04 октября 2011 г. |
Дело N А55-162/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
с участием:
от ОАО "Самаранефтегаз" - до и после перерыва - представитель Губанеева Е.А. (доверенность от 27 апреля 2011 года N СНГ-126/11),
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - до и после перерыва - представитель Дмитриенко Е.В. (доверенность от 18 августа 2011 года N 88),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области - до и после перерыва - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Самаранефтегаз"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2011 года по делу N А55-162/2011 (судья Холодкова Ю.Е.), по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтегаз", Самарская область, г. Самара,
к Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающее среды Самарской области, Самарская область, г. Самара,
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании недействительным предписания от 28 сентября 2010 года,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - ОАО "Самаранефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - Министерство, ответчик) от 28.09.2010 об устранении нарушений лесного законодательства.
В ходе судебного разбирательства суда первой инстанции представителем Министерства уточнено наименование ответчика - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое предписание Министерства признано недействительным в части обязания ОАО "Самаранефтегаз" провести противопожарные мероприятия на лесном участке Красносамарского участкового лесничества квартал 62, выдел 55 по очистке территории от сухостоев, валежника, буреломных деревьев и иных горючих материалов (пункт 2 предписания). В остальной части обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
ОАО "Самаранефтегаз" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 07.07.2011 в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 07.07.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Самаранефтегаз" без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области в судебное заседание не явился, третье лицо извещено.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица, участвующего в деле, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 26.09.2011 до 28.09.2011. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, присутствующие в судебном заседании, извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от 10.09.2010 N 572 Министерством проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Самаранефтегаз" с целью исполнения предписаний об устранении нарушения лесного законодательства от 02.06.2010 N 36, от 28.07.2010, от 03.06.2010, от 04.06.2010.
По результатам проверки Министерством составлен акт от 28.09.2010 N 11/В-01, которым зафиксированы нарушения обязательных требований, не исполнение предписания Министерства от 04.06.2010. Обществом в срок, установленный в предписании, не заключены договоры аренды на лесные участки Кинельского лесничества по всем объектам "Самаранефтегаз", находящиеся на территории лесного фонда Кинельского лесничества, путем подачи заявления в Министерство в соответствии с лесным законодательством использования участков лесного фонда для эксплуатации линейных объектов согласно статьям 9, 94 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 1 предписания). Также указанным предписанием обществу предписано провести противопожарные мероприятия на территории объектов, находящихся в лесном фонде Кинельского лесничества, а так же предписано провести мероприятия по выполнению санитарных требований к использованию лесов на объектах ОАО "Самаранефтегаз" (пункты 2, 3 предписания). Кроме того, общество обязано провести рекультивацию земель на лесных участках после завершения соответствующего этапа работ в соответствии с проектом рекультивации (пункт 4 предписания).
По результатам проверки Министерством обществу выдано предписание от 28.09.2010 об устранении лесного законодательства.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как усматривается из содержания оспариваемого предписания ответчика, ряд нарушений лесного законодательства являются аналогичными тем, которые установлены при вынесении Министерством предписания от 04.06.2010.
Проверка законности предписания ответчика от 04.06.2010 по Кинельскому лесничеству являлась предметом судебного разбирательства по делу N А55-19695/2010.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2011 по делу N А55-19695/2010 заявленные требования общества удовлетворены частично: предписание от 04.06.2010 признано недействительным в части обязания общества провести противопожарные мероприятия на лесном участке Красносамарского участкового лесничества квартал 62, выдел 55 очистить территорию от сухостоев, валежника, буреломных деревьев и иных горючих материалов (пункт 2 предписания); в части проведения мероприятий по выполнению санитарных требований к использованию лесов на объектах ОАО "Самаранефтегаз" путем устранения на лесном участке Богдановского участкового лесничества квартал 13, выдел 26 на площади 215 кв.м., Советского участкового лесничества квартал46, выдел 35 на площади 10 кв.м.; на участке Красносамарского участкового лесничества квартал 73, выдел 53 на площади 15 кв.м. загрязнения почвы нефтепродуктами (пункт 3 предписания); в части обязания проведения рекультивации земель на лесных участках после завершения соответствующего этапа работ в соответствии с проектом рекультивации (пункт 4 предписания). В остальной части обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 указанный судебный акт оставлен без изменения, апелляционная жалоба ОАО "Самаранефтегаз" без удовлетворения.
Согласно статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.
На основании части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки.
В силу пункта 14 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора", приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.08.2007 N 225 утверждены формы документов, составляемых по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю и надзору, том числе, форма предписания.
В утвержденной форме предписания в графе "содержание" указываются конкретные мероприятия, которые должно выполнить лицо, в отношении которого проведена проверка, в графе "основания вынесения предписания" указываются ссылки на нормативный правовой акт, предусматривающий предписываемую обязанность.
В мотивировочной части решения суда от 02.02.2011 указано, что в оспариваемом предписании от 04.06.2010 существо нарушения лесного законодательства Российской Федерации описано, имеется указание на отнесение лесных участков к землям лесного фонда, нарушенные нормы лесного законодательства приведены, срок устранения нарушения установлен. В этой связи довод общества о вынесении предписания в нарушение требований статей 7, 92 Лесного Кодекса Российской Федерации несостоятелен.
В силу пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство трубопроводов и иных линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
При этом, исходя из положений части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов.
Согласно пункту 2.1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, осуществляется на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
Из вышеизложенного следует, что субъектами земельных отношений в данном случае выступают граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
Частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения аукционов на основании решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе для эксплуатации трубопроводов и других линейных объектов.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности предоставляются соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями Кодекса.
Доказательств того, что обществом в установленном лесным законодательством порядке оформлены права на размещение линейных объектов, в том числе и трубопроводов (объекты нефтедобычи), на участках лесного фонда и использование лесного фонда для их эксплуатации и обслуживания, в материалы дела не представлено.
При рассмотрении дела N А55-19695/2010 судом установлено, что общество заключило с Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области для размещения и строительства коммуникаций от Западно-Коммунарского месторождения нефти до Широкинского купола на Западно-Коммунарском месторождении, на котором имеются сооружения - воздушные линии 35 кВ от опоры до трансформаторной подстанции; для размещения технологически обособленного объекта на Алакаевском месторождении; для размещения технологически обособленного объекта на Новозапрудненском месторождении; для размещения объектов эксплуатации и строительства скважин добычи нефти и газа на Западно- Коммунарком месторождении; для размещения объектов эксплуатации и строительства скважин добычи нефти и газа на Криволукском месторождении; для размещения коридора коммуникаций от Мало-Малышевского купола до Коммунарского месторождения, на котором имеется нефтесборный трубопровод общества договоры аренды на земельные участки, расположенные на территории Кинельского района. Право аренды зарегистрировано в Управлении Росреестра.
Между тем у общества отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на использование участков лесного фонда, на территории которых расположены вышеназванные объекты, сооружения, коммуникации, в том числе и линии электропередачи, трубопроводы. Договоры аренды земельных участков не могут заменить документы, подтверждающие право общества на лесопользование, оформленные в соответствии с требованиями пункта 2.1 статьи 45, статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что земельные участки под вышеназванными объектами в Кинельском районе поставлены на кадастровый учет как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения, информатики и иного значения, право аренды зарегистрировано в Управлении Росреестра не свидетельствует об отсутствии у общества обязанности оформить в установленном лесным законодательством порядке использование участков лесного фонда, поскольку эксплуатируемые обществом линии электропередачи, объекты, сооружения находятся на территории Кинельского лесничества.
Пунктом 10 Правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377, определено, что материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а так же для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов. Согласно указанным Правилам подготовка материалов лесоустройства осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Принадлежность участков, на которые обществу необходимо заключить договор аренды, к землям лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства (планшетом и таксационным описанием), а так же свидетельством о регистрации права собственности на указанные земельные участки за Российской федерацией, как земли лесного фонда (свидетельства от 2005 года серия 63-АБ 825945, 825944,825023, 825945, 349053).
Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области" утвержден лесной план, который является основой для ведения государственного лесного реестра.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а так же площадей, которые они занимают. Таким образом, согласно указанным нормативным правовым актам Кинельское лесничество располагается на землях лесного фонда, поэтому требование ответчика, изложенные в оспариваемом предписании, о заключении с Министерством договора аренды под занимаемыми линейными объектами, соответствует положениям статей 8,9,45,82,83,96 Лесного кодекса Российской Федерации.
Доказательств вывода этих территорий из состава лесного фонда в материалы дела не представлено. При этом суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что указанными документами опровергается довод общества о том, что Министерством не представлено доказательств нахождения объектов, в том числе и линейных в лесной зоне. Изложенное опровергает довод общества, что из оспариваемого предписания не следует по какому участку необходимо заключить договор аренды лесного участка.
При рассмотрении дела N А55-19695/2010 суд посчитал, что обществом не опровергнут довод Министерства о том, что объекты расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях. Для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов, участков общество вынуждено осуществлять вырубку и опиловку деревьев и кустарников в пределах минимально необходимых расстояний от охранных зон объектов, находящихся у общества, допустимых расстояний до их крон, а также вырубку деревьев, угрожающих падением в соответствии с пунктом 2.2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Таким образом, обществом в целях эксплуатации линейного объекта осуществляются действия, связанные с вырубкой лесных насаждений либо их частей.
То обстоятельство, что права общества на земельные участки, занятые линейными объектами, оформлены в соответствии с земельным законодательством и поставлены на кадастровый учет, не отменяет действия норм лесного законодательства, предусматривающих необходимость оформления обществом своих прав на участки, на которых непосредственно расположены линейные объекты.
Из существа нарушения, допущенного обществом, вытекают и меры по его устранению, а именно: оформление прав на использование участков лесного фонда в соответствии с требованиями норм Лесного кодекса Российской Федерации, указанных в оспариваемом предписании.
В свою очередь, суд пришел к выводу, что требование об очистке квартала 62, выдел 55 заявлено к ненадлежащему субъекту, поскольку указанный участок передан обществом в субаренду по договору N 09-05513-010/3220309/295ОД/57.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, пункт 1 предписания ответчика от 28.09.2010, полностью дублирующий нарушения, отраженные в предписании ответчика от 04.06.2010, соответствует положениям Лесного законодательства Российской Федерации.
Положения пункта 2 предписания в части обязания провести противопожарные мероприятия квартал 62 выдел 55 Красносамарского участкового лесничества не соответствуют закону, так как заявлены к ненадлежащему субъекту и указанные обстоятельства подтверждены вступившим в законную силу судебным актом. В данной части заявленные обществом требования удовлетворены судом. Указанные выводы суда Министерством не обжалуются и возражений по ним в арбитражном суде апелляционной инстанции не заявлено.
Кроме того, в пункте 2 предписания указано требование о проведении противопожарных мероприятий на территории объектов ОАО "Самаранефтегаз", находящихся в лесном фонде Кинельского лесничества на лесном участке Красносамарского участкового лесничества квартал 61 выдел 41, лесном участке Богдановского участкового лесничества квартал 13 выдел 20, квартал 13, выдел 31, на лесном участке Советского участкового лесничества квартал 86 выдел 39, квартал 46, выдел 36, а именно обеспечить очистку трассы вдоль трубопроводов (в полосе отвода и охранной зоне) от древесно-кустарниковой растительности, порубочных остатков и других горючих материалов.
В соответствии с пунктом 9 Правил запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Пункты 34 и 35 Правил предусматривают, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Как установлено судом, ответчиком в предписании указано на необходимость очищения территории от сухостоев, валежника, буреломных деревьев и иных горючих материалов.
Их наличие свидетельствует о том, что обществом не соблюдены единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах и нарушены указанные выше нормы Правил.
В акте проверки от 28.09.2010 N 11/В-01, на основании которого ОАО "Самаранефтегаз" выдано предписание, изначально отражено, что обществом не выполнены противопожарные требования.
В предписании указано, что обществу необходимо очистить территорию от сухостоев, валежника, буреломных деревьев и иных горючих материалов. Представитель общества участвовал при осмотре территории и не возразил об отсутствии обстоятельств, указанных как нарушение, подлежащее устранению.
Факт наличия нарушений подтверждается актом от 28.09.2010 N 11/В-01, составленным в присутствии представителя ОАО "Самаранефтегаз".
Обществом не представлено доказательств того, что на момент проверки ОАО "Самаранефтегаз" выполнены противопожарные мероприятия на указанных участках лесного фонда.
В связи с изложенным, доводы общества об отсутствии документальных доказательств, подтверждающих невыполнение противопожарных требований, правомерно признаны судом необоснованными.
Пунктом 39 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что государственный пожарный надзор в лесах осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, лесопользователи обязаны проводить мероприятия по охране лесов от пожаров и соблюдать требования пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, Министерство наделено полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах, в связи с чем, предписание от 28.09.2010 выдано уполномоченным органом.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание ответчика от 28.09.2010 в части обязания ОАО "Самаранефтегаз" проведения противопожарных мероприятий на лесном участке Красносамарского участкового лесничества квартал 62, выдел 55 по очистке территории от сухостоев, валежника, буреломных деревьев и иных горючих материалов (пункт 2 предписания) подлежит признанию недействительным, а требования общества в этой части - удовлетворению. В удовлетворении оставшейся части заявленных обществом требований правомерно отказано судом первой инстанции.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2011 года по делу N А55-162/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-162/2011
Истец: ОАО "Самаранефтегаз"
Ответчик: Министерство природопользования,лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11199/12
13.07.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-162/11
29.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12338/11
04.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9523/11