Суммированный учет рабочего времени в учреждениях культуры
Сегодня существует несколько нормативных актов, регулирующих оплату труда работников учреждений культуры. Условно их можно разделить на три группы - нормативные акты, регламентирующие общие подходы к организации системы оплаты труда работников всех бюджетных учреждений, в том числе культуры и искусства, и системе оплаты труда педагогических и других работников учреждений культуры.
В этой статье рассмотрены общие положения об оплате труда работников культуры, в частности, которым установлен суммированный учет рабочего времени.
С целью формирования единого подхода к оплате труда работников бюджетной сферы на основании ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (далее - Единые рекомендации), включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, которые учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения и других учреждений бюджетной сферы. На 2007 год единые рекомендации были утверждены Решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 20.10.2006 Протокол N 9. Осветим кратко систему оплаты труда работников бюджетных учреждений, включая учреждения культуры, в 2007 году.
Нормы Единых рекомендаций
Единые рекомендации, принятые на этот год, содержат некоторые существенные отличия от Единых рекомендаций 2006 года*(1), хотя общие моменты все же есть. Без изменения остался принцип регулирования оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы - тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий, включающая тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты, устанавливаемые коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (п. 2.4 Единых рекомендаций).
Особое внимание следует обратить на изменение в 2007 году принципа формирования системы оплаты труда (п. 2.5 Единых рекомендаций). Прежде оплата труда формировалась исходя из принципа зависимости размеров тарифных ставок (окладов) в тарифной системе от сложности выполняемых работ, количества и качества затрачиваемого труда и требований к квалификации по соответствующей должности. Теперь заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером. Следует заметить, что у работников учреждений культуры оплата труда и до утверждения Единых рекомендаций на 2007 год зависела от уровня образования, стажа работы и других составляющих квалификации. Вместе с тем, если принять во внимание изменения, внесенные Федеральным законом РФ от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" в Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Закон N 82-ФЗ), в Трудовой кодекс, в Кодекс об административной ответственности, а также в иные федеральные законы, отдельные нормы которых были признаны утратившими силу, то можно сделать вывод о том, что в организации системы оплаты труда грядут существенные изменения. Наше мнение основано на том, что было отменено соотношение между тарифными ставками (окладами) 1-го и 18-го разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений в размере не менее 1 к 4,5, установленное ст. 4 Федерального закона РФ от 04.02.1999 N 22-ФЗ "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Минимальный размер оплаты труда, соответствующий первому разряду Единой тарифной сетки, с 01.09.2007 устанавливается в размере 2 300 руб. в месяц.
Обратите внимание: несмотря на увеличение минимального размера оплаты труда, согласно ст. 5 Закона N 54-ФЗ не допускается снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до вступления в силу названного закона.
Обязательными для применения на территории РФ при исчислении оплаты труда работников культуры являются следующие нормы по оплате труда, установленные Трудовым кодексом, федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ:
- минимальный размер оплаты труда;
- размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаемые Правительством РФ, а также размеры процентных надбавок к заработной плате этих работников и порядок их выплаты, устанавливаемые в порядке, определяемом Правительством РФ. К нормативной базе, регулирующей данный вопрос, относится Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-I "О государственных гарантиях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995 и др.;
- тарификация работ и присвоение тарифных и квалификационных разрядов работникам учреждений бюджетной сферы с учетом ЕТКС и ЕКС. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В учреждениях культуры тарификация работ утверждена Постановлением Министерства труда РФ от 01.02.1995 N 8 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры РФ";
- профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
- размеры выплат при выполнении сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Размеры выплат за выполнение названых видов работ устанавливаются ТК РФ, положением об оплате труда в учреждениях культуры и другими нормативными актами;
- порядок аттестации работников учреждений бюджетной сферы, устанавливаемый в соответствии с законодательством РФ. В зависимости от вида учреждения культуры порядок аттестации работников проводится в соответствии с нормами, установленными Приказом Министерства культуры РФ от 05.08.1993 N 510 "О проведении аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений искусства и культуры на присвоение квалификационных категорий".
Поскольку учреждения культуры, как и другие бюджетные учреждения, могут создаваться органами государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, Едиными рекомендациями предусмотрена компетенция органов власти при определении системы оплаты труда в зависимости от уровня органов власти, создавших и финансирующих бюджетное учреждение. Так, согласно п. 4.1 Единых рекомендаций система оплаты труда работников учреждений культуры, финансируемых из средств федерального бюджета, в 2007 году осуществляется на основе ЕТС в размерах и на условиях, устанавливаемых Правительством РФ, или в порядке, определяемом Правительством РФ. Условия оплаты труда, установленные Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти непосредственно для работников федеральных государственных учреждений, являются рекомендательными для работников учреждений бюджетной сферы регионального и муниципального подчинения (п. 4.2 и 4.3 Единых рекомендаций). То есть оплата труда работников учреждений культуры, созданных и финансируемых органами власти субъектов РФ и местных органов власти, регулируется нормативными актами, изданными этими органами. При этом по отдельным нормам данные нормативные документы могут не соответствовать подобным нормативным актам, изданным на федеральном уровне. Например, при наличии в соответствующих бюджетах необходимых финансовых средств органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут устанавливать более высокие тарифные ставки (оклады), чем предусмотрено на федеральном уровне.
Обратите внимание: в 2007 году система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ (соответственно субъектов РФ, органов местного самоуправления).
Суммированный учет рабочего времени
Некоторым работникам учреждений культуры, например актерам, в связи со спецификой их деятельности устанавливается суммированный учет рабочего времени. Он применяется в случае, когда не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени для определенной категории сотрудников (ст. 104 ТК РФ). Как известно, рабочий день актеров, не говоря уже об их рабочей неделе, делится на время репетиций, которые обычно организуются в утренние часы, и время выступлений. Выступления, как правило, проводятся вечером, реже - днем. В этом случае суммированный учет рабочего времени необходим. Для этого в коллективном договоре организации и трудовом договоре каждого работника прописывается, что устанавливается суммированный учет рабочего времени для определенных категорий работников. При этом должен быть разработан и утвержден приказом руководителя график работы данных категорий работников. Если график не установлен, сотрудник исполняет свои обязанности согласно общему рабочему режиму, принятому в организации, а время, отработанное сверх часов, предусмотренных для обычного режима, считается переработкой и оплачивается в соответствии с Трудовым кодексом.
При установлении суммированного учета рабочего времени работодателю необходимо помнить о своей обязанности предоставить работнику возможность отработать суммарное количество часов в учетном периоде (день, неделя, месяц) в соответствии с установленной законодательством нормой (ст. 102 ТК РФ).
Цель суммированного учета - контроль над тем, чтобы продолжительность рабочего времени каждого работника в учетном периоде (месяце) не превышала нормального количества рабочих часов. Заметим, что в соответствии со ст. 91 ТК РФ продолжительность рабочего времени в неделю не должна превышать 40 часов. Это является нормой. Для некоторых категорий работников нормальная продолжительность рабочего времени сокращена, например, работникам в возрасте до 16 и с 16 до 18 лет, инвалидам, а также работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, и др. Для них нормальная продолжительность рабочего времени может составлять 24 часа, 35 или 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). Кроме того, работнику может быть установлен неполный рабочий день (ст. 93 ТК РФ).
Таким образом, если работодатель вводит суммированный учет рабочего времени, он должен обеспечить каждому работнику положенную продолжительность рабочего времени в учетном периоде.
Расчет заработной платы
при суммированном учете рабочего времени
Он имеет свои особенности. Это прежде всего связано с тем, что тарифная ставка, согласно ЕТС, определяет оплату труда работника за месяц (160 часов в месяц при нормальной продолжительности рабочего времени), а фактический заработок считается по отработанным часам. Следовательно, первоначально определяется часовой заработок работника в соответствии с ЕТС, а исходя из него рассчитывается оплата труда работника. В этом случае количество фактически отработанных часов надо умножить на рассчитанный дневной размер тарифной ставки.
Пример 1.
Артисту тетра оперы и балета установлен 12-й разряд по ЕТС. По данному разряду установлен оклад в размере 2 423 руб. за отработанные 175 ч. в месяц. В июне работник отработал 155 ч. согласно графику.
В июне у артиста оплата труда составит 2 146,09 руб. (2 423 руб. / 175 ч. х 155 ч.).
Оплата выходных и праздничных дней
При суммированном учете рабочего времени работник может выполнять свои трудовые обязанности в выходные и праздничные дни. Как в этом случае оплачивается такая работа?
По общему правилу, предусмотренному ст. 153 ТК РФ, работа в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. Однако при суммированном учете, если график работы составлен таким образом, что сотруднику приходится работать в субботу или воскресенье, это правило не действует. Ведь выходные ему предоставляются в другие дни недели. Следовательно, работа в выходные дни в двойном размере работнику не оплачивается. Что касается работы в праздничные дни, то в этой ситуации труд работника должен оплачиваться не менее чем в двойном размере либо по желанию сотрудника такой выходной может быть перенесен на другой день. Тогда работа в праздничный день оплачивается в однократном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
В прошлом номере вниманию читателей были представлены общие положения по оплате труда работников бюджетных учреждений. Акцент был сделан на оплате труда работников учреждений культуры, которым установлен суммированный учет рабочего времени, а также на расчете заработной платы и особенностях оплаты работы в выходные и праздничные дни. Сегодня мы расскажем о правилах оплаты труда при переработках и недоработках рабочего времени, ее расчете, если условия работы в учетном периоде отличались от нормальных, оплате отпусков и больничных при суммированном учете рабочего времени.
Правила учета и оплаты переработок и недоработок
Как уже было сказано, суммированный учет вводится для того, чтобы обеспечить работнику нормальную продолжительность рабочего времени в учетном периоде. Другими словами, график работника, установленный на учетный период, должен быть сбалансирован. Как правило, учетным периодом является месяц, следовательно, при составлении графика в одной неделе может быть заложено количество часов, превышающее нормальное (40 часов в неделю), а в другой - ниже нормального.
Таким образом, переработка может возникнуть в ситуации, когда сотрудник в учетном периоде работал сверхурочно, а недоработка - если он отсутствовал по каким-либо причинам. Рассмотрим порядок расчета заработной платы и в том, и в другом случае.
Учет и оплата сверхурочной работы
В статье 99 ТК РФ приведено определение сверхурочной работы применительно к суммированному учету рабочего времени. Это работа, производимая работником по инициативе работодателя сверх нормального количества рабочих часов за учетный период.
Работодатель может привлекать работников к сверхурочным работам только с их письменного согласия. При этом работодателем должен быть обеспечен точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником.
Поскольку график, установленный на учетный период, должен предусматривать нормальное количество рабочих часов, часы, отработанные сверхурочно, определяются путем вычитания из фактически отработанного сотрудником за учетный период количества часов, предусмотренных графиком на этот же период. Переработка определяется только по итогам учетного периода и оплачивается в тот же момент.
Обратите внимание: в соответствии со ст. 99 ТК РФ продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
В соответствии с нормами ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты сверхурочной работы могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Пример 2.
Учетный период в театре составляет месяц. Режиссер-постановщик А.И. Волостнов, которому установлен 16 квалификационный разряд (оклад - 3 259 руб.), в мае отработал 198 ч. ормальная продолжительность рабочего времени в марте при 40-часовой рабочей неделе - 175 ч.
Зарплата А.И. Волостнова за количество отработанных в пределах нормы часов составляет 18,62 руб./ч. (3 259 руб. / 175 ч.).
Количество часов, отработанных сверхурочно, равно 23 ч. (198 - 175).
Первые два часа этой работы оплачиваются в полуторном размере: 18,62 руб./ч. x 2 ч. x 1,5 = 55, 86 руб.
Остальные часы работы (23 - 2) оплачиваются в двойном размере: 18,62 руб./ч. x 21 ч. x 2 = 782,04 руб.
Таким образом, зарплата А.И. Волостнова за рассматриваемый месяц составит 4 096,9 руб. (3 259 + 55, 86 + 782,04).
Учет и оплата недоработок
Как уже было отмечено, в соответствии со ст. 102 ТК РФ работодатель обязан обеспечить работнику отработку суммарного количества рабочих часов в течение учетного периода. При невыполнении работником норм труда (должностных обязанностей) по вине работодателя оплата производится за фактически проработанное время или за выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной за тот же период или за выполненную работу (ст. 155 ТК РФ).
Из сказанного следует, что если в учетном периоде работодатель не обеспечит отработку нормального количества рабочего времени работнику, то заработная плата ему будет рассчитываться исходя из нормального количества рабочего времени.
Пример 3.
Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что по вине работодателя режиссер в июне отработал 155 ч., что меньше нормального количества рабочего времени на 20 ч.
В связи с тем, что режиссер не отработал положенного ему количества часов по вине работодателя, оплата его труда не должна быть ниже среднего заработка. Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" определяется средняя заработная плата режиссера, исходя из которой определяется оплата труда за месяц.
Недоработка установленного количества часов может произойти и не по вине работодателя (например, в случае болезни работника). Тогда оплата труда рассчитывается в установленном ТК РФ порядке, то есть из расчета среднего заработка.
Расчет оплаты труда, если условия работы в учетном периоде
отличались от нормальных
Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и др.), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже принятых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами по трудовому праву.
В свою очередь, из ст. 135 ТК РФ следует, что система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, в Трудовом кодексе закреплено понятие "доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных" (это также касается работы в позднее и ночное время). Заметим, что в соответствии со ст. 154 ТК РФ работой в ночное время считается период с 22.00 до 06.00.
Оплата труда в ночное время предусматривается ст. 154 ТК РФ. Из норм данной статьи следует, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами в сфере трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий минимальный размер доплаты за работу в ночное время работникам учреждений культуры. В связи с этим учреждение культуры должно самостоятельно установить размер повышения оплаты труда за работу в ночное время и прописать это в коллективным договоре, локальном нормативном акте, которые должны быть утверждены с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Оплата отпуска при суммированном учете рабочего времени
Как правило, у бухгалтеров при суммированном учете рабочего времени возникает вопрос: правомерно ли производить расчет среднего заработка для оплаты его отпуска на основе среднего часового заработка?
Обратите внимание: Решением ВС РФ от 13.07.2006 N ГКПИ06-637 абз. 4 п. 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213, признан недействующим. Из него следовало, что при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используется средний часовой заработок.
Таким образом, оплата отпусков и выплата компенсаций за неиспользованные отпуска работникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени, производится в общеустановленном порядке на основе среднего дневного заработка, который в соответствии со ст. 139 ТК РФ исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).
Если какой-либо месяц расчетного периода отработан не полностью, количество календарных дней в нем рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели (независимо от графика работы конкретного работника), приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4.
Больничные при суммированном учете рабочего времени
При суммированном учете рабочего времени пособие начисляют за рабочие часы, пропущенные вследствие нетрудоспособности, по графику сменности. Компенсацию выплачивают, исходя из среднечасового заработка за 12 предшествующих месяцев. При этом следует помнить, что максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности в 2007 году в соответствии с Федеральным законом РФ от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете фонда обязательного социального страхования на 2007 год" составляет 16 125 руб.
Как определить период нетрудоспособности, оплачиваемый за счет средств работодателя, для сотрудников с почасовой платой? Фонд социального страхования разъяснил это в Письме от 15.02.2005 N 02-18/07-1243. Если в организации установлен суммированный учет рабочего времени, работодатель оплачивает часы, предусмотренные графиком работы и пропущенные работником за первые два календарных дня нетрудоспособности.
Пример 4.
Временная нетрудоспособность Т.М. Симоновой продолжалась с 15 по 20 июня 2007. Графиком работы на 15.06.2007 у нее были предусмотрены репетиция (3 ч.) и вечерний спектакль (4 ч.). Оклад Т.М. Симоновой, согласно ЕТС, составляет 2 423 руб.
За первые дни нетрудоспособности - 15 и 16 июня - пособие должно быть оплачено за счет средств работодателя, а с 17 июня до окончания нетрудоспособности - за счет средств обязательного социального страхования.
Поскольку согласно графику 15.06.2007 Т.М. Симонова должна была работать, за счет средств работодателя оплачиваются пропущенные в периоде нетрудоспособности часы рабочего времени - 7 часов.
Обратите внимание: с 1 января 2007 года при расчете пособия по нетрудоспособности продолжительность непрерывного стажа работника не имеет значения (Определение КС РФ от 02.03.2006 N 16-О). Теперь при расчете пособия используется страховой стаж - период работы застрахованного лица, в течение которого гражданин подлежал обязательному социальному страхованию (Федеральный закон РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию").
Т. Сильвестрова,
зам. главного редактора журнала
"Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, 8, июль, август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Единые рекомендации на 2006 год утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.11.2005 (Протокол N 10).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"