город Омск
13 октября 2011 г. |
Дело N А46-4289/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Иванова Н.Е., Кливер Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Кулагиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6274/2011) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 29.06.2011 по делу N А46-4289/2011 (судья Третинник М.А.), по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Омский приборостроительный ордена Трудового Красного Знамени завод им. Н.Г. Козицкого" (ОГРН 1025500746259, ИНН 5508000578) (далее - ФГУП "ОПЗ им. Козицкого", заявитель, плательщик страховых взносов) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (ОГРН 1025500975125, ИНН 5503060728) (далее - ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска, заинтересованное лицо, орган Пенсионного фонда)
о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска - Сухобоковой О.В. (удостоверение, по доверенности N 9144 от 08.06.2011 без указания срока действия);
от ФГУП "Омский приборостроительный ордена Трудового Красного Знамени завод им. Н.Г. Козицкого" - Петиной Е.В. (паспорт, по доверенности N 55 от 21.067.2011 сроком действия по 31.12.2011),
установил:
ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным бездействия, выраженного в не рассмотрении ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска, заявления предприятия о предоставлении отсрочки по исполнению требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 06500140074491 от 09.03.2011, и обязании ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска рассмотреть заявление ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" о предоставлении отсрочки по исполнению требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 06500140074491 от 09.03.2011 сроком на 6 месяцев путем вынесения соответствующего мотивированного решения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.06.2011 по делу N А46-42889/2011 требования заявителя удовлетворены: спорное бездействие признано незаконным, на ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска возложена обязанность рассмотреть заявление ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" о предоставлении отсрочки по исполнению об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 06500140074491 от 09.03.2011 путем вынесения соответствующего мотивированного решения.
Орган Пенсионного фонда с решением суда первой инстанции не согласился и обжаловал его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска в адрес ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09.03.2011 N 06500140074491, которым заявителю в срок до 29.03.2011 предложено в добровольном порядке уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в общей сумме 6 500 578 руб., пени, начисленные за нарушение срока их уплаты в общей сумме 519 661,34.
ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" 18.03.2011 (исх. 37-002/1 юр) в адрес ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска направлено письмо, в котором указало, что по причине нахождения в стадии реорганизации, и, соответственно, тяжелом финансовом положении, заявитель не имеет возможности в полном объеме перечислить органу Пенсионного фонда сумму, подлежащую уплате по требованию от 09.03.2011 N 06500140074491, и в связи с изложенным и значительностью подлежащей взысканию суммы, просило предоставить предприятию отсрочку по исполнению данного требования.
В ответ на вышеуказанное обращение заявителя ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска 30.03.2011 за исх. N 4454 направило в адрес ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" письмо, согласно которому орган Пенсионного фонда указал на отсутствие закрепленного в нормативно-правовых актах Российской Федерации порядка и случаев предоставления отсрочки (рассрочки) плательщикам страховых взносов.
ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" считая данное информационное письмо ненадлежащей формой ответа государственного органа на соответствующее обращение, а отказ в предоставлении отсрочки лишь по причине отсутствия определенного порядка и случаев ее предоставления - не обоснованным, а также полагая, что органом Пенсионного фонда должным образом не рассмотрены и не оценены мотивы обращения с таковым требованием, обратился в суд с заявлением.
29.06.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что орган Пенсионного фонда должен всесторонне оценить обстоятельства, послужившие основаниям для обращения плательщика страховых взносов с заявлением о предоставлении рассрочки (отсрочки). Вместе с тем, в данном случае ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска не были рассмотрены и оценены обстоятельства, изложенные в письме ФГУП "ОПЗ им. Козицкого". Заинтересованное лицо сослалось лишь на отсутствие процедуры предоставления отсрочки (порядка, случаев).
Данное основание отказа судом первой инстанции было признано ненадлежащим и немотивированным, поскольку орган Пенсионного фонда не был лишен возможности применить по аналогии положения Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 31, 61-68).
Приняв во внимание, что у предприятия имеется право на получение отсрочки (рассрочки) по уплате соответствующих страховых взносов, не вынесение органом Пенсионного фонда именно мотивированного решения, в котором были бы оценены конкретные обстоятельства наличия либо отсутствия оснований для предоставления отсрочки (рассрочки), суд первой инстанции посчитал незаконным спорное бездействие заинтересованного лица.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска выводы суда первой инстанции оспаривает и считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
Позиция органа Пенсионного фонда основана на наличии у ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" обязанности по уплате страховых взносов, которая не была исполнена. При этом, действующее законодательство не определило механизм (порядок и случаи) предоставления отсрочки (рассрочки) плательщикам страховых взносов органами ПФР. Кроме того, предоставление отсрочки на длительный период - полгода, негативно отразится на пенсионных правах застрахованных лиц, заключивших трудовые договоры с работодателем ФГУП "ОПЗ им. Козицкого".
Податель жалобы считает, что судом первой инстанции по существу не установлен факт бездействия ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска, выраженного в не рассмотрении заявления ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" о предоставлении отсрочки по исполнению решения о взыскании страховых взносов. Органом Пенсионного фонда своевременно и в полном объеме было рассмотрено обращение заявителя, была принята во внимание неординарность ситуации, дана всесторонняя оценка обстоятельствам дела. Какого-либо решения по данному вопросу ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска выносить не уполномочено.
Помимо изложенного заинтересованное лицо отметило, что применение к рассматриваемым отношениям положений Налогового кодекса Российской Федерации не допустимо, так как этого не устанавливают ни Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ни Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Отзыв на апелляционную жалобу от заявителя не поступил.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Федерального государственного унитарного предприятия "Омский приборостроительный ордена Трудового Красного Знамени завод им. Н.Г. Козицкого" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" заявитель является плательщиком страховых взносов.
Как установлено в части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
На основании пункта 6 части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в порядке, установленном данным Федеральным законом.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов организацией или индивидуальным предпринимателем в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (части 2 и 3 обозначенной статьи). Данные нормы применимы и к процедуре взыскания пеней и штрафов (часть 12).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Указанное требование направляется органом Пенсионного фонда плательщику страховых взносов до инициации процедуры принудительного взыскания неуплаченной в установленный законом срок суммы страховых взносов (часть 3 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке, в том числе, путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (часть 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Как то установлено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ таковое взыскание производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Пенсионный фонд вправе предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.
В настоящее время, порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) в уплате задолженности по страховым взносам действующими нормативными правовыми актами не установлены.
Именно данное обстоятельство, по мнению органа Пенсионного фонда, является свидетельством правомерности его действий в виде направления письма заявителю, в котором указано на отсутствие правового регулирования данного вопроса.
Суд апелляционной инстанции полагает, что непринятие компетентным органом нормативного акта, устанавливающего механизм, основания и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, не может служить основанием для спорного бездействия, поскольку отсутствие надлежащей процедуры реализации права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права.
Статья 29 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" дает органу Пенсионного фонда право на предоставление рассрочки. У плательщиков страховых взносов, в свою очередь, возникает право заявлять ходатайство о предоставлении такой рассрочки и доказывать необходимость удовлетворения ходатайства.
При этом апелляционным судом принято во внимание, что в соответствии с Конституцией РФ федеральные законы, а, следовательно, и Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", имеют прямое действие.
В этой связи положения Федерального закона N 212-ФЗ, включая нормы о предоставлении рассрочки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, действуют с момента вступления Закона N212-ФЗ в силу.
Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия органов государственной власти, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов.
Для государственного органа все права, вытекающие из его задач и функций, - это не права в узком понимании, т.е. такие, которые орган может использовать или не использовать по собственному усмотрению, а выполнение задач, поставленных государством.
При таких обстоятельствах, само по себе отсутствие в законодательстве механизма, регулирующего порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не может являться основанием для нарушения права истца на ее получение и не лишает соответствующий орган правомочия по принятию необходимых мер для ее предоставления, в т.ч. по аналогии закона.
В данном случае является обоснованным указание суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям по аналогии положений Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих правила и основания изменения сроков и уплаты налоговых платежей (глава 9 Налогового кодекса Российской Федерации), в виду достаточной схожести правоотношений по уплате налоговых обязательств и обязательств по уплате страховых взносов, порядке их принудительного взыскания, а также в виду прямого отсутствия законодательно закрепленного запрета.
Следует отметить, что заинтересованное лицо формально отнеслось к заявлению ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" и по существу не оценило обстоятельства, обуславливающие необходимость (либо отсутствие необходимости) предоставления отсрочки (рассрочки) в погашении задолженности по страховым взносам.
Как верно указано судом первой инстанции, Из положений статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что орган Пенсионного фонда, как уполномоченный орган контроля за уплатой страховых взносов, обладает правом предоставления отсрочки (рассрочки), а не обязанностью по таковому предоставлению. Однако, в силу системного анализа норм указанного Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ реализация указанного права поставлена в зависимость от цели осуществлении своей деятельности данным органом. Иными словами, рассмотрение обращений организаций и индивидуальных предпринимателей, в виду наличия у них также соответствующего права на получение таковой отсрочки (рассрочки) должно быть поставлено органом Пенсионного фонда в зависимость от возможности обеспечить наиболее эффективное и полное поступление в бюджет соответствующего уровня платежей от плательщиков страховых взносов, с учетом всесторонней оценки сложившихся обстоятельств, которые объективно привели к необходимости обращения организации (индивидуального предпринимателя) с просьбой о предоставлении отсрочки (рассрочки).
Вместе с тем, из представленного в материалы дела письма ГУ - УПФ РФ по ЦАО г. Омска от 30.03.2011 N 4454 не следует, что органом Пенсионного фонда в действительности рассматривались и подвергались всесторонней оценке обстоятельства, изложенные в письме ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" от 18.03.2011 N 37-002/1 юр, поскольку заинтересованным лицом указано лишь на отсутствие процедуры предоставления отсрочки (порядка и случаев).
Направление в адрес ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" информационного письма, в котором отсутствуют мотивированные выводы ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска относительно обстоятельств финансово-хозяйственного положения заявителя, является бездействием, не соответствующим вышеуказанным нормам.
По таким основаниям, апелляционный суд соглашается с решением суда первой инстанции о признании незаконным спорного бездействия и обязании заинтересованного лица рассмотреть заявление ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" о предоставлении отсрочки по исполнению требования N 06500140074491 от 09.03.2011 путем вынесения соответствующего мотивированного решения.
Довод, изложенный ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска в апелляционной жалобе, о нарушении прав застрахованных лиц по причине возможного предоставления заявителю отсрочки на столь длительный срок как 6 месяцев, был предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонен на том основании, что действующее законодательство призвано обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношений. Предприятие, прося предоставить им отсрочку по уплате страховых взносов, старается распределить свои обязательства таким образом, чтобы обеспечить выплату необходимых взносов в полном объеме. При этом, оно не уклоняется от исполнения указанных обязательств, а предполагает пути их исполнения, сообразно финансовому положению предприятия и сохранению возможности его дальнейшего функционирования.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы органа Пенсионного фонда и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2077 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума ВАС от 11.05.2010 N 139) орган Пенсионного фонда освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае выступления в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 29.06.2011 г. по делу N А46-4289/2011- оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4289/2011
Истец: ФГУП "Омский приборостроительный ордена Трудового Красного Знамени завод им. Н. Г. Козицкого"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска