Государственный контроль за приобретением акций российских
открытых акционерных обществ
Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон об акционерных обществах и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"*(1) (далее - Закон N 7-ФЗ) ввел в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) главу XI.1, устанавливающую требования к порядку приобретения более 30% акций российских открытых акционерных обществ (далее - акционерные общества). Смысл появления в корпоративном праве новых норм состоит в том, чтобы вывести процесс поглощений и вытеснений из тени, сделать его более открытым и регулируемым, защитив, тем самым, с одной стороны, права и интересы мелких акционеров (миноритариев), а с другой - крупных (мажоритариев). Кроме того, по замыслу законодателя, новые нормы Закона об акционерных обществах должны были стать серьезным барьером на пути враждебных поглощений акционерных обществ и так называемых рейдерских захватов собственности.
Теперь лицо, которое имеет намерение приобрести более 30% общего количества голосующих акций акционерного общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, вправе направить в акционерное общество публичную оферту, адресованную акционерам - владельцам акций соответствующих категорий (типов), о приобретении принадлежащих им акций акционерного общества - добровольное предложение (ст. 84.1). При этом лицо, направившее добровольное предложение, не позднее чем через 30 дней с момента истечения срока принятия добровольного предложения обязано представить отчет об итогах принятия такого предложения (ст. 84.3). Лицо, которое приобрело более 30% общего количества голосующих акций акционерного общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг - обязательное предложение (ст.84.2). При этом лицо, направившее обязательное предложение, не позднее чем через 30 дней с момента истечения срока принятия обязательного предложения обязано представить отчет об итогах принятия такого предложения (ст.84.3). Лицо, которое в результате добровольного или обязательного предложения стало владельцем более 95% общего количества голосующих акций акционерного общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции акционерного общества, а также эмиссионные ценные бумаги (далее - ценные бумаги), конвертируемые в такие акции акционерного общества, по требованию их владельцев. При этом такое лицо в течение 35 дней с момента приобретения соответствующей доли ценных бумаг обязано направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкуп ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права - уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг (ст.84.7). Лицо, которое в результате добровольного или обязательного предложения стало владельцем более 95% общего количества голосующих акций акционерного общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, вправе выкупить у акционеров - владельцев голосующих акций акционерного общества, а также у владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции акционерного общества, указанные ценные бумаги. При этом такое лицо в течение шести месяцев с момента истечения срока принятия добровольного предложения или обязательного предложения, в результате которого было приобретено не менее чем 10% общего количества акций акционерного общества, вправе направить в акционерное общество требование о выкупе указанных ценных бумаг - требование о праве выкупа ценных бумаг (ст. 84.8).
Учитывая важность процесса слияний и вытеснений для отечественной корпоративной практики, Законом об акционерных обществах процедура приобретения акций акционерных обществ не только детально регламентируется, но и поставлена под строгий государственный контроль. В статье 84.9 Закона об акционерных обществах в качестве государственного органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля в сфере приобретения крупных пакетов акций акционерных обществ, определен федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Как известно, в настоящее время таковым является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). Согласно ст. 84.9 Закона об акционерных обществах ФСФР России не только уполномочена на осуществление контроля за приобретением крупных пакетов акций акционерных обществ, но вправе самостоятельно устанавливать требования к порядку представления добровольного или обязательного предложения, уведомления о праве требовать выкуп ценных бумаг и требования о выкупе ценных бумаг. Также в соответствии со ст. 84.3 Закона об акционерных обществах ФСФР России устанавливает требования к отчету об итогах принятия добровольного или обязательного предложения и порядку его представления. Поэтому в развитие норм гл. XI.1 Закона об акционерных обществах ФСФР России был издан приказ от 13 июля 2006 г. N 06-76/пз-н*(2), которым утверждено Положение о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30% акций открытых акционерных обществ (далее - Положение). В Положении конкретизированы требования Закона об акционерных обществах к порядку совершения отдельных действий при приобретении крупных пакетов акций акционерных обществ. В частности, Положением определены требования к порядку представления в ФСФР России: добровольного предложения; обязательного предложения; требования о выкупе эмиссионных ценных бумаг; отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения; уведомления о праве требовать выкуп ценных бумаг; требования о выкупе ценных бумаг; к содержанию отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения.
ФСФР России приступила к осуществлению полномочий в сфере государственного контроля за приобретением более 30% акций акционерных обществ после вступления в силу Положения, а именно с 1 сентября 2006 г. Первоначально полномочия по осуществлению государственного контроля за приобретением акций акционерных обществ находились исключительно в компетенции центрального аппарата ФСФР России. Вместе с тем в соответствии с Положением о ФСФР России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317, этот государственный орган осуществляет свою деятельность как непосредственно через центральный аппарат, так и через свои территориальные органы - региональные отделения ФСФР России (РО ФСФР России). Поэтому вполне естественно, что впоследствии функции по контролю за приобретением акций акционерных обществ были возложены также и на РО ФСФР России. При этом приказ ФСФР России от 21 ноября 2006 г. N 06-130/пз-н*(3) следующим образом разграничивает полномочия между ФСФР России и ее территориальными органами в этой сфере.
ФСФР России осуществляет государственный контроль за приобретением акций акционерных обществ:
являющихся эмитентами, включенными в Список эмитентов, регистрирующим органом для которых является ФСФР России, в том числе эмитентов, ценные бумаги которых обращаются на организованных фондовых рынках*(4);
являющихся кредитными организациями.
РО ФСФР России осуществляют государственный контроль за приобретением акций акционерных обществ, не отнесенных к компетенции ФСФР России. При этом в соответствии с приказом ФСФР России от 21 ноября 2006 г. N 06-130/пз-н РО ФСФР России осуществляют государственный контроль за приобретением акций акционерных обществ, местом нахождения которых являются территории, на которых территориальные органы ФСФР России осуществляют деятельность.
Приказом ФСФР России от 22 июня 2006 г. N 06-69/пз-н "О территориальных органах Федеральной службы по финансовым рынкам"*(5) определены территории, на которых осуществляют деятельность РО ФСФР России (см. таблицу).
N п/п |
Наименование территориального органа ФСФР России |
Территории, на которых осуществляет деятельность территориальный орган ФСФР России |
Местонахождение (город) территориального органа ФСФР России |
1 | Региональное отделение ФСФР России в Центральном федеральном округе (РО ФСФР России в ЦФО) |
Владимирская область Ивановская область Костромская область Московская область Рязанская область Смоленская область Тверская область Тульская Ярославская область город Москва город Байконур (Республика Казахстан) |
Москва |
2 | Региональное отделение ФСФР России в Северо-Западном федеральном округе (РО ФСФР России в СЗФО) |
Республика Карелия Республика Коми Архангельская область Вологодская область Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Новгородская область Псковская область Ненецкий автономный округ город Санкт-Петербург |
Санкт-Петербург |
3 | Региональное отделение ФСФР России в Южном федеральном округе (РО ФСФР России в СЗФО) |
Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Кабардино-Балкарская Республи- ка Карчаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия - Алания Чеченская Республика Ставропольский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область область |
Ростов-на-Дону |
4 | Региональное отделение ФСФР России в Приволжском федеральном округе (РО ФСФР России в ПриФО) |
Республика Марий Эл Республика Мордовия Чувашская Республика Кировская область Нижегородская область |
Нижний Новгород |
5 | Региональное отделение ФСФР России в Уральском федеральном округе (РО ФСФР России в УрФО) |
Курганская область Свердловская область Тюменская область Челябинская область Ханты-Мансийский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный ок- руг |
Екатеринбург |
6 | Региональное отделение ФСФР России в Сибирском федеральном округе (РО ФСФР России в СФО) |
Республика Алтай Алтайский край Кемеровская область Новосибирская область Омская область Томская область |
Новосибирск |
7 | Региональное отделение ФСФР России в Дальневосточном федеральном округе (РО ФСФР России в ДФО) |
Республика Саха (Якутия) Приморский край Хабаровский край Амурская область Камчатская область Магаданская область Сахалинская область Еврейская автономная область Корякский автономная округ Чукотский автономный округ |
Владивосток |
8 | Региональное отделение ФСФР России в ВосточноСибирском регионе (РО ФСФР России в ВСР) |
Республика Бурятия Иркутская область Читинская область Агинский Бурятский автономный округ Усть-Ордынский Бурятский авто- номный округ |
Иркутск |
9 | Региональное отделение ФСФР России в Волго-Камском регионе |
Республика Татарстан Удмуртская Республика Пермский край |
Казань |
10 | Региональное отделение ФСФР России в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России в ЮЗР) |
Белгородская область Брянская область Воронежская область Курская область Липецкая область Орловская область Тамбовская область |
Орел |
11 | Региональное отделение ФСФР России в Юго-Восточном регионе (РО ФСФР России в ЮВР) |
Республика Башкортостан Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Ульяновская область |
Самара |
12 | Региональное отделение ФСФР России в Прикубанском регионе (РО ФСФР России в ПР) |
Краснодарский край Республика Адыгея |
Краснодар |
13 | Региональное отделение ФСФР России в Центрально-Сибирском регионе (РО ФСФР России в ЦСР) |
Красноярский край Республика Тыва Республика Хакасия |
Красноярск |
Следует отметить, что в письме от 8 февраля 2007 г. N 07-ОВ-03/2427*(6) ФСФР России обращает внимание участников рынка ценных бумаг на следующее обстоятельство. В случае представления документов, направляемых в связи с приобретением более 30% акций акционерного общества в ФСФР России или РО ФСФР России, не в соответствии с разграничением полномочий, установленным приказом ФСФР России от 21 ноября 2006 г. N 06-130/пз-н, такие документы возвращаются заявителю без рассмотрения. Если такие документы представлены в ФСФР России до вступления в силу приказа ФСФР России от 21 ноября 2006 г. N 06-130/пз-н, и ФСФР России направила в адрес заявителя предписание о приведении их в соответствие с нормами Закона об акционерных обществах, то после выполнения данного требования они должны быть направлены в адрес ФСФР России. Далее рассмотрим порядок осуществления центральным аппаратом ФСФР России и РО ФСФР России (далее - контролирующие органы) контроля за приобретением акций акционерных обществ, установленный в ст. 84.9 Закона об акционерных обществах и Положении.
Общие требования к представлению документов в контролирующие органы
в связи с осуществлением действий, связанных с приобретением более 30%
акций акционерных обществ
В Положении установлено, что добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг, требование о выкупе ценных бумаг, отчет об итогах принятия добровольного или обязательного предложения, а также иные документы, представление которых необходимо в соответствии с требованиями ФСФР России, представляются в контролирующие органы на бумажных носителях. При этом к ним предъявляются следующие требования: документы должны быть пронумерованы, прошиты, заверены на прошивке подписью физического лица, представляющего соответствующие документы; если лицом, представляющим документы, является юридическое лицо, то документы должны быть скреплены печатью и заверены на прошивке подписью уполномоченного представителя этого юридического лица.
Помимо того, указанные выше документы должны представляться в контролирующие органы также и на магнитном носителе (носителях). При этом формат текста документов на магнитных носителях должен соответствовать требованиям, установленным ФСФР России. Однако сегодня требования к магнитным носителям и формату текстов этих документов, представляемых на магнитных носителях, не определен. Поэтому для выхода из данной ситуации имеет смысл, опираясь на Временные требования к магнитным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденные распоряжением ФКЦБ России от 15 августа 2003 г. N 03-1729/р, в качестве магнитного носителя информации использовать дискету 3,5", форматированную на IBM-совместимых компьютерах, а все файлы необходимо представлять в формате Rich Text Format в кодировке Windows (CP 1251) с расширением rtf. Тексты добровольного или обязательного предложения, уведомления о праве требовать выкуп ценных бумаг, требования о выкупе ценных бумаг, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения могут быть представлены в контролирующий орган в форме электронных документов. Указанные документы подписываются электронной цифровой подписью (подписями) в соответствии с условиями договора об использовании электронной цифровой подписи, заключенного с уполномоченной организацией, и требованиями нормативных правовых актов ФСФР России. При предоставлении электронных документов представление документов на бумажных и магнитных носителях не требуется. Требования к порядку представления электронных документов с электронной цифровой подписью (электронные документы) в ФСФР России определен приказом от 1 сентября 2004 г. N 04-442/пз-н*(7).
Документы, определенные в гл. XI.1 Закона об акционерных обществах и Положении, могут быть представлены в контролирующий орган несколькими способами. Во-первых, их может представить лично лицо, направляющее добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг, требование о выкупе ценных бумаг, или же его уполномоченный представитель. В этом случае документы вручаются сотруднику контролирующего органа, в должностные обязанности которого входит прием направляемых адресату документов, представляемых лично (уполномоченный сотрудник). Уполномоченный сотрудник, принимающий указанные документы, проверяет полномочия лица, вручающего их. При этом физическое лицо, вручающее документы, обязано предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, а также доверенность или иные документы, подтверждающие его полномочия. Датой представления документов в контролирующий орган является дата их вручения. Во-вторых, документы, касающиеся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, могут быть представлены в контролирующий орган почтовой связью заказным письмом или иным регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением отправителя о вручении адресату. Датой представления документов в контролирующий орган является дата вручения почтового отправления адресату под расписку.
При предоставлении добровольного или обязательного предложения, касающегося приобретения ценных бумаг, обращающихся на организованных рынках, уведомления о праве требовать выкуп ценных бумаг, требования о выкупе ценных бумаг, уполномоченный сотрудник обязан сделать отметку о дате представления соответствующих документов на экземпляре документа, остающемся у лица, вручившего соответствующие документы. В случае если представляемое в контролирующий орган добровольное или обязательное предложение касается приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованных рынках, вручается уполномоченному сотруднику, то он делает отметку о дате представления такого добровольного или обязательного предложения на экземпляре добровольного или обязательного предложения, остающемся у вручившего его лица, по требованию такого лица.
Особенности государственного контроля за действиями, совершаемыми в
связи с приобретением акций и иных ценных бумаг акционерного общества на
основании добровольного предложения
Из смысла ст. 84.1 Закона об акционерных обществах следует, что добровольное предложение - это публичная оферта, направляемая лицом, имеющим намерение приобрести более 30% общего количества голосующих акций акционерного общества (с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам), в адрес других владельцев голосующих акций о приобретении принадлежащих им акций акционерного общества. При этом добровольное предложение также может содержать сделанное владельцам ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции, предложение приобрести у них такие ценные бумаги.
Добровольное предложение направляется владельцам ценных бумаг через акционерное общество. Вместе с тем добровольное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, обращающихся на организованных фондовых рынках, до направления в акционерное общество представляется в контролирующий орган. Добровольное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованных фондовых рынках, представляется в контролирующий орган не позднее даты его направления в акционерное общество. В этой связи следует отметить, что датой представления документов в контролирующий орган является дата их вручения уполномоченному сотруднику или же дата вручения почтового отправления адресату под расписку. Поэтому добровольное предложение в отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованных фондовых рынках, направляется в акционерное общество только после его получения контролирующим органом.
Добровольное предложение должно быть составлено по форме, установленной в Приложении 1 к Положению. При этом добровольное предложение, представляемое в контролирующий орган, должно содержать следующую информацию:
имя или наименование лица, направившего добровольное предложение, а также сведения о его месте жительства или месте нахождения. В случае если лицом, направившим добровольное предложение, является юридическое лицо, то в добровольном предложении дополнительно указываются сведения обо всех лицах, которые: самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами имеют 20% и более голосов в высшем органе управления этого юридического лица; имеют 10% и более голосов в высшем органе управления этого юридического лица и зарегистрированы в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах). При этом представляется также информация о лицах, в интересах которых осуществляется владение акциями (долями) юридического лица, зарегистрированного на территории офшорной зоны;
имя или наименование акционеров акционерного общества, являющихся аффилированными лицами лица, направившего добровольное предложение;
число акций акционерного общества, принадлежащих лицу, направившему добровольное предложение, и его аффилированным лицам;
вид, категория (тип) и количество приобретаемых ценных бумаг;
предлагаемая цена приобретаемых ценных бумаг или порядок ее определения;
срок, порядок и форма оплаты ценных бумаг. Добровольным предложением может предусматриваться оплата приобретаемых ценных бумаг деньгами или другими ценными бумагами. При этом выбор формы оплаты ценных бумаг осуществляется владельцем приобретаемых ценных бумаг;
срок принятия добровольного предложения (срок, в течение которого заявление о продаже ценных бумаг должно быть получено лицом, направившим добровольное предложение), который не может быть менее чем 70 дней и более чем 90 дней с момента получения добровольного предложения акционерным обществом;
почтовый адрес, по которому должны направляться заявления о продаже ценных бумаг;
порядок передачи ценных бумаг и срок, в течение которого ценные бумаги должны быть зачислены на лицевой счет (счет депо) лица, направившего добровольное предложение;
сведения о лице, направившем добровольное предложение, подлежащие указанию в распоряжении о передаче ценных бумаг;
сведения о гаранте, предоставившем банковскую гарантию, и об условиях банковской гарантии.
Если лицо, направившее добровольное предложение, действует в интересах третьих лиц, но от своего имени, в добровольном предложении должно быть указано также имя или наименование лица, в интересах которого действует лицо, направившее добровольное предложение. При этом в отношении лица, в интересах которого действует лицо, направившее добровольное предложение, должны быть указаны следующие сведения:
имя или наименование лица, а также информация о его месте жительства или месте нахождения;
имя или наименование акционеров акционерного общества, являющихся аффилированными лицами этого лица;
число акций акционерного общества, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам.
В добровольном предложении могут быть указаны иные, не перечисленные выше сведения и условия, в том числе:
минимальное число ценных бумаг, в отношении которых должны быть поданы заявления о продаже;
адрес, по которому заявления о продаже ценных бумаг могут представляться лично;
планы лица, направившего добровольное предложение, в отношении акционерного общества, в том числе планы в отношении его работников.
Вместе с добровольным предложением в контролирующий орган представляются:
нотариально удостоверенная копия банковской гарантии. Банковская гарантия должна предусматривать обязательство гаранта уплатить прежним владельцам ценных бумаг цену проданных ценных бумаг в случае неисполнения лицом, направившим добровольное предложение, обязанности оплатить в срок приобретаемые ценные бумаги. Данная банковская гарантия не может быть отозвана, а также не может содержать указание на представление бенефициарами документов, которые не предусмотрены ст. 84.1 Закона об акционерных обществах. При этом срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев после истечения срока оплаты приобретаемых ценных бумаг, указанного в добровольном предложении;
опись представляемых документов.
Контролирующий орган рассматривает добровольное предложение и представленный вместе с ними комплект документов на предмет соответствия требованиям ст. 84.1 Закона об акционерных обществах и Положения в срок, не превышающий 15 дней с момента их представления. В течение этого периода времени контролирующий орган вправе направить лицу, направившему добровольное предложение, предписание о приведении добровольного предложения в соответствие с Законом об акционерных обществах и Положением (предписание).
Предписание направляется по основаниям, исключительный перечень которых определен в п. 4 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах, в том числе:
непредставление документов, необходимых для направления в акционерное общество добровольного предложения;
отсутствие в добровольном предложении всех необходимых сведений и условий;
несоответствие порядка определения цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг установленным требованиям, в том числе в случае обнаружения в течение шести месяцев, предшествующих дате представления документов в контролирующий орган, факта манипулирования ценами в отношении приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг, который привел к занижению цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг.
Предписание направляется почтовой связью заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается лицу, направившему добровольное предложение (лицу, уполномоченному лицом, направившим добровольное предложение), под роспись. Копия предписания направляется лицу, направившему добровольное предложение, также факсимильной связью и (или) по электронной почте. Контролирующий орган уведомляет о направлении предписания акционерное общество, в отношении ценных бумаг которого было представлено добровольное предложение, в письменной форме почтовой связью, а также посредством факсимильной связи и (или) по электронной почте. Информация о направлении предписания раскрывается на странице контролирующего органа в сети Интернет. Например, для этих целей на странице ФСФР России создан специальный раздел "Поглощения и вытеснения"- http://www.ffms.ru/catalog.asp?ob_no=37623. В этом разделе размещается информация обо всех направленных ФСФР России предписаниях, касающихся контроля за приобретением акций акционерных обществ. Аналогичным образом раскрывают информацию о направлении предписания и РО ФСФР России. Например, РО ФСФР России в ЮЗР размещает подобную информацию на своем сайте в сети Интернет - http://fsfr.orel.ru/poglosh/napr_predpisaniy.htm.
Если по истечении 15 дней с момента представления в контролирующий орган добровольного предложения о приобретении ценных бумаг, обращающихся на организованных фондовых рынках, предписание не направлено, то лицо, намеревающееся подать такое добровольное предложение, вправе направить его в акционерное общество. При направлении контролирующим органом предписания в отношении добровольного предложения, касающегося приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованных фондовых рынках, лицо, направившее предложение в акционерное общество, обязано его отозвать, в том числе путем направления в акционерное общество нового добровольного предложения, или обжаловать предписание в арбитражном суде. При этом новое добровольное предложение может быть направлено в акционерное общество не ранее даты его представления в контролирующий орган. В случае отзыва добровольного предложения заявления владельцев о продаже принадлежащих им ценных бумаг, полученные лицом, направившим такое предложение, считаются не поступившими.
Контролирующий орган в случае пропуска срока направления предписания вправе обратиться в арбитражный суд, расположенный по месту нахождения акционерного общества, с иском о приведении добровольного предложения в соответствие с требованиями ст. 84.1 Закона об акционерных обществах. Основания для этого установлены в п. 4 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах и аналогичны основаниям для направления предписания, описанным выше.
В соответствии со ст. 84.4 Закона об акционерных обществах лицо, направившее добровольное предложение, вправе внести в него изменения. Такие изменения представляются в контролирующий орган лицом, которое вносит указанные изменения, не позднее даты направления соответствующих изменений в акционерное общество. При этом порядок представления изменений в добровольное предложение в контролирующий орган аналогичен порядку представления добровольного предложения. Представляемые в контролирующий орган изменения, внесенные в добровольное предложение, должны быть составлены согласно Приложению 2 к Положению. При этом изменения к добровольному предложению, представляемые в контролирующий орган, должны содержать следующую основную информацию:
имя или наименование лица, направившего добровольное предложение, а также сведения о его месте жительства или месте нахождения;
контактная информация для связи с лицом, направляющим добровольное предложение;
сведения об акционерном обществе, в отношении ценных бумаг которого направляется добровольное предложение;
сведения о лице, направившем добровольное предложение о приобретении ценных бумаг акционерного общества;
сведения об изменениях, вносимых в добровольное предложение о приобретении ценных бумаг;
сведения об основаниях для внесения изменений в добровольное предложение о приобретении ценных бумаг акционерного общества.
Если изменения, внесенные в добровольное предложение, касаются увеличения цены приобретаемых ценных бумаг, вместе с указанными изменениями в контролирующий орган представляется нотариально удостоверенная копия банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств по такому предложению в полном объеме с учетом увеличения цены приобретаемых ценных бумаг.
Контролирующий орган рассматривает изменения, внесенные в добровольное предложение в срок, не превышающий 15 дней с даты их представления. В течение этого времени контролирующий орган вправе выдать лицу, направившему изменения в добровольное предложение, предписание о приведении добровольного предложения с внесенными в него изменениями в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах (предписание).
В случае направления контролирующим органом предписания лицо, направившее добровольное предложение в акционерное общество, обязано отозвать внесенные в него изменения, в том числе путем направления в акционерное общество новых изменений, вносимых в добровольное предложение, или обжаловать предписание в арбитражном суде. При этом новые изменения, внесенные в добровольное предложение, могут быть направлены в акционерное общество не ранее даты их представления в контролирующий орган. В случае отзыва изменений, внесенных в добровольное предложение, в связи с направлением контролирующим органом предписания, такое предложение считается сделанным всем владельцам приобретаемых ценных бумаг акционерного общества без учета указанных изменений.
В соответствии с п. 9 ст. 84.3 Закона об акционерных обществах лицо, направившее добровольное предложение, не позднее чем через 30 дней с момента истечения срока принятия добровольного предложения обязано направить в акционерное общество и контролирующий орган отчет об итогах принятия добровольного предложения.
Отчет об итогах принятия добровольного предложения должен быть составлен согласно Приложению 3 к Положению. При этом он должен содержать следующие основные сведения:
имя или наименование лица, направившего добровольное предложение, а также сведения о его месте жительства или месте нахождения;
контактная информация для связи с лицом, направляющим добровольное предложение;
сведения об акционерном обществе, в отношении ценных бумаг которого направлялось добровольное предложение;
сведения о лице, направлявшем добровольное предложение о приобретении ценных бумаг акционерного общества;
сведения об акционерах, являющихся аффилированными лицами лица, направлявшего добровольное предложение о приобретении ценных бумаг акционерного общества; сведения о суммарном количестве акций акционерного общества, принадлежащих лицу, направлявшему добровольное предложение, и его аффилированным лицам, с учетом акций, приобретенных на основании добровольного предложения;
сведения об итогах принятия добровольного предложения о приобретении ценных бумагах акционерного общества;
сведения о возмещении лицом, направившим добровольное предложение, расходов акционерного общества, связанных с направлением добровольного предложения владельцам приобретаемых ценных бумаг.
Если на дату направления отчета об итогах принятия добровольного предложения не истек срок оплаты приобретаемых ценных бумаг и (или) срок, в течение которого приобретаемые ценные бумаги должны быть зачислены на лицевой счет (счет депо) лица, направившего добровольное предложение, лицо, направившее добровольное предложение, не позднее чем через 30 дней с момента истечения указанного срока обязано направить в акционерное общество и контролирующий орган отчет об итогах принятия добровольного предложения, содержащий уточненные сведения.
Особенности государственного контроля за действиями, совершаемыми в
связи с приобретением акций и иных ценных бумаг акционерного общества на
основании обязательного предложения
Из смысла ст. 84.2 Закона об акционерных обществах следует, что обязательное предложение - это публичная оферта, направляемая лицом, которое приобрело более 30% общего количества голосующих акций акционерного общества (с учетом акций, уже принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам), в адрес владельцев остальных акций голосующих акций и владельцам ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции акционерного общества.
Обязательное предложение направляется владельцам ценных бумаг через акционерное общество. Вместе с тем обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, обращающихся на организованных фондовых рынках, до направления в акционерное общество представляется в контролирующий орган. Обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованных фондовых рынках, представляется в контролирующий орган не позднее даты его направления в акционерное общество. Датой представления документов в контролирующий орган является дата их вручения уполномоченному сотруднику или же дата вручения почтового отправления адресату под расписку. Поэтому обязательное предложение в отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованных фондовых рынках, направляется в акционерное общество только после его получения контролирующим органом.
Обязательное предложение должно быть составлено по форме, установленной в Приложении 1 к Положению. При этом обязательное предложение, представляемое в контролирующий орган, должно содержать следующую информацию:
имя или наименование лица, направившего обязательное предложение, а также сведения о его месте жительства или месте нахождения. В случае, если лицом, направившим обязательное предложение, является юридическое лицо, в таком предложении дополнительно указываются сведения обо всех лицах, которые самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами имеют 20% и более голосов в высшем органе управления этого юридического лица; имеют 10% и более голосов в высшем органе управления этого юридического лица и зарегистрированы в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах). При этом представляется также информация о лицах, в интересах которых осуществляется владение акциями (долями) юридического лица, зарегистрированного на территории офшорной зоны;
имя или наименование акционеров акционерного общества, являющихся аффилированными лицами лица, направившего обязательное предложение;
число акций акционерного общества, принадлежащих лицу, направившему обязательное предложение, и его аффилированным лицам;
вид, категория (тип) приобретаемых ценных бумаг;
предлагаемая цена приобретаемых ценных бумаг или порядок ее определения, а также ее обоснование, в том числе сведения о соответствии предлагаемой цены приобретаемых ценных бумаг следующим требованиям. Цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам торгов организатора торговли на рынке ценных бумаг за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в контролирующий орган. Если ценные бумаги обращаются на торгах двух и более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, их средневзвешенная цена определяется по результатам торгов всех организаторов торговли на рынке ценных бумаг, где указанные ценные бумаги обращаются шесть и более месяцев. В случае если ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг или обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг менее шести месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги). Если в течение шести месяцев, предшествующих дате направления в акционерное общество обязательного предложения, лицо, направившее обязательное предложение, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести соответствующие ценные бумаги, цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже наибольшей цены, по которой указанные лица приобрели или приняли на себя обязанность приобрести эти ценные бумаги;
срок принятия обязательного предложения (срок, в течение которого заявление о продаже ценных бумаг должно быть получено лицом, направившим обязательное предложение), который не может быть менее чем 70 и более чем 80 дней с момента получения обязательного предложения акционерным обществом;
почтовый адрес, по которому должны направляться заявления о продаже ценных бумаг;
порядок передачи ценных бумаг, а также срок, в течение которого ценные бумаги должны быть зачислены на лицевой счет (счет депо) лица, направившего обязательное предложение. При этом указанный срок не может быть менее чем 15 дней с момента истечения срока принятия обязательного предложения;
срок оплаты ценных бумаг, который не может быть более чем 15 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) лица, направившего обязательное предложение;
порядок и форма оплаты ценных бумаг;
сведения о лице, направившем обязательное предложение, подлежащие указанию в распоряжении о передаче ценных бумаг;
сведения о гаранте, предоставившем банковскую гарантию, и об условиях банковской гарантии.
В обязательном предложении могут быть указаны планы лица, направившего обязательное предложение, в отношении акционерного общества, в том числе планы в отношении его работников, а также адрес, по которому заявления о продаже ценных бумаг могут представляться лично.
Вместе с обязательным предложением в контролирующий орган представляются:
нотариально удостоверенная копия банковской гарантии. Банковская гарантия должна предусматривать обязательство гаранта уплатить прежним владельцам ценных бумаг цену проданных ценных бумаг в случае неисполнения лицом, направившим обязательное предложение, обязанности оплатить в срок приобретаемые ценные бумаги. Данная банковская гарантия не может быть отозвана, а также не может содержать указание на представление бенефициарами документов, которые не предусмотрены гл. XI.1 Закона об акционерных обществах. При этом срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев после истечения срока оплаты приобретаемых ценных бумаг, указанного в обязательном предложении;
нотариально удостоверенная копия отчета (нотариально удостоверенная копия с копии отчета) независимого оценщика о рыночной стоимости приобретаемых ценных бумаг в случае, если рыночная стоимость приобретаемых ценных бумаг определялась независимым оценщиком;
нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих денежную оценку ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых ценных бумаг в случае, если указанная форма оплаты приобретаемых ценных бумаг предусматривается обязательным предложением:
документа, содержащего средневзвешенную цену ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых ценных бумаг, определенную по результатам торгов организатора торговли на рынке ценных бумаг за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в общество, если ценные бумаги, которыми может осуществляться оплата приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, обращаются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг не менее чем шесть месяцев. Указанный документ должен быть подписан уполномоченным лицом и заверен печатью организатора торговли на рынке ценных бумаг. В случае если ценные бумаги, которыми может осуществляться оплата приобретаемых ценных бумаг, обращаются на торгах двух или более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляются документы в отношении средневзвешенной цены указанных ценных бумаг, определенной на торгах каждого из таких организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
отчета независимого оценщика о рыночной стоимости ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых ценных бумаг, если указанные ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг или обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг менее чем шесть месяцев;
заверенная в установленном порядке копия документа, содержащего средневзвешенную цену приобретаемых ценных бумаг, определенную по результатам торгов организатора торговли на рынке ценных бумаг за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, если приобретаемые эмиссионные ценные бумаги обращаются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг не менее чем шесть месяцев. Указанный документ должен быть подписан уполномоченным лицом и заверен печатью организатора торговли на рынке ценных бумаг. Если приобретаемые эмиссионные ценные бумаги обращаются на торгах двух или более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляются документы в отношении средневзвешенной цены приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, определенной на торгах каждого из таких организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
документ, содержащий наибольшую цену и дату совершения последней сделки, по которой в течение шести месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в акционерное общество, лицо, направляющее обязательное предложение, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести приобретаемые на основании обязательного предложения эмиссионные ценные бумаги по такой цене, или указание на то, что упомянутые лица в течение указанного срока не приобретали и не принимали на себя обязанности приобрести соответствующие эмиссионные ценные бумаги. Указанный документ должен быть подписан лицом, направляющим обязательное предложение, а если таким лицом является юридическое лицо, - подписан уполномоченным лицом и заверен печатью указанного юридического лица;
опись представляемых документов.
Контролирующий орган рассматривает обязательное предложение и представленный вместе с ними комплект документов на предмет соответствия требованиям ст. 84.2 Закона об акционерных обществах и Положения в срок, не превышающий 15 дней с момента их представления. В течение этого времени контролирующий орган вправе направить лицу, направившему обязательное предложение, предписание о приведении обязательного предложения в соответствие с Законом об акционерных обществах и Положением (предписание). Предписание направляется по основаниям, исключительный перечень которых определен в п. 4 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах, в том числе:
непредставление документов, необходимых для направления в акционерное общество обязательного предложения;
отсутствие в обязательном предложении всех необходимых сведений и условий;
несоответствие порядка определения цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг установленным требованиям, в том числе в случае обнаружения в течение шести месяцев, предшествующих дате представления документов в контролирующий орган, факта манипулирования ценами в отношении приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг, который привел к занижению цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг.
Предписание направляется почтовой связью заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается лицу, направившему обязательное предложение (лицу, уполномоченному лицом, направившим обязательное предложение), под роспись. Копия предписания направляется лицу, направившему обязательное предложение, также факсимильной связью и (или) по электронной почте. Контролирующий орган уведомляет о направлении предписания акционерное общество, в отношении ценных бумаг которого было представлено обязательное предложение, в письменной форме почтовой связью, а также посредством факсимильной связи и (или) по электронной почте. Аналогичные ситуации с добровольным предложением информация о направлении предписания раскрываются на странице контролирующего органа в сети Интернет.
Если по истечении 15 дней с момента представления в контролирующий орган обязательного предложения о приобретении ценных бумаг, обращающихся на организованных фондовых рынках, предписание не направлено, то лицо, намеревающееся подать такое предложение, вправе направить его в акционерное общество. При направлении контролирующим органом предписания в отношении обязательного предложения, касающегося приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованных фондовых рынках, лицо, направившее предложение в акционерное общество, обязано его отозвать, в том числе путем направления в акционерное общество нового обязательного предложения, или обжаловать предписание в арбитражном суде. При этом новое обязательное предложение может быть направлено в акционерное общество не ранее даты его представления в контролирующий орган. В случае отзыва обязательного предложения заявления владельцев о продаже принадлежащих им ценных бумаг, полученные лицом, направившим такое предложение, считаются не поступившими.
Контролирующий орган в случае пропуска срока направления предписания вправе обратиться в арбитражный суд, расположенный по месту нахождения акционерного общества, с иском о приведении добровольного предложения в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах. Основания для этого установлены в п. 4 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах и аналогичны основаниям для направления предписания, описанным выше.
В соответствии со ст. 84.4 лицо, направившее обязательное предложение, вправе внести в него изменения. Такие изменения представляются в контролирующий орган лицом, которое вносит указанные изменения, не позднее даты направления соответствующих изменений в акционерное общество. При этом порядок представления изменений в обязательное предложение в контролирующий орган аналогичен порядку представления обязательного предложения. Представляемые в контролирующий орган изменения, внесенные в обязательное предложение, должны быть составлены согласно Приложению 2 к Положению. При этом изменения к обязательному предложению, представляемые в контролирующий орган, должны содержать следующую основную информацию:
имя или наименование лица, направившего обязательное предложение, а также сведения о его месте жительства или месте нахождения;
контактная информация для связи с лицом, направляющим обязательное предложение;
сведения об акционерном обществе, в отношении ценных бумаг которого направляется обязательное предложение;
сведения о лице, направившем обязательное предложение о приобретении ценных бумаг акционерного общества;
сведения об изменениях, вносимых в обязательное предложение о приобретении ценных бумаг;
сведения об основаниях для внесения изменений в обязательное предложение о приобретении ценных бумаг акционерного общества.
В случае если изменения, внесенные в обязательное предложение, касаются увеличения цены приобретаемых ценных бумаг, вместе с указанными изменениями в контролирующий орган представляется нотариально удостоверенная копия банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств по такому предложению в полном объеме с учетом увеличения цены приобретаемых ценных бумаг.
Контролирующий орган рассматривает изменения, внесенные в обязательное предложение в течение 15 дней с даты их представления. В течение этого периода времени контролирующий орган вправе выдать лицу, направившему изменения в обязательное предложение, предписание о приведении такого предложения с внесенными в него изменениями в соответствие с Законом об акционерных обществах (предписание).
В случае направления контролирующим органом предписания лицо, направившее обязательное предложение в акционерное общество, обязано отозвать внесенные в него изменения, в том числе путем направления в акционерное общество новых изменений, вносимых в обязательное предложение, или обжаловать предписание в арбитражном суде. При этом новые изменения, внесенные в обязательное предложение, могут быть направлены в акционерное общество не ранее даты их представления в контролирующий орган. В случае отзыва изменений, внесенных в обязательное предложение, в связи с направлением контролирующим органом предписания, такое предложение считается сделанным всем владельцам приобретаемых ценных бумаг акционерного общества без учета указанных изменений.
В соответствии с п. 9 ст. 84.3 Закона об акционерных обществах лицо, направившее обязательное предложение, не позднее чем через 30 дней с момента истечения срока его принятия обязано направить в акционерное общество и контролирующий орган отчет об итогах принятия обязательного предложения.
Отчет об итогах принятия обязательного предложения должен быть составлен согласно Приложению 3 к Положению. При этом он должен содержать следующие основные сведения:
имя или наименование лица, направившего обязательное предложение, а также сведения о его месте жительства или месте нахождения;
контактная информация для связи с лицом, направляющим обязательное предложение;
сведения об акционерном обществе, в отношении ценных бумаг которого направлялось обязательное предложение;
сведения о лице, направлявшем обязательное предложение о приобретении ценных бумаг акционерного общества;
сведения об акционерах, являющихся аффилированными лицами лица, направлявшего обязательное предложение о приобретении ценных бумаг акционерного общества;
сведения о суммарном числе акций акционерного общества, принадлежащих лицу, направлявшему обязательное предложение, и его аффилированным лицам, с учетом акций, приобретенных на основании обязательного предложения;
сведения об итогах принятия обязательного предложения о приобретении ценных бумагах акционерного общества;
сведения о возмещении лицом, направившим обязательное предложение, расходов акционерного общества, связанных с направлением обязательного предложения владельцам приобретаемых ценных бумаг.
Если на дату направления отчета об итогах принятия обязательного предложения не истек срок оплаты приобретаемых ценных бумаг и (или) срок, в течение которого приобретаемые ценные бумаги должны быть зачислены на лицевой счет (счет депо) лица, направившего обязательное предложение, лицо, направившее добровольное предложение, не позднее чем через 30 дней с момента истечения указанного срока обязано направить в акционерное общество и контролирующий орган отчет об итогах принятия добровольного предложения, содержащий уточненные сведения.
Особенности государственного контроля над действиями, совершаемыми в
связи с выкупом лицом, которое приобрело более 95% акций акционерного
общества, ценных бумаг акционерного общества по требованию их владельцев
В соответствии с п. 1 ст. 84.7 Закона об акционерных обществах лицо, которое в результате добровольного или обязательного предложения стало владельцем более 95% общего числа голосующих акций акционерного общества (с учетом акций, принадлежащих этом лицу и его аффилированным лицам), обязано в течение 35 дней с момента приобретения соответствующей доли ценных бумаг направить всем оставшимся владельцам голосующих акций, а также владельцам ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции, уведомления о праве требовать выкуп ценных бумаг.
Направление уведомления о праве требовать выкуп ценных бумаг осуществляется через акционерное общество. Вместе с тем до направления в акционерное общество уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг представляется в контролирующий орган. При этом оно должно быть составлено согласно Приложению 4 к Положению и содержать следующие основные сведения:
имя или наименование лица, направляющего уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг, а также информацию о его месте жительства или месте нахождения. В случае, если лицом, направившим уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг, является юридическое лицо, в уведомлении о праве требовать выкуп ценных бумаг дополнительно указываются сведения обо всех лицах, которые: самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами имеют 20% и более голосов в высшем органе управления этого юридического лица; имеют 10% и более голосов в высшем органе управления этого юридического лица и зарегистрированы в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах). При этом представляется также информация о лицах, в интересах которых осуществляется владение акциями (долями) юридического лица, зарегистрированного на территории офшорной зоны;
имя или наименование акционеров акционерного общества, являющихся аффилированными лицами лица, направляющего уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг;
число акций акционерного общества, принадлежащих лицу, направляющему уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг, и его аффилированным лицам;
цена выкупаемых ценных бумаг или порядок ее определения, а также ее обоснование, в том числе сведения о соответствии предлагаемой цены выкупаемых ценных бумаг требованиям п. 6 ст. 84.7 Закона об акционерных обществах;
порядок оплаты приобретаемых ценных бумаг;
почтовый адрес, по которому должны направляться требования о выкупе ценных бумаг;
сведения о лице, направляющем уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг, подлежащие указанию в распоряжении о передаче ценных бумаг;
сведения о гаранте, предоставившем банковскую гарантию, и условия банковской гарантии.
Вместе с уведомлением о праве требовать выкуп ценных бумаг в контролирующий орган представляются копии следующих документов:
нотариально удостоверенная копия банковской гарантии. Банковская гарантия должна предусматривать обязательство гаранта уплатить прежним владельцам ценных бумаг цену проданных ценных бумаг в случае неисполнения лицом, направившим обязательное предложение, обязанности оплатить в срок приобретаемые ценные бумаги. Данная банковская гарантия не может быть отозвана, а также не может содержать указание на представление бенефициарами документов, которые не предусмотрены гл. XI.1 Закона об акционерных обществах. При этом срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев после истечения срока оплаты приобретаемых ценных бумаг, указанного в обязательном предложении;
нотариально удостоверенная копия отчета (нотариально удостоверенная копия с копии отчета) независимого оценщика о рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг в случае, если рыночная стоимость выкупаемых ценных бумаг определялась независимым оценщиком;
заверенная в установленном порядке копия документа, содержащего средневзвешенную цену выкупаемых ценных бумаг, определенную по результатам торгов организатора торговли на рынке ценных бумаг за шесть месяцев, предшествующих дате направления уведомления о праве требовать выкуп ценных бумаг в контролирующий орган, если выкупаемые ценные бумаги обращаются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг не менее чем шесть месяцев. Указанный документ должен быть подписан уполномоченным лицом и заверен печатью организатора торговли на рынке ценных бумаг. В случае, если выкупаемые ценные бумаги обращаются на торгах двух или более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляются документы в отношении средневзвешенной цены этих ценных бумаг, определенной на торгах каждого из таких организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
документ, содержащий наибольшую цену и дату совершения последней сделки, по которой лицо, направляющее уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести выкупаемые ценные бумаги по такой цене после истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения, в результате которого лицо, направляющее уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг, стало владельцем более 95% общего числа голосующих акций акционерного общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, или указание на то, что упомянутые лица в течение указанного срока не приобретали и не принимали на себя обязанности приобрести выкупаемые ценные бумаги. Указанный документ должен быть подписан лицом, направляющим уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг, а если таким лицом является юридическое лицо, - подписан уполномоченным представителем и заверен печатью указанного юридического лица;
если уведомление о праве требовать выкуп эмиссионных ценных бумаг представляется в случае, предусмотренном ст. 7 Закона N 7-ФЗ, в контролирующий орган также представляются:
документ саморегулируемой организации (СРО) оценщиков, содержащий подтверждение рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке выкупаемых ценных бумаг, по результатам проведения экспертизы такого отчета. Указанный документ должен быть подписан уполномоченным лицом и заверен печатью СРО оценщиков;
документы, содержащие сведения о том, что СРО оценщиков, подтвердившая рыночную стоимость выкупаемых ценных бумаг по результатам проведения экспертизы отчета независимого оценщика, соответствует требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регулирование оценочной деятельности, и выбрана в порядке, определенном им. Указанные документы должны быть заверены в установленном порядке или подписаны уполномоченным лицом и заверены печатью СРО оценщиков;
опись представляемых документов.
Контролирующий орган рассматривает уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг и представленный вместе с ним комплект документов на предмет соответствия требованиям ст. 84.7 XI.1 Закона об акционерных обществах и Положения в срок, не превышающий 15 дней с момента их представления. В течение этого периода времени контролирующий орган вправе направить лицу, направившему уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг, предписание о приведении указанного уведомления в соответствие с Законом об акционерных обществах и Положением (предписание). Предписание направляется почтовой связью заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается лицу, направившему уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг (лицу, уполномоченному лицом, направившим уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг), под роспись. Копия предписания направляется лицу, направившему уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг, также факсимильной связью и (или) по электронной почте. Контролирующий орган уведомляет о направлении предписания акционерное общество, в отношении ценных бумаг которого было представлено уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг, в письменной форме почтовой связью, а также посредством факсимильной связи и (или) по электронной почте. Информация о направлении предписания раскрывается на странице контролирующего органа в сети Интернет.
Если по истечении 15 дней с момента представления в контролирующий орган уведомления о праве требовать выкуп ценных бумаг предписание не направлено, то лицо, намеревающееся подать такое уведомление, вправе направить его в акционерное общество. Контролирующий орган в случае пропуска срока направления предписания вправе обратиться в арбитражный суд, расположенный по месту нахождения акционерного общества, с иском о приведении уведомления о праве требовать выкуп ценных бумаг в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах. Основания для этого установлены в п. 4 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах и аналогичны основаниям для направления предписания в отношении добровольного и обязательного предложения, описанным выше.
Особенности государственного контроля над действиями, совершаемыми в
связи с выкупом ценных бумаг акционерного общества по требованию лица,
которое приобрело более 95% акций общества
В соответствии с п. 1 ст. 84.8 Закона об акционерных обществах лицо, которое в результате добровольного или обязательного предложения стало владельцем более 95% общего числа голосующих акций акционерного общества (с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам), вправе направить в акционерное общество требование о выкупе ценных бумаг. Такое требование может быть направлено в течение шести месяцев с момента истечения срока принятия:
добровольного предложения, в результате которого было приобретено не менее чем 10% общего числа голосующих акций акционерного общества и ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции;
обязательного предложения, в результате которого было приобретено не менее чем 10% общего числа голосующих акций акционерного общества.
Направление требования о выкупе ценных бумаг осуществляется через акционерное общество. Вместе с тем до направления в акционерное общество требование о выкупе ценных бумаг представляется в контролирующий орган. При этом оно должно быть составлено согласно Приложению 5 к Положению и содержать следующие основные сведения:
имя или наименование лица, направляющего уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг, а также информация о его месте жительства или месте нахождения. В случае если лицом, направившим уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг, является юридическое лицо, в уведомлении о праве требовать выкуп ценных бумаг дополнительно указываются сведения обо всех лицах, которые самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами имеют 20% и более голосов в высшем органе управления этого юридического лица; имеют 10% и более голосов в высшем органе управления этого юридического лица и зарегистрированы в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах). При этом представляется также информация о лицах, в интересах которых осуществляется владение акциями (долями) юридического лица, зарегистрированного на территории офшорной зоны;
имя или наименование акционеров акционерного общества, являющихся аффилированными лицами лица, направляющего уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг;
число акций акционерного общества, принадлежащих лицу, направляющему уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг, и его аффилированным лицам;
вид, категория (тип) выкупаемых ценных бумаг;
цена выкупаемых ценных бумаг и сведения о соответствии предлагаемой цены требованиям п. 4 ст. 84.8 Закона об акционерных обществах;
дата, на которую будет составляться список владельцев выкупаемых ценных бумаг и которая может быть установлена не ранее чем через 45 дней и не позднее чем через 60 дней после направления требования о выкупе ценных бумаг в акционерное общество;
порядок оплаты выкупаемых ценных бумаг, в том числе срок их оплаты, который не может быть более чем 25 дней с момента составления списка владельцев выкупаемых ценных бумаг;
сведения о нотариусе, в депозит которого будут перечислены средства (при неполучении в установленный срок заявлений от владельцев ценных бумаг или отсутствии в этих заявлениях необходимой информации о банковских реквизитах либо об адресе для осуществления почтового перевода денежных средств).
Вместе с требованием о выкупе ценных бумаг в контролирующий орган представляются:
нотариально удостоверенная копия отчета (нотариально удостоверенная копия с копии отчета) независимого оценщика о рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг;
заверенная в установленном порядке копия документа, содержащего средневзвешенную цену выкупаемых ценных бумаг, определенную по результатам торгов организатора торговли на рынке ценных бумаг за шесть месяцев, предшествующих дате направления требования о выкупе ценных бумаг в контролирующий орган, если выкупаемые ценные бумаги обращаются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг не менее чем шесть месяцев. Указанный документ должен быть подписан уполномоченным лицом и заверен печатью организатора торговли на рынке ценных бумаг. В случае, если выкупаемые ценные бумаги обращаются на торгах двух или более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляются документы в отношении средневзвешенной цены этих ценных бумаг, определенной на торгах каждого из таких организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
документ, содержащий наибольшую цену и дату совершения последней сделки, по которой лицо, направляющее требование о выкупе ценных бумаг, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести выкупаемые ценные бумаги по такой цене после истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения, в результате которого лицо, направляющее указанное требование, стало владельцем более 95% общего числа голосующих акций акционерного общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, а если требование о выкупе ценных бумаг представляется в случае, предусмотренном ст. 7 Закона N 7-ФЗ, - в течение шести месяцев, предшествующих дате направления такого требования в акционерное общество, или указание на то, что упомянутые лица в течение указанного срока не приобретали и не принимали на себя обязанности приобрести выкупаемые ценные бумаги. Указанный документ должен быть подписан лицом, направляющим требование о выкупе ценных бумаг, а если таким лицом является юридическое лицо, - подписан уполномоченным лицом и заверен печатью указанного юридического лица;
если требование о выкупе ценных бумаг представляется в случае, предусмотренном ст. 7 Закона N 7-ФЗ, то в контролирующий орган также представляются:
документ СРО оценщиков, содержащий подтверждение рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке выкупаемых ценных бумаг, по результатам проведения экспертизы такого отчета. Указанный документ должен быть подписан уполномоченным лицом и заверен печатью СРО оценщиков;
документы, содержащие сведения о том, что СРО оценщиков, подтвердившая рыночную стоимость выкупаемых ценных бумаг по результатам проведения экспертизы отчета независимого оценщика, соответствует требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регулирование оценочной деятельности, и выбрана в порядке, определенном им. Указанные документы должны быть заверены в установленном порядке или подписаны уполномоченным лицом и заверены печатью СРО оценщиков;
опись представляемых документов.
Контролирующий орган рассматривает требование о выкупе ценных бумаг и представленный вместе с ним комплект документов на предмет соответствия требованиям ст. 84.8 Закона об акционерных обществах и Положения в срок, не превышающий 15 дней с даты их представления. В течение этого периода времени контролирующий орган вправе направить лицу, направившему требование о выкупе ценных бумаг предписание о приведении указанного требования в соответствие с Законом об акционерных обществах и Положением (предписание). Предписание направляется почтовой связью заказным письмом с уведомлением о вручении, или вручается лицу, направившему требование о праве выкупа ценных бумаг (лицу, уполномоченному лицом, направившим требование о выкупе ценных бумаг), под роспись. Копия предписания направляется лицу, направившему требование о выкупе ценных бумаг, также факсимильной связью и (или) по электронной почте. Контролирующий орган уведомляет о направлении предписания акционерное общество, в отношении ценных бумаг которого было представлено уведомление о праве требовать выкуп ценных бумаг, в письменной форме почтовой связью, а также посредством факсимильной связи и (или) по электронной почте. Информация о направлении предписания раскрывается на странице контролирующего органа в сети Интернет.
Если по истечении 15 дней с момента представления в контролирующий орган требования о выкупе ценных бумаг предписание не направлено, то лицо, намеревающееся подать такое требование, вправе направить его в акционерное общество. Контролирующий орган в случае пропуска срока направления предписания вправе обратиться в арбитражный суд, расположенный по месту нахождения акционерного общества, с иском о приведении требования о выкупе ценных бумаг в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах. Основания для этого установлены в п. 4 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах и аналогичны основаниям для направления предписания в отношении добровольного и обязательного предложения, описанным выше.
Административная ответственность за нарушение порядка приобретения
акций акционерных обществ
За нарушение правил приобретения более 30% акций акционерного общества предусмотрена административная ответственность. В частности, в ст. 15.28 КоАП РФ установлено, что нарушение лицом, которое приобрело более 30% акций акционерного общества, правил их приобретения влечет наложение административных штрафов на следующие категории лиц: на граждан в размере - от 10 до 25 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 50 до 200 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 500 до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Составлять протоколы об административном правонарушении, состав которого определен в ст. 15.28 КоАП РФ, вправе должностные лица ФСФР России и РО ФСФР России. Перечень должностных лиц ФСФР России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг, установлен приказом ФСФР России от 25 августа 2004 г. N 04-391/пз-н*(8). К их числу относятся: начальник управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг, его заместители; начальник управления регулирования деятельности профессиональных участников и инфраструктурных организаций на финансовом рынке, его заместители; начальник управления регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, его заместители; начальник управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями, его заместители; начальники отделов управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг, их заместители - в случае назначения приказом ФСФР России руководителем группы инспекторов. Перечень должностных лиц РО ФСФР России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг, установлен приказом ФСФР России от 12 ноября 2004 г. N 04-936/пз-н*(9). К их числу относятся: руководители территориальных органов ФСФР России, их заместители; начальники отделов РО ФСФР России, их заместители.
Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.28 КоАП РФ, ФСФР России и РО ФСФР России. При этом от имени ФСФР России рассматривать дела по составу правонарушения, предусмотренного ст. 15.28 КоАП РФ, вправе руководитель ФСФР России, его заместители, а от имени РО ФСФР России - руководители соответствующих территориальных органов ФСФР России.
Д.А. Вавулин,
начальник отдела по организации взаимодействия
с субъектами Российской Федерации Регионального
отделения Федеральной службы по финансовым рынкам
в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России в ЮЗР), кандидат
экономических наук, доцент кафедры государственного
управления и финансов Института бизнеса и права ОрелГТУ,
специалист по корпоративному управлению
"Право и экономика", N 7, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Российская газета. 2006. N 1.
*(2) БНА ФОИВ. 2006. N 34.
*(3) Российская газета. 2007. N 4.
*(4) В настоящее время такой Список утвержден приказом ФСФР России от 13 июля 2005 г. N 05-24/пз-н.
*(5) БНА ФОИВ. 2006. N 30.
*(6) Вестник ФСФР России. 2007. N 2.
*(7) Российская газета. 2004. N 236.
*(8) БНА ФОИВ. 2004. N 8; Российская газета. 2004. N 206.
*(9) Российская газета. 2004. N 275; БНА ФОИВ. 2004. N 50.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный контроль за приобретением акций российских открытых акционерных обществ
Автор
Д.А. Вавулин - начальник отдела по организации взаимодействия с субъектами Российской Федерации Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России в ЮЗР), кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов Института бизнеса и права ОрелГТУ, специалист по корпоративному управлению
Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ.
Автор ряда научных статей.
"Право и экономика", 2007, N 7