г. Москва
06 октября 2011 г. |
N 09АП-23108/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 г..
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2011 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей:
Пронниковой Е.В., Захарова С.Л.
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
при участии:
от заявителя:
Глазунова В.М. по дов. от 01.02.2011
от ответчика:
Толстых Т.А. по дов. от 28.02.2011
от третьих лиц:
не явились; извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ИП Хомич В.Ф. на решение Арбитражного суда г.Москвы от 28 июля 2011 года по делу N А40-13616/11-122-38 судьи Ананьиной Е.А.
по заявлению ИП Хомич ВФ (ОГРН 310774633500165, 115093, г.Москва, ул.Серпуховская Б., д.31, корп.3, кв.417)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третьи лица: 1) ГПБУ г. Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по ЮВАО г. Москвы"; 2) Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы; 3) Департамент культурного наследия города Москвы о признании незаконным отказа, обязании утвердить схему расположения земельного участка и подготовить проект договора аренды земельного участка
установил:
Арбитражный суд г. Москвы решением от 28.07.2011 отказал в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Хомич В.Ф. о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы от 11 ноября 2010 г. N 33-5Т4-1882/9-(0)-1, об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка площадью 0,3108 га с адресными ориентирами: г.Москва, ул. Старые Кузьминки, вл. 11 на кадастровой карте (плане) территории, а также об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы в месячный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка подготовить проект договора аренды земельного участка площадью 0,3108 га с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Старые Кузьминки, вл. 11 и направить его Хомичу В.Ф. с предложением о его заключении отказал.
При этом суд исходил из того, что заявителем не доказано нарушение его прав, а основания для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 11 ноября 2010 г. N 33-5Т4-1882/9-(0)-1 отсутствуют.
Не согласившись с принятым решением, индивидуальный предприниматель Хомич В.Ф. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование доводов жалобы на то, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, установленных обстоятельств, а также доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, Хомич В.Ф. является собственником здания площадью 452,5 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кузьминки Старые, д.11, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права серии 77 АВ N 675010 от 05 апреля 2005 г. (т. 1 л.д. 24).
Спорный земельный участок находится в границах природно-исторического парка "Кузьминки-Люблино", созданного с соответствие с постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2006 г. N 111-ПП "О создании природно-исторического парка "Кузьминки-Люблино" и постановлением Правительства Москвы от 26 марта 2002 г. N209-ПП "О проекте планировки территории "Кузьминки-Люблино" и дальнейшем развитии природного и историко-рекреационного комплекса "Кузьминки-Люблино".
Природно-исторический парк "Кузьминки-Люблино" относится к особо охраняемой природной территории города Москвы, о чем имеется соответствующий паспорт, утвержденный Министром Правительства Москвы, Руководителем Департамента природопользования и охраны окружающей среды от 22 января 2007 г. Земельный участок, отведенный под природно-исторический парк "Кузьминки-Люблино", предоставлен в постоянное (бессрочное) пользования ГПБУ г. Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по ЮВАО г. Москвы", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77АМ N 464969.
До настоящего времени не прекращено право постоянного (бессрочного) пользования парка земельным участком.
30 декабря 2009 г. заявитель обратился в службу "Одного окна" Департамента земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о выдаче распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории (т. 1 л.д. 28).
Письмом от 11 ноября 2010 г. за N 33-5Т4-1882/9-(0)-1 заявителю отказано в выдаче запрашиваемого документа на том основании, что земельный участок по адресу: г. Москва, Старые Кузьминки, вл. 11 накладывается на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0004006:1019 (оформлено право постоянного (бессрочного) пользования от 26 октября 2010 г. с ГПБУ г. Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по ЮВАО г. Москвы"). Заявителю также сообщено, что для утверждения схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Старые Кузьминки, вл. 11 необходимо прекратить право пользования земельным участком ГУ "Главное управление охраны памятников г.Москвы" (т. 1 л.д. 42).
Заявитель, считая данный отказ неправомерным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Правильно определив характер спорных правоотношений, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующими положениями земельного законодательства
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно абз.2 ч.1ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Права на землю, в соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям особо охраняемых территорий, согласно п. 1 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, правомерно исходил из положений ст.14 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых территориях в городе Москве" (в ред. Закона г. Москвы от 10.02.2010 N5), которым установлено, что расположенные на особо охраняемых территориях организации могут осуществлять лишь разрешенные виды использования земельного участка, не нарушающие режим особо охраняемой территории.
В границах особо охраняемой территории земельные участки могут быть по решению Правительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам в рекреационных, физкультурно-оздоровительным, культурно-просветительных целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой территории (ч.2).
Предоставление земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий гражданам и юридическим лицам в собственность, постоянное (бессрочное) пользование (кроме учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий) не допускается(ч.3).
Распоряжение правами пользования земельным участком особо охраняемой природной территории (залог, продажа права аренды, субаренда и другие) не допускается(ч.4).
Реализация проектов размещения и реконструкции объектов капитального строительства в границах особо охраняемых природных территорий допускается в физкультурно-оздоровительных, спортивных, эколого-просветительских и рекреационных целях в соответствии с режимами охраны и использования особо охраняемой природной территории, установленными положением об особо охраняемой природной территории, утвержденным проектом планировки особо охраняемой природной территории, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы(ч.7).
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляет город Москва.
От имени города Москвы Правомочия собственника земельных участков осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Положением о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы N 949-ПП от 30.10.2007 г., предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы (п. 1.1).
Из смысла указанных норм следует, что исполнительным органом государственной власти в смысле пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в городе Москве является Департамент земельных ресурсов г. Москвы.
При разрешении заявленных требований суд первой инстанции обоснованно указал на то, что спорный земельный участок является частью земельного участка, находящегося в пользовании другого землепользователя (ГПБУ г. Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по ЮВАО г. Москвы"), а Правительством Москвы решение в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Старые Кузьминки, д. 11, принято не было.
Сам же Департамент земельных ресурсов г. Москвы не имеет полномочий по принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, отнесенных к особо охраняемым природным территориям г. Москвы.
Основываясь на анализе правильно установленных обстоятельств, представленных сторонами доказательств и действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к общему выводу о том, что обжалуемый отказ Департамента земельных ресурсов в выпуске распоряжения об утверждении схемы расположения спорного земельного участка не противоречит приведенным выше положениям законодательства и не нарушает прав заявителя.
Ввиду изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая оценка всем доказательствам, правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены не имеется.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28 июля 2011 года по делу N А40-13616/11-122-38 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-13616/2011
Истец: ИП Хомич Владислав Феликсович, Хомич Владислав Феликсович
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Г. МОСКВЫ, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: ГПБУ г. Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по ЮВАО г. Москвы", ГПБУ г. Москвы Управление особо охраняемыми природными территориями по ЮВАО г. Москвы ", Департамент культурного наследия, Департамент культурного наследия города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы