Сдача отчетности в ФСС РФ: нарушения и ответственность
Как показывает практика, самые большие неприятности у начинающих предпринимателей связаны именно с ФСС. Почему? В начале своей деятельности организации, как правило, не ведут хозяйственной деятельности, у них отсутствует выручка от реализации, нет в штате работников и они не начисляют заработную плату. Все это создает иллюзию отсутствия у нее обязанностей по отношению к ФСС.
Однако это не так. Ситуация еще более усугубляется размером штрафных санкций за забывчивость или плохую юридическую подготовку начинающих предпринимателей. В отличие от ст. 119 НК РФ, в которой ответственность за непредставление "нулевых" налоговых деклараций ограничена 100 руб., Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ по отношению к начинающим предпринимателям иначе как драконовским не назовешь. Посудите сами - в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ просрочка сдачи отчетности (в том числе, нулевой) карается штрафом в размере 1000 руб. Второе подобное нарушение в течение календарного года будет стоить предпринимателю уже 5 000 руб. Согласитесь, весьма немалые суммы для начинающих предпринимателей. Да почему только для начинающих? Проблемы с нарушениями сроков сдачи отчетности, к сожалению, случаются и у давно работающих субъектов предпринимательской деятельности. Бухгалтер тоже человек - он может заболеть или, что греха таить, закрутившись с текучкой, просто пропустить эту "красную дату календаря", с наступлением которой у ФСС появляется прекрасная возможность поправить свой бюджет за счет своих же страхователей.
Для того, чтобы таких неприятных минут у бухгалтеров было как можно меньше, и написана эта статья.
Сроки представления отчетности в ФСС
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в установленном порядке представляют страховщику по месту регистрации отчетность по утвержденной им форме.
Когда возникает обязанность по сдаче отчетности в ФСС?
Как указано в п. 1 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ, представлять отчетность должны все страхователи. Из ст. 6 этого закона следует, что статус страхователя лицо приобретает с момента регистрации в ФСС. Таким образом, ответ на вопрос о том, с какого момента организация обязана представлять отчетность в ФСС, зависит от возникновения у нее статуса страхователя, так как обязанность юридических и физических лиц законодатель связывает с наличием у них статуса страхователя, а не с фактом начисления страховых взносов и страховыми выплатами либо ведением деятельности и наймом работников.
Из такого понимания возникновения обязанности по представлению отчетности в ФСС исходят и суды. В Постановлении ФАС СЗО от 10.04.2006 N А26-9560/2005-25 сказано: обязанность юридических и физических лиц представлять в Фонд отчетность законодатель связывает с наличием у них статуса страхователя. В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации Учреждения в качестве юридического лица и страховое свидетельство, подтверждающее регистрацию Учреждения в качестве страхователя по месту нахождения в Региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом, обязанность Учреждения представлять в Фонд отчетность по форме, утвержденной страховщиком (в данном случае - расчетные ведомости формы 4-ФСС РФ), в установленный срок возникла у него с момента такой регистрации.
Необходимо отметить, что данный подход является общепринятым в судебной практике и шансов у страхователя доказать свою правоту в данной ситуации нет. Доказательства этому можно найти и в постановлениях ФАС ВВО от 10.04.2006 N А82-6404/2005-35, ФАС СКО от 17.10.2006 N Ф08-5081/2006-2132А.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, ведущая деятельность на территории РФ и нанимающая граждан России) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих в соответствии с п. 1 ст. 5 закона обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С момента внедрения в практику системы "одного окна" для вновь созданных организаций регистрация в качестве страхователя в ФСС проходит совершенно незаметно. Регистрирующий орган, то есть территориальный орган ФНС, наделенный соответствующими полномочиями, представляют фонду сведения о зарегистрированном юридическом лице, который самостоятельно, без специального заявления со стороны страхователя, ставит его на учет.
К сожалению, часто должностные лица организаций узнают об этом, только получив акт камеральной проверки и решение о привлечении к ответственности в виде штрафа.
По какому закону и как привлекаются
страхователи к ответственности?
Как было отмечено выше, ст. 199 НК РФ является более гуманной по отношению к организациям, чем ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ. В связи с этим многие страхователи, понимая, что допустили правонарушение, делают попытку отвечать именно по Налоговому кодексу. Формальное основание для этого содержится в самой ст. 19, согласно которой привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Однако несмотря на эту, казалось бы, спасительную для страхователей норму, вынуждены констатировать, что попытки нести ответственность по ст. 119 НК РФ, к сожалению, обречены на провал. Дело в том, что к нормам НК РФ закон N 125-ФЗ отсылает лишь только в целях определения порядка привлечения к ответственности, а не установления размера санкции.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на необходимость применения к данным правоотношениям пункта 2 статьи 119 НК РФ не принимается во внимание судом кассационной инстанции, - такой вывод сделал ФАС ДО в Постановлении от 11.10.2006 N Ф03-А73/06-2/3387. Это решение суд мотивировал следующим образом: в статье 2 Федерального закона N 125-ФЗ указано, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, вышеназванный Федеральный закон является специальным, регламентирует правоотношения страхователя, страховщика и застрахованного лица, в то время как нормы Налогового кодекса РФ не отнесены к специальному законодательству об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.
Ссылка в статье 19 Федерального закона N 125-ФЗ на привлечение страхователя к ответственности страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, не означает возможность применения к отношениям по обязательному социальному страхованию иных норм Налогового кодекса РФ без специального на то указания в соответствующих законодательных актах.
Таким образом, отсылка к порядку привлечения страхователя к ответственности, установленному в Налоговом кодексе, не позволит ему снизить штрафные санкции до размеров, предусмотренных ст. 119 НК РФ. Однако эта норма все же может оказать страхователю добрую службу. Дело в том, что при выявлении правонарушения по результатам налогового контроля ФСС обязан соблюдать общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности.
Предметом рассмотрения ФАС МО стало дело о привлечении страхователя к ответственности за непредставление в срок отчетности. Организация не подала расчетную ведомость за IV квартал 2004 г. до 15.01.2005 и повторно за I квартал 2005 г. до 15.04.2005, чем нарушила требования п. 1 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ. Это обстоятельство послужило основанием для принятия решений от 15.07.2005 и от 18.07.2005 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа на общую сумму 6 000 руб. С заявлением в арбитражный суд фонд обратился только 19.10.2005.
Федеральный арбитражный суд МО в Постановлении от 09.03.2006 N КА-А40/1442-06 отказал фонду в притязаниях к страхователю на том основании, что согласно п. 1 ст. 115 НК РФ с требованием о взыскании налоговой санкции налоговые органы могут обратиться в суд не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.
Непредставление ведомости в территориальный орган ФСС не является длящимся правонарушением, поэтому правильным является вывод суда о пропуске Фондом срока давности взыскания санкций, поскольку с заявлением в арбитражный суд он обратился только 19.10.2005, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного ст. 115 НК РФ.
Помочь страхователю снизить бремя наказания может и другая статья Налогового кодекса. Организация нарушила установленный законом срок для представления отчетности в территориальный орган ФСС, за что согласно абз. 6 п. 1 ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ могла быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 1 000 руб. Федеральный арбитражный суд ДО в Постановлении от 20.12.2006 N Ф03-А24/06-2/3797 признал, что требования отделения ФСС о взыскании штрафа основаны на законе, однако при вынесении решения суд учел обстоятельства, смягчающие ответственность общества за совершение вмененного последнему правонарушения, а именно небольшой пропуск срока направления расчетной ведомости за первый квартал 2005 года в 9 дней, а также привлечение общества к ответственности впервые, в связи с чем в соответствии со статьями 112, 114 НК РФ снизил размер штрафа до 100 руб.
Читателям необходимо помнить о том, что в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за налоговое правонарушение, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения*(1);
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт проверки ФСС и другие материалы проверки страхователя, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) исполнительного органа фонда, а решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного в п. 6 ст. 100 НК РФ. После этого страхователь должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения лично и (или) через своего представителя. Однако их неявка не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением случаев, когда участие данного лица признано обязательным.
По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) регионального подразделения ФСС выносит решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение правонарушения. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено. Решение, на которое в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, подается апелляционная жалоба, вступает в силу полностью или частично со дня его утверждения вышестоящим органом.
Копия решения вручается лицу (его представителю), в отношении которого оно вынесено, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения документа страхователем.
П.В. Борисова,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 4, июль-август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подпункт 2.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"