г. Пермь
18 октября 2011 г. |
Дело N А50-12164/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.,
судей Зелениной Т.Л., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя - Сельскохозяйственного производственного кооператива по производству и реализации сельскохозяйственной продукции и племенных животных "Мотовилихинский" (ОГРН 1025902398994, ИНН 5948001325): Алёшин А.Б., доверенность от 14.02.2011,
от ответчика - департамента земельных отношений администрации города Перми: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 августа 2011 года по делу N А50-12164/2011,
принятое судьей Ремянниковой И.Е.,
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива по производству и реализации сельскохозяйственной продукции и племенных животных "Мотовилихинский"
к департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от предоставления заявителю в собственность земельных участков,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив по производству и реализации сельскохозяйственной продукции и племенных животных "Мотовилихинский" (далее - заявитель, кооператив, СПК "Мотовилихинский") обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент), выразившегося в уклонении от предоставления в собственность СПК "Мотовилихинский" земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:3610001:1, площадью 2930 кв.м., 59:01:3610002:3, площадью 1197 кв.м., 59:01:3610003:7, площадью 1275 кв.м., 59:01:3610003:8, площадью 5363 кв.м., 59:01:3610006:11, площадью 906 кв.м., 59:01:3610007:26, площадью 3466 кв.м., 59:01:3610007:34, площадью 1278 кв.м., 59:01:3610007:35, площадью 11219 кв.м., 59:01:3610007:36, площадью 1680 кв.м., 59:01:3610010:15, площадью 7525 кв.м., 59:01:3610010:16, площадью 1762 кв.м., 59:01:3610010:18, площадью 2806 кв.м., 59:01:3610011:1, площадью 2654 кв.м., 59:01:3610011:4, площадью 621 кв.м., расположенных по адресу: г. Пермь р-н Мотовилихинский, совхоз "Мотовилихинский".
В целях устранения нарушения своих прав заявитель просил возложить на ответчика обязанность принять решение о предоставлении в собственность указанных земельных участков, а также подготовить проект договора купли- продажи данных земельных участков в соответствии со следующими условиями: земельного участка с кадастровым номером 59:01:3610001:1, площадью 2930 кв.м. - по выкупной цене 296 руб. 70 коп.; с кадастровым номером 59:01:3610002:3, площадью 1197 кв.м. - по выкупной цене 430 руб. 20 коп.; 59:01:3610003:7, площадью 1275 кв.м. - по выкупной цене 129 руб. 09 коп.; 59:01:3610003:8, площадью 5363 кв.м. - по выкупной цене 543 руб. 00 коп.; 59:01:3610006:11, площадью 906 кв.м. - по выкупной цене 91 руб. 73 коп.; 59:01:3610007:26, площадью 3466 кв.м. - по выкупной цене 10 571 руб. 13 коп.; 59:01:3610007:34, площадью 1278 кв.м. - по выкупной цене 3 897 руб. 80 коп.; 59:01:3610007:35, площадью 11219 кв.м. - по выкупной цене 34 217 руб. 40 коп.; 59:01:3610007:36, площадью 1680 кв.м. - по выкупной цене 5 123 руб. 90 коп.; 59:01:3610010:15, площадью 7525 кв.м. - по выкупной цене 20 403 руб. 30 коп.; 59:01:3610010:16, площадью 1762 кв.м. - по выкупной цене 4 777 руб. 50 коп.; 59:01:3610010:18, площадью 2806 кв.м. - по выкупной цене 7 608 руб. 20 коп.; 59:01:3610011:1, площадью 2654 кв.м. - по выкупной цене 9 714 руб. 04 коп.; 59:01:3610011:4, площадью 621 кв.м. - по выкупной цене 2 272 руб. 95 коп. и направить их ему заявителю - СПК "Мотовилихинский", подписанными Департаментом в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением от 18.08.2011 признано незаконным бездействие Департамента, выразившееся в не предоставлении в собственность СПК "Мотовилихинский" земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:3610001:1, площадью 2930 кв.м., 59:01:3610002:3, площадью 1197 кв.м., 59:01:3610003:7, площадью 1275 кв.м., 59:01:3610003:8, площадью 5363 кв.м., 59:01:3610006:11, площадью 906 кв.м., 59:01:3610007:26, площадью 3466 кв.м., 59:01:3610007:34, площадью 1278 кв.м., 59:01:3610007:35, площадью 11219 кв.м., 59:01:3610007:36, площадью 1680 кв.м., 59:01:3610010:15, площадью 7525 кв.м., 59:01:3610010:16, площадью 1762 кв.м., 59:01:3610010:18, площадью 2806 кв.м., 59:01:3610011:1, площадью 2654 кв.м., 59:01:3610011:4, площадью 621 кв.м., расположенных по адресу: г. Пермь р-н Мотовилихинский, совхоз "Мотовилихинский", как не соответствующее п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации; на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении СПК "Мотовилихинский" в собственность вышеуказанных земельных участков; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Суд первой инстанции исходил из того, что в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в данном случае выкуп указанных заявителем земельных участков подлежал осуществлению в порядке, установленном п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду; соответствующее решение, как установлено судом первой инстанции, в отсутствие возможных препятствий к этому принято не было, что признано незаконным бездействием, нарушившим требования закона, права и законные интересы заявителя.
Кроме того, судом первой инстанции признано не соответствующим надлежащему способу защиты нарушенных прав и законных интересов СПК "Мотовилихинский" заявленное им требование о возложении на Департамент обязанности подготовить проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков и направить их подписанными департаментом ему - заявителю, в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
В этой части суд исходил из положения, предусмотренного п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, которым определен срок подготовки проекта договора купли-продажи и его направления - месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности; подготовка договора купли-продажи земельного участка и направление его в адрес заявителя является стадией, следующей за этапом принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду.
Отказ в удовлетворении соответствующего требования явился следствием установления того, что решение о предоставлении заявителю земельного участка Департаментом не принято.
Департамент с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Апелляционная жалоба содержит указание на обстоятельства, и соответствующие этим обстоятельствам доказательства, свидетельствующие, по мнению ответчика, о том, что незаконного бездействия допущено не было. Заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих образование испрашиваемых земельных участков в результате раздела предоставленного заявителю в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 2658 га. В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что границы земельного участка, предоставленного заявителю в постоянное (бессрочное) пользование, в установленном порядке не определены, что, по мнению заявителя апелляционной жалобы, исключает возможность признания испрашиваемых земельных участков соответствующими части этого земельного участка. Кроме того, Департамент указывает на выявленное нарушение установленного в ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации порядка образования земельных участков, что, по мнению заявителя апелляционной жалобы, препятствует переоформлению прав на испрашиваемые земельные участки. Департамент считает, что в данном случае кооператив должен был представить кадастровые паспорта образуемых земельных участков.
СПК "Мотовилихинский" в отзыве на апелляционную жалобу выразил возражения против ее удовлетворения. Факт незаконного бездействия, выразившегося в уклонении от предоставления в собственность земельных участков, по мнению заявителя, является очевидным. Заявитель не согласен с доводом Департамента о необходимости предоставления кадастровых выписок земельных участков.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Перми от 04.12.1992 N 1088 произведена перерегистрация землепользователей, в том числе - совхоза "Мотовилихинский", правопреемником которого является СПК "Мотовилихинский" (л.д. 24).
Согласно свидетельству о праве на землю N 794 от 15.01.1993 совхозу "Мотовилихинский" был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 2 658 га на основании постановления администрации города Перми от 04.12.1992 N 1088 для пашни, сенокоса, пастбищ (л.д. 25).
Согласно кадастровой выписке от 30.06.2010 указанный земельный участок из земель населенных пунктов был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:01:0000000:738 с указанием местоположения: г. Пермь, Совхоз "Мотовилихинский", площади - 26580000 кв.м., разрешенного использования - для пашни, сенокоса, пастбищ (л.д. 107).
15.02.2011 СПК "Мотовилихинский" обратился в Департамент с заявлениями о переоформлении принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 59:01:3610001:1, площадью 2930 кв.м., 59:01:3610002:3, площадью 1197 кв.м., 59:01:3610003:7, площадью 1275 кв.м., 59:01:3610003:8, площадью 5363 кв.м., 59:01:3610006:11, площадью 906 кв.м., 59:01:3610007:26, площадью 3466 кв.м., 59:01:3610007:34, площадью 1278 кв.м., 59:01:3610007:35, площадью 11219 кв.м., 59:01:3610007:36, площадью 1680 кв.м., 59:01:3610010:15, площадью 7525 кв.м., 59:01:3610010:16, площадью 1762 кв.м., 59:01:3610010:18, площадью 2806 кв.м., 59:01:3610011:1, площадью 2654 кв.м., 59:01:3610011:4, площадью 621 кв.м. и предоставлении в собственность указанных земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:738.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается то, что Департамент известил заявителя о необходимости предоставления документов, которые явились бы основанием для постановки земельных участков на кадастровый учет, а также кадастровых выписок о земельных участках (формы КВ.1- КВ.6); до предоставления указанных документов работа с заявлениями была прекращена.
Оценивая данное извещение как уклонение Департамента от предоставления в собственность земельных участков, считая его незаконным, СПК "Мотовилихинский" обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, не указанные в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2012 в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:738 площадью 26580000 кв.м. (л.д. 107).
Обращение заявителя с требованием о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования сопровождалось представлением кадастровых паспортов 14 земельных участков, как следует из доводов заявителя, образованных из земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:738.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, представленные заявителем документы не могут быть признаны достаточными для принятия Департаментом решения о предоставлении соответствующих земельных участков на праве собственности (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации); в данном случае необходимыми для принятия соответствующего решения признаются документы, наличие которых свидетельствовало бы об образовании земельных участков в соответствии с требованиями закона.
Пунктом 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен в ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 указанной нормы в данном случае образование земельных участков могло быть осуществлено лишь на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Требования к образуемым земельным участкам установлены ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей в частности необходимость соблюдения предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков в соответствии с градостроительными регламентами, Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно п. 6 данной нормы образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Доказательств обращения заинтересованного лица с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:738 и принятия уполномоченным органом соответствующего требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании указанных в предмете заявленного требования 14 земельных участков, не представлено.
Таким образом, указанные земельные участки не могут быть признаны образованными в установленном порядке.
При таких обстоятельствах основания для признания незаконным оспариваемого бездействия Департамента отсутствуют.
Обжалуемое решение подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (нарушение норм материального права). Заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина по заявлению и по апелляционной жалобе относится на заявителя (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18.08.2011 по делу N А50-12164/2011 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12164/2011
Истец: Сельскохозяйственный производственный кооператив по производству и реализации сельхозпродукции и племенных животных "Мотовилихинский", СПК "Мотовилихинский"
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации г. Перми, Департамент земельных отношений администрации города Перми