г. Владивосток |
Дело |
21 октября 2011 г. |
N А51-11039/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.А. Симоновой
судей З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.В. Ивановой
при участии
от Дачного некоммерческого товарищества "Лазурный берег": Ермолаев В.М., доверенность от 11.06.2011, сроком действия на 1 год, паспорт;
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Крахмалова Е.С., доверенность от 23.12.2010 N 29/03-20-22146, сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 1243,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-6966/2011
на решение от 05.09.2011
судьи Нестеренко Л.П.
по делу N А51-11039/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Лазурный берег" (ИНН 2538134950, ОГРН 1102538000454)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Лазурный берег" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выраженного в письме от 16.06.2011 N 29/06/02-14/10345 об отказе в предоставлении ДНТ "Лазурный берег" в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 25:28:050086:132 и обязании Департамент принять решение о предоставлении в аренду Дачному некоммерческому товариществу "Лазурный берег" для ведения дачного хозяйства этого земельного участка и договор аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:050086:132.
Решением суда от 05.09.2011 г.. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, его использование для ведения дачного хозяйства допускается, ввиду чего Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля Приморского края правомочен распоряжаться им, не имел законных оснований для отказа в предоставлении его в аренду ДНТ "Лазурный берег". Вместе с тем, требование об обязании Департамента заключить с ДНТ "Лазурный берег" договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:050086:132 оставить без рассмотрения.
Департамент, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает, что предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства регулируется не только статьей 34, но и Федеральным законом N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан". Поскольку земельный участок товариществу предоставляется впервые, согласно ст.12 Федерального закона N 66-ФЗ, для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений необходимо зонирование территорий с определением места нахождения, площадей и целевого назначения земельных участков, разрешенного использования земельных участков, а также сведений о правах о правах на земельные участки которые могут быть предоставлены в собственность граждан в конкретной зоне. В силу ст.14 Закона N 66-ФЗ, выбор земельных участков осуществляется из земель, включенных в фонд перераспределения земель. Предоставление участков для ведения дачного хозяйства за счет иных земель законом не предусмотрено. Поскольку при утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского ГО, органом местного самоуправления такие земли предусмотрены не были, таким образом, до внесения изменений в ПЗЗ предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства объединениям граждан невозможно. Также Департаментом указано на отсутствие утвержденного органом местного самоуправления списка членов товарищества. Возлагая на Департамент обязанность принять решение о предоставлении земельного участка, суд нарушил установленную предусмотренную законодательством Приморского края компетенцию органов исполнительной власти в области земельных отношений, поскольку решение об отказе в предоставлении земельного участка Департаментом уже было принято. Считает, что суд не вправе вмешиваться в деятельность государственных органов и подменять своими решениями уполномоченный орган.
Представитель Департамента в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель ДНТ "Лазурный берег" на доводы жалобы возразил, согласно отзыву считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в связи со следующим.
Дачное некоммерческое товарищество "Лазурный берег" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Первореченскому району г. Владивостока 03.02.2010, о чем выдано свидетельство серии 25 N 003329085.
18.02.2010 г.. ДНТ "Лазурный берег" обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края, с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 50002 кв.м., расположенного по адресу г. Владивосток, в районе ул. Артековская, 20 для ведения дачного хозяйства.
Департамент письмом от 23.12.2010 N 29/06-18-22167 во исполнение решения Арбитражного суда Приморского края от 08.12.2010 по делу N А51-13585/2010 обратился в Администрацию г. Владивостока за утверждением схемы расположения испрашиваемого Товариществом земельного участка.
Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока от 05.05.2011 N 980, во исполнение решения Арбитражного суда Приморского края от 04.04.2011 по делу N А51-1282/2011, была утверждена схема расположения спорного земельного участка.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю 19.05.2011 произвело постановку на государственный кадастровый учет данного земельного участка, присвоив ему кадастровый номер 25:28:050086:132.
Письмом от 16.06.2011 N 29/06/02-14/10345 Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края отказал Товариществу в предоставлении в аренду спорного земельного участка.
ДНТ "Лазурный берег" посчитало, что решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, и оспорило данное решение в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 1 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Закон N 66-ФЗ) под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу статьи 7 Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе в числе прочего, осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 этой же нормы права).
В соответствии с пунктом 2.2.5 постановления администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па "О переименовании департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и об утверждении Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края", полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (находящимися в ведении Приморского края), за исключением земельных участков, подлежащих приватизации в соответствии с Программой приватизации государственного имущества Приморского края на соответствующий, закреплены за Департаментом.
В силу статьи 7 Земельного кодекса РФ все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Категория земель - это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения.
Названная правовая норма выделяет семь категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Частью 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Из материалов дела судом установлено, что земельный участок, площадью 50002 кв.м., расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Артековская, 20 находится на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, относится к жилой зоне (Ж-1) и предназначен для застройки индивидуальными жилыми домами.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, в том числе лесном реестре. Только сведения из государственного кадастра недвижимости подтверждают юридический факт категории земель, к которой относится определенный земельный участок.
Так, обстоятельство нахождения испрашиваемого земельного участка на землях населенного пункта подтверждается кадастровым паспортом от 19.05.2011 N 25/00-11-48432, согласно которому видом разрешенного использования является: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
Статьей 84 Земельного кодекса РФ установлен порядок установления или изменения границ населённых пунктов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков и подлежит согласованию в порядке установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что с принятием Думой г. Владивостока 15.09.2008 решения N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010, а также постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па, которым была утверждена схема территориального планирования Приморского края были отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности.
Судом установлено и не оспаривается Департаментом, что испрашиваемый ДНТ "Лазурный берег" земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), что свидетельствует о его отнесении к землям населённых пунктов.
Доказательств того, что процедура утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа была нарушена, в деле не имеется, следовательно, данный документ является доказательством перевода земель или земельных участков в категории земель, предусмотренные статьей 85 ЗК РФ.
Довод жалобы о том, что земельные участки для ведения дачного хозяйства предоставляются только из фонда перераспределения земель, подлежит отклонению на основании следующего.
Согласно статье 80 ЗК РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель, который формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:
1) при добровольном отказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Таким образом, Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляет порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, но не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу. Иное толкование статьи 14 данного Закона противоречило бы самому смыслу закона, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.
Письмом от 04.07.011 N 7862Д первый заместитель администрации г. Владивостока разъяснил, что фонд перераспределения земель в г. Владивостоке отсутствует, и вся территория полуострова Муравьева-Амурского отнесена к землям населенных пунктов.
Кроме того, создание фонда перераспределения земель в составе земель населенных пунктов законодательством не предусмотрено.
На этом основании довод жалобы со ссылкой на муниципальный правовой акт от 11.04.2011 N 302-МПА "Нормативы организации и застройки территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории г. Владивостока", утвержденный решением Думы г. Владивостока от 31.03.2011 N 652, отклоняется как необоснованный.
Также коллегия считает необоснованными доводы ответчика относительно непредоставления ДНТ "Лазурный берег" списков членов товарищества, и протокола общего собрания членов ДНТ, закрепляющего коллективное решение о предоставлении земельного участка в аренду, поскольку исходя из положений статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" такая обязанность членов товарищества не предусмотрена.
Так, в силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 настоящей статьи).
Систематическое толкование выше приведенных норм права, с учетом положений пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона позволяет прийти к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством утверждение списков дачного некоммерческого товарищества не требуется. Таким образом, непредставление списков членов товарищества и протокола общего собрания членов СНТ, не может являться основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого товариществом земельного участка.
Относительно довода жалобы о том, что, возложив на Департамент обязанность принять решение о предоставлении земельного участка, суд вмешался в деятельность государственных органов и фактически подменил своим решением уполномоченный орган, коллегия отмечает следующее.
Так, при рассмотрении дела, возникшего в связи с оспариванием гражданином или юридическим лицом законности ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, необходимо учитывать, что в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В рассматриваемом случае, суд установил, что решение Департамента, выраженное в письме от 16.06.2011 N 29/06/02-14/10345 об отказе в предоставлении ДНТ "Лазурный берег" земельного участка не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и на основании части 2 ст.201 АПК РФ признал его незаконным.
Таким образом, возлагая на Департамент обязанность принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, суд исходил из положений части 5 статьи 201 АПК РФ требующей восстановить нарушенное в результате незаконно принятого решения право заявителя, в связи с чем довод жалобы о том, что суд подменил собой орган исполнительной власти сделан при неправильном толковании норм процессуального права и подлежит отклонению.
Установив, что судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции в удовлетворении апелляционной жалобы отказывает. Решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05 сентября 2011 г.. по делу N А51-11039/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11039/2011
Истец: Дачное некоммерческое товарищество Лазурный берег
Ответчик: Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края