г. Хабаровск
18 октября 2011 г. |
N 06АП-4183/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Песковой Т. Д., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Кирин": представитель не явился
от Управления Министерства внутренних дел по Магаданской области: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кирин"
на решение от 25.07.2011
по делу N А37-861/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Скороходовой В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кирин"
к Управлению Министерства внутренних дел по Магаданской области
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кирин" (ОГРН 1074910002001; далее - общество, заявитель по делу) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконными действия заместителя начальника оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям N 2 Касьяненко СБ. УВД по Магаданской области (далее - управление) по направлению требования о предоставлении документов от 11.04.2011 N 16/1257.
Решением суда от 25.07.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву того, что оспариваемые действия соответствуют закону и не нарушают права заявителя.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить в связи с тем, что судом не в полной мере выяснены все обстоятельства спора.
Управление отзыв не представило.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в нем пне принимали.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалованного в апелляционном порядке судебного акта по нижеследующему.
В соответствии с нормами процессуального законодательства арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 27 АПК РФ). В частности, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, включая дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ).
По смыслу части 3 статьи 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Как следует из материалов дела, в данном случае оспариваемые действия заместителя начальника оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям N 2 осуществлены в рамках уголовно-процессуальных действий.
Вместе с тем, определением Магаданского городского суда от 18.04.2011 отказано в принятии заявления ООО "Кирин" об оспаривании вышеуказанных действий должностного лица с указанием на подведомственности такого спора арбитражному суду.
Поскольку споры о подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами по смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации не допускаются, а отказ в рассмотрении арбитражным судом настоящего спора по существу фактически лишил бы заявителя права на судебную защиту, то арбитражный суд правомерно принял дело к своему производству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для удовлетворения заявления о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо установление в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий заявление не может быть удовлетворено.
Частью 1 статьи 144 УПК РФ установлено, что дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Согласно части 3 статьи 82 НК РФ налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложена обязанность осуществлять, в соответствии с подведомственностью, проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные Российской Федерации.
Статья 13 данного Закона содержит перечень прав, предоставленных полиции для выполнения возложенных на неё обязанностей, в том числе, в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию (пункт 4 части 1); получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством сведения, составляющие налоговую тайну (пункт 29 части 1).
Как следует из материалов дела, руководствуясь вышеназванными положениями закона, управление 11.04.2011 в адрес общества направило требование N 16/1257 о предоставлении документов о приобретении ГСМ за 2008-2009 г.г., в том числе, договоров о приобретении, хранении, реализации, дополнительных соглашений, ТТН, и регистров бухгалтерского и налогового учёта: счета-фактуры, выставленные и полученные; книги покупок и книги продаж; книги учёта выставленных счетов-фактур; кассовую книгу; главную книгу и иные документы.
Данное требование выставлено юридическому лицу в связи с тем, что 08.02.2011 в оперативно-розыскную часть по налоговым преступлениям в соответствии с требованиями Приказа МВД РФ N 495, ФНС РФ N ММ-7-2 347 от 30.06.2009 "Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений", поступили из МИФНС N3 по Магаданской области копии материалов по камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций по НДС контрагента общества - ООО "Днепр-Голд".
На основании указанных материалов старшим оперуполномоченным управления, в порядке статьи 143 УПК РФ, составлен рапорт об обнаружении в действиях руководителя ООО "Днепр-Голд" признаков преступления, предусмотренного статьями 30 и 159 УК РФ.
При таких обстоятельствах, судебной инстанцией признается правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия по запросу документов, совершенные в рамках проверки сообщения о преступлении, зарегистрированного в установленном порядке, соответствуют требованиям действующего законодательства.
Кроме того, арбитражным судом не установлено нарушение выбора способов и тактики соответствующих действий сотрудников полиции, которые определяются исключительно конкретной ситуацией и обусловлены только задачами, возложенными на полицию.
Также действующее законодательство не содержит конкретных требований, которым должен соответствовать спорное требование (запрос) о предоставлении документов.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда у второй инстанции не имеется.
Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения заявленной апелляционной жалобы у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 25.07.2011 по делу N А37-861/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кирин" (ИНН 4909094980, КПП 490901001) государственную пошлину в размере 1 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-861/2011
Истец: ООО "Кирин"
Ответчик: Оперативно- розыскная часть по налоговым преступлениям N2 Заместитель начальника Касьяненко С. Б, Оперативно-розыскная часть по налоговым преступлениям N 2 УВД по Магаданской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4183/11