;
в-третьих, согласно Федеральному закону "Об электроэнергетике" двусторонний договор купли-продажи электрической энергии определяется как соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию в определенном количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, а покупатель обязуется принять и оплатить ее. Таким образом, из определения договора купли-продажи электроэнергии (по сути - из договора энергоснабжения) исключено требование наличия у потребителя присоединенной сети.
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Постановление N 861). В соответствии с данными изменениями "лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей услуг, на возмездной договорной основе предоставляют услуги по передаче электрической энергии данным потребителям. Указанные лица участвуют в отношениях по предоставлению услуг по передаче электрической энергии потребителям услуг в соответствии с положениями настоящих Правил, предусмотренными для сетевых организаций". Тем самым потребители электроэнергии, являющиеся абонентами энергосбытовых компаний и имеющие субабонентов, фактически выступают в отношении своих субабонентов в качестве сетевой организации, что означает применение к ним и правил об урегулировании вопросов оказания услуг по передаче со смежными сетевыми организациями.
Данное нововведение законодателя позволяет сделать более определенный вывод о том, что в отношении таких организаций положения Постановления N 861 применяются вне зависимости от того, коммерческие они или нет, прописано в их уставе в качестве одного из видов деятельности оказание услуг по передаче электроэнергии или нет. Это означает, что помимо всего прочего в отношении абонентов сбытовых компаний, являющихся локальными монополистами в части оказания услуг по передаче электроэнергии субабонентам, могут применяться правила ст. 426 ГК РФ, п. 2 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", а также правила Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Еще более законодатель прояснил свою позицию по данным вопросам в недавно принятом постановлении Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 168, где указал следующее (п. 5, 6):
"В случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через ... объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, ... которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены ... энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций".
На наш взгляд, рассматриваемые новеллы лишь внесли дополнительную ясность в ситуацию, в то время как именно таким образом и следовало подходить к определению правоотношений ранее. В связи с этим представляется, что с учетом произошедшей реорганизации энергоснабжающих компаний (выделения сбытовых и сетевых компаний) договор энергоснабжения должен заключаться с энергосбытовыми компаниями внезависимости от того, к какой организации присоединены энергопринимающие устройства потребителя - непосредственно к сетям территориальных сетевых компаний или через сети других потребителей. В случае присоединения потребителей (субабонентов) через сети абонентов к данным правоотношениям должны применяться положения Постановления N 861 в части урегулирования вопросов оказания услуг по передаче, т.е. с субабонентами должен заключаться договор оказания услуг по передаче электроэнергии.
Следует отметить, что по вопросу публичности договора между абонентом и субабонентом суды Московского округа занимают две диаметрально противоположные позиции. Согласно одной из них (данную позицию мы считаем правильной) абонента можно понудить к заключению договора с субабонентом (постановление ФАС Московского округа от 27 ноября 2006 г. по делу N КА-А40/11364-06). Согласно другой позиции такое понуждение невозможно (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2006 г. по делу N 09АП-7621/2006-ГК).
Следует отметить, что вопросы правоприменения возникают в сфере взаимодействия субъектов как розничных, так и оптового рынков электроэнергии. В частности, небезынтересен вопрос соблюдения требований закона о количественных характеристиках, применяемых к объектам, в отношении которых заявитель планирует участие в оптовом рынке (что необходимо для получения статуса субъекта оптового рынка электроэнергии (далее - ОРЭ)).
В соответствии с п. 16 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643 (далее - Правила оптового рынка), поставщики и покупатели электроэнергии получают статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке при выполнении ими ряда требований, в частности:
а) соответствия количественным характеристикам, применяемым к объектам, в отношении которых заявитель планирует участие в оптовом рынке:
- потребитель электрической энергии владеет на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающим оборудованием, суммарная присоединенная мощность которого равна или превышает 20 MB А и в каждой группе точек поставки составляет не менее 2 MB А;
- энергосбытовая или энергоснабжающая организация имеет по совокупности заключенных с потребителями договоров суммарную присоединенную мощность энергопринимающего оборудования не менее 20 MB А при условии, что в каждой группе точек поставки она равна 2 MB А или превышает этот показатель;
б) наличия заключенного в установленном порядке договора об оказании услуг по передаче электрической энергии.
В свою очередь п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) установлено следующее. В целях подтверждения соответствия генерирующего и энергопринимающего оборудования количественным характеристикам, которые предъявлены к объектам, участвующим в ОРЭ, заявитель представляет администратору паспортные технологические характеристики такого оборудования. В пункте 6 указанных Правил также сказано, что для получения доступа к услугам администратора необходимо предоставить акты разграничения балансовой принадлежности и однолинейную схему присоединения к внешней электрической сети с указанием предполагаемых групп точек поставки, границ балансовой принадлежности и мест подключения приборов коммерческого учета.
В случае несоблюдения указанных правил присоединения к системе ОРЭ и несоответствия юридического лица требованиям, предъявляемым к субъектам ОРЭ, администратор торговой системы (далее - АТС) согласно п. 13 Правил недискриминационного доступа вправе прекратить оказание услуг субъекту ОРЭ. За неустранение в срок нарушения или неоднократные нарушения в соответствии с п. 19 Правил оптового рынка АТС вправе исключить такого участника из реестра субъектов ОРЭ.
Чтобы определить, в каких именно случаях АТС вправе отказать лицу в получении статуса субъекта ОРЭ или прекратить оказание услуг вследствие несоблюдения условий о количественных характеристиках, необходимо уточнить, о какой именно величине мощности идет речь и каким образом АТС может осуществить контроль за соблюдением таких параметров в отношении действующего субъекта ОРЭ.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа договор об оказании услуг по передаче электроэнергии может быть заключен только после осуществления технологического присоединения. Исключение составляют лишь те случаи, когда лицо уже было технологически присоединено к сети до вступления в силу указанных Правил либо когда потребителем выступает энергосбытовая организация, действующая в интересах своих абонентов.
Однако системное толкование названных Правил и законодательства Российской Федерации позволяет прийти к следующему выводу. Даже в случае заключения энергосбытовой организацией договора оказания услуг по передаче электроэнергии в пользу абонента последний должен осуществить технологическое присоединение, сообщить сетевой организации величину присоединяемой и потребляемой мощности, оформить акт разграничения балансовой принадлежности, определить величину технологической и аварийной брони, установить приборы учета потребляемой электроэнергии. Кроме того, для заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии заявитель среди прочего должен представить данные об объемах и предполагаемом режиме передачи электрической энергии, объеме максимальной мощности и характере нагрузки энергопринимающих устройств, точках присоединения к сетям сетевой организации, однолинейную схему электроснабжения.
Следует также обратить внимание на то, что согласно п. 13 Правил недискриминационного доступа потребитель обязан в течение всего срока действия услуг по передаче электрической энергии соблюдать требования, установленные для технологического присоединения. Это означает, что однолинейная схема электроснабжения, схема выдачи и приема мощности, точки присоединения, граница раздела балансовой принадлежности, максимальная мощность энергопринимающего оборудования (токоприемников) и максимальная мощность трансформаторов потребителя должны оставаться неизменными. Даже уменьшение трансформаторной мощности в результате установки менее мощных трансформаторов или вывода их из эксплуатации означает изменение схемы внешнего электроснабжения и точек присоединения, а значит, требует согласования с сетевой организацией и выполнения ее технических условий.
Сетевая организация вправе отказаться от заключения договора в случае отсутствия технической возможности оказания услуг по передаче электрической энергии в заявленном объеме (если заявлен объем мощности, надлежащая передача которого не может быть обеспечена сетевой организацией исходя из существующих условий технологического присоединения, т.е. пропускной способности сети недостаточно).
При присоединении к электрической сети и заключении договора за потребителем услуг закрепляется право на получение электроэнергии в любой период времени действия договора в пределах определенной им присоединенной мощности, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям.
Вопрос о соответствии субъекта ОРЭ (или кандидата на получение этого статуса) необходимым количественным характеристикам требует определения в законодательстве Российской Федерации понятий и соотношения терминов "энергопринимающее устройство", "присоединенная мощность", "электроустановка", "сетевой узел".
Согласно Правилам учета электрической энергии, утвержденным Минтопэнерго России и Минстроем России 19 и 26 сентября 1996 г., электроустановками (по сути - энергопринимающим оборудованием) называется совокупность машин, аппаратов, линий электропередач и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид.
В свою очередь, Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 19431-84 определяет энергоустановку как комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии. Согласно указанному ГОСТу под электроустановкой понимается энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, распределения или потребления электрической энергии. Тем не менее по смыслу подп. "г" и "д" п. 9 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения к электрическим сетям), термин "энергопринимающее оборудование" имеет более узкий смысл - только токоприемники потребителя, но не трансформаторы и не генераторы.
Согласно ГОСТу 19431-84 под присоединенной мощностью понимается сумма номинальных мощностей трансформаторов и приемников электрической энергии потребителя, непосредственно подключенных к электрической сети.
В Правилах пользования электрической и тепловой энергией, утвержденных приказом Минэнерго СССР от 6 декабря 1981 г. N 310 (утративших силу с 10 января 2001 г.), под присоединенной мощностью потребителя понималась суммарная мощность присоединенных к электрической сети трансформаторов потребителя, преобразующих энергию в рабочее (непосредственно питающее токоприемники) напряжение, и электродвигателей напряжением выше 1000 В.
В тех случаях, когда питание электроустановок потребителей производится от трансформаторов или низковольтных сетей энергоснабжающей организации, за присоединенную мощность потребителя принимается разрешенная к использованию мощность, размер которой устанавливается энергоснабжающей организацией и указывается в договоре на отпуск электрической энергии.
Проведенный анализ законодательства Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы:
- несмотря на отсутствие законодательно закрепленного понятия энергопринимающего оборудования, таковым следует считать электроустановки (энергоустановки), к которым относятся как трансформаторы, линии электропередач, так и токоприемники потребителя (абонента), предназначенные для потребления электроэнергии;
- с учетом положений Постановления N 861 под присоединенной мощностью следует понимать номинальную мощность как трансформаторов, так и токоприемников потребителя, имея в виду при этом, что значение номинальной мощности электроустановки эквивалентно значению ее установленной мощности;
- разрешенная к использованию мощность (см. Правила пользования электрической и тепловой энергией) - это, по сути, номинальная (установленная) мощность токоприемников потребителя (абонента);
- с учетом особенностей Правил недискриминационного доступа и положений п. 8 Правил технологического присоединения к электрическим сетям под величиной присоединенной мощности также понимается номинальная мощность токоприемников.
Таким образом, с учетом системного толкования положений законодательства Российской Федерации можно утверждать, что под количественными характеристиками рассматриваемых субъектов ОРЭ подразумевается величина установленной мощности трансформаторов, присоединенных к сети сетевой организации (тем более что MB А - это обозначение трансформаторной мощности), но не токоприемников. Однако, принимая во внимание п. 6 ст. 35 Федерального закона "Об электроэнергетике" (данная статья не вступила в силу), который указывает на то, что потребители электроэнергии на ОРЭ и энергосбытовые организации, участвующие в ОРЭ, должны соответствовать количественным характеристикам заявленного потребления, можно сделать вывод о том, что в рамках указанных количественных характеристик понимается установленная мощность токоприемников потребителей, отражающая возможное максимальное (пиковое) потребление электроэнергии.
Следовательно, в силу имеющейся правовой коллизии необходимо определить, какое именно значение вкладывается в определение "присоединенная мощность энергопринимающего оборудования субъекта ОРЭ", принимаемое в целях проверки соответствия количественных характеристик юридического лица требованиям, предъявляемым к субъектам ОРЭ, для допуска и дальнейшего участия юридического лица в ОРЭ.
И.С. Кишкина
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 3, май-июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение договоров энергоснабжения с субабонентами. Подтверждение количественных характеристик потребителей и энергосбытовых организаций - субъектов оптового рынка электроэнергии
Автор
И.С. Кишкина
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2007, N 3