г. Санкт-Петербург
29 марта 2011 г. |
Дело N А56-51600/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Соболевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1845/2011) ООО "Балтийские магистральные нефтепроводы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2010 г.. по делу N А56-51600/2010 (судья Изотова С.В.), принятое
по заявлению ООО "Балтийские магистральные нефтепроводы"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области
о признании незаконным бездействия
при участии:
от истца: представителя Вахругиевой О.В. по доверенности от 07.10.2010 г..;
представителя Терентьевой С.Н. по доверенности от 14.03.2011 г..;
от ответчиков: представителя Скворцовой М.В. по доверенности от 09.11.2010 г..;
представителя Негаевой К.И. по доверенности от 29.09.2010 г..;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтийские магистральные нефтепроводы" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - Управление), выраженного в непредставлении Обществу на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Осинорощинское лесничество кв. N 95, м/д д. Лупполово и д. Вартемяги, 485 м к югу от Приозерского шоссе, кадастровый номер 47:07:04-78-001:0109, обязании Управления рассмотреть заявку на приватизацию указанного земельного участка, вынести решение и направить указанное решение с проектом договора купли-продажи названного земельного участка.
Определением от 26.10.2010 процессуальный статус лиц, участвующих в деле, определен: общество с ограниченной ответственностью "Балтийские магистральные нефтепроводы" - заявитель; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ) - заинтересованные лица.
Решением от 14.12.2010 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - Управление), выраженного в непредставлении Обществу на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Осинорощинское лесничество кв. N 95, м/д д. Лупполово и д. Вартемяги, 485 м к югу от Приозерского шоссе, кадастровый номер 47:07:04-78-001:0109, обязать устранить допущенные нарушения, полагая, что Общество как собственник объекта недвижимости имеет право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в Управление полный пакет документов, предусмотренных Перечнем, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г.. N 370.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить без изменения решение, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжений ТУ ФАУГИ по Ленинградской области от 03.10.2005 г.. N 154 и от 26.10.2005 г.. N 181 между Управлением и Обществом заключен договор от 14.11.2005 г.. N 78-Н/1594.05 аренды земельного участка площадью 11 га, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, Осинорощинское лесничество, квартал N 95, между д. Лупполово и д. Вартемяги в 485 м к югу от Приозерского шоссе, кадастровый номер 47:07:04-78-001:0109 под строительство и эксплуатацию нефтеперекачивающей станции.
Пунктом 2.1 договора установлен срок его действия до 25.10.2054г.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 22.06.2006 г.. серии 78-АА N 905136, 905175, 905177, 905178, 905179, 905182, 905181, 905156, 905158, 905157, 905159, 905184, 905185, 905192, 905141, 905151,905191,905144, 905143 Обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: здание блока системы сглаживания волн давления, здание дизельной электростанции, здание закрытой стоянки техники с ремонтным боксом, здание котельной, здание магистральной насосной, здание насосной станции 1-го подъема Лит. Л1, здание насосной станции 1-го подъема Лит. Л, здание насосной станции 2-го подъема с установкой водоочистки, здание операторной, ЗРУ-6 кв, КТП, здание насосной станции пожаротушения с ЩСУ, здание служебно-бытового корпуса с караульным помещением и узлом связи, склад кислородных и пропановых баллонов, здание биологической очистки, заглубленный склад, трансформаторная подстанция ТМ-1000, подъездная автодорога, вынос ВЛ-10 кВ из зоны строящихся узлов пропуска СОД, узел пропуска СОД Ду 720 мм, узел пропуска СОД Ду 1 020 мм, расположенные по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Лупполово, НПС "Сестрорецкая".
02.06.2009 Общество обратилось в Управление с заявкой на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка площадью 110 000 кв. м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Осинорощинское лесничество кв. N 95, м/д д. Лупполово и д. Вартемяги, 485 м к югу от Приозерского шоссе, кадастровый номер 47:07:04-78-001:0109, занятого нефтеперекачивающей станцией "Сестрорецкая".
Письмом от 29.07.2009 N 21-8563/090-1 Управление указало Обществу, что для рассмотрения вопроса о возможности приватизации спорного земельного участка необходимо устранить следующие замечания в отношении представленных документов: в представленных документах отсутствуют сведения о расположенных на данном земельном участке зданиях, строениях, сооружениях; невозможно однозначно утверждать, что указанные объекты недвижимости расположены на испрашиваемом участке; отсутствует государственная регистрация права федеральной собственности; Обществу предложено дополнительно представить в адрес Управления кадастровый паспорт земельного участка с отмеченными в разделах В2, В3 зданиями, строениями, сооружениями; решение в письменной форме соответствующего органа управления Общества о приобретении имущества либо уведомление, что сделка по приобретению в собственность названного земельного участка не является крупной в соответствии с учредительными документами Общества; документы, необходимые для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. 08.10.2009 г.. Общество повторно обратилось в Управление с заявлением о принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка с приложением справки о сделке от 26.08.2009N 12-17/11002, письма Ленинградского областного государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости от 21.08.2009 N 474-и, согласно которой на спорном земельном участке расположены 19 объектов недвижимости, письма ТУ Росимущества от 29.07.2009 г.. N 21 N 21-8563/090-1. Письмом от 13.11.2009 N 21-12697/090-1 Управление сообщило Обществу о необходимости представления кадастрового паспорта земельного участка с отмеченными в разделах В2, В3 зданиями, строениями, сооружениями; документа, подтверждающего, что объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Обществу, идентичны объектам недвижимости, указанным в разделе В3 кадастрового паспорта земельного участка; заключения Управления Роснедвижимости по Ленинградской области либо его территориального отдела, по месту расположения земельного участка, о существующих в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ограничениях оборотоспособности земельного участка, а также о наличии обременений. Письмом от 10.12.2009 г.. N 12-17/5976 о выкупе земельного участка Общество указало Управлению, что отсутствие на кадастровом плане объектов недвижимости не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, представив акт ввода от 19.04.2006, договор от 14.11.2005 г.. N 78-н/1594.05, выписку из Единого государственного реестра прав на земельный участок, постановление от 17.08.2004 N 4345/04 и письмо от 02.03.2009 N Д23-523.
Письмом от 30.04.2010 N 21-15544/09-0-1 Управление указало, что для рассмотрение вопроса о завершении приватизации спорных земельных участков Обществу необходимо представить документы, позволяющие идентифицировать объекты недвижимости на выкупаемом земельном участке, поскольку указанные в представленном кадастровом паспорте сведения недостаточны для идентификации расположенных на нем зданий, строений, сооружений; обосновать площадь земельного участка, необходимую для использования объектов недвижимости; представить выписку из реестра федерального имущества в отношении земельных участков с кадастровым номером 47:07:10-18-002:0002; 47:27:01-22:0003; 47:07:04-78-001:0109 в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества". Письмом от 08.07.2010 N 12-17/9519 Общество вновь обратилось с заявлением о выкупе земельного участка.
Управление письмом от 30.07.2010 N 21-948/09-1-1 указало на то, что Обществом не полностью устранены вышеуказанные замечания, что препятствует принятию решения о приватизации земельного участка до устранения указанных замечаний. Полагая бездействие Управления незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не представил надлежащих доказательств того, что площадь испрашиваемого в собственность земельного участка определена в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации; представленные Обществом документы содержат противоречивые сведения об объектах недвижимости, находящихся на спорном земельном участке.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Пунктами 5 - 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Согласно пункту 7 данной статьи границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", следует, что согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Вопреки выводу суда первой инстанции, испрашиваемый земельный участок предоставлен Обществу в аренду не только под строительство, но и для эксплуатации нефтеперекачивающей станции, что следует из пункта 1.1 договора аренды.
Из пояснительной записки к землеустроительному делу N 325 (т. 2 л.д. 6) следует, что земельный участок площадью 11,0 га формировался на период эксплуатации объекта (в том числе под площадку НПС "Сестрорецкая" - 6,60 га, под подъездную автодорогу- 3,09 га, под насосную станцию I -го подъема - 1,10 га, под узлы пропуска СОД (камеры очистки и диагностики) - 0,20 га, опоры к ВЛ-10 кВ-10 кВ - 0,01га).
Указанные объекты принадлежат истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Законченный строительством объект НПС "Сестрорецкая" принят в эксплуатацию на основании акта приемочной комиссии от 19.04.2006гю N 9.14.
Нельзя признать обоснованным и вывод суда первой инстанции о противоречивости сведений об объектах недвижимости, находящихся на спорном земельном участке, со ссылкой на вышеуказанный акт приемки, поскольку акт содержит как перечень принятых в эксплуатацию объектов недвижимости, так и иных сооружений, не являющихся недвижимым имуществом.
Справками ГУП "Леноблинвентаризация" от 30.06.2010 г.. N 112 и от 21.08.2009 г.. N 474-и подтверждается как фактическое расположение объектов Общества на спорном земельном участке, так и отсутствие объектов, принадлежащих третьими лицами.
Исходя из изложенного, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2010 г.. по делу N А56-51600/2010 отменить.
Признать незаконным бездействие ТУ ФАУГИ в ЛО, выраженное в непредставлении ООО "Балтнефтепровод" на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 47:07:04-78-001:0109 общей площадью 110 000 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Осинорощинское лесничество, квартал N 95, между д. Лупполово и д. Вартемяги в 485 м. к югу от Приозерского шоссе.
Обязать ТУ ФАУГИ в ЛО подготовить и направить ООО "Балтнефтепровод" проект договора купли - продажи земельного участка.
Взыскать с ТУ ФАУГИ в ЛО в пользу ООО "Балтнефтепровод" 2 000 руб. расходов по госпошлине по иску, 2 000 руб. расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51600/2010
Истец: ООО "Балтийские магистральные нефтепроводы"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации
Третье лицо: ТУ ФАУГИ по Санкт-Петербургу, УФССП по СПб. Камбулатову Болату Нажмутдиновичу
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2012 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1845/11
17.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13264/11
29.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13264/11
18.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5672/11
29.03.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1845/11