г. Санкт-Петербург
19 октября 2011 г. |
Дело N А56-10232/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Коросташовым А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12477/2011) Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2011 по делу N А56-10232/2011(судья Воробьева Ю.В.), принятое
по заявлению ООО "Фирма "ЛИНК"
к Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
3-е лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области
о признании действий незаконными
при участии:
заявителя: представителей по доверенностям от 04.03.2010 г.. Карпычева Ф.П., от 14.04.2011 г.. Жук К.В.
от ответчика: представителя по доверенности от 07.04.2011 г.. Киршенмана Е.В.
от 3-го лица: не явился (извещен)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Фирма "ЛИНК" (ОГРН 1057811256359, находящееся по адресу: 198096, г. Санкт-Петербург, ул. Кронштадтская, д. 5) (далее - Общество)обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (ОГРН 1064703000911, находящейся по адресу: 188643, Ленинградская область, Всеволожский район, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138) (далее - Администрация) в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 1,68 га в промзоне "Янино" на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В целях устранения допущенных нарушений Общество просило обязать Администрацию в месячный срок со дня принятия решения утвердить и выдать Обществу схему расположения земельного участка площадью 1,68 га в промзоне "Янино" на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Определением от 21.04.2011 г.. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области (далее - Учреждение).
Решением от 01.06.2011 г.. заявленные требования удовлетворены полностью. Администрация обязана в месячный срок утвердить и выдать Обществу схему расположения земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из положений п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, устанавливающих месячный срок для утверждения и выдачи заявителю органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, отклонив доводы Администрации о невозможности однозначно определить местоположение границ принадлежащего Обществу земельного участка.
В апелляционной жалобе, поданной Администрацией, ответчик просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие обстоятельствам дела выводов суда, изложенных в решении, указав на неправильную оценку судом содержания письма N 3655/01-15 от 12.01.2011 г.. с обоснованием невозможности оценить местоположения земельного участка.
Кроме того, Администрация указала на пропуск Обществом установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ трехмесячного срока на оспаривание действий (бездействий) Администрации, исчисляя его с 04.08.2010 г.. - даты обращения с заявлением и применяя месячный срок, установленный п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ. По мнению подателя жалобы, срок на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением истек 04.12.2010 г..
Общество в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, считая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Администрации апелляционную жалобу поддержал, доводы жалобы подтвердил, а представители Общества возражали против удовлетворения жалобы.
Учреждение, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено в решении и подтверждается материалами дела, 04.08.2010 г.. Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 1,68 га, расположенного в промзоне "Янино", принадлежащего Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования для строительства коммунально-складской базы на основании Свидетельства о праве собственности на землю ЛО 04-01-000588 от 27.01.1993 (вх. N 3655/01-15).
Поскольку государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен, Общество в указанном заявлении просило Администрацию утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
12.01.2011 г.. Администрация направила в адрес заявителя письмо исх. N 3615/01-15, в котором указала на невозможность подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку приложенные к заявлению план границ землепользования, составленный в 1992 г.., и свидетельство о праве постоянного пользования, выданное 27.01.1993 г.., не позволяют однозначно определить местоположение границ участка Общества. Администрация предложила Обществу выполнить кадастровую съемку территории с указанием границ участка по фактическому пользованию.
Посчитав указанные действия Администрации не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, которое удовлетворено судом.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для госорганом, органом местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействий), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
В обоснование невозможности утверждения и выдачи схемы положения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории Администрация привела следующие доводы:
- невозможность подготовки схемы в связи с недостаточностью представленных Обществом сведений и документов;
- земельный участок, предоставленный Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования Обществом фактически не использовался более 15 лет, работы по межеванию земельного участка не проводились, границы земельного участка в натуре не определены;
- в нарушение утвержденного постановлением Администрации от 07.10.2009 г.. N 2436 перечня документов, прилагаемых к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастром плане, Обществом к заявлению не приложены план (карта) кадастрового квартала, на которой нанесены границы испрашиваемого земельного участка, а также все участки, стоящие на кадастром учете;
- отсутствует кадастровая съемка участка - чертеж в масштабе 1:500 (действительна в течение 2 лет), согласованная с действующим главой Администрации или исполняющим обязанности главы Администрации поселения на день подачи заявления, и акт согласования границ участка со смежными землепользователями.
Приведенные Администрацией доводы подтвердились в ходе судебного разбирательства по жалобе.
Статьей 36 Земельного кодекса РФ установлен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Пунктом 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как следует из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, промзона "Янино" принадлежит Обществу на праве постоянного (бессрочного), что подтверждается Свидетельством о праве собственности на землю от 27.01.1993 ЛО 04-01-000588.
К заявлению от 04.08.2010 г.. о предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 1,68 га в промзоне "Янино", принадлежащего Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, приложены документы по состоянию на 1993 год - Свидетельство, являющееся временным документом, от 27.01.1993 г.. и план границ землепользования, составленный в 1992 году.
Схема расположения земельного участка на кадастром плане территории Обществом не изготавливалась и для утверждения не представлялась.
Поскольку Общество не осуществляет фактическое владение указанным в Свидетельстве от 27.01.1993 г.. земельным участком, оно не обладает сведениями о границах земельного участка. Приложенные к заявлению документы и имеющиеся в деле материалы по оформлению отвода земельного участка по состоянию на 1992 год не позволяют определить местоположение границ земельного участка по состоянию на дату обращения.
Обстоятельства, связанные с землепользованием в промзоне "Янино", установлены судебными актами по делу N А56-14084/2010, рассмотренными с участием Общества, в том числе имеющимся в деле постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 г..
Данные обстоятельства подтверждают обоснованность доводов Администрации о невозможности определить местоположение границ земельного участка, указанного в Свидетельстве.
При таких обстоятельствах действия Администрации не могут быть признаны противоречащими п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в связи с чем жалоба подлежит удовлетворению.
Поскольку Администрация правомерно не совершила действий, указанных в ст. 36 Земельного кодекса РФ, суд не допустил ошибки, оценив письмо Администрации от 12.01.2011 г.. как фактический отказ от утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка. Заявитель обратился в арбитражный суд 05.03.2011 г.. в пределах установленного ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срока.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2011 г.. по делу N А56-10232/2011 отменить.
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью Фирма "ЛИНК" (ОГРН 1057811256359, находящееся по адресу: 198096, г. Санкт-Петербург, ул. Кронштадтская, д. 5) отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Фирма "ЛИНК" (ОГРН 1057811256359, находящееся по адресу: 198096, г. Санкт-Петербург, ул. Кронштадтская, д. 5) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2000 руб. 00 коп.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10232/2011
Истец: ООО "Фирма "ЛИНК"
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области