г. Челябинск |
|
18 октября 2011 г. |
Дело N А47-1884/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б..,
судей Кузнецова Ю.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "АМФИОН-ЗЕТ" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01 августа 2011 года по делу N А47-1884/2011 (судья Цыпкина Е.Г.).
В заседании принял участие представитель Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Колесник Е.Г. (доверенность от 01.06.2011).
Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "АМФИОН-ЗЕТ" (далее - заявитель, ООО "СК АМФИОН-ЗЕТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным пункта 2 резолютивной части решения от 14.12.2010 N 135 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения и решения от 14.12.2010 N 39 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, вынесенных Государственным учреждением - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) (т. 3, л.д. 87-90).
Решением суда первой инстанции от 01.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, заявитель обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда, обстоятельствам дела, просит обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обосновании доводов апелляционной жалобы, страхователь указал, что фондом не доказано, что действия общества по трудоустройству главного бухгалтера Коваленко В.В. по совместительству на должность заместителя директора по надзору за строительством и установление заработной платы в необоснованно завышенном размере направлены на умышленное создание искусственной ситуации по формальному возникновению права на получение средств из бюджета Фонда социального страхования.
По мнению подателя апелляционной жалобы, определяя размер заработной платы Коваленко В.В., и совмещение ею трудовых функций главного бухгалтера и заместителя директора по надзору за строительством заявитель исходил из экономической целесообразности и характера трудовой деятельности (проведение переговоров с заказчиками, заключение договоров).
Фонд представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо полагает, что действия страхователя ООО "СК АМФИОН-ЗЕТ" носят недобросовестный характер и направлены на создание искусственной ситуации по формальному возникновению права на получение из бюджета Фонда социального страхования денежных средств на выплату пособия по беременности и родам своему работнику в завышенном размере.
В судебном заседании представитель фонда поддержал изложенную в отзыве позицию по делу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "СК АМФИОН-ЗЕТ" зарегистрировано в качестве страхователя в региональном отделении Фонда социального страхования с 21.05.2007. Основным видом деятельности общества является производство отделочных работ.
На основании трудового договора от 17.05.2007 (т.1, л.д. 338-40) и приказа о приеме на работу от 17.05.2007 N 2-К Коваленко Виктория Викторовна была принята на работу на должность главного бухгалтера общества с установлением оклада 4000 рублей без учета районного коэффициента, о чем в ее трудовой книжке сделана соответствующая запись.
Приказом от 01.06.2009 N 2-К Коваленко В.В. с 01.06.2009 была назначена на должность заместителя директора по надзору за строительством на 0,5 тарифной ставки согласно штатного расписания.
Согласно расчетным ведомостям с июня по август 2009 г. Коваленко В.В. была начислена заработная плата в сумме 23 000 рублей (оклад - 15 000 руб., за совмещение - 5000 руб., районный коэффициент - 3000 руб.); в сентябре начислена заработная плата - 40 250 руб. (оклад - 15 000 руб., за совмещение - 5000 руб., премия - 15 000 руб., районный коэффициент - 5250 руб.).
Начисленная заработная плата была выплачена Коваленко В.В. лишь в 2010 г.. по трем расходным кассовым: расходный кассовый ордер от 12.02.2010 N 1 в сумме 12 731 руб. 35 коп., расходный кассовый ордер от 05.05.2010 N 4 в сумме 30 000 руб., расходный кассовый ордер от 12.05.2010 N 5 в сумме 65 000 руб. (т. 1, л.д. 57-59).
С 07.10.2009 по 23.02.2010 Коваленко В.В. был предоставлен отпуск по беременности и родам на основании листа нетрудоспособности серии ВФ N 9270350. По данному листу нетрудоспособности, выданному по основному месту работы, начислено в расчетной ведомости N 10 за октябрь 2009 г.. пособие в сумме 85 577 руб. 80 коп. Выплачено данное пособие Коваленко В.В. после перечисления денежных средств отделением Фонда на счет организации по расходному кассовому ордеру от 17.11.2009 N 6.
С 12.03.2010 на основании заявления Коваленко В.В. приказом N 1 был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. (т. 1, л.д. 60). За период с 12.03.2010 по 30.07.2010 согласно расчетным ведомостям Коваленко В.В. начислено пособие по уходу за ребенком в сумме 50 582 руб.
ООО "СК АМФИОН-ЗЕТ" обратилось в фонд с заявлением о возмещении денежных средств по обязательному социальному страхованию, связанных с выплатой главному бухгалтеру Коваленко В.В. ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком в сумме 50 582 руб.
На основании решения заместителя управляющего Регионального отделения фонда социального страхования от 06.09.2010 N 115 проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по вопросу обоснованности назначения, правильности исчисления и своевременности выплаты пособия по уходу ребенком Коваленко В.В.
По результатам проведения проверки составлен акт 19.11.2010 N 147 и вынесены решение от 14.12.2010 N 39 о не принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные ООО "СК АМФИОН-ЗЕТ" в сумме 86 830 руб. 21 коп., а также решение от 14.12.2010 N 135 о частичном выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 22 013 руб. 14 коп. (п. 1 резолютивной части решения).
Основанием для отказа в выделении на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 28 568 руб. 86 коп. послужил вывод фонда о создании ООО "СК АМФИОН-ЗЕТ" искусственной ситуации с целью неправомерного возмещения пособия за счет средств обязательного социального страхования в завышенном размере путем увеличения оклада главного бухгалтера Коваленко В.В. с июня по сентябрь 2009 года перед уходом в отпуск по беременности и родам. (п.2 резолютивной части решения).
Полагая, что решение от 14.12.2010 N 135 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных ООО "СК АМФИОН-ЗЕТ" на выплату страхового обеспечения Коваленко В.В. в сумме 28 568 руб. 86 коп. (п. 2 резолютивной части решения), а также решение от 14.12.2010 N 39 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции учитывая, что повышение заработной платы производилось сотруднику общества непосредственно перед наступлением страхового случая, при отсутствии для этого экономической необходимости, а также в то время как предприятие не осуществляло финансово-хозяйственную деятельность и не имело возможности выплачивать заработную плату и премии работникам, суд пришел к выводу о том, что заявитель не доказал правомерность своих действий, направленных на возмещение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации расходов по выплате Коваленко В.В. пособия по уходу за ребенком.
Выводы суда являются правильными, соответствующими конкретным обстоятельствам, материалам дела и законодательству.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации установлена гарантия каждого на социальное обеспечение.
Среди основных принципов осуществления социального страхования в Российской Федерации статья 4 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) закрепляет всеобщий обязательный характер социального страхования и доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
Страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Пунктом 6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (с изменениями), установлено, что среди его основных задач является обеспечение гарантированного государством пособия по беременности и родам.
Обеспечением по обязательному социальному страхованию (страховым обеспечением) является исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ, статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ) к видам государственных пособий гражданам относятся, в том числе пособие по беременности и родам. При этом право на пособие имеют женщины, подлежащие государственному социальному страхованию (статья 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Пунктом 5 данной статьи установлено, что для назначения и выплаты пособий в данном случае застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией в предусмотренных форме и в порядке.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3 и 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53) налоговая выгода может быть признана необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Апелляционный суд отмечает, что из существа вышеуказанных нормативных правовых актов и разъяснений, данных в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является по своей сути восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о зачете (возмещении) таких расходов.
Фонд не отрицает наличие у ООО "СК АМФИОН-ЗЕТ" статуса страхователя в соответствии с положениями Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ, и регистрации указанного лица в качестве страхователя, равно как, не отрицается заинтересованным лицом, и наступление страхового случая.
Между тем, в ходе камеральной проверки фондом установлено, что ООО "СК АМФИОН-ЗЕТ" создало искусственную ситуацию для получения за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации пособий, в обосновании указанного вывода фонд ссылается на тот факт, что страхователь не подтвердил экономическую обоснованность и необходимость назначения Коваленко В.В. по совместительству на должность заместителя директора по надзору за строительством, а также установление ей завышенного размера заработной платы.
Так, согласно штатному расписанию, утвержденному 01.03.2009 в ООО "СК АМФИОН-ЗЕТ" предусмотрено 25 штатных единиц с общим фондом оплаты труда в месяц 144 000 руб. (т.1, л.д. 36-37).
Фактически на 01.01.2009 штат сотрудников предприятия состоял из 4 единиц, в том числе: директор, заместитель директора по надзору за строительством, заместитель директора по отделочным работам, главный бухгалтер. Работников, занимающихся основным видом деятельности предприятия (отделочные работы) в организации не числилось.
Согласно решению единственного учредителя общества от 24.11.2009 N 1 (т. 1, л.д. 95) с 01.01.2009 по 01.06.2009 деятельность предприятия была временно приостановлена.
Приказом от 29.12.2008 N 1-П сотрудникам представлены отпуска без сохранения заработной платы в период с 01.01.2009 по 01.06.2009 (т. 1, л.д. 41, 80).
Приказом от 01.06.2009 N 1-П снова предоставляется административный отпуск без сохранения заработной платы заместителю директора по надзору за строительством с 01.06.2009 по 30.06.2009 и директору с 01.06.2009 по 24.11.2009 с последующим увольнением (т. 1, л. д. 42, 44, 44).
В период, когда деятельность предприятия была приостановлена, 01.03.2009 утверждено новое штатное расписание, согласно которому увеличивались оклады работникам с 01.01.2009, в том числе оклад директора составлял 15 000 руб., заместителя директора по надзору за строительством - 10 000 руб., главного бухгалтера - 15 000 руб.
Приказом от 01.06.2009 N 2-К (т.1, л.д. 43) Коваленко В.В. с 01.06.2009 была назначена на должность заместителя директора по надзору за строительством на 0,5 тарифной ставки.
Определяя размер заработной платы Коваленко В.В., и совмещение ею трудовых функций главного бухгалтера и заместителя директора по надзору за строительством заявитель исходил из экономической целесообразности и характера трудовой деятельности (проведение переговоров с заказчиками, заключение договоров).
Между тем, каких-либо документов, однозначно свидетельствующих о том, что данным лицом, реально в интересах ООО "СК АМФИОН-ЗЕТ", совершались какие-либо действия, в том объеме и с той степенью сложности, которые бы соответствовали уровню установленной заработной платы в должности заместителя директора по надзору за строительством, заявителем в материалы дела не представлено.
Кроме того, в соответствии с должностной инструкцией заместителя директора по надзору за строительством, на эту должность назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на руководящих должностях в области строительства не менее 3 лет.
Согласно представленным документам, Коваленко В.В. закончила Государственное учреждение высшего профессионального образования "Оренбургский государственный университет" по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", имеет опыт работы бухгалтера и не имеет высшего профессионального образования в области строительства, не имеет опыта работы на руководящих должностях в области строительства.
Таким образом, назначение Коваленко В.В. на должность заместителя директора по надзору за строительством, не только противоречит должностной инструкции, утвержденной 10.06.2007, но и является экономически необоснованным и нецелесообразным.
Также нецелесообразно и экономически не обоснованно утверждение нового штатного расписания от 01.03.2009, а также увеличение окладов работников в несколько раз во время приостановления деятельности предприятия.
Кроме того, следует отметить, что согласно решению N 1 единственного учредителя ООО "СК АМФИОН-ЗЕТ" с 24.11.2009, т.е. после ухода Коваленко В.В. в отпуск по беременности и родам, деятельность предприятия снова приостанавливалась. Также было утверждено новое штатное расписание, согласно которому оклад заместителя директора по надзору за строительством и главного бухгалтера уменьшился до 8 000 руб.
После ухода Коваленко В.В. в отпуск по беременности и родам ее должность осталась вакантной, несмотря на значимость, по мнению заявителя апелляционной жалобы, данной штатной единицы для ООО "СК АМФИОН-ЗЕТ".
Изложенные обстоятельства, в их отдельности и совокупности, являются, по мнению суда апелляционной инстанции, достаточными для признания действий общества направленными исключительно на получение средств Фонда социального страхования.
В рассматриваемом случае правомерность предъявления к зачету спорных расходов не может ставиться в зависимость только от наличия у директора предприятия полномочий в сфере гражданско-правовых либо трудовых отношений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 2901/04), поскольку такие действия при заявленной к получению из бюджета налоговой выгоде вступают уже в плоскость публично-правовых отношений.
Достоверных и достаточных доказательств, совокупность которых бы качественным образом свидетельствовала об отсутствии искусственно созданной заявителем ситуации для выплаты пособий за счет средств фонда, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, решение суда следует оставить без изменения.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, с учётом подп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, пункта 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139), излишне уплаченная ООО "СК АМФИОН-ЗЕТ" при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина (платежное поручение от 22.08.2011 N 143) в размере 1000 руб. (2000 руб. - 1000 руб.) подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01 августа 2011 года по делу N А47-1884/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "АМФИОН-ЗЕТ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "АМФИОН-ЗЕТ" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1884/2011
Истец: ООО "Строительная компания "АМФИОН-ЗЕТ"
Ответчик: ГУ - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6506/12
16.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6506/12
06.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9861/2011
18.10.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9635/11