5 октября 2011 г. |
г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 октября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей: Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К.П.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Будкина Д.А., представителя по доверенности от 12.04.2011 б/н
от общества: Усковой А.В., представителя пол доверенности от 11.01.2011 N 2-1
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туристическая фирма "Пять звезд"
на решение от 11.07.2011
по делу N А04-2037/2011
Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривал судья Чумаков П.А.
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 10228005331269, ИНН 2801030057)
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Туристическая фирма "Пять звезд" (ОГРН 1042700222839, 680003, г.Хабаровск, ул.Суворова, 8) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ
Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области (далее - УГАДН по Амурской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Туристическая фирма "Пять звезд" (далее - турфирма, общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы грубым нарушением обществом лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
Решением суда от 11.07.2011 заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 41 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, ООО "Туристическая фирма "Пять звезд" обратился с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, неполное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего спора.
По мнению заявителя жалобы, суд сделал необоснованный вывод об отсутствии существенных процессуальных нарушениях при производстве по делу об административном правонарушении.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель административного органа доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решение суда первой исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ТФ "Пять звезд" имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автобусами по территории Российский Федерации от 26.02.2010 АСС - 27 N 034860.
УГАДН по Амурской области проведена проверка соблюдения обществом лицензионных требований и условий по организации перевозки пассажиров на маршрутах общего пользования, в ходе которой 20.04.2011 в 19 часов 18 минут в г.Благовещенске на КПМ-1 (124 км автодороги "Подъезд к г. Благовещенску") установлено, что в период с 19 по 21 апреля 2011 года ООО "Туристическая фирма "Пять звёзд" в нарушение части 1 статьи 15, статей 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; пунктов 1.2.3.1, 2.2, 2.3.2, 4.1, 4.6, 5.1, 5.2.3, 5.2.4, 5.5, 5.7 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N2; пунктов 2.3.7, 2.4, 2.5.4, 2.6.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15; пункта 17 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200; пунктов 3, 12, 14, 16 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утверждённого приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 N 178; постановления Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19; подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637; пунктов 2.3.1.7, 2.3.1.9 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утверждённых постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 N 28; приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152; пункта 2.6.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15; пункта 86 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 и приложением N 23; пунктов 29, 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112; пункта 9 приложения N 23 к Правилам организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утверждённым приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 осуществляло предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров по межрегиональному маршруту "г.Хабаровск - г.Благовещенск - г.Хабаровск" (1 пассажир следовал из г.Хабаровска в г.Благовещенск по билетам, приобретённым в кассе автовокзала, и 2 - в обратном направлении по билетам, приобретённым в кассе пассажирского речного порта "Амурассо") на автобусе DAEWOO ВН120F гос. номер А 222 PH 27RUS с нарушениями (в том числе с грубыми нарушениями) требований и условий, предусмотренных лицензией АСС-27 N 034860.
В акте проверки на линии транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа от 20.04.2011 N 259, зафиксировано, что:
- перевозка осуществлялась по несуществующему (не открытому в установленном порядке) и не внесённому в реестр, ведущийся Министерством транспорта Российской Федерации, межрегиональному маршруту (комиссионным актом обследования от 26.10.2010 принято решение о возможности его открытия только после проведения реконструкции и до ведения отдельных участков дорог до нормативных требований);
- использование в пассажирской перевозке автобуса, не имеющего "одобрения типа транспортного средства", не отвечающего требованиям безопасности и не предназначенного для осуществления лицензируемой деятельности;
- не обеспечено проведение и допущены 20.04.2011 к выезду на линию водители Ю.А.Блинов и В.Б.Сафронов из г. Благовещенска без прохождения предрейсового медицинского осмотра;
- не обеспечено проведение и допущен 20.04.2011 к работе на линии автобус из г. Благовещенска без проведения предрейсового технического осмотра;
- не обеспечено проведение 21.04.2011 водителям Ю.А.Блинов и В.Б.Сафронов в г. Благовещенске послерейсового медицинского осмотра (прибытие примерно в 4 часа);
- допущены нарушения в оформлении путевого листа N 512 (не проставлены показания одометра при выезде автобуса с постоянной стоянки 19.04.2011 в г.Хабаровске; отметка о проведении предрейсового медицинского осмотра в г. Хабаровске 19.04.2011 проставлена медицинским работником без указания имени и отчества);
- водители Ю.А.Блинов и В.Б.Сафронов не обеспечены графиком движения на маршруте в период с 19 по 21 апреля 2011 с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, места хранения и технического обслуживания автобуса в г. Благовещенске;
- не обеспечено диспетчерское обслуживание водителей Ю.А.Блинов и В.Б.Сафронов на автовокзале г. Благовещенска с проставлением в путевом листе соответствующих отметок о прибытии 21.04.2011 в г. Благовещенск и отправлении 10.04.2011 в 18 часов по маршруту в г. Хабаровск;
- не обеспечено прибытие 20.04.2011 автобуса в г. Благовещенск на автовокзал и отправление 20.04.2011 в 18 часов автобуса по маршруту из г.Благовещенска с автовокзала (место посадки пассажиров в г.Благовещенске на территории пассажирского речного порта "Амурассо" не согласовано с органами ГИБДД - на схеме маршрута отсутствует соответствующая отметка);
- не обеспечена продажа билетов в г.Благовещенске для отправления в г.Хабаровск 20.04.2011 в кассах автовокзала (пассажирский речной порт "Амурассо", в кассе которого в соответствии с договором от 05.04.2011 реализуются билеты, не является автовокзалом и не отвечает требованиям, предъявляемым к автовокзалам приказом Минтранса РФ от 01.11.2010 N 234);
- допущены нарушения внешнего оформления автобуса (отсутствие указателя маршрута над лобовым стеклом или в верхней части лобового стекла (указатель маршрута "Благовещенск - Хабаровск" расположен в нижней части лобового стекла), а также на правой стороне кузова и на заднем окне транспортного средства).
По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 13.05.2011 N 333-лиу/Ц.
Поскольку в силу статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, относится к компетенции суда, административный орган с целью привлечения ООО "Туристическая фирма "Пять звезд" к административной ответственности обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия оснований для освобождения его от административной ответственности по причине его малозначительности.
Апелляционная инстанция поддерживает данные выводы.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено определение лицензии, как специального разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под "лицензионными требованиями и условиями" понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию.
Подпунктом "б" пункта 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В силу статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Согласно статье 4 Закона от 10.11.1995 N 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, изложены в "Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637 и определяются в выдаваемой лицензии. В силу требований настоящего Положения, лицензиат обязан соблюдать установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров, по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров, обеспечивать наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозки пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации (пункты 4б, 4в, 4з Положения).
В силу пункта 5 Положения о лицензировании перевозок грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий является, в том числе использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.
Использование ООО "Туристическая фирма "Пять звезд" транспортного средства, не допущенного в установленном порядке к эксплуатации и не прошедшего предрейсового технического осмотра, является грубым нарушением лицензионных требований и условий, данное деяние необходимо квалифицировать по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Иные нарушения лицензионных требований и условий образуют состав правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ).
Правонарушение подтверждается актом проверки, путевыми листами, объяснениями водителя и пассажира, протоколом об административном правонарушении и другими документами.
Таким образом, административный орган правомерно расценил бездействие общества как административное правонарушение и обоснованно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции находит доказанным совершение указанных в протоколе административных правонарушений, ответственность за которые в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ назначается в пределах санкции одного правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
При назначении административного наказания судом первой инстанции учтено: степень вины ООО "Туристическая фирма "Пять звезд", характер совершенного правонарушения и меру применяемой к нему ответственности, наличие отягчающего ответственность обстоятельства (общество ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение), отсутствие смягчающих вину обстоятельств.
Ссылка подателя жалобы на нарушения его прав судом первой инстанции, выразившиеся в отклонении ходатайства общества об отложении судебного разбирательства и рассмотрении заявления в отсутствие его представителя, несостоятельна.
Исходя из содержания части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства является правом арбитражного суда, а не его обязанностью, доводы, положенные в обоснование ходатайства стороны об отложении рассмотрения дела оцениваются судом с точки зрения уважительности причин для отложения судебного разбирательства.
По мнению суда апелляционной инстанции, обществом не представлено доказательств, каким образом невозможность направления конкретного представителя в судебное заседание препятствовала представлять интересы общества любому иному лицу, уполномоченному на то турфирмой, на основании статьи 59 АПК и повлекла невозможность для общества направить отзыв на заявление по существу заявленных административным органом требований и нарушение принципа состязательности сторон.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь частью 4.1 статьи 206, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.07.2011 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-2037/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2037/2011
Истец: Управление госавтодорнадзора по Амурсккой области, Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ООО Туристическая фирма "Пять звезд"
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-388/12
23.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-388/12
16.11.2011 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6241/11
05.10.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3844/11