г. Санкт-Петербург
17 октября 2011 г. |
Дело N А26-106/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Е.В. Жиляевой
судей И.А. Сериковой, И.А. Тимухиной
при ведении протокола судебного заседания: К.А. Грязновой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12498/2011) Администрации Прионежского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.05.2011 по делу N А26-106/2011 (судья Шалапаева И.В.), принятое по иску
Администрации Прионежского муниципального района
к Администрации Деревянского сельского поселения
о возмещении в порядке регресса расходов в сумме 3 788 746,87 руб.
при участии:
от истца: не явился. извещен
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Администрация Прионежского муниципального района (далее - Администрация района, 185005 г. Петрозаводск, ул. Правды, д. 14, ОГРН 1051002321787) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Деревянского сельского поселения (далее - Администрация поселения, 185510, Прионежский муниципальный район, с. Деревянное, ул. Онежская, д. 70, ОГРН 1051002320324) о возмещении в порядке регресса 3 788 746, 87 рублей расходов.
Решением суда от 23.05.2011 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрация района просит решение суда от 23.05.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что истец нес дополнительные расходы, не предусмотренные решением о бюджете на очередной финансовый год, а также указывает, что с 16.09.2009 осуществляла бремя содержания не своего имущества.
Администрация поселения в отзыве на апелляционную жалобу против ее удовлетворения возражает, считая решение арбитражного суда первой инстанции соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела.
Стороны надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили. Суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Администрацией района и ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" (далее - ОАО "ПКС") заключён договор от 29.09.2008 на техническую эксплуатацию, содержание и ремонт коммунальных объектов в деревне Педасельга Деревянского сельского поселения сроком до 31.12.2008, пролонгированного дополнительными соглашениями сторон до 31.10.2010 (л.д.10-19).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07.2009 по делу А26-2988/2009 (л.д.20-21) с Администрации района в пользу ОАО "ПКС" взыскано 1 569 636 рублей долга за услуги, оказанные в период с сентября по декабрь 2008 года.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27.05.2010 по делу А26-8643/2009 (л.д.22-24), измененным постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2010 (л.д.25-27) с Администрации района в пользу ОАО "ПКС" взыскано 2 219 110,87 рублей долга за услуги, оказанные в период с января по май 2009 года.
Общая сумма взысканной судебными актами задолженность за услуги, оказанные в период с сентября 2008 по май 2009 года, составила 3 788 746,87 рублей.
Администрация района, ссылаясь на часть 4 статьи 15, пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", условий соглашений сторон о передаче полномочий на 2008, 2009 годы, обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании данной суммы с Администрации поселения в порядке регресса.
Суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N131-ФЗ) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесены к вопросам местного значения поселений.
Согласно части 4 статьи 15 Закона N 131-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Согласно заключенному сторонами соглашению от 18.05.2007 об определении порядка решения вопросов местного значения сельских поселений в Прионежском муниципальном районе в 2008 году, вопросы организации электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения и водоотведения в границах Деревянского сельского поселения в 2008 году приняты на себя администрацией Прионежского муниципального района (л.д.64). Порядок определения необходимых для осуществления переданных полномочий субвенций соглашением от 18.05.2007 не определён.
В 2009 году взаимоотношения сторон по вопросам организации в границах поселения элетро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения регулировались соглашением о передаче полномочий между администрацией Деревянского сельского поселения и администрацией Прионежского муниципального района от 31.12.2008 (л.д.65-68).
Согласно пунктам 1.1, 2.1, 2.2 соглашения от 31.12.2008 вопросы организации электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения и водоотведения в границах Деревянского сельского поселения переданы Администрации района, а их реализация осуществляется за счёт субвенций, передаваемых из бюджета поселения в бюджет района в объёме, утверждаемом решением представительного органа поселения на финансовый год и определяется исходя из финансового норматива, применяемого для оценки нормативных расходов для обеспечения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Объём субвенций представительным органом поселения не утверждался. Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрация поселения не является поставщиком коммунальных услуг, а полномочия по организации теплоснабжения в соответствии с соглашениями от 18.05.2007 и от 31.12.2008 были переданы Администрации района. Исходя из буквального толкования соглашения от 31.12.2008, а также части 4 статьи 15 Закона N 131-ФЗ, следует, что назначением субвенций, подлежащих перечислению из бюджета поселения в бюджет района, является возмещение затрат, связанных с организацией вопросов теплоснабжения населения.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27.05.2010 по делу А26-8643/2009 установлено, что стоимость обслуживания коммунальных объектов в д. Педасельга включена в тарифы на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения. Платежи за тепло, воду, водоотведение с населения не взимаются, счета не выставляются, поскольку ОАО "ПКС", не являясь титульным владельцем котельной в д. Педасельга, не является энергоснабжающей организацией.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация района осуществляла полномочия по организации в границах Деревянского сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в 2008 г. и 2009 г. без предусмотренного законодательством финансирования, а значит несла дополнительные расходы, не предусмотренные решением о бюджете на очередной финансовый год, а также с 16.09.2009 осуществляла бремя содержания не своего имущества, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку по условиям соглашений от 18.05.2007 и от 31.12.2008 Администрация района приняла на себя организацию теплоснабжения населения, то именно она должна была решить вопрос с определением порядка начисления и сбора платежей с населения, независимо от того, в чьей собственности, МО "Прионежский муниципальный район" или МО "Деревянское сельское поселение", находится производящая тепловую энергию котельная.
Во исполнение принятых на себя обязательств по организации теплоснабжения населения в муниципальных сельских поселениях Администрация района заключила с ОАО "ПКС" договор на техническую эксплуатацию, содержание и ремонт коммунальных объектов от 29.09.2008. Осведомленность Администрации Деревянского сельского поселения о заключении договора, отсутствие возражений с ее стороны, а также подписание главой Деревянского сельского поселения акта розжига котельной не порождают для нее обязательств по возмещению расходов Администрации района, понесенных по договору на техническую эксплуатацию, содержание и ремонт коммунальных объектов от 29.09.2008.
Как правомерно указал суд первой инстанции, источником возмещения затрат, связанных с содержанием котельной и взысканных с Администрации района, должны являться платежи населения за предоставленные услуги, так как затраты на производство и реализацию услуг ОАО "ПКС" учтены в тарифах на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение. При этом у Администрации поселения отсутствовали правовые основания для сбора коммунальных платежей с населения в связи с передачей полномочий по организации теплоснабжения населения истцу.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора, суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем, судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23 мая 2011 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-106/2011
Истец: Администрация Прионежского муниципального района
Ответчик: Администрация Деревянского сельского поселения