г. Пермь |
|
10 марта 2010 г. |
Дело N А50-38159/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя - ОАО "Березниковский содовый завод": Попова В.А., паспорт, доверенность от 14.12.2009,
от заинтересованного лица- Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 декабря 2009 года
по делу N А50-38159/2009,
принятое судьей Власовой О.Г.,
по заявлению ОАО "Березниковский содовый завод"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Открытое акционерное общество "Березниковский содовый завод" (далее - ОАО "Березниковский содовый завод", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - заинтересованное лицо, РО ФСФР в ВКР, административный орган) от 21.10.2009 г.. N 11-09-610/пн, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.15.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.12.2009 г.. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на законное и обоснованное привлечение общества к административной ответственности.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, доказан административным органом. Ссылается на то, что раскрытие информации о годовом отчете за 2006 год в сети Интернет по адресу www.bsz.ru. путем опубликования данного отчета под заголовком "ССФ - решения принятые собранием акционеров" в разделе 2007 год привело к обремененному доступу заинтересованных лиц, поскольку годовые отчеты ОАО "Березниковский содовый завод" за 2007, 2008 г.г. опубликованы на данном сайте под отдельными заголовками.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на недоказанность административным органом в действиях общества состава административного правонарушения.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что специалистами РО ФСФР России в ВКР проведена проверка, в ходе которой выявлено, что общество в нарушение ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 8.2.4, п.8.2.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, не обеспечило свободный и необременительный доступ к тексту годового отчета за 2006 год в сети Интернет.
07.10.2009 г.. РО ФСФР России в ВКР составлен протокол об административном правонарушении по факту нарушения ОАО "Березниковский содовый завод" требований законодательства в области рынка ценных бумаг N 11-09-804/пр-ап.
По результатам рассмотрения материалов проверки Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе вынесено постановление от 21.10.2009 г.. N 11-09-610/пн, которым ОАО "Березниковский содовый завод" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, на общество наложено административное взыскание в виде штрафа размере 700 000 руб..
Считая привлечение к ответственности необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ.
Данные выводы суда являются законными и обоснованными, соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, является порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.
На основании ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано, в частности, раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктами 1.6 и 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг акционерные общества обязаны публиковать на странице в сети Интернет текст годового отчета, сообщение об утверждении (не утверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества, текст Устава со всеми внесенными в него изменениями и дополнениями к определенному сроку, а также обеспечивать доступ к этой информации в сети Интернет в течение определенного времени.
Согласно п.1.6 Положения при опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.
Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
В силу п.8.2.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
Текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет (п.8.2.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг).
Таким образом, порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг включает в себя несколько самостоятельных требований, а именно: размещение в установленный срок в сети Интернет определенных частью 1 ст.92 Федерального закона N 208-ФЗ и обеспечение доступа к данным сведениям. Невыполнение каждого из указанных требований эмитентом образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из указанных норм следует, что в производстве по делу об административном правонарушении административному органу необходимо доказать, что имел место факт его совершения и что привлекаемое лицо виновно в его совершении.
Административным органом установлено, что обществом не обеспечен доступ на странице Интернет к тексту годового отчета общества за 2006 год (указанная информация по состоянию на 09.09.2009 отсутствовала).
Однако, из материалов дела следует, что текст годового отчета ОАО "Березниковский содовый завод" за 2006 год был размещен на сайте общества в сети Интернет в разделе "2007 год" под заголовком "ССФ - решения принятые собранием акционеров" и располагался после текста сообщения о существенном факте.
Следует отметить, что Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг устанавливает требования к содержанию годового отчета, срокам его опубликования и доступности на сайте в сети Интернет, но не содержит требований по оформлению годового отчета на сайте, а именно в каких разделах сайта и под какими заголовками должен быть опубликован годовой отчет акционерного общества.
Как установлено материалами дела, размещение годовой отчетности произведено обществом на собственном сайте, каких-либо препятствий для заинтересованных лиц для ознакомления с отчетностью (пароли и других ограничений) не имеется. В материалах дела отсутствуют сведения об обращениях акционеров с просьбой предоставить сведения об адресе размещения годовой отчетности, жалобы в Управление, следовательно, затруднений с самостоятельным ознакомлением с годовым отчетом за 2006 год у заинтересованных лиц не возникло.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не доказано событие административного правонарушения, поскольку не представлено доказательств того, что ОАО "Березниковский содовый завод" не обеспечило доступ на странице Интернет к тексту годового отчета общества за 2006 год.
Ссылка административного органа на то, что последующие годовые отчеты (за 2007 и 2008 годы) опубликованы под самостоятельным именем, не свидетельствует о том, что доступ к отчетности 2006 года обременителен и не свободен.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела по правилам ст. 71 АПК РФ доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с соответствующим выводом суда первой инстанции о том, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом не доказана.
Административным органом в вину обществу вменяется не обеспечение к тексту годового отчета за 2006 год свободного и необременительного доступа.
Однако информации, в чем именно выразилась обременительность и несвободный доступ к тексту годового отчета ОАО "Березниковский содовый завод" за 2006 год, административным органом не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Между тем вышеизложенные обстоятельства не свидетельствуют о законности и обоснованности оспариваемого постановления в связи недоказанностью состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 декабря 2009 года по делу N А50-38159/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-38159/2009
Истец: ОАО "Березниковский содовый завод"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, РО ФСФР РФ в Волго-Камском регионе