г. Пермь |
N 17АП-9161/10 |
13 сентября 2010 г. |
Дело N А71-7594/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
Судей Ясиковой Е.Ю., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя (Открытое акционерное общество "БыстроБанк") - Мохначев И.А., представитель по доверенности от 11.01.2010 г.., предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Открытого акционерного общества "БыстроБанк"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 30 июля 2010 года по делу N А71-7594/2010,
принятое судьей Бушуевой Е.А.
по заявлению Открытого акционерного общества "БыстроБанк"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилось Открытое акционерное общество "БыстроБанк" (далее - Банк) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 11.06.2010 N 11-10-200/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.15.19 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда от 30.07.2010 г.. (резолютивная часть решения объявлена 27.07.2010 г..) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель по делу обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит принятый по делу судебный акт отменить, заявленные Банком требования удовлетворить. В обоснование жалобы ее подателем приведены доводы, свидетельствующие о малозначительном характере правонарушения, что необоснованно не было принято во внимание судом первой инстанции.
В заседании суда представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Ответчик письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы не представил, в заседание суда апелляционной инстанции представителя не направил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя подателя жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, на основании приказа РО ФСФР России в Волго-Камском регионе от 13.01.2010 года N 11-10-07пз уполномоченными должностными лицами с 25.01.2010 по 25.02.2010 проведена плановая проверка деятельности ОАО "БыстроБанк".
При проверке соблюдения Банком - эмитентом требований законодательства РФ произведены распечатки со страницы Банка в сети Интернет и ленты новостей, о чем 27.01.2010 г.. составлен соответствующий акт (л.д.15).
31.05.2010 г.. по факту нарушения Банком порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, в отношении Банка составлен протокол N 11-10-209/пр-ап о совершении административного правонарушения по ч. 2 ст.15.19 КоАП РФ (л.д.35).
По результатам рассмотрения материалов дела, постановлением административного органа от 11.06.2010 г.., Банк привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 700 000 руб. (л.д. 7-10).
Не согласившись с указанным постановлением, Банк обратился с заявлением о признании постановления незаконным и отмене в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя всех признаков состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, оснований для применения ст.2.9. КоАП РФ суд не усмотрел.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно п. 4 ст. 93 Закона об акционерных обществах, общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" порядок и сроки раскрытия информации о существенных фактах определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с абз.3 п.1.6, п.п. 8.4.3., 8.4.4., 8.5.1, 8.5.3, 8.5.4, 8.5.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение), вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
Акционерные общества, обязанные в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязаны раскрывать информацию о содержании своих внутренних документов, регулирующих деятельность органов акционерного общества, со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями.
Акционерное общество, указанное в настоящем пункте, обязано опубликовать тексты внутренних документов акционерного общества, регулирующих деятельность его органов, на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров (заседания совета директоров (наблюдательного совета)), на котором принято решение об утверждении соответствующего внутреннего документа, а в случае, если внутренний документ акционерного общества утвержден его уполномоченным органом управления до возникновения обязанности осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, - не позднее 2 дней с даты возникновения такой обязанности.
В случае внесения изменений и/или дополнений во внутренние документы, регулирующие деятельность органов акционерного общества (принятия внутренних документов, регулирующих деятельность органов акционерного общества, в новой редакции), тексты указанных внутренних документов с внесенными в них изменениями и/или дополнениями (тексты новой редакции указанных внутренних документов) должны быть опубликованы акционерным обществом на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления акционерного общества, на котором принято решение о внесении изменений и/или дополнений (принятии новой редакции) указанных внутренних документов.
Тексты внутренних документов акционерного общества, регулирующих деятельность его органов, со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями должны быть доступны на странице в сети Интернет до даты прекращения обязанности акционерного общества осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.
В случае принятия новой редакции внутреннего документа акционерного общества текст старой редакции внутреннего документа акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 месяцев с даты опубликования в сети Интернет новой редакции соответствующего внутреннего документа акционерного общества.
Акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
Акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.
Текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
Текст изменений, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
Не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц акционерное общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение об этом.
Сообщение о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц акционерного общества должно содержать: полное и сокращенное фирменные наименования акционерного общества, его место нахождения; присвоенный акционерному обществу налоговыми органами идентификационный номер налогоплательщика; основной государственный регистрационный номер, за которым в Едином государственном реестре юридических лиц внесена запись о создании акционерного общества; уникальный код эмитента, присваиваемый регистрирующим органом; адрес страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации; вид документа, текст которого опубликован акционерным обществом на странице в сети Интернет (список аффилированных лиц акционерного общества с указанием года и номера квартала, по итогам которого он составлен); дату опубликования акционерным обществом текста списка аффилированных лиц на странице в сети Интернет.
Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона совершенного Банком правонарушения состоит в несоблюдении порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, в связи с чем правонарушение считается совершенным в момент неисполнения установленной законом обязанности, вне зависимости от наступления последствий, то есть, заявителем уже нанесен ущерб объекту, охраняемому данной нормой - порядку раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Как видно из материалов дела, при проведении плановой выездной проверки должностными лицами РО ФСФР России в Волго-Камском регионе было установлено, что Банком:
- не обеспечено раскрытие информации в сети интернет в форме текстов списков аффилированных лиц за 1-4 квартал 2007-2009 гг.(по ссылке указанной банком www.bystrobank.ru/aboout/98.html тексты списков аффилированных лиц за указанный период отсутствую)т;
- не обеспечен доступ к тексту внутреннего документа, регламентирующего порядок деятельности Ревизионной комиссии банка (по ссылке указанной банком www.bystrobank.ru/aboout/99.html информация (положение) в Ревизионной комиссии банка отсутствует).
Факт нарушения Банком требований Положения, содержащих обязанность по раскрытию информации подтверждается актом от 27.01.2010 г.., протоколом об административном правонарушении от 31.05.2010 г.., другими материалами дела и заявителем не отрицается (л.д. 15-21, 35-38, 39).
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявитель имел возможность выполнить вышеуказанные требования законодательства, но не принял всех возможных мер для недопущения правонарушения, следовательно, наличие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения является доказанным.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных процессуальных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, Банку обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, пункт 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Степень общественной опасности является оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.
Последствия совершения данного административного правонарушения могут наступить только в будущем времени, размер последствий непредсказуем, возможно, что последствий не будет вообще, не предоставленная своевременно информация касается неопределенного круга лиц, поэтому данное административное правонарушение не является малозначительным.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении Банка к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Банком длительное время нарушался порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой, предусмотрена законодательством. Своевременное раскрытие информации является важной составляющей нормального функционирования рынка ценных бумаг и ее не раскрытие и непредставление влечет существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в указанной сфере.
Доводы Банка о малозначительности правонарушения, бывшие также предметом исследования суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов Арбитражного суда Удмуртской Республики об отсутствии оснований для признания выявленного в действиях Банка правонарушения малозначительным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению, не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 июля 2010 года по делу N А71-7594/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "БыстроБанк" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Е.Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7594/2010
Истец: ОАО "БыстроБанк"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе