г. Пермь
02 июня 2010 г. |
Дело N А71-20360/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Скромовой Ю. В.,
судей Зелениной Т.Л., Виноградовой Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шилонцевой В.А.,
при участии:
заявителя - открытого акционерного общества "Чепецкий механический завод" (далее - общество) - Лапин С.В. (доверенность от 05.05.2010 N 160-02/050);
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление Росреестра по Удмуртской Республике) - Шишов П.И. (доверенность от 11.11.2009 N 89);
от третьего лица - Правительства Удмуртской Республики - Сипко П.А. (доверенность от 16.03.2010 N 7-195/2),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Удмуртской Республики и Управления Росреестра по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 31 марта 2010 года
по делу N А71-20360/2009,
принятое судьей Буториной Г. П.,
по заявлению общества
к Управлению Росреестра по Удмуртской Республике
третье лицо - Правительство Удмуртской Республики
о признании незаконными решения, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решений Управления Росреестра по Удмуртской Республике об исправлении кадастровой ошибки от 17.03.2009 N 1828/09-14, N 1828/09-15, N 1828/09-16, N 1828/09-17, N 1828/09-18, N 1828/09-19, N 1828/09-20; от 18.03.2009 N 1828/09-21, N 1828/09-22, N 1828/09-23; от 20.03.2009 N 1828/09-72, N 1828/09-74, N1828/09-75, N1828/09-76; от 23.03.2009 N 1828/09-99; от 24.03.2009 N 1828/09-107. Кроме того, заявитель просил обязать Управление Росреестра по Удмуртской Республике устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике, утвержденных Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 и арифметических значений кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике, рассчитанных исходя из площади земельного участка умноженной на удельный показатель кадастровой стоимости, значения которых поименованы относительно каждого земельного участка в заявлении об уточнении заявленных требований (т. 2, л.д. 137-139).
Третье лицо - Правительство Удмуртской Республики.
Решением суда от 31.03.2010 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными как несоответствующие действующему законодательству поименованные решения Управления Росреестра по Удмуртской Республике. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Управление Росреестра по Удмуртской Республике с принятым решением суда в части удовлетворения требований не согласно, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать полностью, ссылаясь на неправильное применение судом ч. 4, 9 ст. Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), п. 7 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618, п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. Как указывает заявитель жалобы, в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, являющиеся дополнительными сведениями об объекте недвижимости, вносятся на основании сведений о кадастровой стоимости земельных участков, представленных в порядке информационного взаимодействия органом государственной власти или органом местного самоуправления, утвердившим в установленном законом порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Следовательно, основанием для изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в сведениях государственного кадастра недвижимости явился акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не оспариваемые решения Управления Росреестра по Удмуртской Республике. Таким образом, сами по себе оспариваемые решения не нарушают прав заявителя, поскольку не прекращают каких-либо его прав и не налагают на него каких-либо дополнительных обязанностей.
Правительство Удмуртской Республики в апелляционной жалобе просит решение суда в части удовлетворения требований отменить, в удовлетворении требований отказать полностью. В жалобе приведены доводы, аналогичные изложенным выше.
Обществом представлены отзывы на апелляционные жалобы, в которых указано на законность и обоснованность принятого решения и несостоятельность изложенных в жалобе доводов, нарушение своего права общество видит в необоснованном увеличении кадастровой стоимости земельных участков, что в свою очередь привело к увеличению налогового бремени общества. Решения, которые оспаривает общество, приняты с нарушением положений ст. 28 Закона о кадастре, что является достаточным основанием для признания этих решений незаконными.
Принимавшие участие в судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, свои доводы, приведенные в жалобах и отзывах на них, поддержали.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, общество является правообладателем земельных участков (т. 1, л.д. 101-116), в отношении которых осуществлен кадастровый учет и внесены сведения о кадастровой стоимости этих участков.
Сведения о стоимости внесены на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике.
Глава администрации МО "Город Глазов" письмом 07.07.2009 N 01-28/02023 сообщил обществу о том, в связи с выявлением кадастровой ошибки при проведении работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земельных участков земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 N 116 внесены изменения относительно кадастровой стоимости земельных участков, которая увеличилась.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, общество указало, что 28.08.2009 в его адрес от Межрайонной ИФНС РФ N 2 по Удмуртской Республике поступили сообщения (требования) N 170 и N 486 о необходимости внести в течение пяти рабочих дней со дня их получения изменения в налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за 1 и 2 кварталы 2009 года ввиду изменения кадастровой стоимости земельных участков, исходя из которой исчисляется налог. Полагая, что увеличение кадастровой стоимости осуществлено незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Управления Росреестра по Удмуртской Республике, на основании которых, по мнению заявителя, в кадастр внесены изменения о кадастровой стоимости участков. В качестве мер по устранению нарушений прав общества последнее просило восстановить в кадастре сведения об удельных показателях кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, и арифметических значений кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, рассчитанной исходя из этих показателей.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решения Управления Росреестра по Удмуртской Республике незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые заявителем решения об исправлении кадастровой ошибки приняты Управлением Ронедвижимости по Удмуртской Республике без письменного заявления правообладателя земельных участков, без проведения экспертизы отчета об оценке земельных участков, без какого-либо решения судебных органов об исправлении кадастровой ошибки. Необходимость наличия которых, суд первой инстанции обосновал ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре. Кроме того, указанные решения не содержат описание кадастровой ошибки, с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки; не раскрывают информацию, о каком ошибочном значении удельного показателя кадастровой стоимости в нем указано; не раскрывают информацию о том, в какую сторону изменилось арифметическое значение кадастровой стоимости. Указанные решения не заверены в установленном порядке и не были направлены в адрес правообладателя на следующий день после их принятия.
Также суд первой инстанции указал, что Управлением при вынесении решений об исправлении кадастровых ошибок, в нарушение требований п. 13 Административного Регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, положений ст. 28 Закона о кадастре, п. 48, 51 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости" самостоятельно указана кадастровая стоимость земель, действующая до выхода постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, что повлекло значительное увеличение стоимости земельных участков и как следствие, увеличения размера земельного налога.
Отказывая в удовлетворении требований об обязании Управления Росреестра по Удмуртской Республике восстановить в кадастре сведения об удельных показателях кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, и арифметических значений кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, рассчитанной исходя из этих показателей, суд первой инстанции исходил из того, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316), следовательно, основанием для изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в сведениях государственного кадастра недвижимости, является акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не решение Управления Росреестра по Удмуртской Республике. Отклоняя довод общества о том, что основанием для изменения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в сведениях государственного кадастра недвижимости является решения Управления Росреестра по Удмуртской Республике, суд сослался на то, что он противоречит толкованию действующего законодательства.
В части отказа в удовлетворении заявленных требований решение суда первой инстанции не обжалуется, поэтому его законность и обоснованность апелляционным судом не проверяется.
С решением суда в части удовлетворения заявленных требований апелляционный суд согласиться не может в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания вышеуказанной правовой нормы следует, что для признания ненормативного акта недействительным суду необходимо установить его несоответствие закону и факт нарушения указанным ненормативным актом прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что в отношении земельных участков, в том числе и принадлежащих обществу, проведена государственная кадастровая оценка, её результаты отражены в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, который прошел проверку в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости (т. 1, л.д. 131-133).
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 24.11.2008 N 275, которым по состоянию на 01.01.2007 утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике; удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике; средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе муниципальных образований и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу ч. 3 ст. 16 названного Закона кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В ст. 28 Закона о кадастре регламентирован порядок исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
При этом законодатель различает техническую ошибку, которая представляет собой ошибку, допущенную органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, которая привела к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), а также кадастровую ошибку в сведениях, которая определена как воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. К решению органа кадастрового учета об исправлении технической ошибке ч. 3 ст. 28 Закона о кадастре предъявляются определенные требования, и такое решение должно быть доведено до сведения правообладателя объекта недвижимости, в сведениях о котором исправлена техническая ошибка. Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке.
Кадастровую ошибку в сведениях орган кадастрового учета исправить самостоятельно не может.
Такая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре).
При обнаружении кадастровой ошибки в сведениях орган кадастрового учета принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном ч. 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (п. 5 ст. 28 этого же Закона).
Поскольку внесение сведений о кадастровой стоимости осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (ч. 3 ст. 16 Закона о кадастре), следовательно, решение кадастрового органа о необходимости устранения кадастровой ошибки в этих сведениях должно направляться в орган, принявший документ, поступивший в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, и на основании которого внесены сведения в кадастр.
Как следует из материалов дела, органом кадастрового учета выявлена кадастровая ошибка в кадастровых сведениях о принадлежащих обществу земельных участках в части сведений об их кадастровой стоимости. Данная ошибка выразилась в том, что при проведении работ по государственной кадастровой оценке земли, исполнителем работ в отчете допущена ошибка в определении значения такого фактора стоимости как "расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала", который использовался при построении статистической модели для земельных участков по девятой группе земель городов с видом разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально - технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". О выявленной ошибке Управление Росреестра по Удмуртской Республике составило протоколы по каждому из земельных участков общества и приняло решения об исправлении кадастровой ошибки (т. 1, л.д. 53-100).
Согласно п. 5 ст. 28 Закона о кадастре, орган кадастрового учета при выявлении кадастровой ошибки в сведениях должен вынести решение о необходимости исправления кадастровой ошибки и довести это решение до сведения органа, издавшего документ, на основании которого сведения внесены в кадастр.
Из материалов дела усматривается, что кадастровый орган, выявив кадастровую ошибку, довел до сведения Правительства Удмуртской Республики информацию о наличии такой ошибки, что подтверждается, в частности пояснительной запиской к проекту постановления Правительства Удмуртской Республики о внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 (т. 2, л.д. 32).
Как пояснил в судебном заседании представитель Правительства Удмуртской Республики, проверив сведения и установив, что такая ошибка действительно имела место, Правительством вынесено постановление от 16.05.2009 N 116, которое в порядке информационного взаимодействия направлено в органы кадастрового учета и на основании которого в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих обществу (т. 2, л.д. 45).
Таким образом, оспариваемые обществом решения, ошибочно поименованные Управлением Росреестра по Удмуртской Республике как "решения об исправлении кадастровой ошибки", по сути таковыми не являются, а представляют собой "решения о необходимости устранения кадастровой ошибки". Указанные решения не являлись основанием для устранения кадастровой ошибки внесения изменений в сведения кадастра.
Само по себе решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях об объекте недвижимости не порождает для правообладателя такого объекта каких-либо прав и не возлагает на него каких-либо обязанностей. Уполномоченный орган, получив от органа кадастрового учета, выявившего, как он полагает, кадастровую ошибку, решение о необходимости устранения такой ошибки, может и не признать наличие этой ошибки, в результате чего изменение сведений, содержащихся в кадастре, не произойдет.
Следовательно, оспариваемые обществом решения не являются основанием для исправления кадастровой ошибки в сведениях и изменения в государственном кадастре сведений о стоимости земельных участков.
То есть, оспариваемые обществом решения не являются ненормативным актом, которым могут быть нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку эти решения не возлагают на общество каких-либо обязанностей, не создают иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что отсутствует факт нарушения оспариваемыми решениями прав и законных интересов заявителя, оснований для признания этих решений недействительными не имеется (ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, следует отметить, что ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре не предусматривает возможности обжалования принимаемых органом кадастрового учета решений о необходимости исправления кадастровой ошибки.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований подлежит отмене, оснований для удовлетворения требований общества не имеется.
Законность (незаконность) действий Управления Росреестра по Удмуртской Республике по выявлению кадастровой ошибки и по её устранению не является предметом рассмотрения по настоящему делу ввиду чего указание общества на то, что отсутствовали основания для проведения экспертизы и проверки отчета исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земли, арбитражным судом не принимается.
Руководствуясь ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 марта 2010 года по делу N А71-20360/2009 в обжалуемой части отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Ю. В. Скромова |
Судьи |
Л. Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-20360/2009
Истец: ОАО "Чепецкий механический завод"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по УР, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
Третье лицо: Правительство Удмуртской Республики, Правительство УР