г. Самара |
|
10 октября 2011 г. |
Дело N А65-14822/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 августа 2011 года
по делу N А65-14822/2010 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению открытого акционерного общества "Татнефтехиминвест-холдинг" (ИНН 1653010285, ОГРН 1021603616077), Республика Татарстан, г. Казань,
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, Республика Татарстан, г. Казань,
об оспаривании постановления от 16.06.2010 N 11-10-208/пн о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Татнефтехиминвест-холдинг" (далее - ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - РО ФСФР России в ВКР, административный орган) от 16.06.2010 N 11-10-208/пн о привлечении общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2011 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2011 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью совершенного обществом административного правонарушения.
РО ФСФР России в ВКР обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, просит отменить решение суда от 19.08.2011, принять по делу новый судебный акт об отказе ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" в удовлетворении заявленных требований.
ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 19.08.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу РО ФСФР России в ВКР без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной на основании поручения от 09.09.2009 N 11-09-183/пч камеральной проверки ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" РО ФСФР России в ВКР установлен факт несоответствия пункта 20.3 Устава общества, а также пунктов 2.2, 11.4, 12.3 Положения о Совете директоров общества требованиям законодательства Российской Федерации об акционерных обществах.
РО ФСФР России в ВКР в адрес ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" направлено обязательное для исполнения предписание N 11-10-СВ-03/020-т, с требованием в срок до 20.04.2010 устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации и представить отчет об исполнении предписания и принятых мерах по устранению указанного нарушения в срок до 21.04.2010.
19.05.2010 обществом в адрес административного органа направлено письмо N 283, согласно которому предписание от 19.01.2010 N 11-10-СВ-03/020-т исполнению не подлежит, поскольку общество обратилось в ФСФР России и Арбитражный суд Республики Татарстан с жалобами на ранее выданное аналогичное предписание N 11-10-СВ-03/1518-т.
В связи с неисполнением обществом в установленный законом срок указанного предписания РО ФСФР России в ВКР составлен протокол об административном правонарушении от 19.05.2010 N 11-10-197/пр-ап, вынесено постановление от 16.06.2010 N 11-10-208/пн о привлечении общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" требования, суд первой инстанции пришел к выводу о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения и применил статью 2.9 КоАП РФ.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае, суд первой инстанции правомерно, с учетом конкретных обстоятельств дела, положений Закона N 208-ФЗ, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае, оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения оно не содержало какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам общества и государства, и квалифицировал правонарушение в качестве малозначительного.
Оснований для иной оценки обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, то арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене.
Кроме того, арбитражный апелляционный суд отмечает правомерность указания суда первой инстанции, с учетом позиции арбитражного суда кассационной инстанции, изложенной в постановлении от 30.06.2011, на то, что в рамках рассмотрения Арбитражным судом Республики Татарстан дела N А65-6412/2010 по заявлению ОАО "Татнефтехиминсвест-холдинг" к РО ФСФР России в ВКР о признании незаконными предписаний от 19.01.2010 N 11-10-СВ-03/020-т, от 23.09.2009 11-09-СВ-03/1518, судом вынесено определение от 27.05.2010 о применении обеспечительной меры в виде приостановления действия предписания от 19.01.2010 N11-10-СВ-03/020-т до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Таким образом, постановление от 16.06.2010 N 11-10-208/пн вынесено за неисполнение в установленный срок предписания, действие которого приостановлено арбитражным судом.
Положенные в основу апелляционной жалобы административного органа доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 августа 2011 года по делу N А65-14822/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14822/2010
Истец: ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг", г. Казань
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе