12 октября 2011 г. |
Дело N А64-4883/2011 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Сергуткиной В.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от ОАО "Моршанская табачная фабрика": Алексеевой Н.А., представителя по доверенности б/н от 01.04.2011,
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.08.2011 по делу N А64-4883/2011 (судья Плахотников М.А.) по заявлению ОАО "Моршанская табачная фабрика" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Моршанская табачная фабрика" (ОГРН 1026801032378) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области о признании незаконным и отмене постановления N 64-10-03/69-2011 от 19.05.2011 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 12.08.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что совершенное правонарушение содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области валютного регулирования и валютного контроля, которая в данном случае выражается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Кроме того, административное наказание было назначено в минимальном размере, в пределах санкции, установленной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. что совершенное Обществом правонарушение невозможно квалифицировать как малозначительное, поскольку состав правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ является формальным и административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния. Существенная угроза, нанесенная охраняемым общественным отношениям в результате неоднократного допущения Обществом нарушений, заключается в не наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В судебное заседание Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 26.05.2008 между резидентом - ОАО "Моршанская табачная фабрика", Российская Федерации (Поставщик) и нерезидентом - ООО "Tashkent Tobacco" Республика Узбекистан (Покупатель) был заключен Контракт N 65 на поставку табачной мешки на общую сумму 480 000 долларов США, сроком действия до 31.12.2009.
В соответствии с изменением N 8 от 28.12.2009 срок действия контракта продлен до 31.12.2010.
Оплата производится 100% предоплатой за каждую партию товара путем банковского перечисления на расчетный счет Поставщика. Условия поставки - DDU А64-4883/2011 Ташкент (Узбекистан), ж.д. станция Хамза.
08.07.2008 в ОАО "Альфа-Банк" ОАО "Моршанская табачная фабрика" оформлен ПС N 08070006/1481/1449/1/0.
В рамках исполнения обязательств по Контракту ОАО "Моршанская табачная фабрика" осуществила поставку товара на сумму 32 368,20 долларов США, которая в таможенном отношении оформлена ГТД N 10114030/081210/0003551.
Вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации согласно отметки в ГТД "Выпуск разрешен" осуществлен 08.12.2010.
Не позднее 23.12.2010 Общество должно было представить в уполномоченный банк наряду с документами, подтверждающими вывоз, два экземпляра справки о подтверждающих документах.
Указанная обязанность была исполнена 10.02.2011 с нарушением срока, установленного п. 2.4 Положения N 258-П на 49 календарных дней.
22.04.2011 письмом N 64-10-03/434 Управлением было предложено генеральному директору Общества явится в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области 05.05.2011 в 11 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении.
05.05.2011 старшим специалистом 1 разряда отдела валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области Козыревым А.Н. в присутствии представителя Общества Белоглазовой Н.В. по доверенности от 05.05.2011 в отношении ОАО "Моршанская табачная фабрика" был составлен протокол об административном правонарушении N 64-10-03/96-2011 по признакам административного правонарушения, выразившегося в нарушении резидентом порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за которое предусмотрено ч. 6 ст. 15.25.КоАП РФ. Представителю общества были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ.
05.05.2011 определением рассмотрение дела N 64-10-03/96-2011 об административном правонарушении было назначено на 19.05.2011 на 11 час. 00 мин., направлено по почте, получено Обществом 13.05.2011, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.
19.05.2011, рассмотрев материалы по делу об административном правонарушении, руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя ОАО "Моршанская табачная фабрика " вынесено постановление N 64-10- 03/96-2011, в соответствии с которым общество признано виновным в нарушении валютного законодательства и ему назначено административное наказание по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа 40 000 руб.
Постановление было направлено с сопроводительным письмом N 64-10-03/96-2011 от 19.03.2011 и получено Обществом 27.05.2011 (согласно уведомления о вручении от 27.05.2011).
Считая вынесенное постановление незаконным. Открытое акционерное общество "Моршанская табачная фабрика" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости применения в рассматриваемом случае критерия малозначительности совершенного правонарушения, освободив Открытое акционерное общество "Моршанская табачная фабрика" от административной ответственности.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок в виде штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям образует объективную сторону указанного административного правонарушения.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон "О валютном регулировании и валютном контроле"). Целью указанного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Частью 2 статьи 5 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что для реализации функций, предусмотренных данным Законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Согласно части 4 указанной статьи Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", которым к формам учета отнесена справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Из части 3 статьи 23 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Нормативным актом Банка России, регулирующим порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, является Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденное ЦБ РФ 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение N 258-П).
Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Пунктом 2.2 Положения N 258-П установлено, что подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах).
В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У) резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D").
Как следует из материалов дела, ОАО "Моршанская табачная фабрика" надлежало не позднее 23.12.2010 представить в уполномоченный банк наряду с документами, подтверждающими вывоз товара, два экземпляра справки о подтверждающих документах.
Данная обязанность была исполнена ОАО "Моршанская табачная фабрика" 10.02.2011 или с нарушением срока установленного п. 2.4 Положения N 258-П на 49 календарных дней.
Факт совершенного административного правонарушения подтвержден материалами дела и Обществом не оспаривался.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является обоснованным, подтверждается материалами дела и не оспаривается при рассмотрении апелляционной жалобы.
Процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлены.
Вместе с тем, судом применена в рассматриваемом случае ст. 2.9 КоАП РФ.
Согласно указанной норме при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из смысла ст. 2.9 КоАП РФ с учетом п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушений" усматривается, что оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Оценив представленные доказательства, приняв во внимание, что допущенное обществом нарушение не повлияло на правильность уплаты таможенных платежей, своевременность представления банком отчетности об операциях резидентов по валютным операциям, а также на возможность осуществления банковского и таможенного контроля, совершено в форме неосторожности и не повлекло тяжких последствий, в паспорте сделки основной государственный регистрационный номер, ИНН юридического лица указаны верно, выявленное правонарушение не содержит какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло причинение общественно значимых негативных последствий, не представляет общественной опасности, не нанесло ущерба государству, суд первой инстанции правомерно расценил правонарушение в качестве малозначительного.
Документального подтверждения того, в чем в данном конкретном случае выразилась высокая степень общественной опасности деяния, посягающего на интересы государства в области единой государственной валютной политики, обеспечения устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка, заявитель апелляционной жалобы не представил.
Вывод суда первой инстанции о возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом норм действующего законодательства и указанных постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Вследствие этого у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его переоценки.
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование, признав незаконным и отменив постановление административного органа.
В связи с изложенным, апелляционная коллегия, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, полагает необходимым согласиться с судом первой инстанции и расценить правонарушение в качестве малозначительного.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что при наличии состава вменяемого правонарушения, в рассматриваемом случае в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ имеются признаки малозначительности совершенного Обществом правонарушения.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.08.2011 по делу N А64-4883/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок, в порядке ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4883/2011
Истец: ОАО "Моршанская Табачная Фабрика"
Ответчик: ТУ ФС финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Территориальное управление в Тамбовской области
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4986/11