г. Пермь
20 октября 2011 г. |
Дело N А60-17190/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полевщиковой С. Н.
судей Сафоновой С.Н., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от заявителя ОАО "Свердловэнергосбыт" (ОГРН 1056604019757, ИНН 6608003408) - не явились, извещены
от заинтересованного лица Отделения по Кировскому району г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области (ОГРН 1036603499360, ИНН 6660008021) - не явились, извещены
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Отделения по Кировскому району г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 июля 2011 года
по делу N А60-17190/2011,
принятое судьей Горбашовой И.В.,
по заявлению ОАО "Свердловэнергосбыт"
к Отделению по Кировскому району г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области
об оспаривании действий, наложении судебного штрафа,
установил:
Открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" (Далее - заявитель, Общество) обратилось с заявлением с учетом его уточнения в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в Арбитражный суд Свердловской области к Отделению по Кировскому району г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконными действия Управления возврату без исполнения исполнительного листа АС 002373943 от 15.11.2010 по делу N А60-19338/2010-С3, выраженные в письме N 03.3-07/724 от 18.05.2011; обязать Управление принять к исполнению исполнительный лист АС 002373943 от 15.11.2010 по делу N А60-19338/2010-С3 о взыскании задолженности с Федерального бюджетного учреждения Войсковая часть 61207 в пользу ОАО "Свердловэнергосбыт"; наложить на Управление судебный штраф за неисполнение исполнительного листа АС 002373943 от 15.11.2010 по делу N А60-19338/2010-С3 о взыскании задолженности с Федерального бюджетного учреждения Войсковая часть 61207 в пользу ОАО "Свердловэнергосбыт".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.07.2011 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия заинтересованного лица по возврату Обществу письмом от 18.05.2011 N 03.3-07/724 исполнительного листа Арбитражного суда Свердловской области АС N 002373943 от 15.11.2010 по делу N А60-19338/2010-С3 и обязал Управление принять к исполнению в части продолжения начисления процентов на сумму долга 152936 руб. 43 коп. начиная с 13.05.2010, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8% годовых по день фактической оплаты долга, исполнительный лист Арбитражного суда Свердловской области АС N002373943 от 15.11.2010 по делу NА60-19338/2010-С3.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
В порядке распределения судебных расходов, суд взыскал с заинтересованного лица в пользу Общества судебные расходы в размере 2000 руб. 00 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В частности, по мнению подателя жалобы, его действия по возврату исполнительного листа соответствуют положениям статей 242.1, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку у должника в Управлении не открыт лицевой счет получателя средств бюджета, следовательно, заинтересованного лица отсутствует реальная возможность исполнить судебное решение.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части (п. 2 ст. 268 АПК РФ, п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009).
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, Арбитражным судом Свердловской области ОАО "Свердловэнергосбыт" выдан исполнительный лист АС N 002373943 на взыскание с федерального бюджетного учреждения Войсковая часть 61207 в пользу ОАО "Свердловэнергосбыт 156 776 руб. 83 коп., в том числе, 152 936 руб. 43 коп. - основной долг, 3 840 руб. 40 коп. - проценты, начисленные в соответствии со ст. 395 ГК РФ за период с 19.01.2010 по 12.05.2010, продолжать начисление процентов на сумму долга 152936 руб. 43 коп. начиная с 13.05.2010 исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8% годовых по день фактической оплаты долга; госпошлины в сумме 5703 руб. 30 коп.
Данный исполнительный лист исполнен Управлением 30.12.2010 частично - в части основного долга, процентов в указанной в исполнительном листе сумме, госпошлины.
В части взыскания процентов, начиная с 13.05.2010 исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8% годовых по день фактической оплаты долга, исполнительный лист возвращен без исполнения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2011 по делу N А60-1595/2011, оставленным в силе постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011, действия Управления, выразившиеся в отказе от исполнения исполнительного листа АС 002373943 от 15.11.2010 г по делу N А60-19338/2010-С3 в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму долга 152936 руб. 43 коп., начиная с 13.05.2010 г., исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8% годовых по день фактической оплаты долга, и возврате исполнительного листа взыскателю, признаны незаконными.
Суд обязал заинтересованное лицо исполнить требования указанного выше исполнительного листа в части взыскания с Федерального бюджетного учреждения Войсковая часть 61207 в пользу ОАО "Свердловэнергосбыт" процентов, подлежащих начислению на сумму долга 152936 руб. 43 коп., начиная с 13.05.2010 г., исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8 % годовых по день фактической уплаты суммы долга.
Заявитель с заявлением от 13.05.2011 вновь направил отмеченный исполнительный лист в Управление.
С сопроводительным письмом от 18.05.2011 N 03.3-07/724 заинтересованное лицо возвратило заявителю исполнительный лист без исполнения, указав, что лицевые счета должника 01.03.2011 в Отделении закрыты на основании приказов Министерства обороны РФ от 22.09.2010 N 1266 и начальника аппарата Министерства обороны РФ - зам. министра обороны РФ от 15.12.2010 N 0228.
Кроме этого, Управление указало о необходимости обратиться в суд для получения нового исполнительного документа о взыскании денежных средств с Министерства обороны РФ в порядке субсидиарной ответственности; в случае взыскания денежных средств с Министерства обороны РФ исполнительный документ следует направлять в специализированное отделение управления Федерального казначейства по г. Москве.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованное лицо не имело оснований для возврата исполнительного листа.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Судом установлено, что спорный исполнительный лист был возвращен заявителю в связи с отсутствием в данном органе лицевого счета.
Исходя из анализа положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов, как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
В данном случае Управление таких действий не произвело, а возвратило исполнительный лист взыскателю по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно признал его действия незаконными.
Изложенное, соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года N 6758/08 и от 1 марта 2011 года N 9647/10.
Ссылка подателя жалобы на п. 14 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 N 99н, противоречит требованиям ч. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ.
Кроме того, Решением Верховного Суда РФ от 28.12.2009 пункт 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. N 99н, в той мере, в какой он позволяет отказывать в приеме и рассмотрении заявления и направлять взыскателю исполнительный документ со всеми поступившими приложениями без указания в сопроводительном письме органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет этому должнику, либо на отсутствие у должника лицевых счетов в органах Федерального казначейства признан недействующим.
Согласно выводам ВС РФ, изложенным в указанном судебном акте, возврат органами казначейства исполнительных документов с указанием на отсутствие лицевых счетов должника в конкретном органе Федерального казначейства снижает эффективность установленного федеральным законом организационно-правового механизма исполнения судебных актов в отношении федеральных бюджетных учреждений.
Не доведение до взыскателя имеющихся в Федеральном казначействе, на органы которого возложена государственная функция организации исполнения судебных актов, сведений о лицевых счетах должника, создает неоправданные препятствия в реализации права на судебную защиту, что не согласуется с вышеприведенными конституционными нормами и нормами международных актов в их интерпретации Конституционным Судом Российской Федерации и Европейским Судом по правам человека.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 июля 2011 года по делу N А60-17190/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С. Н. Полевщикова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17190/2011
Истец: ОАО "Свердловэнергосбыт"
Ответчик: Отделение по Кировскому району г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области, Управление Федерального казначейства Свердловской области Отделение по Кировскому району г. Екатеринбурга
Третье лицо: Управление федерального казначейства по Свердловской области, УФК по Свердловской области