г. Пермь |
|
03 февраля 2010 г. |
Дело N А71-16221/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Васевой Е.Е.
Судей Мещеряковой Т.И., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя - Закрытого акционерного общества "Энергия Иж": Миронов М.Ю. по доверенности 18.12.2009
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике: не явились
Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 30 ноября 2009 года
по делу N А71-16221/2009
принятое судьей Буториной Г.П.
по заявлению Закрытого акционерного общества "Энергия Иж"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике
об отмене постановления о назначении административного наказания
установил,
Закрытое акционерное общество "Энергия Иж" (далее - ЗАО "Энергия Иж", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике об отмене постановления N 48/Пс-01 от 08.10.2009 о привлечении к административной ответственности ЗАО "Энергия Иж" по ст.8.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 ноября 2009 года по делу N А71-16221/2009, принятым судьей Буториной Г.П., признано незаконным постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике от 08.10.2009 N48/Пс-01 о назначении административного наказания, вынесенного в отношении ЗАО "Энергия Иж".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что строительство бассейна повлекло за собой изменение проектной документации, а именно нарушен установленный проектом способ размещения поверхностных сточных вод с территории цеха, способ защиты поверхностных и подземных вод от истощения и загрязнения. Оценка воздействия на окружающую среду сооруженного бассейна (котлована) в установленном порядке не произведена. Материалами административного дела доказан факт необходимости получения заключения государственной экологической экспертизы при отступлении от проекта, так как эксплуатируемый цех является объектом размещения и обезвреживания отходов I-V класса опасности. Поверхностные сточные воды участвуют в технологическом процессе утилизации и обезвреживания. ЗАО "Энергия Иж" имело возможность до строительства бассейна внести изменения в проектную документацию и предоставить их на государственную экологическую экспертизу. Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заявителя, ЗАО "Энергия Иж", письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике на основании приказа руководителя управления от 02.09.2009 N 118-П в период с 09.09.2009 по 30.09.2009 проведена плановая комплексная выездная проверка в отношении ЗАО "Энергия Иж". В ходе проведения проверки административным органом установлено, что основной производственной деятельностью общества является сбор, транспортировка и размещение отходов производства и потребления на перерабатывающих предприятиях Удмуртской Республики, переработка и утилизация нефтяных отходов на собственном объекте. ЗАО "Энергия Иж" расположено на двух площадках: площадка N 1 - офис - г.Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 11, офис 27; площадка N 2 - цех по переработке и утилизации нефтяных отходов - Удмуртская Республика, Иргинский район, 670 м севернее д.Порвай. В ходе поверки были осмотрены площадки, находящиеся на балансе предприятия. Установлено, что территория площадки N 2 располагается на земельном участке, принадлежащем ЗАО "Энергия Иж" на праве собственности согласно договору купли-продажи земельного участка N 740 от 17.03.2008. Общая площадь площадки составляет 2,5 га. Строительство объекта было осуществлено по рабочему проекту "Цех по переработке и утилизации нефтяных отходов в Иргинском районе УР", получившему положительное заключение государственной экологической экспертизы 04.10.2004 и рабочему проекту "Корректировка рабочего проекта цеха по переработке и утилизации нефтяных отходов в Иргинском районе УР", получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы 30.11.2006. Объект введен в эксплуатацию в 2006 году. На территории цеха расположены здания и сооружения, предусмотренные проектной документацией. Кроме того, административным органом установлено, что в юго-западной части цеха сооружен бассейн для сбора дождевых вод объемом 1,5 тыс.м3, не предусмотренный проектом строительства. Бассейн представляет собой земляную выемку в виде котлована с земляной обваловкой по периметру. По контуру котлована водонепроницаемого покрытия не имеется. Емкость котлована заполнена загрязненными водам темного цвета до уровня края ее обваловки.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике сделан вывод, что сооруженный бассейн (котлован) является объектом, связанным с размещением и обезвреживанием отходов и оказывающим влияние на окружающую среду (потенциально опасный источник загрязнения). Накопленные воды (отходы) из бассейна (котлована) должны откачиваться и вывозиться специальным транспортом для последующей утилизации. Однако, ЗАО "Энергия Иж" допустило строительство бассейна (котлована) без соответствующего утвержденного проекта.
Вышеуказанные обстоятельства отражены в акте проверки органом государственного контроля (надзора) соблюдения требований природоохранного законодательства РФ N 49/3-48/Э от 30.09.2009 (л.д.31-37), который составлен в присутствии представителя общества Миронова М.Ю., действующего по доверенности от 17.08.2009.
30.09.2009 в присутствии представителей ЗАО "Энергия Иж" Миронова М.Ю., действующего по доверенности от 28.09.2009, Рейтер И.Е., действующей по доверенности от 28.09.2009, составлен протокол об административном правонарушении N 48/Пр-01, в котором указано, что эксплуатация цеха по переработке и утилизации нефтяных отходов ЗАО "Энергия Иж" осуществляется с отступлением от проектной документации, ранее получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. Таким образом, ЗАО "Энергия Иж" совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.8.4 КоАП РФ (л.д.8-14).
08.10.2009 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике вынесено постановление N 48/Пс-01, которым ЗАО "Энергия Иж" признано виновным в совершении правонарушения по ч.2 ст.8.4 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. На ЗАО "Энергия Иж" наложен штраф в размере 50 000 руб. (4-7).
Считая указанное постановление незаконным, ЗАО "Энергия Иж" обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения в связи с недоказанностью в его действиях вины.
Согласно ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч.1 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
Частью 2 ст.8.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, в виде административного штрафа.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.8.4 КоАП РФ, состоит в отступлении от указанной документации и заключения, замене технологий, материалов, сроков выполнения тех или иных работ и т.д., при осуществлении деятельности, которая получила положительное заключение государственной экологической комиссии.
Статьями 11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" установлено, что обязательной государственной экологической экспертизе подлежат технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Названными статьями определен перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. В силу п. 5 ст. 15 указанного Федерального закона положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Из содержания указанных правовых норм следует, что законодательство об экологической экспертизе предусматривает обязательное проведение государственной экологической экспертизы в отношении объектов капитального строительства, предназначенных для размещения и обезвреживания отходов.
В протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике указало, что в ходе производственной деятельности общества по сбору, транспортировке и размещению отходов производства и потребления на перерабатывающих предприятиях Удмуртской Республики, переработки и утилизации нефтяных отходов образуются отходы производства и потребления (1-4 класса опасности). Нарушение ЗАО "Энергия Иж" выразилось, по мнению административного органа, в осуществлении строительства бассейна для сбора дождевых вод объемом 15,5 тыс. куб. метров без проекта строительства подлежащей государственной экологической экспертизе и не получившего положительного заключения государственной экологической экспертизе. В бассейне (котловане) размещаются, хранятся, загрязненные отходами воды с территории площадки цеха и жидкие нефтяные отходы (в том числе буровой раствор), разлитые на площадке в процессе работ.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности административным органом не исследован вопрос о необходимости составления проекта строительства (бассейна), подлежащего государственной экологической экспертизе и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. Кроме того, анализ представленных в материалы дела документов свидетельствует о недоказанности административным органом факта использования обществом бассейна в целях размещения и обезвреживания отходов. Обстоятельства, изложенные в оспариваемом постановлении, относительно нахождения в бассейне (котловане) отходов, документально не подтверждены. Из пояснений представителя ЗАО "Энергия Иж" следует, что бассейне накапливаются талые и дождевые воды, которые не относятся к отходам производства, имеющим какой-либо класс опасности. Доказательства обратного в материалы дела административным органом не представлены.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения в связи с недоказанностью события административного правонарушения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Согласно ч.4 ст.208 АПК РФ, ч.5 ст.30.2 КоАП РФ, п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 ноября 2009 года по делу N А71-16221/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа "www.fasuo.arbitr.ru".
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Т.И.Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-16221/2009
Истец: ЗАО "Энергия Иж"
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по УР, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3451/10-С1
14.05.2010 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-16221/09
03.02.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13329/09
01.02.2010 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-16221/09