г. Пермь
22 декабря 2009 г. |
Дело N А71-14194/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Ясиковой Е.Ю., Мещерякова Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.
при участии:
от заявителя ОАО "Урожай": не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе: не явились, извещены надлежащим образом;
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (заинтересованного лица)
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 ноября 2009 года
по делу N А71-14194/2009,
принятое судьей Бушуевой Е.А.
по заявлению ОАО "Урожай"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
ОАО "Урожай" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 21 августа 2009 г. N 11-09-480/пн о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 ноября 2009 г.. заявленные требования удовлетворены.
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (заинтересованное лицо) не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает на наличие состава вменяемого административного правонарушения и соблюдения годичного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.9 ст.19.5 КоАП РФ.
ОАО "Урожай" (заявитель по делу) представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Полагает, что административным органом при привлечении к административной ответственности нарушен двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, должностными лицами регионального отделения обнаружило, что ОАО "Урожай" не представило списки аффилированных лиц, составленных по состоянию на дату окончания 4 квартала 2008 г.. в установленный срок, чем нарушило требования Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 10.10.2006 г.. N 06-117/пз-н.
В адрес ОАО "Урожай" 15 мая 2009 года было направлено предписание N 11-09-ЭС-02/628-т от 29.04.2009 г.. об устранении нарушений требований законодательства, путем предоставления в региональное отделение списка аффинированных лиц за 4 квартал 2008 г.. на бумажном и магнитном носителе в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, в срок до 03 июня 2009 года.
20.05.2009 г.. ОАО "Урожай" получено предписание, согласно уведомлению о вручении (л.д.10).
Поскольку в установленный срок указанное предписание ОАО "Урожай" не исполнено Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 11-09-527/пр-ап от 08 июля 2009 года ( л.д.43-45).
Заместителем руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе вынесено постановление N 11-09-480/пн о привлечении общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 600 000 рублей.
Считая постановление незаконным и нарушающим его права, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признавая незаконным и отменяя постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренное ч.9 ст. 19.5 КоАп РФ, исходил из истечения двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотрено ст.4.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г.. N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.
Пунктами 5.3.7 и 6.1 указанного Положения предусмотрено право Федеральной службы по финансовым рынкам выдавать предписания, запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.
Пунктом 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 г.. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусмотрено, что Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе, в частности, направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 г.. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В статье 92 Федерального закона от 26.12.1995 г.. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 4 ст. 93 Федерального закона "Об акционерных обществах" на акционерные общества возложены обязанности по ведению учета их аффилированных лиц и представлению отчетности о таких лицах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).
Согласно п. 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н (далее - Положение), акционерные общества, осуществляющие публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной указанным Положением, обязаны раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества.
К аффилированным лицам юридического лица, согласно Закону РСФСР от 23.03.1991 г.. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" относятся лица, способные оказывать влияние на деятельность юридического лица, в том числе, лица, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа.
Из п. 8.5.3 Положения следует, что ежеквартальный отчет в целях раскрытия информации об аффилированных лицах представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Несоблюдение указанного срока является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Как следует из материалов дела, общество не представило списки аффилированных лиц за 4 квартал 2008 г.., чем нарушило требования законодательства на рынке ценных бумаг в части раскрытия информации, а предписание Регионального отделения N 11-09-ЭС-02/628-т от 29.04.2009 г.. (получено 20.05.2009 г..) об устранении выявленных нарушений в срок до 03.06.2009 г.. не исполнено. Данный факт подтверждается протоколом об административном правонарушении от 08.07.2009 г.. и иными материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку обществом при наличии возможности не были приняты зависящие от него меры по соблюдению требований закона и исполнения предписания, его действия содержат все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции, указывает на соблюдение годичного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.9 ст.19.5 КоАП РФ.
Данный довод исследован судом апелляционной инстанции и отклоняется на основании следующего.
В силу ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа.
Статьей 4.5 Кодекса предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока и такое правонарушение не является длящимся.
Исходя из анализа вышеуказанных норм, такое правонарушение, как невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных государственных органов, не может относиться к категории длящихся правонарушений и считается оконченным с момента истечения срока, установленного предписанием.
В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения.
При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, что предусмотренный ст. 4.5 Кодекса годичный срок давности привлечения к административной ответственности, устанавливаемый при нарушении законодательства о рынке ценных бумаг, в данном случае применению не подлежит, поскольку вменяемое обществу правонарушение регулируется главой 19 Кодекса, которая устанавливает ответственность за нарушение законодательства против порядка управления.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что требование предписания регионального отделения от 29.04.2009 г.., подлежали исполнению обществом в срок до 03.06.2009 г.., следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за невыполнение указанных требований подлежал исчислению с 03.06.2009 г.. и окончился по истечении двух месяцев - 03.08.2009 г...
Вместе с тем оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено управлением 21.08.2009, те есть за пределами установленного законом срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 (в редакции от 25.05.2006) N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 Кодекса установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса).
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о признании незаконным и отмене постановления управления от 21.08.2009 г.. N 11-09-480/пн.
Кроме того, административным органом не учтено, что на дату составления протокола - 08.07.2009 г.. и дату вынесения оспариваемого постановления - 21.08.2009 г.. вступили с 01.07.2009 г.. в законную силу изменения, внесенные приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 23.04.2009 N 09-14/пз-н в пункт 8.5.3 Положения, в соответствии с которыми отменяется обязанность о представлении в регистрирующий орган на бумажном носители информации об аффилированных лицах общества в форме списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, но не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Следовательно, установлена норма улучшающее положение лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку, устранена обязанность, за которую предусмотрена административная ответственность.
По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Исходя из смысла ч.2 ст. 1.7 КоАП РФ и п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.03.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношение которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Учитывая, что до настоящего момента вынесенное в отношении общества постановление о назначении наказания не исполнено, а обязанность о представлении информации об аффилированных лицах общества в форме списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, но не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала устранена, часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ по данному делу подлежит применению, что также влечет признание незаконным и отмену оспариваемого обществом постановления.
В связи с вышеизложенным решение суда от 05 ноября 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 ноября 2009 года по делу N А71-14194/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
Е. Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14194/2009
Истец: ОАО "Урожай", ООО "Урожай"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе