город Ростов-на-Дону |
дело N А53-10554/2011 |
07 октября 2011 г. |
15АП-9097/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Н.Н. Ивановой, Н.Н. Смотровой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя: Еремин А.Г. по доверенности от 01.09.2011 г.
от заинтересованного лица: Асташев А.А. по доверенности от 11.01.2011 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Аксай Югкомплект"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.07.2011
по делу N А53-10554/2011, принятое в составе судьи Еремина Ф.Ф.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аксай Югкомплект" ИНН 6102019259 / ОГРН 1046102003738
к заинтересованному лицу Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области
об отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аксай Югкомплект" (далее - ООО "Аксай Югкомплект", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области (далее - Комитет, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления N 281 от 25.05.2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в размере 50 000 руб.
Решением суда от 19.07.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях ООО "Аксай Югкомплект" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При проведении мероприятий по контролю, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, нарушений административным органом требований действующего законодательства не допущено.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Аксай Югкомплект" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что вина общества в совершении административного правонарушения отсутствует, поскольку общество не имело возможности производить платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании представитель общества настаивал на жалобе, просил признать правонарушение малозначительным.
Представитель комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам представленного отзыва, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, жалобу без удовлетворения. Считает, что факт правонарушения доказан, общество систематически допускает нарушения природоохранного законодательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период времени с 21.03.2011 по 22.03.2011 в соответствии с планом проведения проверок комитета на 2011 год, утвержденным председателем комитета 30.12.2010 и на основании приказа N 196-ГК от 11.03.2011 проведена плановая выездная проверка общества на предмет выполнения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
В ходе проведения проверки установлено, что обществом оказывается вредное негативное воздействие на окружающую среду путем выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников. На балансе предприятия числится 3 автотранспортных средства. Расход топлива, согласно представлено заявителем справки за 2010 год составил: бензин - 1873 л., дизельное топливо - 1430 л.
Указанные нарушения, свидетельствующие о фактическом осуществлении обществом деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, зафиксированы в акте проверки от 22.03.2011 N 48/04.3 и протоколе об административном правонарушении от 22.03.2011 N 281.
В ходе проверки также установлено, что общество не производило уплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 квартал 2010 г.
По факту неуплаты вышеназванных платежей Комитетом в отношении ООО "Аксай Югкомплект" 11.08.2009 г.. составлен протокол N 1.09/1/2-1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ (л.д. 11-12).
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении 25.05.2011 г. заместителем главного государственного инспектора Ростовской области по охране природы Павловым А.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 281, которым ООО "Аксай Югкомплект" привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с наложением штрафа в размере 50 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статья 8.41 Кодекса предусматривает ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Состав правонарушения формальный, его объективную сторону образует бездействие, выраженное в невнесении платежей в установленные сроки.
Согласно положениям Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плата за загрязнение окружающей среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных предпринимателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - постановление Правительства N 632) и постановлением Правительства от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - постановление Правительства N 344).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - приказ N 557) установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, под которым понимается квартал.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.12.2002 г. N 284-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и по ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Их материалов административного дела усматривается, что при проведении проверки, установлено, что ООО "Аксай Югкомплект", в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду: выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками, размещение отходов.
Факт невнесения обществом в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен материалами дела и заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах вывод административного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, является правильным.
По мнению заявителя жалобы, вина общества в совершении административного правонарушения отсутствует, поскольку Требование о постановке на учет по плате за негативное воздействие на окружающую среду от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО было получено обществом только 25.07.2011 г., в связи с чем общество не должно было производить указанные платежи в 2010 г. Данный вывод заявителя является ошибочным ввиду следующего.
В силу ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным и распространяется на всех юридических лиц. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" утвержден Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Из материалов дела усматривается, что проверка на предмет соблюдения обязательных требований законодательства по охране окружающей среды была проведена с 21.03.2011 по 22.03.2011, о чем было извещено общество, кроме того, доказательств получения обществом требования именно в июле 2011 года суду не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что совершенное обществом является малозначительным, обоснованно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Закон N 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние, и носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер. Следовательно, внесение в установленные сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду, носящих компенсационный характер, необходимо для своевременного решения задач в сфере сохранения благоприятной окружающей среды, что является государственно-значимой деятельностью, направленной на обеспечение нормальной жизнедеятельности населения страны.
Таким образом, совершенное обществом правонарушение посягает на установленный государством порядок в сфере охраны окружающей среды, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, поэтому данное правонарушение не может быть признано малозначительным, является правильным. Следовательно, данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своей публично-правовой обязанности, необходимость надлежащего исполнения которой обусловлена важностью охраняемых при этом отношений.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Комитета о привлечении ООО "Аксай Югкомплект" к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
В силу ч.4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, следовательно, госпошлина по апелляционной жалобе, поданной по результатам рассмотрения соответствующего заявления, также не подлежит уплате.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Ростовской области от 19.07.2011 г. по делу N А53-10554/2011 оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10554/2011
Истец: ООО "Аксай Югкомплект"
Ответчик: Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области