г. Чита |
Дело N А19-14560/2009 |
"28" мая 2010 года |
|
Резолютивная часть постановления вынесена 24 мая 2010 года.
Полный текст изготовлен 28 мая 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Даровских К.Н., Капустиной Л.В.,
при ведении протокола судьей Ошировой Л.В.,
без участия лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А19-14560/2009 по иску общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр ЗМЗ" к Министерству финансов Иркутской области о взыскании 502 275,10 руб.,
суд первой инстанции: судья Михайлова В.В.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Региональный центр ЗМЗ" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к ОГПС МЧС России по Иркутской области о взыскании задолженности за поставленный товар в размере 472 472 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 29 803,10 руб. (с учетом уточнения).
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял состав лиц, участвующих в деле, в окончательном варианте предъявил требование к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области.
23 ноября 2009 года Арбитражный суд Иркутской области принял решение, согласно которому в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с судебным актом суда первой инстанции, обжаловал решение в порядке апелляционного производства. В обоснование доводов по апелляционной жалобе указано на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, исследование обстоятельств дела не в полном объеме. По мнению заявителя, обязательства по оплате, предусмотренные государственным контрактом, в рамках которого возник спор, подлежат исполнению Министерством финансов Иркутской области. Так, в пункте 4.4 государственного контракта N 1000 от 20.10.2008 указано, что оплата поставляемого товара осуществляется за счет областного бюджета. В силу положений статьи 532 ГК РФ при оплате покупателем товаров по договору поставки для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя. Также заявитель ссылается на то, что государственный контракт заключен в рамках Соглашения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 382 от 22.05.2008 и обязательства по оплате товара наряду с получением товара по данному контракту должно нести публично - правовое образование - Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области. Заявитель жалобы просит решение отменить, взыскать с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области 472 472 руб. - задолженность за поставленный товар, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 29 852,04 руб., расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 11 523,24 руб.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 в связи с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ "1 Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области", апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области требования истца оспорила в полном объеме, представила отзыв, в котором указала, что она не является стороной государственного контракта, в связи с чем на нее не может быть возложена обязанность по оплате. Также ответчик отметил, что исполнение бюджета 2009 г. происходит затруднительно, в связи с отсутствием денежных средств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Изучив исковое заявление, исследовав материалы дела и возражения третьего лица: ГУ "1 Отряд государственной противопожарной служба МЧС России по Иркутской области", арбитражный апелляционный суд считает требования ООО "Региональный центр ЗМЗ" подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между ООО "Региональный центр ЗМЗ" (поставщиком, истцом) и ОГПС МЧС России по Иркутской области 20.10.08. (покупателем) заключен государственный контракт N 1000 на поставку запчастей, согласно которому поставщик передает, а покупатель обязуется принять и оплатить автозапчасти ЗИЛ в соответствии с приложением N 1 к контракту.
Срок поставки - до 20.11.08., стоимость товара - 472472 руб., оплата товара производится безналичным расчетом путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика по факту поставки товара до адреса заказчика, в срок, не позднее 30 числа месяца, следующего за расчетным.
Товар покупателем принят, что подтверждается товарной накладной от 06.11.08., подписанной поставщиком и покупателем, доверенностью ОГПС МЧС России по Иркутской области N 280 от 06.11.08., однако до настоящего времени оплата не произведена.
В связи с неоплатой товара истец, на основании ст. 395 ГК РФ начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 29803 руб. 10 коп.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истец 25.05.09. направил ОГПС МЧС России по Иркутской области претензию с требованием погашения задолженности, в ответ на которую ОГПС МЧС России по Иркутской области сообщил, что невыполнение им принятых на себя обязательств вызвано отсутствием финансирования из бюджета Иркутской области.
Полагая, что надлежащим должником в обязательстве по оплате поставленного товара в рамках государственного контракта N 1000 от 20.10.2008 является Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области, истец просит взыскать задолженность и проценты за пользование чужими денежными средствами за счет бюджетных средств Иркутской области.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
По результатам проведенного открытого аукциона 20 октября 2008 года ООО "Региональный центр ЗМЗ" (поставщик) и Отряд государственной противопожарной служба МЧС России по Иркутской области (заказчик) заключили государственный контракт N 1000 на поставку автозапчастей.
В соответствии с пунктом 1.1 названного контракта поставщик передает, а заказчик обязуется принять и оплатить товар (автозапчасти ЗИЛ), указанный в приложении N 1. Согласно товарной накладной от 06.11.2008 товар принят представителем заказчика, действовавшим на основании доверенности от 06.11.2008 N 280. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Неоплата товара послужила основанием для обращения ООО "Региональный центр ЗМЗ" в арбитражный суд с настоящим иском, при рассмотрении которого по ходатайству истца была произведена замена ненадлежащего ответчика - Отряда государственной противопожарной служба МЧС России по Иркутской области на надлежащего - Иркутскую область в лице Министерства финансов Иркутской области.
В соответствии со статьей 486 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено договором.
Согласно пункту 4.1 контракта цена товара составляет: 472 472 руб., цена контракта указана с учетом затрат на доставку, страхование, уплату налогов, сборов и других обязательственных платежей, т.е является конечной.
Оплата производится в следующем порядке: безналичным расчетом путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный поставщиком в настоящем контракте. Оплата производится по факту поставки (пункт 4.2 договора), в срок не позднее 30 числа месяца, следующего за расчетным.
Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области после получения товара не оплатил его, в связи чем у него образовалась задолженность в размере 472 472 руб., за взысканием которой истец обратился в судебном порядке.
В соответствии с приказом МЧС России от 28.08.08 N 507 "О подразделениях федеральной противопожарной службы" ОГПС МЧС России по Иркутской области переименовано в ГУ "1 ОФПС по Иркутской области".
Оспаривая заявленные требования, ГУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" указал, что контракт заключался в пределах переданных ему государственных полномочий, в интересах Иркутской области с обязанностью оплаты из средств областного бюджета, в связи с чем надлежащим ответчиком по настоящему делу должна выступать Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области. В обоснование своих доводов представил протокол заседания котировочной комиссии от 08.08.2008 на поставку автозапчастей, который приобщен к материалам дела.
Оценив доводы истца и ГУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" суд апелляционной инстанции находит иск обоснованным.
В силу статьи 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 г.. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.
В материалы дела представлено соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий и Администрацией Иркутской области о передаче друг другу осуществления части полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектам.
Согласно условий названного соглашения Администрация Иркутской области передает, а МЧС принимает полномочия, реализуемые за счет средств областного бюджета, в том числе по: организации тушения пожаров; обеспечению организационного, правового, финансового, материально-технического сопровождения передаваемых полномочий; выступлению от имени Иркутской области в качестве государственного заказчика Иркутской области на поставку товаров; выступлению в качестве главного распорядителя средств областного бюджета в отношении ассигнований, выделяемых из областного бюджета на осуществление передаваемых МЧС России полномочий. Администрация, в свою очередь, обеспечивает в установленном законом порядке финансовыми и материально-техническими средствами осуществление части полномочий, передаваемых МЧС России.
Заключая 20 октября 2008 г. государственный контракт N 1000 на поставку автозапчастей ЗИЛ стороны исходили из наличия у Отряда государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области соответствующих полномочий, полученных на основании указанного выше соглашения, о чем свидетельствуют, в том числе цели самого контракта, а также пункт 4.4 контракта, согласно которому оплата производится за счет средств областного бюджета.
Вместе с тем, несмотря на передачу отдельных полномочий МЧС России и необходимостью их финансирования, денежные средства на исполнение заключенного 20 октября 2008 г. государственного контракта N 1000 на поставку автозапчастей ЗИЛ, переданы не были, оплата ООО "Региональный Центр ЗМЗ" не была произведена.
Как указало третье лицо - ГУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" в настоящее время соглашение о передаче друг другу части полномочий не действует, Правительство Иркутской области самостоятельно реализует возложенные на него полномочия путем создания областных структур.
ОГПС МЧС России приказом МЧС России переименовано в Государственное учреждение "1 ОФПС по Иркутской области" последнее не включено в реестр бюджетополучателей Иркутской области и не может получать финансирование от Правительства Иркутской области. Таким образом, ГУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" в настоящее время не имеет возможности получить какие-либо денежные средства из областного бюджета на исполнение государственного контракта N 1000 от 20.10. 2008 г.
Все поступившие бюджетные средства в размере 56 888 257 руб. 95 коп., распределены ответчиком по назначению, о чем свидетельствует приобщенная к материалам дела справка об использовании бюджетных средств в 2008 г. по статье расходов 310 "Увеличение стоимости основных средств".
Так, лимиты финансирования отрядов из областного бюджета, с учетом условий Соглашения, были определены и предусмотрены в бюджете области на 2008 год.
Поставленные автозапчасти ЗИЛ, стоимость которых заявлена к взысканию по настоящему иску, является собственностью Иркутской области.
Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области, оспаривая требования истца, пояснила, что она не является стороной государственного контракта, её вина отсутствует, также отметила, что исполнение бюджета 2009 г. в настоящее время затруднительно.
Вместе с тем, по мнению суда, недофинансирование или нефинансирование не является основанием для не исполнения ответчиком принятых на себя обязательств.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения получателя товара от его оплаты.
Учитывая, что заключение контракта произведено в рамках переданных полномочий и в соответствии с целями и условиями контракта (пункт 4.2 контракта) апелляционный суд считает, что обязанность по оплате стоимости полученных Иркутской областью автозапчастей ЗИЛ должна быть возложена на Иркутскую область в лице Министерства финансов Иркутской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Материалами дела подтверждено, что ответчиком была допущена просрочка при перечислении денежных средств на расчетный счет истца.
Таким образом, суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ оценил представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, признает требования истца правомерными по праву.
Вместе с тем, расчет процентов произведен истцом с 31.12.2008 по 21.07.2009, исходя из ставки рефинансирования 11%, тогда как на момент уточнения исковых требований - 29.10.2009 ставка рефинансирования составляла 10%. Расчет процентов произведен судом апелляционной инстанции по следующей формуле:
Сумма долга: средняя величина для обозначения количества дней в году х количество дней просрочки платежа х учетная ставка Банка России.
Таким образом:
При просрочке платежа в количестве 203 дней, учетной ставке Банка РФ на день уточнения иска, 29.10.2009 - 10%, сумме долга 400 400 руб. (без учета НДС), сумма процентов составляет 22 578 руб.11 коп.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению частично в сумме 495 050 руб.11 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд считает необходимым отказать.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2009 года по делу N А19-14560/2009 отменить.
Взыскать с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр ЗМЗ" 472 472 руб. - основного долга, 22 578 руб.11 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, расходы по уплате государственной пошлины в размере 11 357 руб.62 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Обществу с ограниченной ответственностью "Региональный центр ЗМЗ" вернуть из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 122 руб.56 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий: |
Л.В. Оширова |
Судьи |
К.Н.Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14560/2009
Истец: ООО "Региональный центр ЗМЗ"
Ответчик: ГУ "1 Отряд ФПС по Иркутской области", Иркутская область в лице Министерства финансов, Министерство финансов Иркутской области, Отряд Гос-й противопожарной службы МЧС России г. Иркутска