г. Санкт-Петербург
21 октября 2011 г. |
Дело N А21-1628/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчиков: 1) Котовой А.Д., дов. от 10.05.2011 N 3136
Арбузовой Я.А., дов. от 02.08.2011 N 4979
2) не явился, извещен
3) Шариной Н.Н., дов. от 09.03.2011
Маршавка А.Т., дов. от 13.11.2010
от 3-х лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13175/2011) Федеральной антимонопольной службы на определение Арбитражного суда Калининградской области от 06.05.2011 по делу N А21-1628/2011 (судья Лузанова З.Б.), принятое
по заявлению Федеральной антимонопольной службы
к 1) Администрация Советского городского округа,
2) МУ "Центр капитального строительства",
3) АО "Паневежио статибос трестас" - Калининградский филиал
3-и лица: 1) ОАО "Мостостроительный трест N 6",
2) ООО "Ветлан-строй"
об отмене мер по обеспечению иска
установил:
Федеральная антимонопольная служба: 123995, Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11 (далее - ФАС России) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Администрации Советского городского округа: 238750, Калининградская область, г. Советск, ул. Театральная, д. 3 (далее - администрация), Муниципальному учреждению "Центр капитального строительства": 238750, Калининградская область, г. Советск, ул. Театральная, д. 3 (далее - МУ "Центр капитального развития") и акционерному обществу "Паневежио статибос трестас", Калининградский филиал: 5319LT, Латвийская Республика, г. Пеневежис, ул. П. Пузино, д. 1 (далее - АО "Паневежио статибос трестас") о признании недействительными:
- открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта "Строительство объединенных очистных сооружений производительностью 25 тыс. куб. м/сут в г. Советске Калининградской области";
- муниципального контракта от 26.01.2011 N 11/А, заключенного по итогам проведенного открытого аукциона
и применении последствий недействительности сделки, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в части неисполненных обязательств.
Определением от 26.04.2011 суд удовлетворил ходатайство ФАС России о принятии обеспечительных мер в виде приостановления до вступления в законную силу решения суда исполнения заключенного между Администрацией Советского городского округа, АО "Паневежио статибос трестас" и МУ "Центр капитального строительства" контракта N 11/А от 26.01.2011 на выполнение АО "Паневежио статибос трестас" работ по объекту "Строительство объединенных очистных сооружений производительностью 25 тыс. куб. м/сут. в г. Советске Калининградской области".
05 мая 2011 года Администрация Советского городского округа обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об отмене вышеуказанных обеспечительных мер, принятых судом определением от 26.04.2011.
Определением от 06.05.2011 суд отменил принятые определением от 26.04.2011 обеспечительные меры.
ФАС России заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Калининградской области от 06.05.2011 по делу N А21-2365/2011 и принять по делу новый судебный акт.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.2011 дело N А21-2365/2011, находящееся в производстве судьи Лузановой З.Б. и N А21-1628/2011, находящееся в производстве судьи Гурьевой И.Л. объединены в одно производство на основании пункта 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с присвоением делу N А21-1628/2011. В соответствии с частью 6 статьи 130 АПК РФ дело N А21-1628/2011 передано в производство судьи Гурьевой И.Л.
На основании изложенного апелляционная жалоба ФАС России на определение суда от 06.05.2011 по делу N А21-2365/2011, рассматривается в рамках арбитражного дела N А21-1628/2011.
В обоснование апелляционной жалобы ФАС России указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что сохранение обеспечительных мер не будет направлено на обеспечение баланса интересов сторон и может негативно затронуть права третьих лиц, поскольку он является необоснованным и неподтвержденным материалами дела.
Представители Администрации и АО "Паневежио статибос трестас" против доводов апелляционной жалобы возражали, оспариваемое определение считают законным и обоснованным, просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
С учетом отсутствия возражений со стороны администрации и АО "Паневежио статибос трестас" апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ФАС России, МУ "Центр капитального строительства", а также третьих лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность определения суда проверены в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 97 АПК РФ обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.
Вопрос об отмене обеспечения иска разрешается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 93 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 97 АПК РФ).
Согласно части 1.2 статьи 93 АПК РФ рассмотрение заявления об обеспечении иска (а в данном случае вопрос об отмене обеспечения), производится арбитражным судом рассматривающим жалобу на определение об обеспечении иска или об отказе в обеспечении иска, осуществляется одновременно с рассмотрением такой жалобы по правилам рассмотрения дела в суде соответствующей инстанции, установленным настоящим Кодексом.
Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", ответчик, иные лица, участвующие в деле (часть 1 статьи 97 АПК РФ), а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер (статья 42 АПК РФ), после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 АПК РФ, представив объяснения по существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 АПК РФ, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 данного Постановления. К таким критериям, в частности, относятся: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Таким образом, при рассмотрении ходатайства об отмене обеспечительных мер суд повторно проверяет наличие оснований для применения обеспечительных мер и необходимости их сохранения исходя из критериев, применяемых при разрешении вопроса о принятии обеспечительных мер.
В соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры принимаются в случае, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Из материалов дела следует, что по результатам открытого аукциона между Администрацией Советского городского округа, АО "Паневежио статибос трестас" и МУ "Центр капитального строительства" заключен муниципальный контракт N 11/А от 26.01.2011 на выполнение АО "Паневежио статибос трестас" работ по объекту "Строительство объединенных очистных сооружений производительностью 25 тыс. куб. м/сут в г. Советске Калининградской области", которые являются неотъемлемым элементом системы жизнедеятельности в г. Советске и исполняют функцию по очистке сточных вод.
В заявлении об отмене ранее принятых судом обеспечительных мер Администрация Советского городского округа указала, что в соответствии с утвержденным графиком выполнения работ на 01.05.2011 объем выполненных работ должен составлять 44 016 510 руб., фактическое выполнение последних составило 49 870 856 руб., что является опережением утвержденного графика на 10 % и дает возможность досрочной сдачи рассматриваемого объекта в эксплуатацию и экономии бюджетных средств.
Так, согласно утвержденному титульному списку Агентства главного распределителя средств Калининградской области объемы финансирования строительства указанного объекта в 2011 году за счет средств федерального бюджета составят 301 030 280 руб., за счет средств областного бюджета - 35 824 140 руб., за счет средств местного бюджета - 23 882 760 руб., всего 360 737 180 руб.; в 2012 году финансирование предусмотрено в общей сумме 365 270 750 руб.; в 2013 году - в общей сумме - 355 061 190 руб. и экономия бюджетных средств за счет досрочного освоения 10% лимитов 2012 года в 2011 году ориентировочно составит 36 500 000 рублей.
Кроме того, бюджетные средства, запланированные на 2012 год, предполагается освоить в 2011 году, что приведет к экономии за счет не применения индекса-дефлятора 2012-2011 годов порядка 8% от указанной суммы, что составит 2 700 000 руб., следовательно, досрочное освоение лимитов 2013 года составит экономию бюджетных средств порядка 35 500 000 руб., экономия за счет не применения индекса-дефлятора 2013-2012 годов еще около 2 600 000 руб.
В первом квартале 2011 года заказчиком-застройщиком МУ "Центр капитального строительства" подготовлен и согласован в Правительстве Калининградской области пакет документов для подписания соглашения между Правительством Калининградской области и Министерством регионального развития Российской Федерации, в состав которого входят такие документы, как копия муниципального контракта, заключенного между Администрацией МО "Советский городской округ", МУ "Центром капитального строительства" и АО "Паневежио статибос трестас ", календарный график, протокол единой комиссии.
Внесение любых изменений в указанный пакет документов повлечет за собой исключение объекта из "Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года".
При этом Администрация обращает внимание суда на то, что основная часть работ выполняется на существующих очистных сооружениях г. Советска Калининградской области и на сегодняшний день полностью демонтированы существующие иловые отстойники, лотки и трубопроводы для подачи неочищенных сточных вод, система сбора и отведения сточных вод от иловых отстойников; работоспособность канализационных очистных сооружений г. Советска фактически поддерживается только за счет средств и мероприятий, выполняемых генеральным подрядчиком АО "Паневежио статибос трестас", в том числе им производится устройство временных карт отстойников коммуникаций сетей электро - и водоснабжения; в случае приостановления выполнения данных мероприятий, возможно возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций вплоть до прямого сброса на грунт и в воды реки Неман неочищенных канализационных стоков в объеме по рядка 12-15 тысяч кубических метров в сутки, что создает угрозу возникновения экологической катастрофы для реки Неман, Куршского залива и Балтийского моря, а виновное в причинении экологического вреда лицо обязано будет возместить причиненный вред, что может повлечь необходимость выделения непредвиденных денежных средств из бюджета Российской Федерации. По состоянию на 30.04.2011 на площадке существующих канализационных очистных сооружений г. Советска выполнены следующие работы: снос зеленых насаждений, планировочные и земляные работы, устройство свайного поля, ведутся арматурные и бетонные работы по резервуарам, мембранным фильтрам, первичным отстойникам и другим емкостным сооружениям; в соответствии с технологией производства работ все бетонные работы должны иметь непрерывный цикл их выполнения и в случае не доведения монолитных бетонных емкостных сооружений до 100%-й готовности они не будут соответствовать требованиям строительных норм и правил по герметичности, водонепроницаемости и прочности. Кроме того, в случае приостановления работ по возведению указанных железобетонных сооружений на срок более одного месяца в рамках исполнения судебного определения данные действия приведут к нарушению технологического процесса, что в свою очередь повлечет необходимость демонтажа незаконченных железобетонных монолитных емкостных сооружений, что не предусмотрено проектной документацией и потребует дополнительного финансирования строительства объекта. Все это приведет к срыву сроков строительства, что может повлечь не освоение выделенных лимитов бюджетного финансирования и последующему возврату выделенных бюджетных средств в бюджет.
В подтверждение своего заявления Администрация Советского городского округа представила календарный график выполнения работ по строительству выше указанного объекта, согласно которому работы должны быть выполнены в срок с марта 2011 года по ноябрь 2013 года; справки о стоимости работ и затрат и акты выполненных АО "Паневежио статибос трестас" за период с марта по апрель 2011 года работ на общую сумму 49 870 856 руб.
Принимая во внимание социальную значимость строящегося объекта для населения региона и имеющуюся угрозу возникновения экологического вреда для реки Неман, Куршского залива и Балтийского моря, необходимость предотвращения нарушения публичных интересов, а также учитывая, что указанные выше обстоятельства, являются новыми, и не были известными суду ранее, суд первой инстанции пришел к выводу, что сохранение ранее принятых обеспечительных мер не будет направлено на обеспечение баланса интересов сторон и может негативно затронуть права третьих лиц.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Из содержания статьи 97 АПК РФ следует, что обеспечение иска может быть отменено, в том числе в случае, когда отпали основания, по которым были приняты обеспечительные меры, либо после принятия таких мер появились обстоятельства, обосновывающие отсутствие необходимости в сохранении обеспечения.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба ФАС России удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Калининградской области от 06 мая 2011 года по делу N А21-1628/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1628/2011
Истец: ОАО "Мостостроительный трест N 6", ФАС России, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная антимонопольная служба России
Ответчик: Администрация Советского ГО, Администрация Советского городского округа, АО "Паневежио статибос трестас", АО "Паневежио статибос трестас" - Калининградский филиал, Единая комиссия по размещению муниципального заказа г. Советска, МУ "Центр капитального строительства"
Третье лицо: ОАО "Мостостроительный трест N 6", ООО "Ветлан-строй"