Трудовые отношения с участием иностранцев
С начала года существенно изменилось законодательство о привлечении и использовании на территории РФ иностранной рабочей силы. Значительно упростился порядок оформления на работу иностранцев, которые въезжают на территорию Российской Федерации в безвизовом порядке. Однако были установлены специальные квоты на использование иностранной рабочей силы. Повышенные требования стали предъявляться к иностранцам, работающим в сфере торговли. Кроме того, жестче стали нормы административного законодательства об ответственности работодателей за нарушение порядка привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы.
Любые нововведения в законодательстве всегда вызывают множество сложностей при их применении на практике. К тому же действующим законодательством предусмотрено большое количество нюансов и исключений при регулировании трудовых отношений с иностранцами. Это объясняет потребность инспектора отдела кадров хорошо ориентироваться в вопросах привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, а также правовом положении иностранных работников в нашем государстве.
Правовое положение иностранцев
От правового статуса иностранного гражданина зависит порядок привлечения его к трудовой деятельности в РФ. Правовой статус иностранного гражданина - это совокупность его прав, обязанностей, а также ответственность за правонарушения на территории РФ. Правовой статус иностранных граждан в нашей стране определен положениями Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В частности, в статье 13 указанного закона отмечается, что в России иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Также иностранцам предоставлено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законодательством.
Итак, в отношении иностранных граждан в России существуют следующие ограничения:
Во-первых, для осуществления трудовой деятельности иностранный гражданин должен иметь соответствующее разрешение. Отметим, что данное требование распространяется только на временно пребывающих иностранных граждан.
Во-вторых, иностранный гражданин обязан встать на учет в миграционных органах, то есть зарегистрироваться по месту жительства либо по месту пребывания. Миграционный учет иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Наряду с указанным законом регистрация иностранных граждан по месту жительства и месту пребывания осуществляется в порядке, установленном Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9).
В-третьих, иностранные граждане лишены возможности занимать ряд должностей в России. Так, они не имеют права находиться на муниципальной службе, занимать должности, связанные с обеспечением безопасности в РФ, являться командирами воздушного судна гражданской авиации либо командирами и членами экипажей военных кораблей России. В частности, иностранные граждане не вправе занимать должности судей, прокуроров, следователей, судебных приставов. Кодексом торгового мореплавания РФ также предусмотрены ограничения, касающиеся службы иностранных граждан на морских судах, плавающих под нашим флагом.
Существенно отличается правовой статус иностранных граждан, постоянно либо временно проживающих на территории нашего государства, и временно пребывающих иностранных граждан. Действующим законодательством больший объем прав предоставляется гражданам, которые постоянно либо временно проживают в РФ. Собственно говоря, согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, иностранным работником признается только временно пребывающий иностранный гражданин.
Временно пребывающим признается лицо, прибывшее на основании визы либо в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство либо разрешения на временное проживание.
Миграционная карта - это документ, содержащий сведения о въезжающем или прибывающем иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина и лица без гражданства.
В отличие от временно пребывающих, временно проживающие на территории иностранные граждане имеют разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание - это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность (ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Справка
Иностранные граждане вправе получить разрешение на временное проживание в порядке, установленном Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание (утв. постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 789).
Постоянно проживающие иностранные граждане должны иметь вид на жительство. Видом на жительство является документ, выданный иностранному гражданину либо лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание, а также их права на свободное перемещение через границу. В отличие от временно пребывающих, постоянно и временно проживающим иностранным гражданам не требуется оформлять разрешение на работу.
Помимо прочего, статус иностранного гражданина в нашем государстве зависит от порядка его въезда на территорию РФ.
Порядок въезда иностранного гражданина
Существуют два порядка въезда иностранных граждан на территорию РФ: безвизовый и визовый. Иностранные граждане, прибывающие в безвизовом порядке, при пересечении границы обязаны заполнять миграционную карту. Бланк миграционной карты, а также порядок ее заполнения установлен Правилами использования миграционной карты (утв. постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413).
Таблица 1
Государства, граждане которых вправе въезжать на территорию РФ
в безвизовом порядке
Страна | Нормативный правовой акт, устанавливающий безвизовый порядок въезда на территорию Российской Федерации |
1 | 2 |
Молдова | Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 30 ноября 2000 г. |
Узбекистан | Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 30 ноября 2000 г. |
Армения | Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 25 сентября 2000 г. |
Азербайджан | Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Азербайджан от 3 июля 1997 г. |
Украина, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан |
Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 30 ноября 2000 г. "О взаимных безвизовых поездках граждан", Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан РФ и Украины от 16 января 1997 г. |
Фактически из числа граждан стран СНГ на основании визы должны въезжать только граждане Грузии и Туркменистана.
Иностранные граждане, прибывающие в порядке визового режима, должны предварительно получить и оформить визу (разрешение на въезд). Для ее получения иностранный гражданин, планирующий работать в РФ, должен получить специальное приглашение, которое выдается миграционной службой на основании соответствующего ходатайства работодателя. Работодатель подает в письменном виде ходатайство в миграционную службу. К ходатайству должны быть приложены следующие документы (ст. 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ):
1. Разрешение работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы.
2. Документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Перечень таких документов содержится в пункте 22 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681). В частности, к ним относятся:
- заявление (форма утверждена приказом Федеральной миграционной службы РФ от 25 декабря 2006 г. N 370);
- цветное фото иностранного гражданина (размер 30 х 60 мм);
- копии документов о профессиональном образовании либо справки об эквивалентности таких документов российскому диплому (должны быть переведены на русский язык, а перевод нотариально удостоверен);
- медицинские справки об отсутствии у работников инфекционных заболеваний и заболеваний наркоманией, представляющих опасность для окружающих;
- документ об уплате государственной пошлины.
Миграционная служба в течение тридцати дней принимает решение о выдаче иностранному работнику приглашения для въезда. Приглашение должно быть выдано работодателю не позднее десяти дней с момента принятия решения о его выдачи. Одновременно с приглашением работодателю (заказчику работ) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Работодатель должен иметь специальное разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, чтобы нанять на работу иностранных граждан, въезжающих в визовом порядке. Кроме того, работодатель должен оформлять разрешение на работу для каждого иностранного работника, въезжающего на территорию нашего государства на основании визы.
Для привлечения к трудовой деятельности иностранцев, прибывающих в безвизовом порядке, работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Эти граждане должны самостоятельно получить разрешение на работу после прибытия в РФ.
Правовой статус иностранных граждан отличается от правового статуса российских граждан объемом прав в области обязательного государственного социального страхования и налогообложения. В целом же правила, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ст. 11 ТК РФ).
Правовой статус и порядок въезда на территорию Российской Федерации
граждан Республики Беларусь
Особым правовым статусом в РФ пользуются граждане Беларуси. Связано это с тем, что, согласно Договору между РФ и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. "О создании Союзного государства" (ратифицирован Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 25-ФЗ), граждане РФ и граждане Республики Беларусь являются одновременно гражданами Союзного государства.
В соответствии со статьей 14 указанного Договора граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников либо договорами между ними. Из вышеизложенного следует, что граждане Беларуси вправе осуществлять трудовую деятельность наравне с российскими гражданами.
Гражданам Беларуси не требуется оформление визы, также они не должны получать разрешение на работу для осуществления трудовой деятельности.
Особенности миграционного учета
Прибывший иностранный гражданин подлежит обязательной постановке на миграционный учет. Порядок регистрации иностранных граждан по месту пребывания, а также по месту жительства содержится в Правилах осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9).
Местом пребывания иностранного гражданина является жилое помещение, не являющееся его местом жительства, а также иное помещение, учреждение либо организация, где находится иностранный гражданин, и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания. Значит, каждый иностранец подлежит регистрации по месту пребывания не только в жилом помещении, но и в любом другом нежилом помещении, например, в офисе организации, где он осуществляет трудовую деятельность.
Согласно пункту 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ иностранный гражданин, временно проживающий либо пребывающий, обязан зарегистрироваться по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня прибытия. Постоянно проживающий иностранный гражданин должен зарегистрироваться по месту пребывания не позднее семи рабочих дней со дня прибытия. Срок прибытия иностранного гражданина исчисляется со дня, следующего за днем, когда он пересек границу.
Для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин должен предоставить в территориальный орган миграционной службы уведомление по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9.
Одновременно с указанным выше уведомлением временно проживающие либо временно пребывающие иностранные граждане должны предоставить в территориальный орган миграционной службы по предполагаемому месту пребывания следующие документы:
- копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (паспорта иностранного гражданина);
- копию миграционной карты;
- копию документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, иностранного гражданина либо ответственного лица организации, выступающего в качестве принимающей стороны;
- документы, подтверждающие уважительность причины, препятствующей принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии (если принимающая сторона не подает уведомление).
Постоянно проживающие иностранные граждане предоставляют для регистрации по месту пребывания одновременно с указанным выше уведомлением следующие документы:
- копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (паспорта иностранного гражданина);
- письменное согласие принимающей стороны (в произвольной форме);
- копию документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, иностранного гражданина либо ответственного лица организации, выступающего в качестве принимающей стороны.
Территориальный орган миграционной службы в день поступления уведомления и всех необходимых документов ставит в уведомлении отметку о его приеме и выдает иностранному гражданину либо принимающей стороне отрывную часть уведомления. Далее в течение трех рабочих дней сведения о прибытии иностранного гражданина вносятся в государственную информационную систему миграционного учета.
Местом жительства иностранного гражданина является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин зарегистрирован в установленном порядке. Для регистрации по месту жительства иностранный гражданин должен предоставить в территориальный орган миграционной службы по месту нахождения жилого помещения заявление установленной формы, а также следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
- вид на жительство или разрешение на временное проживание;
- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (договор найма, свидетельство о праве собственности);
- квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
При приеме заявления о регистрации иностранного гражданина по месту жительства должностные лица территориального органа миграционной службы сверяют сведения, содержащиеся в указанных выше документах, после чего возвращают иностранному гражданину оригиналы этих документов. В территориальном органе миграционной службы остаются только копии документов о праве пользования жилым помещением и оригинал квитанции об уплате государственной пошлины. В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, в день подачи заявления и всех необходимых для регистрации по месту жительства документов проставляется соответствующая отметка.
При приеме на работу иностранных граждан работодателю рекомендуется руководствоваться следующими нормативными правовыми актами (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Нормативные правовые акты,
которыми следует руководствоваться работодателю
при приеме и оформлении на работу иностранных граждан
Наименование нормативного правового акта | Регулируемые вопросы |
1 | 2 |
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностран- ных граждан в Российской Федерации" |
Определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации. Содержит основные термины и определения: иностранный гражданин, иностранный работник, миграционная карта, разрешение на временное проживание, вид на жительство и др. Регулирует основы трудовой деятельности иностранных граждан в России |
Постановление Правительства РФ от 15 но- ября 2006 г. N 681 "О порядке выдачи ра- зрешительных документов для осуществле- ния иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Феде- рации" |
Устанавливает порядок выдачи работодателям разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также порядок выдачи иностранным работникам разрешений на работу. Содержит перечень документов, необходимых для предоставления в миграционную службу для выдачи указанных разрешений |
Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 "О миграционной карте" |
Содержит правила использования миграционной карты иностранным гражданином, а также форму бланка миграционной карты и порядок его заполнения |
Приказ Минтруда и социального развития РФ от 15 июля 2003 г. N 175 "Об органи- зации работы по подготовке и выдаче тер- риториальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключе- ний о целесообразности привлечения и ис- пользования иностранных работников" |
Устанавливает правила выдачи работодателем заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников. Также в приказе утверждена форма заявления, подаваемого работодателем в территориальный орган Минтруда по вопросам занятости населения для получения заключения |
Постановление Правительства РФ от 23 де- кабря 2006 г. N 798 "Об утверждении по- рядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, при- бывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы" |
Содержит порядок подачи уведомления в государственные органы, а также форму уведомления и перечень государственных органов, которые необходимо уведомить о привлечении и использовании труда иностранных работников, въехавших в безвизовом порядке |
Постановление Правительства РФ от 15 ян- варя 2007 г. N 9 "О порядке осуществле- ния миграционного учета иностранных гра- ждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" |
Содержит порядок и документы, необходимые для регистрации иностранных граждан по месту жительства и месту пребывания. Указанным Постановлением утверждена форма бланка заявления о регистрации иностранного гражданина либо лица без гражданства по месту жительства, а также форма бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания |
Договоры между РФ и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. "О создании Союзно- го государства" (ратифицированного Феде- ральным законом от 2 января 2000 г. N 25-ФЗ) |
Содержит положения о равенстве в правах, в том числе граждан Республики Беларусь и граждан РФ |
Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 9 марта 2000 г. N 1596-ЕС |
Содержит положение о том, что к работникам, являющимся гражданами Беларуси, не применяются ограничения, установленные для иностранных работников |
Письмо ФНС России от 21 сентября 2005 г. N ВЕ-6-26/786@, письмо Минфина от 15 августа 2005 г. N 03-05-01-03/82 |
Содержатся положения, согласно которым при заключении с гражданином Беларуси трудового договора на продолжительный срок с выплачиваемых в его пользу доходов удерживается налог на доходы физических лиц в размере 13% от суммы полученных доходов. Однако в случае досрочного расторжения трудового договора с гражданином Беларуси следует произвести пересчет ставки налога исходя из ставки налога, равной 30% |
Порядок получения работодателем разрешения на привлечение
иностранных работников
Как уже отмечалось, организация либо индивидуальный предприниматель, которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в безвизовом режиме, обязаны в установленном порядке получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Указанное разрешение выдается в порядке, предусмотренном Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681).
Согласно пункту 4 указанных Правил разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается работодателю при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами занятости населения. Такое заключение выдается работодателю в соответствии с Инструкцией об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (утв. приказом Минтруда и социального развития РФ от 15 июля 2003 г. N 175).
Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, помимо указанного выше заключения, работодатель должен предоставить в территориальный орган Федеральной миграционной службы следующие документы:
- заявление установленной формы (см. Пример 1);
- копию свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (либо ЕГРИП - для индивидуальных предпринимателей);
- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
- проект трудового договора;
- документ об уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей за каждого привлекаемого работника.
Все копии документов предоставляются совместно с предъявлением подлинников, после чего подлинники заверяются должностным лицом территориального органа Федеральной миграционной службы. Допускается также предоставление нотариально заверенных копий документов. Но заявление всегда должно предоставляться в виде оригинального экземпляра и содержать подпись и печать организации-работодателя либо индивидуального предпринимателя. К документам, составленным на иностранном языке, должен быть приложен нотариально заверенный перевод на русском языке.
Территориальный орган Федеральной миграционной службы делает отметку о приеме документов в заявлении, которому присваивает регистрационный номер. Копия указанного заявления незамедлительно выдается заявителю.
Пример 1
Общество с ограниченной ответственностью
"Торговля"
----------------------------------------------------------------------------------------------------
ИНН 7703509341 / КПП 772101001
109507, г. Москва, Волгоградский просп., д. 2
Р/с 40702810901040000000 в ОАО "Банк Москвы" г. Москва
К/с 30101810300000000209, БИК 044525219
Заявление
о выдаче работодателю
или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение
и использование иностранных работников
Заместителю директора
ФМС России по г. Москве
В.П. Петрову
Организация Общество с ограниченной ответственностью "Торговля" просит выдать разрешение на
-------------------------------------------------------
(название организации)
привлечение и использование иностранных работников.
N п/п | Должность, в которой будет работать гражданин |
Страна | Число привлекаемых иностранных граждан |
1 | Грузчик | Туркменистан | 3 |
2 | Грузчик | Грузия | 4 |
Разрешение запрашивается на срок с 10 января 2007 г. по 9 января 2008 г.
----------------------- ----------------------
Основание необходимости привлечения иностранных работников: в связи с широким спектром
-------------------------------
оказываемых услуг нашей торговой сети требуются рабочие для погрузки-разгрузки товаров, поэтому нам
----------------------------------------------------------------------------------------------------
необходимо привлечь иностранных работников, так как в службе занятости населения отсутствуют резюме
----------------------------------------------------------------------------------------------------
граждан РФ, желающих работать на данной позиции.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Организация занимается Оптовая торговля
-----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
(указать вид хозяйственной деятельности)
В организации работает 33 российских граждан и нет иностранных граждан.
-------- ---------
Юридический и фактический адрес организации: 109507, г. Москва, Волгоградский просп., д. 2
----------------------------------------------------
Приложение:
1. Заключения органа исполнительной власти субъекта РФ - 1 л.,
2. Копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ - 1 л.,
3. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе - 1 л.,
4. Проекты трудовых договоров - 2 шт. по 3 л.,
5. Документ об уплате государственной пошшгны - 1 л.
Руководитель организации Иванов М.И. Иванов
--------------------- -------------
(фамилия, инициалы) (подпись)
Решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников принимается территориальным органом миграционной службы в течение 30, а в отдельных случаях (при необходимости проведения дополнительной проверки пред оставленных документов) - 45 календарных дней со дня подачи работодателем указанных выше документов. В случае принятия положительного решения разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается работодателю либо высылается ему по почте не позднее десяти дней со дня принятия решения. В случае если принято решение об отказе в предоставлении разрешения на привлечение и использование иностранных работников, работодателю должен быть направлен мотивированный отказ не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
При утрате разрешения на привлечение иностранных работников оно может быть восстановлено выдавшим его территориальным органом миграционной службы. Для этого работодатель должен предоставить в территориальный орган миграционной службы заявление установленной формы и документ об оплате государственной пошлины. Указанные документы рассматриваются в течение 10 дней, а затем выдается дубликат разрешения.
Порядок получения разрешения на работу
Разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного гражданина осуществлять трудовую деятельность на территории субъекта РФ, который указан в разрешении.
Разрешение на работу выдается иностранным работникам в соответствии с Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681). Разрешение на работу выдается иностранному гражданину только при соблюдении условий, установленных пунктом 31 указанных Правил, а именно:
- при достижении иностранным гражданином 18 лет;
- при отсутствии недостоверных сведений в заявлении и иных предоставляемых для получения разрешения на работу документах;
- при привлечении работодателем иностранных граждан к трудовой деятельности на основании трудового договора либо договора гражданско-правового характера (в отношении иностранных граждан, прибывших в визовом порядке).
Порядок выдачи разрешения на работу иностранным гражданам зависит оттого, в каком порядке прибыл иностранный гражданин. Так, иностранные граждане, прибывшие в безвизовом режиме, самостоятельно получают разрешение на работу. Иностранным же гражданам, прибывшим в визовом порядке, разрешение на работу оформляется работодателем.
Разрешение на работу гражданам, прибывшим в безвизовом порядке, выдается после предоставления в Федеральную миграционную службу следующих документов:
- заявления установленной формы (см. Пример 2);
- миграционной карты с отметкой о въезде на территорию РФ;
- квитанции об уплате госпошлины в размере 1 000 рублей.
Пример 2
к приказу Федеральной миграционной службы
от 25 декабря 2006 г. N 370
"Рис. 1"
Дата и место постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина
г. Москва, ул. Севастопольская, дом 3, кв. 112
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Профессия (специальность), по которой иностранный работник, осуществляет трудовую деятельность
грузчик
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Документ, подтверждающий квалификацию иностранного работника (кем, где, когда выдан)
отсутствует
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Планируемый период осуществления трудовой деятельности по трудовому, гражданско-правовому
договору на выполнение работ (оказание услуг) с 09 апреля 2007 года, срок окончания трудового
------------------------------------------------------
договора не определен
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Адрес объекта, на котором иностранный гражданин планирует осуществлять трудовую деятельность
Московская область, Ногинский р-н, пос. Обухово, ул. Калинина, дом 45
----------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Данные о разрешении на работу, ранее выданном иностранному гражданину не имел
-------------------------
Серия ______________ N ______________________
Дата выдачи _________________________________
Территория действия _________________________
Срок действия до ____________________________
Кем выдано __________________________________
Особые отметки в разрешении _________________
Данные о работодателе (наименование, адрес) ООО "Торговля", 109507, г. Москва,
--------------------------------------------------------
Волгоградский просп., д. 2
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Должностное лицо миграционной службы проверяет поступившие документы, правильность заполнения заявления, присваивает регистрационный номер заявлению и выдает заявителю копию этого заявления с отметкой о дате его приятия. В течение 10 рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина указанных выше документов миграционная служба принимает решение о выдаче иностранному работнику разрешения на работу либо об отказе в выдаче такого разрешения.
Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично при предъявлении им документа, удостоверяющего личность. В данном разрешении на работу не указывается наименование работодателя, поэтому при переходе от одного работодателя к другому работник не должен получать еще одно разрешение на работу.
Отказ в выдаче разрешения на работу может быть обжалован иностранным гражданином в судебном порядке в течение трех дней со дня получения уведомления об отказе.
При предоставлении иностранному работнику разрешения на работу сроком более девяноста дней он обязан предоставить в территориальный орган миграционной службы документы, подтверждающие отсутствие у него заболеваний наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих (ст. 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ). Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 188. В случае непредоставления работником указанных документов в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу выданное ему разрешение аннулируется миграционной службой.
Для получения разрешения на работу на иностранных граждан, прибывшим в визовом порядке, работодатель предоставляет в миграционную службу следующие документы:
- заявление установленной формы;
- цветную фотографию иностранного гражданина (размер 30 х 40 мм);
- документы об образовании;
- документ об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу в размере 1 000 рублей.
Также при подаче заявления и указанных выше документов заявитель (уполномоченный им представитель) предъявляет свой паспорт и копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника.
Решение о выдаче заявления принимается в сроки, аналогичные тем, в которые принимается решение о выдаче разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим безвизовом порядке. Срок выдачи разрешения составляет 10 рабочих дней со дня принятия решения. В случае отказа в предоставлении разрешения миграционная служба обязана направить работодателю уведомление об отказе также не позднее 10 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Отметим, что разрешение на работу для каждого иностранного работника получает работодатель (уполномоченный работодателем представитель). Однако работодатель не вправе хранить у себя разрешения на работу, а обязан выдать их работникам под роспись до того, как работник приступит к трудовой деятельности. Для этого работодателю рекомендуется составить ведомость выдачи работникам разрешений на работу (см. Пример 3).
Пример 3
Ведомость о выдаче разрешений на работу иностранным
работникам, прибывшим в Российскую Федерацию на основании визы
N п / п |
Ф.И.О., год ро- ждения иностра- нного работника |
Серия и номер разре- шения на работу |
Дата выдачи ра- зрешения на ра- боту миграцион- ной службой |
Территория действия разрешения на работу |
Дата выдачи работо- дателем разрешения на работу иностран- ному работнику |
Подпись иностранного работника |
1 | Михалашвили Зураб Хасанович 1981 |
Серия 50 N 711019303 | 09.04.2007 | Московская область |
11.04.2007 | |
2 | Мусаев Абдул Абдурахманович, 1976 |
Серия 50 N 711019304 | 09.04.2007 | Московская область |
11.04.2007 | |
Генеральный директор Иванов М.И. Иванов
----------------
Справка
В случае невыхода работника на работу в установленный в трудовом договоре срок работодатель вправе обратиться в миграционную службу с ходатайством об аннулировании разрешения на работу.
Разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, может быть аннулировано миграционной службой также по иным основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, а именно в случаях, если иностранный гражданин:
- выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, создает угрозу безопасности РФ и граждан РФ;
- финансирует, планирует либо оказывает содействие совершению террористических актов в РФ;
- в течение пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;
- предоставил поддельные либо подложные документы для оформления разрешения на работу;
- осужден вступившим в силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
- имеет непогашенную либо не снятую судимость за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами;
- неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан;
- является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
При утрате работником разрешения на работу оно подлежит восстановлению выдавшим его территориальным органом миграционной службы в течение десяти дней со дня предоставления работником следующих документов:
- фотографии иностранного работника;
- документа об уплате государственной пошлины.
Уведомление госорганов о привлечении иностранных работников
Для осуществления учета иностранной рабочей силы работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранцев, обязаны уведомлять о заключении трудовых договоров с иностранными работниками соответствующие государственные органы. Порядок и сроки уведомления государственных органов зависит от того, какие иностранные работники привлекаются к трудовой деятельности: прибывшие в визовом или безвизовом порядке.
Таблица 3
Государственные органы, которые должен уведомить работодатель
о заключении трудовых договоров с работниками,
прибывшими в безвизовом порядке
Наименование государ- ственного органа |
Правовая норма, устанавливающая обязанность работодателя уведомить соответствующий го- сударственный орган |
Срок для направления уведомления |
Территориальный орган миграционной службы |
Пункт 9 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ |
10 дней со дня заключения трудо- вого договора с работником |
Территориальный орган занятости населения |
||
Налоговая инспекция | Подпункт 11 пункта 9 статьи 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ |
Работодатель направляет уведомление в порядке и в сроки, предусмотренные Правилами подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (утв. постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2006 г. N 798). При этом уведомление (см. Пример 4) должно быть оформлено по форме, утвержденной указанными Правилами.
Пример 4
Общество с ограниченной ответственностью
"Торговля"
----------------------------------------------------------------------------------------------------
ИНН 7703509341 / КПП 772101001
109507, г. Москва, Волгоградский просп., д. 2
Р/с 40702810901040000000 в ОАО "Банк Москвы" г. Москва
К/с 30101810300000000209, БИК 044525219
В Управление Федеральной миграционной службы по Московской области
----------------------------------------------------------------------------------------------------
(наименование территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции
г. Москва, ул. Пятницкая, д. 2
----------------------------------------------------------------------------------------------------
или органа исполнительной власти, ведающего вопросами
Тел.: 200-00-00
----------------------------------------------------------------------------------------------------
занятости населения в субъекте Российской Федерации)
Уведомление
о привлечении и использовании
для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан,
прибывших в Российскую Федерацию в порядке,
не требующем получения визы
1. Сведения о работодателе и (или) заказчике работ (услуг)
N свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (Единый государственный
реестр индивидуальных предпринимателей) 77 N 006531752
------------------------
N свидетельства о постановке на учет в налоговом органе 77 N 002653189
------------------------
Юридический адрес работодателя и (или) заказчика работ (услуг) 109507, г. Москва
------------------------------
Волгоградский просп., д. 2
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Фактический адрес работодателя и (или) заказчика работ (услуг) Московская область,
------------------------------
Ногинский р-н, пос. Обухово, ул. Калинина, дом 45
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Статус работодателя и (или) заказчика работ (услуг) (нужное отметить X или V)
/---\
| V | российское юридическое лицо
\---/
/---\
| | российское юридическое лицо с иностранными инвестициями
\---/
/---\
| | иностранное юридическое лицо
\---/
/---\
| | российский гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального
\---/ предпринимателя без образования юридического лица
/---\
| | иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального
\---/ предпринимателя без образования юридического лица
/---\
| | физическое лицо - российский гражданин
\---/
/---\
| | физическое лицо - иностранный гражданин
\---/
Основной вид экономической деятельности*(1) 51.70 (оптовая торговля)
----------------------------
2. Сведения об иностранных гражданах, осуществляющих трудовую деятельность
Фамилия Манташан
--------------------------------------------------------------------------------------------
Имя Товмас
------------------------------------------------------------------------------------------------
Отчество Гагикович
-------------------------------------------------------------------------------------------
Дата и место рождения 12.12.1982
------------------------------------------------------------------------------
Пол Муж.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Гражданство Армения
----------------------------------------------------------------------------------------
Наименование, серия, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность иностранного работника
Паспорт AF 0414327 выдан 07.05.2002
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Профессия, специальность, по которой иностранный работник осуществляет трудовую деятельность*(2)
грузчик
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Квалификация -------------
---------------------------------------------------------------------------------------
Наличие соответствующего стажа трудовой деятельности по специальности имеется
------------------------------
Дата приема на работу иностранного гражданина 08.04.2007
------------------------------------------------------
Период осуществления трудовой деятельности по трудовому и (или) гражданско-правовому договору на
выполнение работ (оказание услуг) бессрочно
------------------------------------------------------------------
Серия и номер выданного разрешения на работу иностранному гражданину Серия 50 N 711019306
-------------------------------
Дата выдачи разрешения на работу 08.04.2007
-------------------------------------------------------------------
Территория действия разрешения на работу Московская область
-----------------------------------------------------------
Срок действия разрешения на работу до
--------------------------------------------------------------
Наименование органа, выдавшего разрешение на работу УФМС России
------------------------------------------------
по Московской области
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Особые отметки в разрешении отсутствуют
------------------------------------------------------------------------
Сведения о постановке иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не
требующем получения визы, на миграционный учет по месту временного пребывания (дата и место
миграционного учета) Московская область,
-------------------------------------------------------------------------------
Ногинский р-н, пос. Обухово, ул. Калинина, дом 3
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Адрес объекта, на котором привлекаемый работодателем и (или) заказчиком работ (услуг) иностранный
гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, осуществляет
трудовую деятельность Московская область,
------------------------------------------------------------------------------
Ногинский р-н, пос. Обухове, ул. Калинина, дом 45
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Генеральный директор Иванов М.И. Иванов
------------------
*(1) Основной вид экономической деятельности работодателя, заказчика работ (услуг) определяется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).
*(2) Указываются в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).
На каждого иностранного работника составляется отдельное уведомление, поэтому при направлении нескольких уведомлений в один и тот же орган работодателю рекомендуется составить сопроводительное письмо (см. Пример 5), в котором указать общее количество направляемых уведомлений и фамилии работников, на которых они оформлены.
Пример 5
Общество с ограниченной ответственностью
"Торговля"
ИНН 7703509341 / КПП 772101001
109507, г. Москва, Волгоградский просп., д. 2
Р/с 40702810901040000000 в ОАО "Банк Москвы" г. Москва
К/с 30101810300000000209, БИК 044525219
Руководителю ФМС по Московской области
г. Москва, ул. Пятницкая, д. 2
Смирнову П.Р.*(1)
Исх. 789-2
------------
от 12.04.2007
------------
Сопроводительное письмо
Во исполнение Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" направляю Вам Уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Приложение:
1. Уведомление на имя Манташана Товмаса Гагиковича - 2 л.
2. Уведомление на имя Холбоева Абдулы Хасановича - 2 л.
С уважением,
Генеральный директор Иванов М.И. Иванов
----------------
*(1) Ф.И.О. и названия организаций в тексте настоящего письма являются вымышленными.
На практике часто возникает вопрос: если работодатель зарегистрирован в одном субъекте, но привлекает к труду иностранных работников в другом субъекте, в какой территориальный орган миграционной службы, занятости населения и налоговую инспекцию следует направлять уведомление?
В этом случае следует уведомлять территориальные органы того субъекта, в котором работник осуществляет трудовую деятельность. Такой вывод следует из пункта 5 Правил подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Фрагмент документа
Пункт 5 Правил подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (утв. постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2006 г. N 798)
Уведомление представляется работодателем и (или) заказчиком работ (услуг) непосредственно или по почте заказным письмом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдано разрешение на работу.
К тому же, разрешение на работу выдается иностранному работнику с указанием территории его действия и работник не вправе осуществлять трудовую деятельность на территории, не указанной в разрешении.
Таблица 4
Государственные органы, которые должен уведомить работодатель
о заключении трудовых договоров с работниками,
прибывшими в визовом порядке
Наименование госу- дарственного органа |
Правовая норма, устанавливающая обязанность работодателя уведоми- ть соответствующий государствен- ный орган |
Срок для направления уведомления |
1 | 2 | 3 |
Государственная ин- спекция труда соот- ветствующего субъ- екта |
Пункт 13 Правил выдачи разреши- тельных документов для осущест- вления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681) |
Один месяц со дня получения работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников и заключения трудово- го договора с иностранным работником |
Территориальный ор- ган занятости насе- ления |
||
Налоговая инспекция | Подпункт 11 пункта 9 статьи 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ |
10 дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту ра- боты или к месту пребывания, либо получения разрешения на работу на иностранного гражда- нина, либо заключения с иностранным гражда- нином трудового или гражданско-правового до- говора |
В данном случае не нужно уведомлять миграционную службу, так как разрешение на работника выдавалось работодателю и все сведения об иностранных работниках, привлекаемых к трудовой деятельности работодателем, уже имеются в миграционной службе.
Об особенностях оформления трудовых отношений с иностранными работниками и социальных гарантиях, предоставляемых иностранным работникам, читайте в следующем номере журнала.
Правильное оформление трудовых отношений с иностранными работниками - гарантия того, что, если завтра к вам нагрянет проверка из инспекции труда либо миграционной службы, вам не придется платить огромные штрафы на незаконное использование иностранной рабочей силы.
Порядок заключения и особенности трудового договора
с иностранным работником
Согласно статье 11 ТК РФ на территории России правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не установлено международным договором РФ.
Из вышеизложенного следует, что трудовой договор с иностранцем, как и с российским гражданином, должен заключаться по правилам, установленным главой 11 ТК РФ. Так, в России допускается заключение трудового договора с иностранным гражданином, достигшим возраста 16 лет либо не достигшим указанного возраста, в случаях, предусмотренных в статье 63 ТК РФ.
Как и российский гражданин, иностранец для заключения трудового договора должен предъявить документы, перечисленные в статье 65 ТК РФ. Обращаем ваше внимание на то, что данная статья запрещает требовать от работника при приеме на работу иные документы, не предусмотренные ТК РФ, за исключением случаев, когда необходимость предоставления таких документов установлена федеральным законом, Указом Президента либо постановлением Правительства. В частности, данная норма касается иностранных граждан, которые в ряде случаев также обязаны предоставить работодателю копию разрешения на работу (для иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом порядке).
Обязательным документом, предоставляемым при заключении трудового договора, является паспорт иностранного гражданина. Отметим, что если паспорт оформлен только на языке иностранного государства, обязательно требуется нотариальный перевод паспорта на русский язык, так как данные о личности работника должны быть вписаны в трудовой договор именно на русском языке.
Если иностранный гражданин принимается на работу, не требующую специальных знаний, например, на должность грузчика либо дворника, то документ об образовании предоставлять не обязательно. При необходимости наличия у иностранного работника специальных знаний требуется предоставление документа об образовании, который должен быть переведен на русский язык, а перевод удостоверен нотариусом.
Возникает вопрос: каким нормативным правовым актом должен руководствоваться работодатель, принимая решение о необходимости предоставления работником-иностранцем документа об образовании? Отметим, что при решении указанного вопроса работодателю либо уполномоченному им лицу следует руководствоваться Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Министерства труда России от 21 августа 1998 г. N 37, а также Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск 40), утвержденным постановлением Министерства труда России от 17 мая 2001 г. N 41.
Документы об образовании, выданные в других государствах и предоставляемые иностранным гражданином при устройстве на работу в РФ, обязательно должны быть признаны на территории России в соответствии с Порядком признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученом звании (утв. приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 9 января 1997 г. N 15), а также вступившим в силу с 1 июня 2007 года приказом Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2007 г. N 87.
Предоставление иностранным гражданином документа о воинском учете не требуется, так как иностранные граждане не являются военнообязанными в РФ и не подлежат призыву на военную службу в обязательном порядке. Несмотря на то что пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ предоставляет иностранным гражданам право проходить в России военную службу по контракту, иностранные граждане в РФ не подлежат обязательному воинскому учету на территории РФ.
В соответствии со статьей 65 ТК РФ свидетельство обязательного пенсионного страхования предоставляется работником работодателю при устройстве на работу. Однако в случае отсутствия у работника по тем или иным причинам указанного свидетельства обязанность по его оформлению возложена на работодателя.
Следует ли оформлять свидетельство обязательного пенсионного страхования на иностранного работника? Отметим, что страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования выдается только застрахованным лицам (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"). Иностранный гражданин признается застрахованным по обязательному пенсионному страхованию, если он постоянно либо временно проживает на территории РФ, осуществляет трудовую деятельность на основании трудового договора либо договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). Таким образом, свидетельство обязательного пенсионного страхования не оформляется на работников, являющихся иностранными гражданами, временно пребывающими в Российской Федерации.
Отдельный интерес представляет вопрос о том, какой трудовой договор следует заключать с иностранным работником: срочный либо без определенного срока действия? В обществе бытует мнение, что трудовой договор с иностранным работником обязательно должен быть срочным. Однако с позиции статьи 59 ТК РФ такая точка зрения представляется неправильной. Согласно указанной статье работодатель вправе заключить с работником срочный трудовой договор только в следующих случаях.
Фрагмент документа
Статья 59 Трудового кодекса РФ
Срочный трудовой договор заключается:
- на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;
- на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;
- для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);
- с лицами, направляемыми на работу за границу;
- для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;
- с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;
- с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;
- для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника;
- в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;
- с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;
- с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы;
- в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
По соглашению работника и работодателя срочный трудовой договор может заключаться:
- с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек);
- с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера;
- с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;
- для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотии, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;
- с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, профессиональными спортсменами в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- с лицами, обучающимися по очной форме обучения;
- с лицами, поступающими на работу по совместительству;
- в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Из вышеизложенного, с учетом содержания статьи 11 ТК РФ, следует, что во всех иных случаях, не перечисленных в статье 59 ТК РФ, работодатель обязан заключить с иностранным работником трудовой договор без определенного срока действия. Таким образом, работодатель не вправе заключить с иностранным работником срочный трудовой договор, мотивируя это определенностью срока действия разрешения на работу. Также отметим, что действующее законодательство не запрещает получения иностранным гражданином разрешения на работу на новый срок.
Правила оформления трудовых книжек на иностранных работников
Статья 66 ТК РФ обязывает работодателя (организацию или индивидуального предпринимателя) в течение 5 дней внести запись работнику в трудовую книжку либо при отсутствии трудовой книжки оформить этот документ на работника и вписать в него соответствующую запись. При этом не имеет значения, является ли работник россиянином или иностранцем, так как важен только факт заключения трудового договора. Таким образом, работодатель обязан завести трудовые книжки на вновь принятых иностранных работников.
Отметим, что работодатель должен оформлять на иностранных работников трудовые книжки только установленного законодательством РФ образца. В случае предоставления иностранным работником трудовой книжки иностранного образца работодатель не вправе вносить в нее какие-либо записи, а также делать в российскую трудовую книжку записи о трудовом стаже иностранного работника на основании трудовой книжки иностранного государства. Если иностранец уже работал на территории России, то он должен предоставить работодателю по новому месту работы трудовую книжку, которая была заведена на него прежним работодателем.
Трудовые книжки на иностранных работников заполняются в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225).
Налогообложение доходов, получаемых иностранными работниками
Налог на доходы физических лиц
Особый интерес представляет налогообложение доходов, получаемых работниками-иностранцами. Единственным налогом, который удерживается непосредственно с дохода работника, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В соответствии с пунктом 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговая ставка по НДФЛ для лиц, не являющихся налоговыми резидентами, составляет 30 процентов. Отметим, что согласно статье 11 НК РФ физическое лицо, в том числе иностранный гражданин, является налоговым резидентом РФ, если он пробыл на территории страны не менее 183 дней в календарном году (то есть в налоговом периоде).
После того как иностранный гражданин пробыл на территории РФ более 183 дней, он приобретает право на исчисление НДФЛ по ставке 13 процентов. Обратите внимание на то, что датой прибытия иностранного гражданина является дата, которая значится в отметке пропускного контроля через границу нашего государства. Такие отметки делаются либо в миграционных картах, либо в документах, удостоверяющих личность иностранного гражданина. 183 дня следует отсчитывать со дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в РФ. Такой вывод следует из содержания пункта 2 статьи 6 НК РФ: "Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало". При подсчете времени пребывания иностранного гражданина следует отдельно подсчитывать дни, приходящиеся на соответствующий налоговый период.
Пример 6
Иностранец прибыл в Россию 10 октября 2005 года и пробыл в стране по 29 июля 2006 года включительно. В этом случае следует отдельно подсчитать дни пребывания в 2005 году и в 2006 году, так как согласно статье 216 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ является календарный год (то есть с 1 января по 31 декабря). Время пребывания иностранного гражданина на территории РФ в 2005 году составляет 83 календарных дня (с 10 октября по 31 декабря), а в 2006 году - 210 календарных дней (с 1 марта 2006 года по 29 июля 2006 года). Таким образом, иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность в России, имеет право на исчисление НДФЛ по ставке 13 процентов только в 2006 году.
Справка
Согласно статье 210 НК РФ работники - иностранные граждане, не являющиеся налоговыми резидентами России, не имеют право на получение стандартных налоговых вычетов по НДФЛ.
По истечении 183 календарных дней пребывания в РФ иностранный гражданин становится налоговым резидентом, следовательно, приобретает право на исчисление НДФЛ по ставке 13 процентов, а также право на получение стандартных налоговых вычетов по НДФЛ. Работодатель обязан произвести перерасчет по НДФЛ иностранному работнику по ставке 13 процентов с начала того календарного года, в котором этот работник приобрел статус резидента. При перерасчете налога у работодателя образуется переплата по НДФЛ. В этом случае налоговое законодательство предусматривает два возможных пути решения проблемы: вернуть из бюджета излишне уплаченный НДФЛ или зачесть его в счет будущих платежей.
Возврат НДФЛ из федерального бюджета - дело хлопотное и кропотливое. В соответствии с пунктом 1 статьи 231 НК РФ суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом (работодателем) из дохода налогоплательщика (работника), подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. Отметим, что работник пишет такое заявление в произвольной форме (см. Пример 7) и предоставляет работодателю, который в свою очередь подает его в налоговую инспекцию.
Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ заявление о возврате налога может быть подано только в течение трех лет со дня уплаты налога в бюджет. Налоговая инспекция принимает решение о возврате не позднее 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате налога. Возврат же самого налога должен быть осуществлен не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом соответствующего заявления налогоплательщика.
Пример 7
Руководителю (зам. руководителя)
ИФНС N 21 России по г. Москве
ООО "Торговля"
ИНН 7703509341 / КПП 772101001
местонахождение: 109507 г. Москва
Волгоградский просп., д. 2
банковские реквизиты: Р/с 40702810901040000000
в ОАО "Банк Москвы" г. Москва
К/с 30101810300000000209, БИК 044525219
Тел 100-01-02
Заявление
о зачете суммы излишне уплаченного налога
Излишне уплаченная сумма составила 5 000 (пять тысяч) рублей.
Налог НДФЛ
------------------------------------------------------------------
(наименование налога)
Вид платежа налог
-------------------------------------------------------------
(налог; пени, налоговые санкции)
КБК 18210102021011000110
----------------------------------------------------------------
ОКАТО 45290568000
----------------------------------------------------------------
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 21 и 78
Налогового кодекса РФ
Прошу:
Зачесть сумму в размере 5 000 (пять тысяч) рублей в счет уплаты:
Налог НДФЛ
--------------------------------------------------------------------
(наименование налога)
Вид платежа налог
-------------------------------------------------------------
(налог; пени, налоговые санкции)
КБК 182 1 01 02021 01 1000
По ОКАТО 45290590000
Генеральный директор Иванов Иванов М.И.
М.П.
20 сентября 2007 г.
Зачет налога также осуществляется в соответствии со статьей 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика, которое пишется в произвольной форме. Решение о зачете принимается налоговой инспекцией по месту регистрации работодателя в качестве налогоплательщика в течение 10 дней с момента получения заявления о зачете.
Отметим, что налоговая инспекция при обнаружении переплаты по налогу вправе предложить работодателю провести сверку перечисленного в бюджет НДФЛ.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о налогообложении НДФЛ граждан Беларуси. Так, согласно письму Минфина России от 15 августа 2005 г. N 03-05-01-03/82 с доходов работника-белоруса следует удерживать НДФЛ по ставке 13 процентов при заключении срочного трудового договора либо трудового договора на длительный срок.
Справка
Если вы принимаете на работу гражданина Беларуси и заключаете с ним трудовой договор на срок менее 183 дней и при этом гражданин Беларуси не предоставил документы, свидетельствующие о его намерении пробыть в РФ более 183 дней (например, документ о регистрации по месту пребывания), то с его доходов должен быть удержан НДФЛ по ставке, равной 30 процентов.
Отметим: если трудовой договор с работником-белорусом, с доходов которого уплачивался НДФЛ в размере 13 процентов, расторгается до истечения 183 дней пребывания белоруса в РФ, производится перерасчет налога по ставке 30 процентов.
Единый социальный налог
Единый социальный налог (ЕСН) исчисляется работодателем исходя из размера выплат в пользу иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ либо оказание услуг. Отметим, что при уплате ЕСН не имеет значения, является работник иностранным либо российским гражданином.
ЕСН подлежит уменьшению также на сумму пособий по обязательному государственному социальному страхованию, выплаченных работодателем в пользу работника-иностранца.
Взносы на обязательное пенсионное страхование
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 НК РФ сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиком на сумму начисленных им за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом N 167-ФЗ. Однако следует отметить, что согласно статье 7 указанного Закона застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории страны иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность на основании трудового договора либо договора гражданско-правового характера. Только указанным лицам предоставлено право на получение пенсии в России, а потому пенсионные взносы уплачиваются работодателем в Фонд пенсионного страхования РФ только с выплат, произведенных в пользу этих лиц.
Из вышеизложенного следует, что работодатель не должен перечислять взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу работников - иностранных граждан, временной пребывающих на территории Российской Федерации. Аналогичный вывод содержится в письме УФНС по городу Москве от 29 июня 2005 г. N 21-11/45831. Это еще одно отличие правового статуса иностранных граждан, постоянно и временно проживающих в РФ, от временно пребывающих.
В таком же порядке решается вопрос об уплате взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу работников, являющихся гражданами Беларуси.
Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ обязывает работодателя выплачивать в бюджет Фонда социального страхования РФ (далее - ФСС РФ) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Отметим, что налоговой базой при исчислении указанных взносов являются выплаты в пользу работника, в том числе иностранного гражданина, работающего по трудовому договору либо договору гражданско-правового характера, в соответствии с условиями которого работодатель должен осуществлять обязательное государственное социальное страхование работника от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Из вышеизложенного следует, что с выплат в пользу работников, являющихся иностранными гражданами и временно пребывающих на территории РФ, работодатель обязан уплачивать взносы на обязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если эти работники работают по трудовому договору либо указанному выше договору гражданско-правового характера.
Социальные гарантии по временной нетрудоспособности,
беременности и родам работникам-иностранцам
Пособия по обязательному государственному социальному страхованию
Зачастую работодателя волнует вопрос: вправе ли он выплатить заболевшему работнику, являющемуся иностранным гражданином, пособие по временной нетрудоспособности и следует ли выплачивать иностранцу пособия по беременности и родам? Для ответа на этот вопрос обратимся к законодательству об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. При этом застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам либо контрактам о прохождении государственной или муниципальной службы.
Из вышеизложенного следует, что работники-иностранцы, постоянно либо временно проживающие на территории РФ, вправе получать пособия по временной нетрудоспособности, а также пособия по беременности и родам при наступлении соответствующего страхового случая, если они работают по трудовому договору.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на пособия по беременности и родам имеют иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ, но не подлежащие обязательному социальному страхованию (то есть неработающие). В этом случае пособие выплачивается не работодателем, а органами социальной защиты населения.
Имеют ли право на пособие по временной нетрудоспособности, а также беременности и родам иностранные граждане, временно пребывающие на территории России?
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ застрахованными лицами также являются "иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации".
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" застрахованными лицами являются российские граждане, иностранные граждане, а также лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. Значит, основным условием предоставления работнику пособия по временной нетрудоспособности является уплата за него ЕСН в части, зачисляемой в бюджет ФСС РФ.
Таким образом, работники - иностранные граждане, временной пребывающие в РФ, могут получать пособие по временной нетрудоспособности, а также пособия по беременности и родам, если они работают по трудовому договору.
Обеспечение по обязательному государственному социальному
страхованию от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
Иностранные граждане, проживающие и временно проживающие в России, работающие по трудовым договорам либо договорам гражданско-правового характера, в соответствии с которыми работодатель обязан уплачивать за работников в бюджет ФСС РФ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности, единовременной и ежемесячных страховых выплат, а также дополнительных видов помощи при повреждении здоровья в результате трудового увечья.
Указанные выше пособия предоставляются иностранным работникам на основании Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при условиях если:
1. Иностранный работник является застрахованным по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2. Иностранный работник повредил здоровье в результате несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, признанного исполнительным органом Фонда социального страхования РФ страховым случаем.
3. Работнику установлен процент утраты профессиональной трудоспособности (для назначения страховых выплат и дополнительных видов помощи).
Отметим, что пособие по временной нетрудоспособности назначается иностранным работникам работодателем и уплачивается за счет взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а страховые выплаты назначаются и выплачиваются исполнительным органом Фонда социального страхования РФ по месту регистрации работодателя.
Ответственность работодателя за нарушение порядка привлечения
к труду иностранных работников
Весьма актуален вопрос об ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности иностранных работников. Это обусловлено тем, что каждый работодатель должен знать неблагоприятные последствия, которые наступят для него при выявлении факта его неправомерного поведения. В связи с вышеизложенным предлагаем вашему вниманию Таблицу 2, в которой рассматриваются основные правонарушения в сфере привлечения и использования в России труда иностранных граждан, а также ответственность за их совершения в соответствии с действующим законодательством.
Таблица 2
Ответственность работодателя за нарушение порядка привлечения
и использования иностранцев
Статья КОАП РФ |
Вид правонарушения | Содержание правонарушения | Ответственность |
1 | 2 | 3 | 4 |
18.9 (часть 1) |
Нарушение должностным лицом организации, принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином РФ или постоянно проживающими в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства, правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ |
Нарушение должностным лицом организации (независимо от формы собственности), принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающей их обслуживание или выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в РФ и транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы |
Административный штраф: на должностных лиц - в размере от 40000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 400 000 до 500 000 рублей |
18.9 (часть 2) |
Непринятие гражданином РФ или постоянно проживающими в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства, пригласившими в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства по частным делам и предоставившими им жилое помещение, мер по обеспечению в установленном порядке их своевременного выезда за пределы РФ по истечении определенного срока пребывания в РФ |
Административный штраф в размере от 2 000 до 4 000 рублей |
|
18.9 (часть 3) |
Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию |
Административный штраф: на граждан - в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц - от 25 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц - от 250 000 до 300 000 рублей |
|
18.9 (часть 4) |
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета |
Административный штраф: на граждан - в размере от 2 000 до 4 000 рублей; а должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей; на юидических лиц -от 400 000 до 00 000 рублей |
|
18.10 | Незаконное осуществле- ние иностранным граж- данином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ |
Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом |
Административный штраф: от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового |
18.15 (часть 1) |
Незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства |
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом |
Административный штраф: на граждан - в размере от 2 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 25 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 250000 до 800000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
18.15 (часть 2) |
Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом |
Административный штраф: на граждан - в размере от 2 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 25 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 250 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
18.15 (часть 3) |
Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом |
Административный штраф: на граждан - в размере от 2 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 35 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 400000 до 800000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
18.16 (часть 1) |
Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществ- ляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) |
Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), выразившееся в предоставлении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятель- ность без образования юридического лица, юриди- ческим лицом, его филиалом или представительством, управ- ляющими торговым объектом (в том числе торговым комплек- сом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства, либо иным юридическим лицом или его должностным лицом, либо иным лицом, осуществляю- щим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, слу- жебного, подсобного или иного помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемым к трудовой деяте- льности, осуществляемой на торговом объекте (в том числе в торговом комплексе), либо в выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства, не- законно осуществляющим указан- ную деятельность, разрешения на ее осуществление или в допуске в иной форме к осу- ществлению указанной деятель- ности |
Административный штраф: на долж- ностных лиц - в размере от 45000 до 50000 рублей; на лиц, осу- ществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 350 000 до 800000 рублей либо админист- ративное приостановление деятель- ности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 450 000 до 800 000 рублей либо админист- ративное приостановление деятель- ности на срок до 90 суток |
18.16 (часть 2) |
Предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятель- ность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом |
Административный штраф: на дол- жностных лиц - в размере от 45 000 до 50 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринима- тельскую деятельность без образования юридического лица, - от 350 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юриди- ческих лиц - от 450 000 до 800000 рублей либо админист- ративное приостановление дея- тельности на срок до 90 суток |
|
18.17 (часть 1) |
Несоблюдение установ- ленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иност- ранных организаций ог- раничений на осуществ- ление отдельных видов деятельности |
Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности |
Административный штраф: на граж- дан - в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц - от 45 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 800 000 до 1 000 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
18.17 (часть 2) |
Несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностран- ных граждан и лиц без граж- данства ограничений на осу- ществление отдельных видов деятельности |
Административный штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового |
|
18.17 (часть 3) |
Несоблюдение иностранным юридическим лицом, его филиалом или представительст- вом установленных в соответст- вии с федеральным законом в отношении иностранных органи- заций ограничений на осуществ- ление отдельных видов деятель- ности |
Административный штраф в размере от 800 000 до 1 000 000 рублей либо административное приостанов- ление деятельности на срок до 90 суток |
Практика свидетельствует, что привлечение на работу иностранных граждан с соблюдением требований действующего законодательства позволяет работодателю избежать споров с миграционной службой и Государственной инспекцией труда. Кроме того, инспектор отдела кадров, который знает, как правильно оформить трудовые отношения с иностранным работником, позволяет организации сэкономить деньги, так как в этом случае работодателю не требуется привлечения стороннего специалиста либо обращение в специализированную организацию.
К.А. Черникова,
юрист
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 7, 8, июль, август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Источник-книга".
Лицензия на издательскую деятельность код 221, серия ИД, N 03940 от 07.02.2001.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11758 от 08.02.2002
Адрес: 127254, г.Москва, а/я 57
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47, 507-46-04
E-mail: public@delo-press.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 81259, 81388, 81941;
- по каталогу "Почта России" - 24176;
- по каталогу "Пресса России" - 39488, 39491, 15592.