г. Пермь
15 декабря 2009 г. |
Дело N А60-21213/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шварц Н. Г.
судей Лихачевой А.Н., Рубцовой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Овчинниковой О. В.,
при участии:
от истца, ОАО "Российские железные дороги" - Уманец В.В., паспорт, доверенность N 77/09-НЮ от 29.10.2009 г..;
ответчик, ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" - не явился;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу,
истца, ОАО "Российские железные дороги",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 октября 2009 года по делу N А60-21213/2009,
принятое судьёй Воротилкиным А.С.
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района"
о взыскании задолженности по договору на отпуск тепловой энергии,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Закрытому акционерному обществу "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (далее - ЗАО "УК "РЭМП" Железнодорожного района", ответчик) о взыскании 580 347 руб. 94 коп. задолженности за поставленную в период с ноября 2008 г.. по март 2009 г.. по договору N 145 от 13.03.2007 г.. тепловую энергию, на основании статей 12, 307, 309, 310, 395, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом принято от истца уменьшение размера иска, которым просит взыскать с ответчика в свою пользу 362 879 руб. 22 коп., составляющих задолженность за поставленную в период с ноября 2008 г.. по март 2009 г.. тепловую энергию и ГВС.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2009 г.. исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 154 949 руб. 16 коп. основного долга, а также 3 739 руб. 48 коп. в возмещение расходов по госпошлине, в остальной части иска отказано (том 2 л.д. 106-113).
Истец, ОАО "РЖД", с решением суда первой инстанции от 02.10.2009 г.. не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить.
Считает, что для определения количества поставленной тепловой энергии судом неправомерно принята методика, утвержденная Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), поскольку в соответствии с условиями заключенного сторонами договора при отсутствии приборов учета расчет производится с учетом теплового и водного балансов системы теплоснабжения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Ответчик, ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района", представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что Правилами N 307 установлен единственно верный порядок исчисления количества потребленного энергоресурса. Пункт 1.2. договора не имеет четкого порядка определения количества потребляемой энергии при отсутствии общедомового прибора учета, а указывает лишь на необходимость учета теплового и водного баланса системы теплоснабжения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (Поставщик) и ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района" (Потребитель) заключен договор на отпуск тепловой энергии N 145/НОДЮ-120/07 от 13.03.2007 г.. (в редакции протокола разногласий, протокола согласования разногласий, дополнительных соглашений N 1 и N 2), в соответствии с условиями которого Поставщик обязуется отпустить тепловую энергию, согласно данным Потребителя с максимумом тепловой нагрузки для жителей домов, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Летчиков, 11, 11а, 15а, 15б, 15в от котельной ИЗО (том 1 л.д. 12-19, 26, 28, 29-30, 36-37, 40-41).
Приложением N 1 сторонами согласован расчет нагрузок жилых домов на отопление ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района, Приложением N 2 - расчет тепловых потерь трубопроводов тепловых сетей, Приложением N 3 - план-заявка теплопотребления.
Также сторонами согласованы и подписаны акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей к жилым домам по ул. Летчиков, 11, 11а, 15а, 15б, 15в и схема границ эксплуатационной ответственности (том 1 л.д. 18-19).
Как следует из материалов дела, договор сторонами исполнялся, на оплату поставленной в период с ноября 2008 г.. по март 2009 г.. истцом ответчику выставлены счета-фактуры от 30.11.2008 г.. на сумму 114 788 руб. 87 коп., от 31.12.2008 г.. на сумму 137 911 руб. 88 коп., от 30.01.2009 г.. на сумму 2 222 руб. 74 коп., от 30.01.2009 г.. на сумму 160 113 руб. 60 коп., от 28.02.2009 г.. на сумму 5 395 руб., от 28.02.2009 г.. на сумму 6 884 руб. 02 коп., от 28.02.2009 г.. на сумму 138 368 руб. 81 коп., от 31.03.2009 г.. на сумму 129 451 руб. 89 коп. (том 1 л.д. 42-55, том 2 л.д. 79-80).
Стоимость тепловой энергии определена истцом на основании постановления РЭК Свердловской области от 26.10.2007 г.. N 131-ПК - 566,17 руб./Гкал, постановления РЭК Свердловской области от 31.12.2008 г.. N 170-ПК - 662,87 руб./Гкал.
Как указывает истец в исковом заявлении, обязанность по оплате тепловой энергии исполнена ответчиком ненадлежащим образом. Задолженность ответчика по расчету истца составила 362 879 руб. 22 коп., что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, взыскивая 154 949 руб. 16 коп. задолженности, суд первой инстанции пришел к выводу о надлежащем исполнении истцом обязанности по поставке тепловой энергии; ненадлежащем исполнении ответчиком обязанности по ее оплате; необходимости расчета количества поставленного энергоресурса в соответствии с Правилами N 307 по нормативам потребления коммунального ресурса.
Исходя из материалов дела, ответчик является организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами, и исполнителем коммунальных услуг согласно п. 3 Правил N 307.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ч. 1 ст. 548 ГК РФ).
Материалами дела подтверждается, что в спорный период ОАО "РЖД" осуществляло поставку тепловой энергии на объекты, находящиеся в управлении ЗАО "УК "РЭМП Железнодорожного района".
Согласно частям 1, 2 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 3.2. договора установлено, что расчеты Потребителя перед Поставщиком за полученную им тепловую энергию и теплоноситель осуществляются на основании показателей приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у Потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", утвержденных Минтопэнерго 12.09.95г.
При отсутствии приборов учета расчет производится по п. 1.2. договора с учетом теплового и водного балансов системы теплоснабжения. Потери тепла и утечки теплоносителя распределяются пропорционально нагрузке (п. 3.6 договора).
Пунктом 3.8. договора предусмотрено, что расчеты по настоящему договору между сторонами производятся в акцептном порядке на основании платежных требований, предъявляемых Поставщиком Потребителю до 20 числа месяца, следующего за отчетным (том 1 л.д. 28).
В судебном заседании суда первой инстанции 29.09.2009 г.. истец пояснил, а ответчик подтвердил, что расчеты, на основании которых истцом были выставлены счета-фактуры на оплату тепловой энергии в период с ноября 2008 года по март 2009 года, произведены истцом по Методике, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 г.. N 105, с учетом положений п.п. 1.2, 3.6 договора N 145/НОДЮ-120/07 от 13.03.2007 г.. и Приложения N 1 к нему (протокол судебного заседания от 29.09.2009 г.., том 2 л.д. 102-103).
Исследуя материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расчет количества тепловой энергии, произведенный ОАО "РЖД" без учета норматива потребления коммунальной услуги, противоречит требованиям Правил N 307.
В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным, в том числе, с внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 30.12.2004 г.. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих, в частности, теплоснабжение.
Согласно пункту 14 статьи 2 указанного Закона тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Из условий договора следует, что коммунальный ресурс приобретался ответчиком у истца в интересах конечных потребителей коммунальных услуг - жителей домов по адресам, указанных в п.1.1. договора.
В силу п. 15 Правил N 307 в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с п. 19 указанных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, а именно с учетом количества граждан, проживающих в жилом помещении, норматива потребления холодного водоснабжения и тарифа на тепловую энергию.
Нормативы потребления коммунальной услуги отопления утверждены постановлением Главы г. Екатеринбурга от 23.12.2005 г.. N 1276 (том 1 л.д. 102-104).
Тариф на тепловую энергию на 2008 г.. утвержден постановлением РЭК Свердловской области от 26.10.2007 г.. N 131-ПК, на 2009 г.. - постановлением РЭК Свердловской области от 31.12.2008 г.. N 170-ПК (том 1 л.д. 110-115).
Количество граждан, проживающих в жилом помещении, подтверждено отчетом Центра по приему документов граждан на регистрацию по месту жительства железнодорожного района о численности граждан, зарегистрированных по месту жительства на 01.01.2009 г.. (том 2 л.д. 70-78).
Истец в судебном заседании 29.09.2009 г.. признал, что согласно расчету, произведенному ответчиком на основании Правил N 307, стоимость тепловой энергии, потребленной жилыми домами, находящимися в управлении ответчика, за спорный период (ноябрь 2008 г.. - март 2009 г..) составляет 489 418 руб. 31 коп. (расчет ответчика - том 2 л.д. 69, протокол судебного заседания от 29.09.2009 г.. - том 2 л.д. 102-103).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в спорный период ответчиком потреблено тепловой энергии на сумму 489 418 руб. 31 коп. и его задолженность период истцом по оплате за спорный период, с учетом произведенных платежей в сумме 334 469 руб. 15 коп., составляет 154 949 руб. 16 коп. (489 418 руб. 31 коп. минус 334 469 руб. 15 коп.).
Оплата в сумме 334 469 руб. 15 коп. подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями и Актом сверки расчетов ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" перед ОАО "РЖД" по договору N 145 за период с 01.11.2008 г.. по март 2009 г.. (том 1 л.д. 121-140, том 2 л.д. 1-38, 60-67).
Вывод суда первой инстанции о необходимости применения порядка исчисления количества ресурсов в соответствии с Правилами N 307 подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 г.. N 525/09).
Довод истца о том, количество тепловой энергии должно рассчитываться в соответствии с условиями договора с учетом теплового и водного балансов системы теплоснабжения, судом апелляционной инстанции отклоняется по основаниям, указанным выше. Расчет истца о количестве потребленной тепловой энергии в спорный период в силу указанных выше причин не может быть принят во внимание.
Апелляционная жалоба ОАО "РЖД" удовлетворению не подлежит. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2009 года является законным и обоснованным, изменению либо отмене по основаниям, установленным ст. 270 АПК РФ, не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2009 г.. по делу N А60-21213/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российский железные дороги" в доход федерального бюджета 1000 (одну тысячу) руб. в возмещение расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.Г. Шварц |
Судьи |
А.Н. Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-21213/2009
Истец: ОАО "РЖД"-Свердловское отделение Свердловской железной дороги, ОАО *Российские железные дороги*
Ответчик: ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района"
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11407/09