г. Пермь
29 июля 2010 г. |
Дело N А71-1218/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Крымджановой М.С.,
судей Богдановой Р.А., Григорьевой Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лепихиной Е.С.
при участии:
от истца (общество с ограниченной ответственностью "АНКО") - не явились,
от ответчика (муниципальное учреждение здравоохранения городская клиническая больница N 7 Управления здравоохранения Администрации г. Ижевска) - не явились,
от ответчика (муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска) - не явились
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 мая 2010 года по делу N А71-1218/2010, принятое судьей Кожевниковой А.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "АНКО"
к муниципальному учреждению здравоохранения городской клинической больнице N 7 Управления здравоохранения Администрации г. Ижевска, муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска
о взыскании задолженности по муниципальному контракту, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Общество "АНКО" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к МУЗ ГКБ N 7 Управления здравоохранения Администрации г. Ижевска, муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Ижевска, о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 02.07.2009 N 88 МП в размере 162 835 руб. 00 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 6 075 руб. 37 коп. с последующим начислением процентов по день фактической оплаты задолженности, а также 20 000 руб. в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя.
Определением суда от 19.04.2010 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска. Указанным определением Администрация г. Ижевска исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д. 89-90).
Решением суда от 24 мая 2010 года исковые требования удовлетворены частично, с муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования г. Ижевска в пользу ООО "АНКО" взыскана задолженность в размере 162 835 руб. 00 коп., а также 5 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате услуг представителя, в удовлетворении остальной части иска к муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска отказано; в удовлетворении исковых требований к МУЗ ГКБ N 7 Управления здравоохранения Администрации г. Ижевска отказано (л.д. 109-114).
Ответчик (муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска) с решением не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить в части взыскания за счет казны муниципального образования "город Ижевск" и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы приведены следующие доводы.
В преамбуле контракта Заказчиком выступает МУЗ ГКБ N 7 Управления здравоохранения Администрации г. Ижевска. Контракт поставлен на учет в реестр денежных обязательств как денежное обязательство учреждения, соответственно, кредиторская задолженность по муниципальному контракту числится за учреждением.
Кассовые выплаты производятся с единого счета бюджета муниципального образования, но операции отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств, денежные средства списываются с лицевого счета получателя бюджетных средств, то есть со счета Учреждения (п. 4.2 приказа Управления финансов Администрации г. Ижевска от 17.03.2008 N 111-п).
Управление финансов Администрации г. Ижевска в соответствии с п. 6 Бюджетного кодекса РФ определено финансовым органом, организующим исполнение бюджета, а не органом, исполняющим бюджет.
В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано муниципальным образованием, которое является собственником имущества учреждения, соответственно, муниципальное образование несет ответственность по обязательствам созданных им юридических лиц в случаях, предусмотренных Гражданским законодательством.
На основании ст. 158 Бюджетного кодекса РФ от имени муниципального образования выступает главный распорядитель бюджетных средств, в данном случае - Управление здравоохранения Администрации г. Ижевска. Ответственность финансового органа по обязательствам бюджетных учреждений не предусмотрена.
Вынесение решения о взыскании денежных средств по обязательствам муниципальных бюджетных учреждений с муниципального образования в лице финансового органа приводит к невозможности исполнения судебного акта, поскольку в соответствии с п. 2.10 Положения об Управлении финансов Администрации г. Ижевска, утвержденного решением Городской думы, денежные средства выделены для Управления в целях его содержания и для реализации возложенных на него функций.
Истец (ООО "АНКО"), ответчик (МУЗ ГКБ N 7 Управления здравоохранения Администрации г. Ижевска) отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02 июля 2009 года между МУЗ ГКБ N 7 Управления здравоохранения Администрации г. Ижевска (Заказчик) и ООО "АНКО" (Подрядчик) заключен муниципальный контракт N 88 МП (л.д. 13-15), по условиям которого Подрядчик по поручению Заказчика принял на себя обязательства на выполнение работ по ремонту металлической кровли и стен холодного склада пищеблока МУЗ ГКБ N 7 в соответствии с дефектной ведомостью (Приложение N 1 к договору - л.д. 16).
Порядок расчетов согласован сторонами в п. 4.1 контракта, в соответствии с которым оплата выполненных Подрядчиком работ производится Заказчиком в 100 % размере при исполнении Подрядчиком в полном объеме выполняемых работ в указанные сроки в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ по контракту. Цена работ по настоящему контракту составляет 162 835 руб. (пункт 2.1 контракта).
Согласно п. 3.1 контракта срок выполнения работ: 25 календарных дней.
Ссылаясь на то, что выполненные Подрядчиком работы в полном объеме не оплачены, задолженность Заказчика составляет 162 835 руб., общество "АНКО" обратилось в арбитражный суд с иском, рассматриваемым в рамках настоящего дела.
Удовлетворяя заявленные истцом требования в части взыскания основной задолженности за счет казны муниципального образования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Общая стоимость выполненных Подрядчиком работ составила 162 835 руб., что следует из представленных в материалы дела акта о приемке выполненных работ от 12.08.2009 N 3, справки о стоимости выполненных работ и затрат от 12.08.2009 N 3, акту от 12.08.2009 N 00000003 (л.д. 20-24).
Оплата выполненных работ Заказчиком не произведена, представленное в материалы дела платежное поручение на оплату выполненных истцом работ на сумму 162 835 руб. 00 коп. от 03.09.2009 N 5405 поставлено в картотеке Управления финансов Администрации г. Ижевска на исполнение (л.д. 28).
Проанализировав содержание муниципального контракта, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по своей правовой природе данный контракт является муниципальным контрактом на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, следовательно, правоотношения сторон по указанному контракту регулируются нормами §1, §3, §5 гл. 37 Гражданского кодекса РФ.
Факт выполнения Подрядчиком работ, указанных в контракте, подтвержден актом о приемке выполненных работ (ф. КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ (ф. КС-3), которые подписаны сторонами без замечаний. Соответственно, у ответчика в соответствии со статьями 711, 762 Гражданского кодекса РФ возникло обязательство по оплате результата работ.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что требование истца о взыскании задолженности подлежит удовлетворению за счет казны муниципального образования "город Ижевск". Доводы заявителя жалобы, о том, что задолженность за выполненные работы должна быть взыскана с Управления здравоохранения Администрации г. Ижевска как с распорядителя бюджетных средств, исполняющего соответствующую часть бюджета, отклоняются, исходя из следующего.
Согласно п. 3 ст. 764 ГК РФ муниципальными заказчиками по муниципальному контракту могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В силу ст. 48 Гражданского кодекса РФ, п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ МУЗ ГКБ N 7 Управление здравоохранения Администрации г. Ижевска, являясь юридическим лицом и стороной по муниципальному контракту от 02.07.2009 N 88 МП, самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.
Поскольку при заключении муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд муниципальные заказчики, действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само муниципальное образование. Муниципальный контракт, заключенный для муниципальных нужд, должен оплачиваться из средств казны муниципального образования.
Согласно п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Согласно разъяснениям, данным в постановлениях Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" и N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", от имени собственника имущества учреждения выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно п. 1, 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетным средствами через открытые в установленном порядке лицевые счета. Заключение и оплата бюджетным учреждением муниципальных контрактов производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств.
Нормами ст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в финансовом органе муниципального образования, т.е. в Управлении финансов Администрации г. Ижевска.
Платежное поручение на оплату выполненных истцом работ по муниципальному контракту от 02.07.2009 N 88 МП на сумму 162 835 руб. 00 коп. поставлено на учет и включено в обязательства в финансовом органе - Управлении финансов Администрации г. Ижевска 04 сентября 2009 года, что подтверждается отметкой Управления финансов Администрации г. Ижевска на платежном поручении (л.д. 28).
Таким образом, надлежащим должником по обязательствам, вытекающим из муниципального контракта, является само муниципальное образование, в данном случае муниципальное образование "город Ижевск" в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты работ бюджетные средства.
Удовлетворение судом требований истца за счет казны муниципального образования г. Ижевска в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска соответствует нормам ст.ст. 158, 161 Бюджетного кодекса РФ, а также положениям Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21.
Истец на основании ст. 395 ГК РФ начислил проценты за пользование чужими денежными средствами, исходя из ставки ЦБ РФ 10,5 %, в сумме 6 075 руб. 37 коп. (л.д. 10). Поскольку обязательство по оплате выполненных работ по муниципальному контракту не исполнено в связи с отсутствием бюджетных средств, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 6 075 руб. 37 коп. с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
Итак, решение суда является законным и обоснованным, принятым при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, следовательно, отмене не подлежит.
На основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, которое в силу положений пп.1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 мая 2010 года по делу N А71-1218/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
М.С.Крымджанова |
Судьи |
Р.А.Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1218/2010
Истец: ООО "АнКо"
Ответчик: здравоохранения "Городская клиническая больница N7" Управления здравоохранения Администрации г. Ижевска, МО "г.Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, МО "город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска, МУЗ Городская клиническая больница N 7 Управления здравоохранения Администрации г. Ижевска, Управление здравоохранения Администрации г. Ижевска
Третье лицо: Администрация г. Ижевска, Администрация города Ижевска, Администрация города Ижевска в лице Управления муниципального жилья