г. Челябинск
18 октября 2011 г. |
N 18АП-10073/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2011 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Румянцева А.А.,
судей Матвеевой С.В., Логиновских Л.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудиной Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Престиж" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 августа 2011 года по делу N А07-8998/2011 (судья Насыров М.М.).
В судебном заседании приняли участие представители: дачного некоммерческого товарищества "Престиж" - Ахунов И.М. (доверенность от 07.10.2011), Кулиева О.А. (удостоверение адвоката N 1238, доверенность от 07.10.2011), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - Валиахметова Э.К. (удостоверение N 17, доверенность от 30.12.2010 N376-д).
Дачное некоммерческое товарищество "Престиж" (далее - ДНТ "Престиж", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ТУ Росимущества в Республике Башкортостан, заинтересованное лицо), выразившегося в непредставлении земельных участков, расположенных на территории Кировского района г.Уфы с кадастровыми номерами: 02:55:040128:6 общей площадью 5092046 кв.м., 02:55:040167:127 общей площадью 203451 кв.м., 02:55:040167:128 общей площадью 2778018 кв.м., 02:55:040167:129 общей площадью 137498 кв.м., 02:55:040168:3 общей площадью 1761811 кв.м., 02:55:040168:4 общей площадью 332480 кв.м., 02:55:040170:2 общей площадью 1301088 кв.м. 02:55:040171:20 общей площадью 3727608 кв.м., 02:55:040171:21 общей площадью 31915 кв.м., 02:55:040174:3 общей площадью 167846 кв.м., 02:55:040174:4 общей площадью 583658 кв.м., для ведения дачно-садоводческого хозяйства; способом устранения допущенного нарушения заявитель просил обязать ТУ Росимущества в Республике Башкортостан в двухнедельный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу предоставить испрашиваемые земельные участки ДНТ "Престиж". В качестве правового обоснования требований заявитель сослался на положения статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", статьи 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.13-16).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 августа 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано (т.1 л.д.169-176).
Не согласившись с указанным судебным актом, ДНТ "Престиж" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с дополнениями), в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.2-6, 27-29).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, несоответствие изложенных в решении выводов обстоятельствам и материалам дела.
Заявитель указывает, что в настоящем споре оспаривает законность отказа ТУ Росимущества в Республике Башкортостан в предоставлении земельных участков для ведения дачно-садоводческого хозяйства по основаниям, указанным в письмах от 03.12.2010 N 12758 и от 25.05.2011 N 05988. Обращает внимание, что в материалах дела имеется полный перечень необходимых документов на земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:040128:6, 02:55:040167:127, 02:55:040167:128, 02:55:040167:129, 02:55:040168:3, 02:55:040168:4, 02:55:040170:2, 02:55:040171:20, 02:55:040171:21, 02:55:040174:3, 02:55:040174:4.
Податель жалобы полагает, что им был соблюден порядок получения земельных участков, регламентированный статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", представлены все необходимые документы, в силу чего у Управления Росимущества в Республике Башкортостан отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении спорных земельных участков ДНТ "Престиж".
Обращает внимание, что ДНТ "Престиж" создано на земельном участке, обозначенном кадастровым номером 02:55:040167:121. Полагает, что поскольку испрашиваемые заявителем земельные участки являются смежными с участком, на котором создано ДНТ "Престиж", находятся в федеральной собственности, правом распоряжения ими обладает заинтересованное лицо, а не органы местного самоуправления. Податель жалобы полагает не основанным на законе вывод арбитражного суда первой инстанции о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков ДНТ "Престиж" как противоречащий статье 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В судебном заседании представители ДНТ "Престиж" на доводах апелляционной жалобы настаивали, просили отменить решение арбитражного суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Управления Росимущества в Республике Башкортостан доводы апелляционной жалобы отклонил, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДНТ "Престиж" создано на земельном участке, обозначенном кадастровым номером 02:55:040167:121, что подтверждается Уставом ДНТ "Престиж" (т.1 л.д.64-73), протоколом общего собрания членов ДНТ "Престиж" от 19.10.2010 N 1 (т.1 л.д.53).
Письмом от 29.10.2010 N 2 председатель ДНТ "Престиж" обратился в адрес ТУ Росимущества в Республике Башкортостан с просьбой предоставить земельный участок для ведения дачно-садоводческого хозяйства, расположенный на территории Кировского района г.Уфы (т.1 л.д.27).
Земельный участок заявителем не конкретизирован. Согласно входящему штампу ТУ Росимущества в Республике Башкортостан заявителем было представлено письмо на одной странице без приложений.
ТУ Росимущества в Республике Башкортостан письмом от 25.05.2011 N 05988 сообщило, что в настоящее время принятие решения по предоставлению земельного участка для ведения дачно-садоводческого хозяйства не представляется возможным, в связи с отсутствием сведений о запрашиваемом земельном участке (т.1 л.д.29).
Согласно представленной в материалы дела расписке в получении документов от 15.12.2010 (т.1 л.д.18) ДНТ "Престиж" представило в ТУ Росимущества в Республике Башкортостан документы на земельные участки, расположенные на территории Кировского района Г.Уфы с кадастровыми номерами 02:55:040128:6, 02:55:040167:127, 02:55:040167:128, 02:55:040167:129, 02:55:040168:3, 02:55:040168:4, 02:55:040170:2, 02:55:040171:20, 02:55:040171:21, 02:55:040174:3, 02:55:040174:4, в том числе копии свидетельств о государственной регистрации права, копии кадастровых паспортов, учредительные документы.
Письмом от 04.04.2011 N 2 ДНТ "Престиж" повторно обратилось в адрес ТУ Росимущества в Республике Башкортостан с просьбой предоставить земельный участок для ведения дачно-садоводческого хозяйства, расположенный на территории Кировского района г. Уфы (т.1 л.д.28).
Земельный участок в данном письме заявителем не конкретизирован. Согласно входящему штампу ТУ Росимущества в Республике Башкортостан данное письмо было также представлено на одной странице без приложений.
ТУ Росимущества в Республике Башкортостан письмом от 03.12.2010 N 12758 сообщило заявителю, что для принятия решения по предоставлению земельного участка для ведения дачно-садоводческого хозяйства необходимо представить пакет документов согласно приказу от 30.10.2007 N 370 Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (т.1 л.д.30).
Ссылаясь на то, что им были представлены все необходимые документы, однако Управление Росимущества в Республике Башкортостан бездействует, не предоставляя испрашиваемые земельные участки, чем нарушает права и законные интересы заявителя, ДНТ "Престиж" обратилось с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан (т.1 л.д.13-16).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что предоставление юридическим лицам земельных участков для ведения садоводства федеральным законодательством не предусмотрено, права и законные интересы ДНТ "Престиж" отказом ТУ Росимущества в Республике Башкортостан в предоставлении испрашиваемых земельных участков не нарушены (т.1 л.д.169-176).
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа данных норм следует, что для признания незаконным бездействия ТУ Росимущества в Республике Башкортостан необходимо установление в совокупности следующих условий: противоречие действий (бездействия) заинтересованного лица требованиям действующего законодательства и нарушение данными действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. К имуществу общего пользования относится имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Как следует из содержания статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", предоставленный садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению земельный участок используется членами такого объединения и самим объединением с учетом утвержденного проекта организации и застройки территории такого объединения.
Проектом организации и застройки территории предусматривается раздел земельного участка на участки, предоставляемые членам объединения, и земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования.
Исследовав представленные доказательства и дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой инстанции установил, что испрашиваемые ДНТ "Престиж" земельные участки не являются имуществом общего пользования, передача которых ДНТ "Престиж" предусмотрена пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В связи с чем пришел к выводу, что оспариваемые действия (бездействие) заинтересованного лица соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
В отсутствие предусмотренной частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий для признания незаконными действий (бездействия) ТУ Росимущества в Республике Башкортостан, в удовлетворении заявленных ДНТ "Престиж" требований арбитражным судом первой инстанции отказано правомерно.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о необоснованном указании суда первой инстанции на компетенцию органов местного самоуправления в принятии решений о предоставлении земельных участков, а также о несоблюдении заявителем порядка предоставления земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" настоящий федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Таким образом, порядок предоставления спорных земельных участков установлен как нормами Земельного кодекса Российской Федерации, так и нормами Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Вместе с тем Земельный кодекс Российской Федерации не содержит специальных положений, определяющих порядок предоставления земельного участка, в нем закреплены лишь общие принципы и положения, устанавливающие право граждан на предоставление таких земельных участков (статьи 28, 34). В то время как Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (статьи 12-14) установлен детальный порядок, регламентирующий основания и последовательность предоставления земельных участков, а также органы, компетентные в принятии таких решений.
Из указанных положений следует, что орган местного самоуправления на основании зонирования территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и обращений заинтересованных лиц осуществляет выбор земельного участка для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Иной орган государственной власти в качестве лица, компетентного разрешать вопросы о предоставлении земельного участка, в законе не указан.
Из материалов дела следует, что в орган местного самоуправления ДНТ "Престиж" не обращалось. Порядок определения пригодности испрашиваемых земельных участков для ведения деятельности, установленной законом, как того требуют положения статей 12-14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ Закона, не выполнен.
При этом нельзя согласиться с изложенными в апелляционной жалобе доводами об обязанности принять решение о предоставлении земельного участка на основании пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В соответствии с указанной нормой садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
Однако, с учетом толкования положений статей 12-14 вышеуказанного закона, земельный участок не может быть предоставлен без соблюдения установленного соответствующими нормами порядка. В том числе без определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, на основании норм предоставления земельных участков, как того требует пункт 4 названной нормы и статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылки подателя жалобы на то обстоятельство, что испрашиваемые земельные участки находятся в собственности Российской Федерации и, соответственно, орган местного самоуправления не вправе распоряжаться такими земельными участками, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Действительно, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 9, 29) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Как указывалось выше, процедура предоставления земельных участков установлена Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", который не предусматривает обязанности именно субъекта права собственности разрешать вопросы предоставления земельных участков для ведения садоводства. Таким органом является орган местного самоуправления.
Из обстоятельств дела следует, что товарищество организовано на земельном участке, находящемся в частной собственности, испрашиваемые земельные участки находятся в государственной собственности, процедура выбора данных земельных участков, в соответствии с положениями статей 12-14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" заявителем не соблюдена, в связи с чем арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с изложенными в апелляционной жалобе доводами о нарушении оспариваемым бездействием законных прав и интересов ДНТ "Престиж".
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме как основанные на неверном толковании положений статей 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 14, 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 августа 2011 года по делу N А07-8998/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Престиж" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Румянцев |
Судьи |
С.В.Матвеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-8998/2011
Истец: Дачное НТ "Престиж"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по РБ