г. Пермь |
|
14 апреля 2010 г. |
Дело N А50-36094/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Осиповой С.П., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии
от заявителя - ООО "Аквилон": Шадрин А.В., удостоверение, доверенность от 26.10.2009,
от заинтересованного лица - Государственное автономное учреждение "Управление автомобильных дорог" Пермского края: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц - ООО УК "Феникс Петролеум": Аббасов М.В., паспорт, доверенность от 11.01.2010, ООО "ПСП "Автомост": не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица -
ООО "Управляющая компания "Феникс Петролеум"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 05 февраля 2010 года
по делу N А50-36094/2009,
принятое судьей Зверевой Н.И.,
по заявлению ООО "Аквилон"
к Государственному автономному учреждению "Управление автомобильных дорог" Пермского края
третьи лица: ООО УК "Феникс Петролеум", ООО "ПСП "Автомост",
о признании незаконными действий (бездействия),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аквилон" (далее - заявитель, ООО "Аквилон") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения предмета требований в порядке ст. 49 АПК РФ - л.д.64-68 том 1) о признании незаконными действий Государственного учреждения "Управление автомобильных дорог" Пермского края" (реорганизовано в ГАУ "Управление автомобильных дорог Пермского края) (далее - заинтересованное лицо, ГУ "Управтодор"), выразившиеся во внесении 24.03.2009 г.. изменений в технические условия (далее - ТУ) от 30.01.2009 г.., выданные Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Феникс Петролеум" (далее - третье лицо, ООО "УК "Феникс Петролеум"), которыми исключило пункты 3 и 4 техусловий от 30.01.2009 г.., согласовав тем самым ООО "УК "Феникс Петролеум" технические условия на размещение АЗС и объектов придорожного сервиса в пределах придорожной полосы автодороги "Пермь-Березники" км 28 + 320 (справа) с организацией съезда (с обустройством переходно-скоростных полос) с автомобильной дороги "Пермь-Березники" на площадку АЗС, расположенную на земельном участке, принадлежащем ООО "УК "Феникс Петролеум" (л.д. 5-9, 64-67 том 1).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.02.2010 заявленные ООО "Аквилон" требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, третье лицо ООО "УК "Феникс Петролеум" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывает на то, что технические условия, выданные ООО "УК "Феникс Петролеум", с учетом внесенных изменений, полностью соответствуют требованиям действующего законодательства, при этом видимость и дорожные условия не ухудшаются, выводы суда первой инстанции в этой части необоснованны, доказательствами не подкреплены. ГУ "Управтодор" не вносило изменения в технические условия, выданные ООО "Аквилон", в решении суда отсутствуют выводы, каким образом письмом от 24.03.2009, касающимся внесения изменений в ранее выданные ООО "УК "Феникс Петролеум" ТУ от 30.01.2009 г.., нарушаются права ООО "Аквилон", не имеющего отношения к данным ТУ, и какие права заявителя при этом были нарушены.
Представитель ООО "УК "Феникс Петролеум" в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Аквилон" в суде апелляционной инстанции пояснил, что решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Считает, что действия ГУ "Управтодор", выразившиеся во внесении изменений в технические условия от 30.01.2009, выданные ООО "УК "Феникс Петролеум", согласовав тем самым технические условия ООО "УК "Феникс Петролеум" в части разрешения съезда с автодороги "Пермь-Березники" на участке км 28 + 320 (справа) на площадку АЗС, расположенную на земельном участке, принадлежащем ООО "УК "Феникс Петролуем", не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственное учреждение "Управление автомобильных дорог" Пермского края в письменном отзыве на апелляционную жалобу указало, что в удовлетворении заявленных ООО "Аквилон" требований следовало отказать, поскольку ни технические условия от 30.01.2009, ни изменения в них от 24.03.2009, выданные учреждением, не являются ненормативными актами и не могут быть оспорены в арбитражном суде.
ООО "Аквилон", ООО "ПСП "Автомост" письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Пермского края", ООО "ПСП "Автомост" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в судебном заседании лиц, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене либо изменению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу ст.201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения) органа местного самоуправления недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов, заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган, который принял оспариваемый акт.
Предметом судебного разбирательства по настоящему делу являются действия ГУ "Управление автомобильных дорог Пермского края", имевшие место 24.03.2009 г.., заключающиеся во внесении изменений в технические условия, выданные 30.01.2009 г.. ООО "Управляющая компания "Феникс Петролеум", которому ГУ "Управтодор" согласовало тем самым размещение АЗС и объектов придорожного сервиса в пределах придорожной полосы автодороги "Пермь-Березники", км 28 + 320 (справа), с организацией съезда (с обустройством переходно-скоростных полос) с автомобильной дороги "Пермь-Березники" на площадку АЗС, расположенную на земельном участке, принадлежащем ООО "УК "Феникс Петролеум".
Следовательно, данные действия ГУ "Управтодор" по внесению изменений в технические условия, выданные ООО "УК "Феникс Петролеум", подлежат судебной проверке на предмет соответствия закону либо иным нормативным правовым актам и соблюдения при этом прав и законных интересов заявителя ООО "Аквилон".
Как следует из материалов дела, ООО "Аквилон" является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Пермский край, Добрянский район, Краснослудское сельское поселение, ООО "Совхоз Всходы", урочище "Абанино", кадастровый номер 59 : 18 : 363 02 01 : 954, на основании договора купли-продажи от 16.07.2007 г.., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок, общей площадью 8550 кв.м, от 17.07.2009 г.. (л.д.31 том 1).
Данный земельный участок приобретен заявителем для строительства автозаправочной станции, предыдущему собственнику были выданы технические условия от 07.09.2006 г.. (л.д.27-30 том 1).
ООО "Управляющая компания "Феникс Петролеум" является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Пермский край, Добрянский район, Краснослудское сельское поселение, ООО "Совхоз Всходы", урочище "Абанино", кадастровый номер 59 : 18 : 363 02 01 : 572, на основании договора купли-продажи земельного участка от 26.01.2009 г.., приобретенного для строительства автозаправочной станции (далее - АЗС), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок, общей площадью 11800 кв.м, от 21.05.2009 г.. (л.д.95 том 1).
Участки, принадлежащие ООО "Аквилон" и ООО "УК "Феникс Петролеум", являются смежными, предназначены для строительства объектов дорожной инфраструктуры, расположены в придорожной полосе на 28 км автодороги "Пермь-Березники".
Судом установлено, что автодорога "Пермь-Березники" на участке км 25 + 780 - км 37 + 780 реконструируется на основании государственного контракта от 08.09.2008 г.. На основании государственного контракта от 08.09.2008 г.. и рабочего проекта N 12.06. от 13.07.2006 г.. автодорога приобрела статус автодороги более высокой категории и иного скоростного режима.
Как указано выше, ООО "Аквилон" земельный участок приобрел с уже полученными продавцом земельного участка техническими условиями от 07.06.2006 г.. (л.д.27-30 том 1).
01.08.2007 г.. ООО "Аквилон" (инвестор) заключил с ООО "Кама-Строй" (заказчик-застройщик) договор подряда N 3 на строительство АЗС на принадлежащем инвестору по договору купли-продажи от 16.07.2007 г.. земельном участке и выполнение иных работ и услуг по проектированию, строительству и вводу в действие АЗС (л.д.139-142 том 1).
28.05.2008 г.. ООО "Проектно-строительное предприятие "Автомост" на обращение ООО "Кама-Строй" от 07.05.2008 г.. согласовало предпроектное предложение по размещению объекта сервиса (АЗС) на условиях проектирования съезда (выезда) на вышеуказанный комплекс дорожного сервиса с учетом реконструкции автодороги "Пермь-Березники" с обязательным устройством переходно-скоростных полос согласно СНиПам 2.05.02-85 (п.п.5.22-5.26) для категории дорог 1б-П и сохранения системы водоотвода (л.д.22 том 1).
09.06.2008 г.. ГУ Управление автомобильных дорог Пермского края в адрес главы Добрянского муниципального района, ООО "Кама-Строй", ООО "Либерта", ООО "УК "Феникс Петролеум", ООО ПСП "Автомост" направило ответ на запрос о выдаче технических условий для проектирования АЗС в придорожной полосе автодороги "Пермь-Березники" км 28, в котором указало, что для устройства съезда на АЗС в целях обеспечения безопасности дорожного движения и соблюдения требований пункта 5.4 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" необходимо устройство переходно-скоростных полос, общей длиной для данной категории 440 м, и что на данном участке дороги возможно размещение только одного съезда, в связи с чем вышеуказанным юридическим лицам предлагалось в срок до 12.06.2008 г.. подготовить совместное предложение по разработке общего плана размещения объектов сервиса с проектом организации движения на подъездах к ним с учетом особенностей реконструируемой дороги, выполнение которого можно поручить ООО ПСП "Автомост" (л.д.19-20 том 1).
ООО ПСП "Автомост" была разработана принципиальная схема организации подъезда к объектам придорожного сервиса на участке автодороги "Пермь-Березники" км 28 - км 29, согласованная ГУ "Управтодор" 04.07.2008 г.. и утвержденная Дорожным Агентством Пермского края 04.07.2008 г.. (л.д.21 том 1).
В июле 2008 г.. ООО "Аквилон" разработал рабочий проект на строительство переходно-скоростной полосы на км 28 + 500 (л.д.90 том 1) автодороги "Пермь-Березники", разработка проекта произведена ООО ПСП "Автомост" (исполнитель) по договору подряда между ООО "АМТекс" (подрядчик) и ООО "Аквилон" (заказчик), на основе проекта реконструкции автодороги участка км 25 + 780 - км 37 + 024 (л.д.70- 94 том 1).
ООО "Аквилон" 17.07.2008 г.. обратилось в УГИБДД ГУВД по Пермскому краю с заявлением о согласовании рабочего проекта съезда к объекту сервиса на км 28 + 500 автодороги "Пермь-Березники". В ответе от 30.07.2008 г.. N 20/3506 УГИБДД ГУВД по Пермскому краю указало, что в целях повышения безопасности дорожного движения работы по проектированию на данном участке должны иметь комплексный подход, в связи с чем необходимо предварительно в деталях проработать проект строительства параллельной автомобильной дороги, обеспечивающей подъезд транспорта к объектам сервиса, находящимся на данном участке автодороги "Пермь-Березники" (л.д.100 том 1).
В связи с обращением ООО "Аквилон" в УГИБДД ГУВД по Пермскому краю по вопросу согласования съезда с автодороги "Пермь-Березники", км 28 +500 к объекту придорожного сервиса с приложением принципиальной схемы организации подъезда к объектам придорожного сервиса, УГИБДД ГУВД по Пермскому краю предложило ГУ "Управление автомобильных работ" письмом от 30.07.2008 г.. N 20/3505 внести изменения в проект реконструкции автодороги "Пермь-Березники", км 28 - км 29, с учетом проектных решений по схеме организации движения подъезда к объектам придорожного сервиса и согласовать данные изменения с ГИБДД (л.д.99 том 1).
14.10.2008 г.. УГИБДД согласовало ООО "Аквилон" рабочий проект на строительство переходно-скоростной полосы на км 28 + 500 автомобильной дороги "Пермь-Березники" для съезда к объекту придорожного сервиса при условии согласования в Управлении автомобильных дорог по Пермскому краю (л.д.23, 69 том 1).
21.11.2008 г.. ООО "Аквилон" обратилось в ГУ "Управтодор" с заявлением о согласовании рабочего проекта на строительство переходно-скоростной полосы на км 28 + 500 автодороги "Пермь-Березники" для съезда к объекту придорожного сервиса, представив рабочий проект, технические условия, письмо - согласование с ГИБДД (л.д.26 том 1).
Данное письмо ООО "Аквилон" оставлено ГУ "Управтодор" без ответа.
22.01.2009 г.. заявитель обратился в ГУ "Управтодор" за выдачей технических условий для размещения объекта придорожного сервиса (АЗС) в придорожной полосе на км 28 + 500 автодороги "Пермь-Березники" (л.д.24 том 1).
30.01.2009 г.. ГУ "Управтодор" предварительно согласовало заявителю проектные работы на размещение АЗС в пределах придорожной полосы автодороги "Пермь-Березники" км 28 + 500 (справа) согласно схемы (приложение N 1) при условии выполнения новых технических условий, изложенных в данном письме, при этом в пунктах 3, 4 технических условий от 30.01.2009 г.. предусмотрен запрет на съезд с автодороги "Пермь-Березники" на площадку АЗС, а для подъезда к объекту предусмотрено строительство внутренней автомобильной дороги, съезд на которую должен осуществляться с примыканий на АБЗ и д.Бабки автодороги "Пермь-Березники" (л.д.13-16 том 1).
Этой же датой, 30.01.2009 г.., ГУ "Управтодор" в адрес ООО "УК "Феникс Петролеум" направило письмо N 226/232, которым аннулировало ранее выданные технические условия N 1552/231 от 13.05.2008 г.. и выдало новые технические условия, в соответствии с которыми ГУ "Управтодор" предварительно согласовывает проектные работы на размещение АЗС и объектов придорожного сервиса в пределах придорожной полосы автодороги "Пермь-Березники" км 28 + 320 (ПК 33) (справа) согласно схемы (приложение N 1) при условии выполнения технических условий, изложенных в данном письме, предусмотрев в пунктах 3, 4 технических условий от 30.01.2009 г.. запрет на съезд с автодороги "Пермь-Березники" на площадку АЗС, а для подъезда к объекту предусмотрено строительство внутренней автомобильной дороги, съезд на которую должен осуществляться с примыканий на АБЗ и д.Бабки автодороги "Пермь-Березники".
Технические условия от 30.01.2009 г.., выданные ООО "Аквилон" и ООО "УК "Феникс и Петролеум", идентичны, за исключением места расположения АЗС: км 28 + 500 (справа) для ООО "Аквилон" и км 28 + 320 (ПК 33) (справа) для ООО "УК Феникс Петролеум". В этом случае расстояние между предполагаемыми АЗС составляет 180 м.
Применительно к спорным пунктам 3 и 4 Технических условий суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить иные технические условия, в частности пункты 5, 6, 13, согласно которым общества обязаны выполнить:
-в процессе проектирования принятые решения на строительство АЗС и строительство внутренней автодороги предварительно согласовать в проектной организации ООО ПСП "Автомост" (п.5);
-для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта на съездах к АЗС и д.Бабки предусмотреть строительство переходно-скоростных полос в соответствии со СНиПами 2.05.02-85 (п.6);
-предусмотреть проектно-поэтапное строительство: 1-ая очередь - внутреннюю дорогу и переходно-скоростные полосы с примыканием, 2-ая очередь - сама площадка и строительство на ней объекта (п.13).
Кроме того, техническими условиями предусмотрена обязанность по согласованию разработанного проекта (ПСД) с УГИБДД ГУВД Пермского края, ООО ПСП "Автомост", после чего ПСД следует представить на согласование в ГУ "Управтодор" (п.19), проектная документация должна иметь положительное заключение КГАУ "Управление государственной экспертизы" Пермского края (п.20), заказчик должен получить разрешение на строительство в администрации города (района) и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ в порядке, установленном ТСН 12-302-99 (п.21), срок действия технических условий 1 (один) год (п.30).
ООО "УК "Феникс Петролеум", получив 30.01.2009 г.. новые технические условия, 11.03.2009 г.. направило в ГУ "Управление автомобильных дорог" письмо, в котором обратило внимание Управления, что ранее выданные (13.05.2008) технические условия согласованы с учетом реконструкции автодороги "Пермь-Березники", соответствуют СНиПам, техническим нормам и согласованы с предложенной проектной организацией, и указало, что условие осуществления съезда на АЗС по внутренней дороге, расположенной, как предполагается, на смежных земельных участках, неисполнимо в связи с тем, что целевое назначение смежных участков - сельскохозяйственные угодья и организация внутренней дороги по данным земельным участкам невозможна. При этом ООО "УК "Феникс Петролеум" указало, что является единственным владельцем технических условий с учетом реконструкции автодороги, выданных 13.05.2008 г.. N 1552/231, просит аннулировать техусловия от 30.01.2009 г.. N 226/232 (л.д.104 том 1).
17.03.2009 г.. ООО "УК "Феникс Петролеум" повторно обратилось с письмом в ГУ "Управление автомобильных дорог Пермского края", в котором просило аннулировать технические условия N 226/232 от 30.01.2009 г.. либо внести в них соответствующие корректировки пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 13 (л.д.102 том 1).
24.03.2009 г.. ГУ "Управление автомобильных дорог Пермского края" письмом N 909/204 сообщило ООО "УК "Феникс Петролеум", что предложенные обществом изменения и дополнения к техническим условиям N 226/232 от 30.01.2009 г.. рассмотрены, признаны обоснованными, технические условия считаются принятыми в редакции с учетом изменений и дополнений, изложенных в письме N 26 от 17.03.2009 г.., а также указало на необходимость согласования проекта на строительство АЗС и переходно-скоростных полос, выполненного в соответствии с техническими условиями от 30.01.2009 г.. с учетом изменений и дополнений, с проектной организацией ООО ПСП "Автомост" (л.д.101 том 1).
Таким образом, с учетом изменений, предложенных ООО "УК "Феникс Петролеум", в технические условия от 30.01.2009 г.., и принятых ГУ "Управление автомобильных дорог Пермского края", суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что технические условия на размещение АЗС и объектов придорожного сервиса в пределах придорожной полосы автодороги "Пермь-Березники" км 28 + 320 (ПК 33) (справа) согласно схемы (приложение N 1), выданные ООО "УК "Феникс Петролеум", не содержат запрета на съезд с автодороги "Пермь-Березники" на площадку АЗС, не предусматривают строительство внутренней автомобильной дороги, съезд на которую с автодороги "Пермь-Березники" предусматривается с примыканий на АБЗ и д.Бабки, а съезд возможен непосредственно с автодороги "Пермь-Березники" к объекту дорожного сервиса и АЗС, расположенных на земельном участке, принадлежащем ООО "УК "Феникс Петролеум", путем обустройства (строительства) переходно-скоростных полос в соответствии со СНиПами 2.05.02.85.
05.08.2009 г.. ГУ Управление автомобильных дорог отказало ООО "Аквилон" в согласовании рабочего проекта на строительство переходно-скоростной полосы на км 28 + 500 автодороги "Пермь-Березники" для съезда к объекту придорожного сервиса (АЗС) (л.д.17 том 1).
Основаниями отказа послужили:
-истечение срока действия рабочего проекта и письма о согласовании рабочего проекта с проектировщиком ПСП "Автомост";
-согласование технических условий ООО "УК "Феникс Петролеум" 24.03.2009 г.. с учетом внесенных изменений, не позволяющих в целях организации безопасного дорожного движения согласовать рабочий проект заявителя (л.д.17 том 1).
Заявитель, посчитав, что действия ответчика, выразившиеся во внесении 24.03.2009 г.. изменений в технические условия ООО "УК "Феникс Петролеум", свидетельствующие о согласовании данному обществу размещение АЗС, являются незаконными и нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Доводы заявителя суд апелляционной инстанции находит обоснованными исходя из следующего.
В соответствии со ст. 13 ФЗ от 10.12.95г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов.
Согласно частям 8 и 9 статьи 26 Федерального закона от 08.11.07г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Правовой режим использования и охраны земель автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Пермской области, а также придорожных охранных зон регламентировался в спорный период "Положением об упорядочении использования и охраны земель автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Пермской области, и придорожных охранных зон", утвержденным Постановлением Губернатора Пермской области N 415 от 24.11.97г. (далее - Положение), утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Пермского края от 07.10.2009 г.. N654-п.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 860 от 29.10.2009 г.. "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемые в границах полос отвода", согласно которому установлено, что автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения обустраиваются различными видами объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода таких автомобильных дорог, исходя из транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств этих дорог; объекты дорожного сервиса различного вида могут объединяться в единые комплексы; размещение каждого вида объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги соответствующего класса и категории осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории с учетом минимально необходимых для обслуживания участников дорожного движения требований к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог,
Согласно данному нормативному правовому акту автозаправочные станции относятся к объектам дорожного сервиса, которые могут и должны размещаться в пределах границ полосы отвода (в том числе придорожной полосы) с учетом транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автодороги, в соответствии с документацией по планировке территории с учетом минимально необходимых требований к обеспеченности данными объектами. До 01 января 2010 г.. при отсутствии документации по планировке территории размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода возможно по согласованию с владельцем автомобильной дороги.
В соответствии с пунктами 3.5, 3.6 Положения (в ред. Постановления Губернатора Пермской области N 415 от 24.11.97г.) собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы используют земли придорожных охранных зон с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением ограничений.
Юридические и физические лица на стадии выбора участка, проектирования и строительства обязаны согласовывать с государственным органом по управлению дорожным хозяйством Пермской области и Управлением Госавтоинспекции Управления внутренних дел Пермской области:
проекты размещения, строительства и реконструкции;
размещение, строительство и реконструкцию зданий и иных объектов, посадку и вырубку деревьев, кустарников, размещение линий связи, электропередач, трубопроводов, объектов сервиса, рекламы и других сооружений, складирование кормов, удобрений, отходов производства и потребления, содержание скота и проведение иных работ, влияющих на состояние автомобильных дорог, в придорожных охранных зонах.
Согласно пункту 1.4 Устава Государственного автономного учреждения "Управление автомобильных дорог" Пермского края учредителем ГАУ "Управтодор" является субъект Российской Федерации Пермский край, функции и полномочия учредителя от имени Пермского края осуществляет в пределах своей компетенции отраслевой орган Дорожное агентство Пермского края и уполномоченный орган Агентство по управлению имуществом Пермского края.
В соответствии с пунктом 2.3.8 Устава ГАУ "Управтодор" осуществляет разработку и согласование проектов строительства, реконструкции, ремонта и текущего содержания автомобильных дорог общего пользования, технологий строительства, реконструкции, ремонта и текущего содержания автомобильных дорог, мостов и других искусственных сооружений.
В силу пункта 4.1 Положения (в ред. Постановления Губернатора Пермской области N 415 от 24.11.1997 г..) предоставление земельных участков придорожных охранных зон в пользование производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Пермской области с учетом требований настоящего Положения.
В силу пункта 4.2 Положения в придорожных охранных зонах допускается предоставление земельных участков для размещения кемпингов, площадок отдыха, стоянок транспорта, медицинских учреждений по обслуживанию участников дорожного движения, постов и иных сооружений управления Госавтоинспекции управления внутренних дел Пермской области, станций технического обслуживания, автозаправочных станций, предприятий службы быта, общественного питания, торговли и иных объектов сервиса, дорожных знаков, наружной рекламы и иных информационных устройств.
Указанные в пункте 4.2 объекты должны размещаться таким образом, чтобы не создавались помехи движению транспортных средств, пользованию автомобильными дорогами, проведению ремонтных и иных работ на дорогах (пункт 4.3).
Предварительное согласование мест размещения объектов, предоставление земельных участков, проведение работ, проектов договоров аренды (временного пользования), купли продажи и иных сделок с землями в части соблюдения установленных в настоящем Положении условий пользования землями придорожных охранных зон производится в установленном порядке с обязательным согласованием с государственным органом по управлению дорожным хозяйством Пермской области и управлением Госавтоинспекции управления внутренних дел Пермской области (пункт 4.4).
Для предварительного согласования выбора места размещения объекта заказчик направляет в государственный орган по управлению дорожным хозяйством Пермской области и управление Госавтоинспекции управления внутренних дел Пермской области заявление с приложением следующих документов:
план земельного участка, испрашиваемого для размещения объекта;
характеристика планируемого объекта, схема размещения объекта у дороги, согласованная с местными органами архитектуры;
инвестиционные гарантии на проектирование и строительство объекта.
Заявка рассматривается в 10-дневный срок с извещением заказчика о принятом решении.
Акт выбора земельного участка для размещения объектов в придорожных охранных зонах областных автомобильных дорог без предварительного согласования государственного органа по управлению дорожным хозяйством Пермской области и управлением Госавтоинспекции управления внутренних дел Пермской области не имеет юридической силы (пункт 4.5).
В силу пункта 4.6 Положения до решения вопроса о предоставлении предварительно согласованного участка в пользование для размещения и эксплуатации объектов сервиса, наружной рекламы и иных сооружений согласовывается с государственным органом по управлению дорожным хозяйством Пермской области проектно - сметная документация на строительство и размещение объектов, условия пользования земельным участком (местонахождение, размеры и т.д.).
Заявитель предъявляет в государственный орган по управлению дорожным хозяйством Пермской области:
заявление о согласовании;
акт выбора земельного участка;
проектно-сметную документацию, согласованную с местными органами архитектуры;
инвестиционные гарантии на строительство объекта;
материалы согласования с другими организациями.
К заявке прилагается выкопировка испрашиваемого участка, подписанная председателем горрайкомзема.
Заявление рассматривается в 10-дневный срок.
Отказ в согласовании должен быть мотивирован (пункт 4.6).
В силу пункта 4.7 Положения согласование пользователями проводимых ими работ в придорожных охранных зонах производится государственным органом по управлению дорожным хозяйством Пермской области до начала производства работ.
Таким образом, согласование производства работ в придорожных охранных зонах и размещение в них объектов дорожного сервиса в Пермском крае в спорный период осуществлялось Государственным автономным учреждением "Управление автомобильных дорог" Пермского края.
В силу действующего Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2009 г.. N 654-п, разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, прокладку или переустройство инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильных дорог выдается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации органом местного самоуправления после согласования с владельцем автомобильной дороги (пункт 3.2); собственники, пользователи и арендаторы земельных участков, находящихся в пределах придорожных полос автомобильных дорог, имеют право: осуществлять хозяйственную деятельность на указанных земельных участках с учетом ограничений, установленных федеральным законодательством, возводить на предоставленных им земельных участках объекты, разрешенные федеральным законодательством и настоящим Порядком, получать в Дорожном агентстве Пермского края информацию о проведении строительства, реконструкции или капитального ремонта автомобильных дорог (пункт 3.3); собственники, пользователи и арендаторы земельных участков, находящихся в пределах придорожных полос автомобильных дорог, обязаны: соблюдать правила охраны и режим использования земель в пределах придорожных полос автомобильных дорог, а также нормы экологической безопасности, не допускать нанесения вреда автомобильным дорогам и расположенным на них сооружениям, соблюдать условия эксплуатации автомобильных дорог и безопасности дорожного движения, обеспечивать доступ на земельные участки представителей Дорожного агентства Пермского края, иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять контроль за использованием земель, а также своевременно исполнять их предписания (пункт 3.4); возведенные с нарушением настоящего Порядка в пределах придорожных полос объекты капитального строительства признаются в установленном порядке самовольной постройкой, а в отношении лиц, их построивших, принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 3.5).
Вышеприведенные положения нормативного акта субъекта Пермского края согласуются с положениями Федерального закона от 08.11.07г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
В соответствии со статьей 22 данного Федерального закона размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона. Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
В силу части 4 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 г.. N 257-ФЗ в случаях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт таких объектов.
В силу части 5 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 г.. N 257-ФЗ в случаях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации:
1) органом местного самоуправления поселения, если строительство, реконструкцию, капитальный ремонт таких объектов планируется осуществлять в границах поселения;
2) органом местного самоуправления муниципального района, если строительство, реконструкцию, капитальный ремонт таких объектов планируется осуществлять на межселенных территориях;
3) органом местного самоуправления городского округа, если строительство, реконструкцию, капитальный ремонт таких объектов планируется осуществлять в границах городского округа.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, в силу положений вышеуказанных норм права в их взаимосвязи следует, что собственники земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, придорожных полос автомобильных дорог, изъявивших желание построить на них объекты дорожного сервиса, обязаны получить в установленном законом порядке разрешение на строительство данных объектов, которому предшествует ряд действий по согласованию проектной документации в целях проверки соответствия ее требованиям законодательства, направленного, в том числе, на создание нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечение требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.
В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от 01.12.1998 г.. N 1420 "Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования" контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования (далее именуются - органы управления федеральными автомобильными дорогами), а также органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Задачи контролирующих органов заключаются в согласовании проектной документации с соблюдением при этом требований федеральных законов и иных нормативных актов, в силу которых размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и схемами их размещения. При выборе места размещения объектов дорожного сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к автомобильной дороге и съездов с нее, располагая, как правило, эти объекты комплексно в границах земель, отведенных для этих целей. Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги. При примыкании к автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.
Анализ имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности, проведенный судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, позволяет сделать суду вывод о том, что ГУ "Управтодор" при внесении 24.03.2009 г.. изменений в ранее выданные 30.01.2009 г.. ООО "УК "Феникс Петролеум" технические условия, повлекших согласование технических условий на размещение АЗС и объектов придорожного сервиса в пределах придорожной полосы автодороги "Пермь-Березники" км 28 + 320 (справа) с организацией съезда с обустройством переходно-скоростной полосы с автомобильной дороги на площадку АЗС, расположенную на земельном участке, принадлежащем ООО "УК "Феникс Петролеум", проигнорировало совокупность следующих обстоятельств:
-наличие иных претендентов на выдачу идентичных технических условий (в редакции с учетом внесенных изменений), поскольку на данном участке автомобильной дороги возможно размещение только одного съезда с обустройством переходно-скоростных полос, общей длиной для данной категории 440 м, о чем свидетельствует письмо ГУ "Управтодор" от 09.06.2008 г.., направленное в адрес главы Добрянского муниципального района, ООО "Кама-Строй", ООО "Либерта", ООО "УК "Феникс Петролеум", ООО ПСП "Автомост" (л.д.19-20 том 1), применительно к рассматриваемому случаю, - заявленное ООО "Аквилон" право на строительство объектов дорожного сервиса, о чем свидетельствуют действия данного общества о получении технических условий, разработке проекта, получение согласований и прочие действия, при таком существенном условии, как наличие у ООО "Аквилон" выданных ГУ "Управтодор" технических условий от 31.01.2009 г.., идентичных ТУ, выданных ООО "УК "Феникс Петролеум", но при этом внесение изменений имело место только в отношении ТУ ООО "УК "Феникс Петролеум", в отношении же ТУ ООО "Аквилон" данный вопрос вообще не рассматривался, не инициировался, хотя это прерогатива Управления, а, напротив, при удовлетворении требований одного общества произошло ущемление прав другого общества;
-разработку ООО ПСП "Автомост" принципиальной схемы организации подъезда к объектам придорожного сервиса на участке автодороги "Пермь-Березники" км 28 - км 29, согласованной ГУ "Управтодор" 04.07.2008 г.. и утвержденной Дорожным Агентством Пермского края 04.07.2008 г.. (л.д.21 том 1);
-необходимость комплексного подхода к разрешению вопроса о проектировании строительства объектов дорожного сервиса на данном участке автодороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения, на что обращало внимание Управление ГИБДД ГУВД по Пермскому краю письмом от 30.07.2008 г.. N 20/3505 (л.д.99 - 100 том ).
Данные обстоятельства ГУ "Управтодор" при согласовании изменений в технические условия, выданные ООО "УК "Феникс Петролеум" 30.01.2009 г.., не учло, однако, именно данное согласование ТУ послужило одним из оснований для отказа ООО "Аквилон" в согласовании представленного им рабочего проекта.
ГУ "Управтодор" не мотивировало преимущества у ООО "УК "Феникс Петролеум" перед ООО "Аквилон" по изменению технических условий с учетом технической характеристики и технической возможности участка автодороги "Пермь-Березники" на 28 км для строительства объектов дорожного сервиса.
Изменения в ТУ в принципе меняют требования по организации съезда с автомобильной дороги к объектам дорожного сервиса на участке, принадлежащем ООО "УК "Феникс Петролеум".
Данные изменения в ТУ одного общества произведены без учета существующих технических условий, выданных другому обществу. ГУ "Управтодор", согласовав изменения в технические условия ООО "УК "Феникс Петролеум", при существующих технических условиях ООО "Аквилон" не произвел анализ возможного сосуществования на предмет соблюдения требований безопасности движения разных (после внесения изменений) технических требований и условий к строительству объектов дорожного сервиса на смежных участках при том, что срок действия технических условий для ООО "Аквилон" от 30.01.2009 г.. не истек. Управлением, кроме того, не дан анализ правомерности и обоснованности доводов ООО "УК "Феникс Петролеум" в обоснование требований о внесении изменений в технические условия. ГУ "Управтодор" не представило доказательств правового и технического обоснования принятия решения о внесении изменений в ранее выданные технические условия.
Между тем, как это было указано выше, Технические условия от 30.01.2009 г.., выданные ООО "Аквилон" и ООО "УК "Феникс и Петролеум", идентичны, за исключением места расположения АЗС: км 28 + 500 (справа) для ООО "Аквилон" и км 28 + 320 (ПК 33) (справа) для ООО "УК Феникс Петролеум". В этом случае расстояние между предполагаемыми АЗС составляет 180 м.
Следовательно, ГУ "Управтодор" данное обстоятельство следовало учитывать при рассмотрении вопроса о выдаче технических условий каждому собственнику земельного участка с разрешением съезда с автомобильной дороги к АЗС путем обустройства переходно-скоростных полос, и о наличии возможности выдачи ТУ с данными условиями при существующих требованиях строительных норм и правил и дорожной безопасности, в том числе при согласовании изменений в ТУ, выданные ООО "УК "Феникс Петролеум".
Так, в соответствии с пунктом 5.4 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 N 233 (ред. от 30.06.2003), число пересечений и примыканий на автомобильных дорогах 1-Ш категорий должно быть возможно меньшим. Пересечения и примыкания на дорогах 1-а категории вне пределов населенных пунктов надлежит предусматривать, как правило, не чаще чем через 10 км, на дорогах 1-б и П категорий - 5 км, а на дорогах Ш категории - 2 км. Требования к обустройству дорог переходно-скоростными полосами содержатся в пунктах 5.22 - 5.26 СНиП 2.05.02-85.
При отсутствии анализа (отсутствие согласования предпроектных предложений специализированной организацией, в данном случае ООО ПСП "Автомост") возможности внесения изменений в существующие технические условий одного хозяйствующего субъекта при наличии других действующих технических условий другого хозяйствующего субъекта, техническое решение которых 30.01.2009 г.. состоялось в комплексе, а также при отсутствии согласования с УГИБДД ГУВД Пермского края данных изменений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования действующего законодательства, регулирующие отношения по строительству объектов дорожного сервиса в придорожной полосе автомобильной дороги на стадии выдачи технических условий, в том числе по соблюдению СНиП 2.05.02.85, ГУ "Управтодор" не соблюдены. Не соблюдены и права хозяйствующих субъектов, поскольку допущено конкурентное преимущество одного из заявителей.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что заявление ООО "Аквилон" о согласовании рабочего проекта на строительство переходно-скоростной полосы на км 28 + 500 автодороги "Пермь-Березники" для съезда к объекту придорожного сервиса, расположенному на принадлежащем ему земельном участке, поступило в ГУ "Управтодор" еще 21.11.2008 г.., и оставлено без ответа, а впоследствии, 30.01.2009 г.., Управлением были выданы ООО "Аквилон" и ООО "УК "Феникс Петролеум" идентичные технические условия, для каждого общества - применительно к принадлежащим им на праве собственности земельным участкам, с учетом требований п.5.4 СНиП 2.05.02-85 и комплексного разрешения данного вопроса.
Выдвижение технических условий, как это было уже указано выше, является прерогативой разрешительного органа, в данном случае по настоящему делу ГУ "Управтодор". При выдаче технических условий одновременно либо последовательно нескольким претендентам, безусловно, в первую очередь, должны разрешаться вопросы соблюдения ими (как заявителями, так и разрешительным органом) требований действующего законодательства, соответствия представленной предпроектной документации строительным нормам и правилам, требованиям безопасности. Анализ предпроектной документации предоставляет возможность разрешительному органу определить при наличии к тому правовых оснований условия технического задания, именуемые техническими условиями. Выдача технических условий свидетельствует о согласии владельца автомобильной дороги на строительство в границе придорожной полосы автомобильной дороги объектов дорожного сервиса при обязательном исполнении лицами, изъявившими желание осуществить строительство данных объектов, технических требований и условий. При наличии нескольких претендентов на строительство объектов дорожного сервиса на определенном участке автомобильной дороги, помимо соблюдения вышеуказанных требований, действия разрешительного органа при отказе в удовлетворении одних заявленных требований и удовлетворении других заявленных требований должны быть последовательными, логичными, мотивированными.
Обжалуемые же действия ГУ "Управтодор" не соответствует данным критериям.
Нарушение прав заявителя суд апелляционной инстанции усматривает в том, что действия ГУ "Управтодор" при согласовании изменений в технические условия, выданные ООО "УК "Феникс Петролеум" 30.01.2009 г.., при равных условиях, идентичных технических условий, создали ООО "УК "Феникс Петролеум" конкурентное преимущество перед ООО "Аквилон", кроме того, именно данное согласование изменений в ТУ послужило одним из оснований для отказа ООО "Аквилон" в согласовании представленного им рабочего проекта.
С учетом вышеизложенных обстоятельств действия Государственного учреждения "Управление автомобильных дорог" по внесению изменений в технические условия, выданные ООО "УК "Феникс Петролеум" 30.01.2009 г.., их согласовании, нельзя признать законными и обоснованными.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ООО "УК "Феникс Петролеум" о получении положительного заключения государственной экспертизы на строительство комплекса придорожного сервиса и многотопливной АЗС на автодороге "Пермь-Березники" в урочище Абанино у д. Залесная Добрянского района Пермского края (шифр 113-2009) (л.д.39-57 том 2), поскольку выполнение данного условия ТУ является последующим действием после выполнения согласования проектной документации ГУ "Управтодор" и УГИБДД ГУВД по Пермскому краю, которое должно быть произведено с учетом всех обстоятельств, имеющих правовое и техническое значение для разрешения данного вопроса. Поскольку данное согласование не соответствует требованиям законодательства, нарушает права иных лиц, что установлено в судебном порядке, положительное заключение государственной экспертизы на строительство правового значения не имеет.
Вывод суда первой инстанции, что Управление автомобильных дорог Пермского края, согласовав 28.07.2009 г.. раздел 2.2. проекта "Автомобильные дороги" N 113-2009 -АД на строительство комплекса придорожного сервиса и многотопливной АЗС на автодороге "Пермь-Березники" при условии следующего содержания: "В связи с тем, что проект на строительство объекта придорожного сервиса разработан с учетом реконструкции автодороги Пермь-Березники под техническую категорию, возведение объекта возможно только после окончания реконструкции автодороги. В случае строительства объекта придорожного сервиса до начала реконструкции автодороги - обеспечить устройство переходно-скоростных полос к существующему полотну автодороги с последующим переустройством их после реконструкции автодороги согласно принятым проектным решением раздела 2.2 проекта "Автомобильные дороги" N 113-2009-АД за счет ООО "УК "Феникс-Петролеум" (л.д.11, 27-31 том 2), тем самым под условием в нарушение технических условий от 30.01.2009 г.. по существу согласовал изменения ООО "УК "Феникс Петролеум", игнорируя согласование с УГИБДД ГУВД по Пермскому краю, суд апелляционной инстанции находит правильным.
Как следует из письма ООО ПСП "Автомост" от 14.07.2009 г.. N 296 в адрес ООО "УК "Феникс Петролеум", ООО ПСП "Автомост" в соответствии с пунктом 5 технических условий от 30.01.2009 г.. согласовало техническое решение раздела 2.2.113-2009 АД "Автомобильные дороги" с учетом замечаний Управления ГИБДД (письмо N 20/4145 от 09.07.2009), отраженные в согласовании размещения комплекса придорожного сервиса на 28 км + 320 (справа) автомобильной дороги "Пермь-Березники", и выполнения п.23 ТУ N 226/232 и п.1 письма ООО ПСП "Автомост" N 219 от 29.05.2009 г.., указав при этом, что с учетом ранее выданного согласования тем же Управлением ГИБДД (письмо N 20/4808 от 14.10.2008 г..) на строительство переходно-скоростных полос на км 28 + 500 автомобильной дороги "Пермь-Березники" ООО "Аквилон" нарушается п.5.4 СНиП 2.05.02-85 по ограничениям расположения пересечений и примыканий.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что при существующих согласованиях УГИБДД ГУВД по Пермскому краю, выданных ранее, в том числе ООО "Аквилон", согласование УГИБДД ГУВД по Пермскому краю ООО "УК "Феникс Петролеум" от 09.07.2009 г.. по размещению комплекса придорожного сервиса на 28 км + 320 (справа) автомобильной дороги "Пермь-Березники" по ТУ от 30.01.2009 г.., на что прямо указано в письме (л.д. 23 том 2), нельзя расценивать как согласование со стороны УГИБДД ГУВД по Пермскому краю изменений в технические условия, которые в принципе изменили обустройство съезда с автомобильной дороги к объектам дорожного сервиса на спорных земельных участках.
Материалы дела не содержат документы, из которых бы явствовало, что с учетом технической характеристики реконструируемой автомобильной дороги "Пермь-Березники", ранее выданных технических условий и согласований, УГИБДД ГУВД по Пермскому краю было произведено согласование изменений в технические условия, внесенные ООО "УК "Феникс Петролеум" и согласованные ГУ "Управтодор", изменивших в принципе техническое разрешение вопроса съезда с автомобильной дороги к объектам дорожного сервиса, обустройства переходно-скоростных полос, в целях соблюдения требований п.5.4 Строительных норм и правил 2.05.02-85.
Представленный ООО "УК "Феникс Петролеум" раздел 2.2. Проекта 113-2009-АД также не содержит указание на данное согласование.
При данных обстоятельствах письмо УГИБДД ГУВД по Пермскому краю от 09.07.2009 г.. о размещении придорожного комплекса нельзя признать как согласование технических условий его размещения в отрыве от внесенных изменений, т.е. без их учета, и существующих технических условий на размещение объектов дорожного сервиса на данном участке автомобильной дороги иными хозяйствующими субъектами.
Такое согласование, если письму придавать значение в этом смысле слова, не может быть признано объективным, соответствующим требованиям безопасности дорожного движения, поскольку проектная документация должна предусмотреть все технические требования и условия к объекту строительства применительно к дорожной ситуации, применительно же к спорной ситуации данное согласование является односторонним, учитывающим лишь интересы ООО "УК "Феникс Петролеум", без учета других объективных факторов, таких как выдача технических условий другому хозяйствующему субъекту ООО "Аквилон" для строительства объекта дорожного сервиса на том же участке дороги, в 180 м от разрешаемого для строительства ООО "УК "Феникс Петролеум" придорожного комплекса.
В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. ст. 67 - 68, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ГУ "Управление автомобильных дорог" не представило доказательств того, что его действия по внесению изменений в ранее выданные технические условия, принципиально изменяющее техническое решение, соответствует требованиям действующего законодательства, направленного на обустройство автомобильных дорог с обеспечением при этом безопасности дорожного движения и безопасности населения. По мнению суда, ООО "Аквилон" же представило доказательства нарушения его прав и законных интересов в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности действиями ГУ "Управтодор", препятствующими в дальнейшем в совершении последовательных действий, направленных на осуществление строительства объекта дорожного сервиса на участке дороги "Пермь-Березники" 28 км + 500.
Совокупность установленных судом обстоятельств свидетельствует о несоответствии оспариваемых ООО "Аквилон" действий ГУ "Управтодор" о внесении 24.03.2009 г.. изменений в технические условия, выданные ООО "УК "Феникс Петролеум" 30.01.2009 г.., требованиям действующего законодательства и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.
При данных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ООО "УК "Феникс Петролеум" подлежат отклонению как не соответствующие требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 05 февраля 2010 года по делу N А50-36094/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Феникс Петролеум" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-36094/2009
Истец: ООО "Аквилон"
Ответчик: Государственное автономное учреждение "Управление автомобильных дорог" Пермского края, ГУ "Управление автомобильных дорог ПК"
Третье лицо: ООО "Проектно-строительное предприятие "Автомост", ООО "Управляющая компания "Феникс Петролеум", Управление ГИБДД ГУВД по Пермскому краю