г. Москва
06 октября 2011 г. |
Дело N А41-115/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Олейник О.П., доверенность от 12.01.2011 N 16,
от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: от Федерального государственного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области: не явились, извещены надлежащим образом; от администрации сельского поселения Сафоновское Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.04.2011 по делу N А41-115/11, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению администрации Раменского муниципального района Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное объединение "Раменское" (ИНН:5040015130, ОГРН:1025005119171) о признании незаконным бездействия, при участии в деле в качестве третьего лица Федерального государственного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области, администрации сельского поселения Сафоновское Раменского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Раменского муниципального района Московской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление), обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное объединение "Раменское" (далее - общество) о признании незаконным бездействия выразившееся в неустранении технической ошибки и не направлении соответствующего мотивированного отказа.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют администрация сельского поселения Сафоновское Раменского муниципального района Московской области (далее - администрация сельского поселения) и Федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области (далее - ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.04.2011 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении суда действующему законодательству (том 2, л.д. 9-13).
В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация ссылается на тот факт, что Свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 24.06.1992 МО-23-27 N 13 (далее - Свидетельство от 24.06.1992) не содержит определенный адрес земельного участка. Согласно постановлению Главы администрации Раменского района Московской области от 08.06.1992 N 702 "Об отводе земельного участка РСО "Раменское" под индивидуальное жилищное строительство из земель Сафоновского сельского Совета" испрашиваемый земельный участок изымается и передается РСО "Раменское" под индивидуальное жилищное строительство из земель Сафоновского сельского Совета в районе деревни Поповка.
При постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, указанные обстоятельства отделом по Раменскому району Управления Роснедвижимости по Московской области в установленном законом порядке проверены не были, что повлекло допущение технической ошибки в части отнесения указанного участка к территории города Раменское. Отнесение органами государственного кадастра земельного участка в черту города Раменское предполагает включение участка в границы города. Границы города Раменское поставлены на государственный кадастровый учет и не требуют дополнительных согласований. Вместе с тем, по мнению заявителя, при государственном кадастровом учете земельного участка площадью 6,3га, расположенного в Московской области город Раменское, органами государственного кадастра не была проведена проверка представленных документов, факт согласования границ выявлен не был. На момент принятия оспариваемого решения арбитражным судом первой инстанции, ответ управления о возможности или невозможности исправить техническую ошибку в кадастровом паспорте испрашиваемого земельного участка в адрес администрации не поступил. Заявитель считает, что указанное обстоятельство доказывает факт бездействия управления.
Представители Управления, общества, ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области и администрации сельского поселения в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц о времени и месте судебного заседания.
Десятый арбитражный апелляционный суд в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно Свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 24.06.1992 МО-23-27 N 13, выданном администрацией 24.06.1992 (том 1, л.д. 59), обществу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок площадью 6,3га. В данном Свидетельстве МО-23-27 N 13 не указан определенный адрес земельного участка.
Постановлением Главы администрации от 08.06.1992 N 702 "Об отводе земельного участка РСО "Раменское" под индивидуальное жилищное строительство из земель Сафоновского сельского Совета" участок площадью 5,0 га изъят из земель Сафоновского сельского совета в районе деревни Поповка и передан РСО "Раменское" под индивидуальное строительство (том 1, л.д. 61).
Постановлением Главы администрации от 22.06.1992 N 903 "Об утверждении границ земельного участка отведенного в натуре РСО "Раменское" под индивидуальную застройку в Раменском районе" изъят земельный участок площадью 1,3 га из земель Сафоновского сельского совета и дополнительно отведен РСО "Раменское" под индивидуальную застройку, в связи с установлением фактической площади земельного участка в натуре 6,3га вместо 5га. (том 1, л.д. 36).
20.01.2009 обществом и администрацией сельского поселения подписан акт согласования местоположения границ земельного участка, подготовлен межевой план от 28.07.2009.
31.07.2009 общество обратилось с заявлением N 5023/102/09-5174 в отдел по Раменскому району Управления Роснедвижимости по Московской области об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами в связи уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 50:23:01110226:62, расположенного по адресу: г.п.Раменское, г.Раменское.
06.08.2009 Управление Роснедвижимости по Московской области на основании заявления общества о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, зарегистрированного в территориальном отделе по Раменскому району Управления Роснедвижимости по Московской области N 5023/102/09-5174 от 31.07.2009 по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) и разделом III Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, выявлено отсутствие оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета. В связи с чем, принято решение о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в сведениях о местоположении границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 50:23:01110226:62, в соответствии с документами-основаниями.
Как видно из материалов дела, в отношении земельного участка площадью 6,3га с кадастровым номером 50:23:0110224:50 акта органа государственной власти или местного самоуправления о присвоении почтового адреса не существует.
В пункте 7 кадастрового паспорта земельного участка N 5023/208/09-33832 от 19.08.2009 указано описание местоположения, а не конкретный адрес земельного участка (том 1, л.д. 62).
Согласно пункту 9 кадастрового паспорта N 5023/208/09-33832 от 19.08.2009 земельный участок площадью 6,3га с кадастровым номером 50:23:0110224:50 имеет разрешенное использование: "индивидуальное строительство", кроме того, в пункте 15 кадастрового паспорта N 5023/208/09-33832 указано, что общество является правообладателем испрашиваемого земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования.
26.02.2010 администрация письмом N 314, в связи с заявлением общества по вопросу оформления в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110224:50, обратилась в Территориальный отдел Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области об исправлении технической ошибки, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, приведшею к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Прошедший государственный кадастровый учет земельный участок площадью 6.3га с кадастровым номером 50:23:0110224:50, разрешенное использование "индивидуальное строительство" не соответствует участку, указанному в правоудостоверяющих документах на земельный участок общества.
06.12.2010 администрация письмом N 1797 от 03.12.2010 обратилась в Управление с просьбой устранить техническую ошибку, допущенную органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, приведшего к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах на основании которых сведения об объекте были внесены или дать соответствующий мотивированный отказ (том 1, л.д.68-69).
В заявлении от 03.12.2010 N 1797 органа местного самоуправления были указаны сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 50:23:01102246509. Указанный кадастровый паспорт выдан 19.08.2009 за N 5023/208/09-33832. Вид разрешенного использования земельного участка, который содержится в кадастровом паспорте, не соответствует сведениям, содержащимся в генеральном плане городского поселения Раменское, утвержденном Решением Совета депутатов Раменского муниципального района от 21.02.2007 N2/10-СД. Согласно сведениям, содержащимся в генеральном плане, земельный участок с кадастровым номером 50:23:01102246509 отнесен к производственной зоне с первоочередной разработкой градостроительной документации.
Посчитав, что в установленный законом срок управление не устранило техническую ошибку, администрация обратилась с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции указал, что никаких технических ошибок, указанных в заявлении администрации, при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке площадью 6,3 га с кадастровым номером 50:23:0110224:50 допущено не было. Управлением правомерно внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении указанного участка в соответствии с его фактическим расположением на местности, а не в соответствии с адресом указанным в документах, устанавливающих или удостоверяющих права на соответствующий земельный участок. Кроме того судом отмечено, что в ответ на обращение администрации от 03.12.2010 N 1797 Управлением в адрес заявителя направлен ответ от 11.03.2010 N 1533.
Данные выводы арбитражного суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости предусмотрена статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.
Учитывая данные положения законодательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии технических ошибок, содержащихся в кадастровых сведениях о рассматриваемом земельном участке и указанных в заявлении администрации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости.
Установив, что обществом для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости представлен необходимый пакет документов, отражающих информацию о регистрируемом объекте и наличии права на него, управлением внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении указанного участка в соответствии с его фактическим расположением на местности, так как в отношении спорного земельного участка площадью 6,3га с кадастровым номером 50:23:0110224:50, разрешенное использование "индивидуальное строительство", акта органа государственной власти или местного самоуправления о присвоении почтового адреса не существует.
Адрес объекта недвижимости не является обязательной характеристикой земельного участка как объекта недвижимости и его отсутствие не препятствует индивидуализации земельного участка в целях государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ установлен перечень сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, подлежащих обязательному внесению в государственный кадастр недвижимости (вид объекта недвижимости, кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с законом требований).
Адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта отнесены к категории дополнительных сведений (подпункт 7 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ).
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 221-ФЗ, каждый объект недвижимости имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В кадастровом плане земельного участка определены его кадастровый номер, площадь, категория земель, описаны границы, адрес земельного участка не указан, месторасположение установлено путем привязки к ближайшему ориентиру: Московская область, г.Раменское.
При изложенных обстоятельствах, вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии технических ошибок, указанных в заявлении администрации, при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке площадью 6,3га с кадастровым номером 50:23:0110224:50, правомерен.
Таким образом, в государственный кадастр недвижимости правомерно внесены сведения о местоположении указанного участка в соответствии с его фактическим расположением на местности.
Помимо этого следует отметить, что Управлением рассмотрено обращение администрации от 03.12.2010 N 1797 и направлен ответ, в котором сообщено, что по информации отдела по Раменскому району Управления следует, что письмо от 26.02.2010 N 314 было рассмотрено территориальным отделом по Раменскому району Управления Роснедвижимости по Московской области, и по результатам рассмотрения в адрес Администрации направлен ответ от 11.03.2010 N 1533 (том 1, л.д. 65-66). В вышеуказанном письме от 11.03.2010 N 1533 администрации сообщено, что для исправлении кадастровой ошибки необходимо представить в отдел по Раменскому району документы, подтверждающие исправление данной ошибки, в том числе межевой план, оформленный в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ N 412 от 24.11.2008, а также с учетом письма Минэкономразвития России от 27.03.2009 N 4448-ИМ/Д23 (том 1, л.д. 67).
Таким образом, арбитражным судом установлено, что Управлением не допущено бездействия, выразившегося в ненаправлении в адрес администрации мотивированного ответа на обращение администрации.
При этом заявитель, обжалуя бездействие управления, выразившееся в неустранении технической ошибки, не представил доказательств того, что служба государственной регистрации нарушила права и законные интересы администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Также следует отметить, что решением Арбитражного суда Московской области от 12.07.2010 по делу N А41-9164/10 в удовлетворении заявленных требований администрации о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в неустранении технической ошибки в установленном законом порядке, об обязании принять решение об исправлении сведений в государственном кадастре недвижимости о месторасположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110224:50 в соответствии с документами-основаниями отказано. Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Московской области от 02.12.2010 данное решение оставлено без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем правовые основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.04.2011 по делу N А41-115/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-115/2011
Истец: Администрация Раменского муниципального района, Администрация Раменского муниципального района Московской области
Ответчик: ООО "РСО Раменское", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата", ФГУ "Кадастровая палата по Московской области", ФГУ "Кадастровая палата", ООО РСО "Раменское", УПР.Фед.Службы гос. регистрации,кадастра и картографии по М. О.
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-13984/11
06.10.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5738/11
16.06.2011 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5109/11
26.04.2011 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-115/11