г. Челябинск
19 октября 2011 г. |
N 18АП-9875/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.08.2011 по делу N А47-3121/2011 (судья Малышева И.А.).
В заседании приняли участие представители:
Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Колесник Е.Г. (доверенность б/н от 01.07.2011).
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Алина" (далее - заявитель, общество, страхователь, ООО "ТД "Алина") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, фонд, заинтересованное лицо):
- о признании недействительным решения от 13.01.2011 N 1 "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения" в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 120 533,53 руб., обязании возместить расходы в сумме 120 533,53 руб.;
- о признании недействительным решения от 13.01.2011 N 1 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", обязании принять к зачету расходы в сумме 205 065,28 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 03.08.2011 требования общества удовлетворены, решения фонда в оспариваемой части признаны недействительными, на учреждение возложена обязанность по возмещению расходов страхователя на выплату страхового возмещения в сумме 120 533,53 руб., по принятию к зачету расходов заявителя на выплату страхового обеспечения в сумме 205 065,28 руб.
Фонд не согласился с принятым судебным актом и обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 03.08.2011 отменить, в удовлетворении заявленных страхователем требований отказать (т.6 л.д.2-8).
В обоснование доводов апелляционной жалобы фонд ссылается на создание страхователем искусственной ситуации с целью получения средств Фонда социального страхования в завышенном размере. О создании данной ситуации, по мнению заинтересованного лица, свидетельствует выплата застрахованным лицам - Салимовой Г.Н. и Насибулиной О.Г. премий непосредственно перед наступлением страховых случаев за выполнение работы, которая являлась для них текущей и за которую выплачивалась заработная плата. Возложение на Салимову Г.Н. и Насибулину О.Г. дополнительных трудовых обязанностей материалами дела не подтверждено.
Страхователь представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу фонда - без удовлетворения. Ссылается на то, что спорные премиальные вознаграждения были выплачены Салимовой Г.Н. и Насибулиной О.Г. за выполненную с хорошим качеством и в значительном объеме работу, на основании локального нормативного акта - Положения об оплате труда работников ООО "ТД "Алина". Наряду с исполнением своих должностных обязанностей во внеурочное время ими выполнялась дополнительная работа, не входящая в перечень их должностных обязанностей. Выплата премиальных вознаграждений и размеры премий соответствуют сложившейся в обществе практике, заявитель имел финансовую возможность на выплату данных вознаграждений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, страхователь явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. С учетом мнения заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов настоящего дела, ООО "ТД "Алина" обратилось в Государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о возмещении расходов, связанных с выплатой бухгалтеру Салимовой Г.Н. и старшему бухгалтеру Насибулиной О.Г. страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 160 099,31 руб..
На основании данного обращения фондом проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведённых страхователем за период с 01.01.2007 по 30.09.2010. Итоги проверки отражены в акте от 08.12.2010 N 188 (т.3 л.д. 106-110), в котором предлагалось возместить заявителю расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в заявленной обществом сумме (160 099,31 руб.).
Однако, по итогам рассмотрения материалов проверки учреждением принято решение от 13.01.2011 N 1, которым в счет возмещения расходов на выплату пособия по беременности и родам фонд выделил страхователю 39 565,78 руб., соответственно в остальной части (в сумме 120 533,53 руб.) в возмещении расходов отказал; а также решение от 13.01.2011 N 1 о непринятии к зачету расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 205 065,28 руб.
Основанием вынесения указанных решений послужил вывод контролирующего органа о том, что заявителем создана искусственная, экономически необоснованная ситуация с начислением премий Насибулиной О.Г. и Салимовой Г.Н. перед уходом в отпуск по беременности и родам с целью возмещения из средств Фонда социального страхования завышенного размера пособия по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком, так как имеет место злоупотребление правом со стороны страхователя.
Не согласившись с указанными выводами фонда и принятыми решениями в части отказа в выделении средств на возмещение расходов в сумме 120 533,53 руб. и непринятии к зачету расходов в сумме 205 065,28 руб., общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для отказа в возмещении и принятии к зачету спорных сумм пособий по государственному социальному страхованию, выплаченных обществом своим работникам.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
На основании п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 12 Закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая. Основанием для выплаты страхового обеспечения является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ст. 22 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии с частью 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица. Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). В силу п. 6 приведённой нормы права для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию, справку с места работы (учёбы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребёнка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребёнком. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребёнком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действующей в проверяемый период) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии со статьей 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счёт средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, учреждением не оспариваются факты наступления страховых случаев являющихся основанием для выплаты спорных сумм пособий, (временная нетрудоспособность и рождение детей) и реальность трудовых отношений общества с застрахованными лицами (бухгалтером Салимовой Г.Н. и старшим бухгалтером Насибуллиной О.Г.).
Частично отказывая обществу в возмещении и принятии к зачету расходов на выплату указанным лицам пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, фонд исходил из неправомерности расчета данных пособий исходя из среднего дневного заработка Салимовой Г.Н. и Насибуллиной О.Г., исчисленного с учетом премий, выплаченных обществом за работу, за выполнение которой они получали заработную плату. По мнению фонда, выплата обществом своим работникам непосредственно перед уходом в отпуск по беременности и родам направлена на создание искусственной, экономически необоснованной ситуации с целью возмещения из средств Фонда социального страхования пособий в завышенном размере.
В соответствии с частью 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял данный акт.
В рассматриваемой ситуации, фондом не представлено доказательств совершения страхователем действий, направленных на создание искусственной ситуации для необоснованного возмещения расходов из средств Фонда социального страхования.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в бухгалтерии ООО "ТД "Алина" работают главный бухгалтер, два его заместителя, старший бухгалтер-кассир и бухгалтер.
Трудовые функции работников бухгалтерии распределены приказом N 22 от 01.10.2007, согласно которому сдача бухгалтерской и налоговой отчётности, контроль над соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчётов и платёжных обязательств, а также организация и проведение проверок бухгалтерского учёта, бухгалтерской и налоговой отчётности и проверок, проводимых банками, отнесены к компетенции главного бухгалтера (пункты 5, 7, 9, 17 раздела 1 приказа). При этом к должностным обязанностям ведущего бухгалтера отнесён участок "заработная плата", связанный с учётом и расчётом заработной платы, подготовкой документов для формирования и составления отчётности по заработной плате, сбором справок по льготам для НДФЛ, подготовкой формы 1-НДФЛ в целях подготовки сведений по форме 2-НДФЛ, ведением лицевых карточек сотрудников, сбором и подготовкой данных по индивидуальному персонифицированному учёту, ведением соответствующей документации, её архив по расчёту премиальной части заработной платы, подготовкой справок по заработной плате. Должностные обязанности бухгалтера-кассира (ведущего бухгалтера, старшего бухгалтера-кассира)- участок "касса" также установлены данным приказом и к ним отнесены: учёт наличных и безналичных денежных средств и бланков строгой отчётности; выполнение работ по организации и учёту кассовых операций; ведение первичной документации по приёму и выдаче наличных денег; ведение ведомостей выплаты заработной платы работникам; осуществление контроля за первичной документацией по кассовым операциям и подготовка их к счётной обработке; участие в проведении инвентаризации кассы и кассовой дисциплины; организация учёта движения денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учёта операций, связанных с их движением.
Салимова Г.Н. и Насибуллина О.Г., исходя из установленного порядка распределения должностных обязанностей, являлись ответственными за выдачу заработной платы и правильность ведения кассовых операций,
В 2009 году в отношении заявителя проводились выездная налоговая проверка за три года и банковская проверка соблюдения кассовой дисциплины. Подготовка документов к данным проверкам, а также сдача бухгалтерской и налоговой отчётности, проведение сверок с контрагентами отнесены к компетенции главного бухгалтера. Вместе с тем, с учетом объёмов документооборота заявителя, подготовка документов, к названным проверкам не могла быть осуществлена силами одного главного бухгалтера, в связи с чем, на Салимову Г.Н. и Насибуллину О.Г. были возложены дополнительные должностные обязанности, исполнение которых подтверждено документально.
Так, заявителем в материалы дела представлены заверенные копии документов подготовленных Салимовой Г.Н.: отчётность в Пенсионный фонд РФ по состоянию на 31.03.2010, акты сверок за 1 квартал 2010 года с контрагентами; а также Насибуллиной О.Г.: акты сверок с контрагентами за 1 квартал и полугодие 2009 года (т. 2 л.д. 2-88, т. 3 л.д. 2-45).
Из приложенных к актам сверок копий регистров бухгалтерского учёта (анализа счетов 58, 60, 62, 66 по каждому контрагенту) следует, что для составления данных актов Салимовой Г.Н. и Насибуллиной О.Г. был проведён большой объём работы по проверке значительного количества хозяйственных операций, совершённых обществом с каждым контрагентом.
Реальное проведение Насибуллиной О.Г. работы по подготовке документов для проведения налоговой проверки за 2005, 2006, 2007 г.г. подтверждено копиями представленных в материалы дела подготовленных и подписанных указанным лицом актов бухгалтерской и налоговой проверки документов за 2005, 2006, 2007 г.г. с приложением реестров документов за 2005, 2006 и 2007 г.г. Выполнение ею работ по подготовке документов для банковской проверки за май, июнь, июль 2009 года также подтверждено копией составленного Насибуллиной О.Г. акта к банковской проверке документов от 01.08.2009, реестра документов за 01.05.2009-31.07.2009 и справки банка от 06.08.2009 о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации относит премии к выплатам стимулирующего характера. Согласно ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации данные выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом премии и иные поощрительные выплаты не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером, поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера - прерогатива работодателя.
Учитывая объем выполненных Салимовой Г.Н. и Насибуллиной О.Г. работ, помимо основной трудовой функции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что суммы премий, выплаченных им по спорным приказам, нельзя признать завышенными или экономически необоснованными.
Выплата премий включена в систему оплаты труда согласно пункту 2.1 действующего в обществе "Положения об оплате труда работников ООО "ТД "Алина"", устанавливающего повремённо-премиальную систему оплаты труда и обязанность работодателя по выплате премиального вознаграждения в размере до 600% к тарифу на тех работах, где невозможно установить объём выполненных работ, а работник добросовестно выполняет свои должностные обязанности и (или) дополнительные работы. Установление данной системы оплаты труда не противоречит ст.ст. 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации.
Выплата премиальных вознаграждений соответствуют сложившейся в обществе практике, поскольку по тем же приказам, по которым выплачены премии Салимовой Г.Н. и Насибуллиной О.Г., были выплачены премии иным работникам: Муртазиной С.И. - заместителю финансового директора (25 000 руб.), Мухаметшиной В.Х. - начальнику коммерческого отела (4 250 руб.); Зариповой Р.Б. - главному бухгалтеру (27 500 руб.), Агуповой Р.Б. - заместителю главного бухгалтера (25 000 руб.). Кроме того, применение обществом системы премирования в отношении иных работников подтверждено копиями приказов N 1/3 от 19.01.2009, N 6 от 18.02.2009, N9 от 10.03.2009, N 15/2 от 15.04.2009, N 18 от 12.05.2009, N 24 от 16.06.2009, N 26 от 09.07.2009, N 27 от 20.08.2009, N 30/1 от 09.09.2009, N 34/2 от 21.10.2009, N 47 от 30.11.2009, N 50 от 10.12.2009, N1/4 от 30.01.2009,N 30 от 31.08.2009,N 32 от 30.08.2009,N 37 от 31.10.2009,N 48 от 31.11.2009,N 2 от 01.01.2009. Указанные документы свидетельствуют о том, что в обществе применяется систематическое премирование его работников в зависимости от результатов работы.
Суммы премий, выплаченных Салимовой Г.Н. и Насибуллиной О.Г., учтены в составе доходов указанных лиц и включены в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, что подтверждается реестрами сведений о доходах физических лиц за 2009 и 2010 г.г., расчётной ведомостью по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 2009 год (форма 4 -ФСС), расчётом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 2010 год, расчётом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения формы 4-ФСС за 2010 год.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции на основании всестороннего, объективного и полного исследования представленных в материалы дела доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае основания для отказа в возмещении и принятии к зачёту спорных сумм пособий по государственному социальному страхованию, выплаченных обществом своим работникам отсутствуют.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.08.2011 по делу N А47-3121/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3121/2011
Истец: ООО "Торговый дом "Алина"
Ответчик: ГУ - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9875/11