Город Москва |
|
13 октября 2011 г. |
Дело N А40-44235/11-107-194 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
судей С.Н. Крекотнева, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2011
по делу N А40-44235/11-107-194, принятое судьей М.В. Лариным,
по иску ООО "РУСТАВТОЛИЗИНГ" (ОГРН 1047796633576; 107140, г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 3)
к ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027701022788; 101000, г. Москва, Малый Златоустинский пер., д. 3, стр. 1)
третье лицо - ИФНС России N 8 по г. Москве (ОГРН 1047708061752; 129090, г. Москва, ул. Б. Спасская, д. 37, стр. 3)
о признании недействительным решения, обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Давыдова М.И. по дов. N 210-4-8/16636 от 22.12.2010;
от третьего лица - не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
ООО "РУСТАВТОЛИЗИНГ" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области (далее - фонд, ответчик) об обязании фонда возвратить обществу сумму излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии (далее - страховые взносы) за 2008-2009 годы в размере 83 580, 16 руб.
Решением суда от 22.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец и третье лицо не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Кроме того, от третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, которое рассмотрено и удовлетворено судом апелляционной инстанции. В связи с изложенным дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьего лица в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, общество платежными поручениями от 21.11.2008 г. N 30,. N 31, N 32,. N 36, от 30.03.2009 г. N 14, N 15, N 16 (л.д. 20-26) на сумму 83 580, 16 руб. должно было уплатить в бюджет пенсионного фонда страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии за 2008-2009 годы, однако, в платежных поручениях страхователь ошибочно указал вместо кодов бюджетной классификации (далее - КБК) 18210202010061000160, 18210202020061000160 ("страховые взносы, направляемые на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии") - КБК 18210202030061000160, 18210202040061000160 ("страховые взносы на обязательное пенсионное страхование страховая и накопительная часть в виде фиксированного платежа").
Поступление ошибочно уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации подтверждается реестром платежей страхователя за 2008 г. (том 1 л.д. 85) и 2009 год (том 1 л.д. 119) и указанными платежными поручениями на сумму 83 580, 16 руб. (том 1 л.д. 20-26).
Согласно ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2008 год по форме АДВ-11 и протокола к ней (том 1 л.д. 86-87) обязанность страхователя по уплате страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за 2008 год составила 72 440 руб., на накопительную часть - 54 570 руб. фактически уплачено страховых взносов на КБК 18210202010061000160 в размере 64 276 руб., на КБК 18210202020061000160 в размере 15 181 руб., недоимка по страховым взносам на 01.01.2009 г. на страховую часть трудовой пенсии составила 13 783 руб., на накопительную - 41 665 руб.
По ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 год по форме АДВ-11 и протокола к ней (том 1 л.д. 120-121) обязанность страхователя по уплате страховых взносов за 2009 год на страховую часть трудовой пенсии составила 53 040 руб., на накопительную часть - 39 780 руб. фактически уплачено страховых взносов на КБК 18210202010061000160 в размере 45 475 руб., на КБК 18210202020061000160 в размере 71 933 руб., недоимка по страховым взносам на 05.02.2010 г. на страховую часть трудовой пенсии составила 21 348 руб., на накопительную - 9 512 руб.
При этом, в связи с отсутствием обязанности страхователям - организациями уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа согласно Федеральному закону от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" у общества одновременно с недоимкой по страховым взносам по КБК 18210202010061000160 (страховая часть) и КБК 18210202020061000160 (накопительная часть) возникла переплата по соответствующим страховым взносам в виде фиксированного платежа в сумме 83 580, 16 руб. (излишне уплаченные суммы указанными платежными поручениями и поступившие в бюджет Пенсионного фонда).
Впоследствии, общество, узнав о возникновении недоимки по страховым взносам по КБК 18210202010061000160 (страховая часть) и КБК 18210202020061000160 (накопительная часть), погасило ее, что подтверждается реестром поступления платежей за 2010 г. (2 том л.д. 15-16).
Следовательно, общество исполнило обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2008-2009 г. в полном объеме, а также излишне уплатило страховые взносы в виде фиксированного платежа на страховую и накопительную части трудовой пенсии за 2008-2009 г. в сумме 83 580,16 руб.
Общество, имея на 31.12.2009 г. переплату по страховым взносам в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии в размере 83 580,16 руб., подтвержденную платежными поручениями, при отсутствии недоимки по страховым взносам на 31.12.2010 г. на страховую и накопительную часть трудовой пенсии, представило в пенсионный фонд заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов от 30.05.2011 г. (том 2 л.д. 43), на которое было получено решение фонда от 15.06.2011 г. N 210-4-4/5945 об отказе в возврате (том 2 л.д. 42), со ссылкой на совместное письмо ФНС России от 11.08.2010 г. N ЯК-17-8/58 и пенсионным фондом от 11.08.2010 г. N АД-3-24/8509@ "О порядке возврата переплаты по страховых взносам на обязательное пенсионное страхование", предусматривающее только порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и не содержащего порядка возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в виде фиксированного платежа.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
Довод ответчика о том, что администратором страховых взносов, отвечающим за платежи 2008-2009 г.г. являются налоговые органы, отклоняется в связи со следующим.
До 01.01.2010 г. в силу требований статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", с учетом постановления Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 г. N 2776/06, вопросы о возврате и зачете излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов рассматривались налоговыми органами, являющимися администраторами поступлений в бюджет страховых взносов (код 182).
После 01.01.2010 г. в связи с вступлением в силу Закона о страховых взносах контроль за правильностью исчисления, уплаты и перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в части взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации, также в силу статей 26 и 27 Закона на пенсионный фонд возложена обязанность по осуществлению зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.
При этом, согласно пункта 3 статьи 60 Закона о страховых взносах суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона.
Между тем, отказ в возврате является незаконным, поскольку положениями статей 26 и 60 Закона о страховых взносах прямо предусмотрена обязанность территориальных органов пенсионного фонда проводить возврат излишне уплаченных страховых взносов до 31.12.2009 г. (то есть до введения в действие этого закона) по заявлениям плательщиков страховых взносов.
При этом, никаких исключений из этой обязанности и никаких дополнительных условий, касающихся особенностей принятия решения о возврате в зависимости от уплаченных страховых взносов (страховые взносы или страховые взносы в виде фиксированного платежа) и КБК, а также отсылки к бюджетному законодательству указанные положения закона не содержат, в связи с чем, они должны безусловно исполняться органами пенсионного фонда.
В данном случае, наличие затруднений в осуществлении возврата излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа до 31.12.2009 г., главным администратором которых в силу бюджетного законодательства (Федеральный закон от 30.11.2009 г. N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 года", приказ Минфина России от 30.12.2009 г. N 150н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации") являлась и является Федеральная налоговая служба не должно отражаться на правах страхователя на своевременный возврат, предоставленных ему законом о страховых взносах.
Несогласованность принятого Закона о страховых взносах в части осуществления уплат и возвратов (зачетов) страховых взносов переходного периода (до 31.12.2009 г. в течение 2010 года и далее) с бюджетной процедурой зачисления доходов и возврата (зачета) излишне уплаченных платежей (налоговых и не налоговых) в части определения главного администратора платежей и кода бюджетной классификации, то есть с его фактическим исполнением, не может являться основанием для отказа страхователям в осуществлении их законных прав на зачет и возврат переплаты по страховым взносам.
Соответственно, ссылка пенсионного фонда на совместное письмо ФНС России от 11.08.2010 г. N ЯК-17-8/58 с пенсионным фондом от 11.08.2010 г. N АД-3-24/8509@, которым согласован порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов только для взносов, зачисляемых на страховую и накопительную часть трудовой пенсии до 2010 года, с учетом особенностей предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными актами Минфина России, но не согласован аналогичный порядок для возврата взносов в виде фиксированного платежа, не имеет отношения к вопросу о зачете, урегулированному Законом о страховых взносах, поскольку данное письмо не относится ни к нормативным актами по налогам и сборам (статья 1 НК РФ), ни к нормативным актам, связанным с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (статья 1 Закона).
В связи с изложенным, у общества за период 2008-2009 года образовалась излишняя уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа на страховую и накопительную части трудовой пенсии в размере 83 580, 16 руб., которую страхователь по заявлению от 30.05.2011 г. просил пенсионный фонд возвратить, никаких оснований для отказа в возврате в силу статей 26 и 60 Закона о страховых взносах у фонда не имелось.
Ссылка ответчика на то, что в исковом заявлении общество просит признать недействительным решение от 28.01.2011 N 210-06-11-25/96, которое фактически является письмом ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, а Арбитражный суд г. Москвы в своем решении признал недействительным решение ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области от 15.06.2011 N 210-и-4/5945, отклоняется, поскольку указанное решение от 15.06.2011 N 210-и-4/5945 принято по результатам письма от 28.01.2011 N 210-06-11-25/96.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2011 по делу N А40-44235/11-107-194 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44235/2011
Истец: ООО "РусАвтоЛизинг"
Ответчик: ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области, ГУ-ГУ ПФР N 10 Управление N1 по г. Москве и Московской области
Третье лицо: ИФНС N8 ПО Г. МОСКВЕ, ИФНС России N 8 по г.Москве