г. Владимир
"03" октября 2011 г. |
Дело N А11-1009/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.10.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Кузнецова В.И., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владимира,
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.06.2011 по делу N А11-1009/2011, принятое судьей Мокрецовой Т.М.,
по заявлению потребительского ипотечного кооператива "Строим вместе" (ИНН 3328304894, ОГРН 1033302025569), г.Владимир, о признании незаконным и отмене решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира от 31.12.2010 N 20971, N 20972, N 20973.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владимира - Палагута С.Б. по доверенности от 11.01.2011 N 03-17 сроком действия до 01.01.2012;
от потребительского ипотечного кооператива "Строим вместе" - Егикян С.В., председатель, на основании протокола от 19.02.2005 N 4.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владимира (далее по тексту - Инспекция) в соответствии со статьёй 82 Налогового кодекса Российской Федерации, проведя мероприятия налогового контроля в отношении деклараций по налогу на прибыль за 2007, 2008, 2009 годы, представленных потребительским ипотечным кооперативом "Строим вместе" (далее по тексту - Кооператив) 11.11.2010, обнаружила факты нарушения сроков их подачи в налоговый орган (за 2007 год срок представления 28.03.2008, за 2008 - 30.03.2009, за 2009 год - 29.03.2010), о чём составила соответствующие акты от 25.11.2010 N 12607, 12608, 12609.
Заместитель начальника Инспекции 31.12.2010 принял решения N 20971, N 20972, N 20973 о привлечении Кооператива к налоговой ответственности, предусмотренной статьёй 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафов в сумме 1000 рублей по каждому решению.
При этом Инспекцией исследованы смягчающие ответственность обстоятельства, но размеры штрафных санкций не уменьшены, поскольку представляют собой минимальную сумму, установленную статьёй 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кооператив обжаловал рассматриваемые решения в Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области, которое 24.03.2011 приняло решение N 13-15-05/3003@, оставив жалобу Кооператива без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, Кооператив обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании решений Инспекции недействительными.
Решением от 29.06.2011 заявленные требования удовлетворены в части. Сумма штрафа по каждому решению определена судом в размере 100 рублей.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на неправильное применение статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кооператив отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании его руководитель просил оставить решение суда без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учёта налоговые декларации (расчёты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведённых расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль организаций и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчётного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определённом настоящей статьей.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощённой форме по истечении налогового периода.
В соответствии с пунктом 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации (налоговые расчёты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом в силу пункта 1 статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признаётся календарный год.
Таким образом, декларация по спорному налогу за 2007 год подлежала представлению в налоговый орган не позднее 28.03.2008, за 2008 год - не позднее 30.03.2009 (28.03.2009 - выходной день), за 2009 год - не позднее 29.03.2010 (28.03.2010 - выходной день).
Вместе с тем соответствующие декларации с нулевыми показателями Кооператив представил в Инспекцию 11.11.2010, то есть с нарушением сроков.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта в соответствии со статьёй 119 Налогового кодекса Российской Федерации влечёт взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
В данном случае факт совершения Кооперативом налоговых правонарушений подтверждён материалами дела и по существу им не оспорен, в связи с чем вывод Инспекции о наличии в действиях Кооператива состава налогового правонарушения, предусмотренного статьёй 119 Налогового кодекса Российской Федерации, является правомерным.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено нарушений процедуры принятия оспариваемых решений.
В соответствии со статьёй 112 Налогового кодекса Российской Федерацией Инспекция, вынося оспариваемые решения, исследовала наличие смягчающих ответственность обстоятельств и сослалась на невозможность их применения, так как статьёй 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлен минимальный размер санкции в 1000 рублей.
В статье 112 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, который не является исчерпывающим.
Согласно пункту 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьёй настоящего Кодекса.
Из пункта 19 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, в связи с чем по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершённого правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) размер взыскания может быть уменьшен и более чем в два раза.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные Кооперативом доказательства и приведённые им доводы, учитывая характер совершённого налогового правонарушения, смягчающие ответственность обстоятельства (добросовестность Кооператива как налогоплательщика; отсутствие умысла; совершение правонарушения впервые; статус организации как некоммерческой; отсутствие задолженности перед бюджетом на протяжении всего периода осуществления деятельности (10 лет); финансовое положение Кооператива; вид осуществляемой им деятельности; несоразмерность налагаемого штрафа характеру, обстоятельствам и последствиям совершённого налогового правонарушения; отсутствие негативных последствий для бюджета ввиду нулевых показателей в декларациях), на основании положений пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации пришёл к обоснованному выводу о том, что размеры начисленных Инспекцией штрафов подлежат уменьшению до 100 рублей, в связи с чем правомерно признал решения Инспекции от 31.12.2010 N 20971, N 20972, N 20973 недействительными в части установления размеров штрафных санкций в сумме 900 рублей по каждому решению.
Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.06.2011 по делу N А11-1009/2011 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владимира оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
В.И. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-1009/2011
Истец: ПИК "Строим вместе", Потребительский ипотечный кооператив "Строим вместе"
Ответчик: ИФНС России по Ленинскому району г. Владимира, ИФНС России по Ленинскому р-ну г.Владимира