г. Вологда
04 октября 2011 г. |
Дело N А05-1242/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "РН-Архангельскнефтепродукт" Зайцева К.Ю. по доверенности от 11.02.2011, Шишкина Р.Е. по доверенности от 31.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Архангельскнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 мая 2011 года по делу N А05-1242/2011 (судья Бекарова Е.И.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "РН-Архангельскнефтепродукт" (ОГРН 1052930017062, ИНН 2921009226; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1022900538286, ИНН 2927005757) о признании незаконными действий по отказу внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, касающихся изменений кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:28:110271:1, расположенного относительно ориентира - здания по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, Ягринское шоссе, дом 14, площадью 249816 кв. м и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, с участием в деле третьего лица - Министерства имущественных отношений Архангельской области (ОГРН 1022900540167, ИНН 290101001; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 мая 2011 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судом норм материального права.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с ее доводами, решение суда считает законным и обоснованным. Кроме того указало, что с 06.07.2011 переименовано в Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - учреждение).
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Учреждение и министерство надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, обществу предоставлен на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 29:28:110271:1, расположенный относительно ориентира - здания по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, Ягринское шоссе, дом 14, площадью 249 816 кв. м.
В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 188-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 01.01.2007" кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составила 569 035 881,12 руб.
Общество в соответствии с договором на проведение оценки от 31.05.2010 N 126-05/10 выступило в качестве заказчика проведения оценки рыночной стоимости годовой величины арендной платы, рыночной стоимости земельного участка в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости годовой величины арендной платы за пользование земельными участками от 09.07.2010 N 174-07/10 рыночная стоимость земельного участка составила 7 494 480 руб.
Общество обратилось в учреждение с заявлением о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости, выраженных в изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:28:110271:1, расположенный относительно ориентира - здания по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, Ягринское шоссе, дом 14, площадью 249816 кв. м в соответствии с выводами эксперта о величине рыночной стоимости земельного участка.
Учреждение письмом от 21.12.2010 N 04-04/11363 отказало обществу во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости, выраженных в изменении кадастровой стоимости земельного участка.
Общество, не согласившись с полученным отказом, обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, правомерно руководствовался следующим,
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия, бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В соответствии со статьей 1 Закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с указанным Законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ определено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в данном случае - земельного участка.
На основании части 10 статьи 4 Закона N 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее - Приказ N 42), которым обязано руководствоваться учреждение при осуществлении деятельности по ведению кадастрового учета.
При этом подпунктом 7 пункта 8 Приказа N 42 предусмотрено, что к сведениям о кадастровой стоимости объекта недвижимости, подлежащим включению в государственный кадастр недвижимости, относятся кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения, реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
Частью 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
На основании пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждением результатов кадастровой оценки (с приложением результатов кадастровой оценки).
Следовательно, как обоснованно указано судом первой инстанции, сведения в государственный кадастр недвижимости должны вноситься не произвольно, а с соблюдением определенной процедуры, и, как следствие, действия органа кадастрового учета не могут быть признаны незаконными, если они соответствуют нормам законодательства, регулирующего порядок внесения сведения в государственный кадастр недвижимости, в том числе и по вопросам, касающимся кадастровой стоимости земельного участка.
Как было указано выше, сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости вносятся на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия от органов государственной власти или местного самоуправления.
Нормативными актами, регулирующими деятельность органа кадастрового учета, не предусмотрено возможности внесения сведений в государственный кадастр объекта недвижимости в отношении стоимости земельного участка на основании заявлений (обращений) заинтересованных лиц и представляемых отчетов оценщиков о рыночной стоимости соответствующих объектов недвижимости, в том числе земельных участков.
При этом апелляционной инстанцией не принимается ссылка общества на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, не действовавшей в спорный период, в соответствии с которой, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, поскольку возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости не является основанием для внесения сведений в государственный кадастр объекта недвижимости в отношении стоимости земельного участка на основании заявлений (обращений) заинтересованных лиц и представляемых отчётов оценщиков о рыночной стоимости земельных участков.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 22.07.2010 N 167-ФЗ) правообладателем или иными заинтересованными в результате кадастровой оценки земельного участка лицами.
Основаниями для подачи такого заявления могут быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости.
Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрена иная форма защиты права правообладателя земельного участка при установлении рыночной стоимости земельного участка, значительно отличающейся от его кадастровой стоимости.
Также апелляционной инстанцией не принимаются ссылки общества на проведенную экспертизу отчета оценщика, представленного обществом, поскольку проведенная экспертиза отчета оценщика не свидетельствует о незаконности действий учреждения, которые, как указано выше, соответствуют нормам действующего законодательства.
Следовательно, основания для признания оспариваемых действий учреждения, выразившихся в отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости изменений, касающихся кадастровой стоимости земельного участка, на основании заявления общества и результатов установления его рыночной стоимости, незаконными и для вывода о нарушении ими прав и законных интересов общества отсутствуют.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 мая 2011 года по делу N А05-1242/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Архангельскнефтепродукт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1242/2011
Истец: ООО "РН-Архангельскнефтепродукт"
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2012 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-1242/11
24.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-902/11
04.10.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4436/11
17.05.2011 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-1242/11