Вмененная отчетность: что изменилось?
До 20 июля плательщики ЕНВД должны отчитаться перед налоговиками. Минфин в письме от 23 мая 2007 г. N 03-11-04-3/171 разъяснил, в каких случаях компания вправе не сдавать нулевые декларации.
Сдача декларации
Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 17 января 2006 г. N 8н. Финансовое ведомство в конце прошлого года внесло изменения в титульный лист и раздел 1
отчета (приказ Минфина от 19 декабря 2006 г. N 177н). При этом, если фирмы представят декларацию по старой форме, это не приведет к привлечению к ответственности, так как отчет на прежнем бланке содержит все сведения по налогу. Таким образом, декларация считается представленной.
Подавать отчетность следует в инспекцию, на подведомственной территории которой налогоплательщик ведет деятельность, облагаемую ЕНВД, и в которой состоит на учете (письма МНС от 12 ноября 2004 г. N 22-2-14/1787@, от 15 сентября 2003 г. N 22-2-16/20156-АЖ406).
Пример
ООО "Рассвет" зарегистрировано по месту нахождения в г. Коломна Московской области. В г. Щелково фирма занимается розничной торговлей по месту нахождения своего филиала. Следовательно, компания должна подать вмененную отчетность в г. Щелково, а в г. Коломна предъявлять налоговикам декларацию по ЕНВД не нужно.
Надо ли представлять отчетность, если фирма в течение квартала не вела деятельность, подпадающую под ЕНВД? Минфин считает, что да. Такая позиция высказана в письмах от 10 октября 2005 г. N 03-11-05/78, от 12 сентября 2005 г. N 03-11-04/3/86, от 13 февраля 2006 г. N 03-11-04/3/78, от 6 февраля 2007 г. N 03-11-04/3/37. Специалисты ведомства утверждают, что, исходя из норм главы 26.3 Налогового кодекса, вмененщики не освобождаются от обязанности представлять декларации по ЕНВД за налоговые периоды, в течение которых они временно не вели предпринимательскую деятельность.
Данная позиция подтверждается информационным письмом Президиума ВАС от 17 марта 2003 г. N 71. В нем указано, что отсутствие у налогоплательщика суммы налога к уплате по итогам конкретного налогового периода само по себе не освобождает его от обязанности представления отчетности по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством.
Временное приостановление предпринимательской деятельности в течение налогового периода фиксируется в декларациях по ЕНВД путем проставления прочерков по соответствующим кодам строк (050-070 и 120-140) раздела 2. Кроме того, нужно сделать прочерк по всем кодам строк раздела 3 отчета, если деятельность не осуществлялась в течение всего налогового периода и являлась единственной, облагаемой ЕНВД.
При этом, если фирма работает на вмененке неполный календарный месяц налогового периода, она не вправе проставлять прочерки по соответствующим данному календарному месяцу кодам строк раздела 2 декларации. Помимо этого в случае временного приостановления деятельности, подлежащей ЕНВД, налогоплательщик должен представить в инспекцию документы, подтверждающие данный факт.
К тому же у организации, не являющейся плательщиком ЕНВД, отсутствует обязанность подавать нулевые декларации по данному налогу только в том случае, если она представила соответствующее заявление в инспекцию. Данный документ нужно сдать в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности и получить уведомление о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД. Такие уточнения высказаны в послании финансового ведомства от 23 мая 2007 г. N 03-11-04/3/171.
Правда, по тем налогам, от которых вмененщики освобождены, им не нужно сдавать отчетность (п. 2 ст. 80 НК).
Когда подавать "уточненку"
С 1 января 2007 года, если вмененщики обнаружат факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки как приводящие, так и не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, они обязаны представить в инспекцию уточненную декларацию. Напомним: ранее при обнаружении ошибок, не повлекших занижение налога, фирма могла не подавать "уточненку" в инспекцию.
Обратите внимание: в уточненной декларации следует указывать правильные суммы налога, исчисленные с учетом дополнений и изменений. Многие налогоплательщики путают и отражают разницу между правильно исчисленным налогом и налогом, отраженным в ранее представленном отчете.
Минфин в письме от 31 августа 2006 г .N 03-11-04/3/398 указал, что в случае уплаты взносов в ПФР после подачи декларации и уплаты ЕНВД за квартал можно уточнить указанную вмененную отчетность. При этом нужно уменьшить сумму начисленного налога на величину уплаченных страховых взносов за этот же налоговый период. Помимо этого сумму, на которую уменьшается ЕНВД, в связи с такими уточнениями можно зачесть в счет предстоящей уплаты налога либо возвратить налогоплательщику (письмо Минфина от 28 февраля 2005 г. N 03-05-02-05/6).
Плательщики ЕНВД должны представить уточненную отчетность в следующем случае. Если организации при расчете вмененного налога за I квартал использовали значение коэффициента К1, равное 1,096, они вправе изменить декларацию по ЕНВД за этот период. Такую позицию высказал Минфин в письме от 29 мая 2007 г. N 03-11-02/151. Напомним предысторию этого вопроса. Минфин в письме от 2 марта 2007 г. N 03-11-02/62 указал, что значение К1 в размере 1,096 нужно скорректировать на К1, который использовался в прошлом году. В результате этот показатель был равен 1,241, а следовательно, налогоплательщики должны были использовать в расчете именно такую величину. Однако в послании от 29 мая 2007 г. N 03-11-02/151 финансовое ведомство изменило свою позицию и отменило предыдущее письмо. Минфин указал, что суммы ЕНВД, исчисленные за I квартал 2007 года с применением К1 в размере 1,241, подлежат перерасчету в установленном порядке. А налогоплательщики должны представить в инспекцию "уточненки" по налогу.
Что изменится
Налогоплательщики ЕНВД должны обратить внимание на нововведения вмененной главы. Поправки, внесенные в главу 26.3 Налогового кодекса законом от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ, вступят в силу с 1 января 2008 года. Согласно указанному документу, применять вмененку со следующего года не смогут такие организации:
- крупнейшие налогоплательщики;
- налогоплательщики при осуществлении деятельности в рамках договора доверительного управления имуществом;
- предоставляющие услуги по гарантийному ремонту автомобилей;
- производящие и реализующие алкогольную продукцию и пиво;
- предоставляющие услуги общественного питания, которые оказываются учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Со следующего года не будет относиться к розничной торговле, а следовательно, и облагаться вмененным налогом реализация таких товаров:
- газа в баллонах;
- грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов;
- лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам;
- по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (посылочная торговля, интернет-торговля, телемагазины).
Если розничная торговля ведется через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также посредством нестационарной торговли, ЕНВД уплачивается с применением физического показателя "торговое место". В случае, когда площадь торгового места превышает 5 кв. м, налог начисляется не с торгового места, а с его площади. Базовая доходность - 1800 рублей за кв. м площади.
Торговые автоматы теперь отнесены к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов. Налогоплательщики в этом случае должны уплачивать ЕНВД по розничной торговле. Базовая доходность составит 9000 рублей с каждого автомата.
Начиная с 2008 года на уплату единого налога на вмененный доход могут переходить компании и индивидуальные предприниматели, которые сдают в аренду земельные участки:
- для размещения объектов нестационарной торговой сети и точек общепита без зала обслуживания посетителей;
- для организации стационарных торговых мест.
Ю. Горбик
"Московский бухгалтер", N 13, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007