г. Пермь
04 сентября 2009 г. |
Дело N А71-8055/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В. Г.,
судей: Грибиниченко О.Г., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от заявителя Открытого акционерного общества "Бумагоделательного машиностроения" - не явился, извещен
от заинтересованного лица Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике - не явился, извещен
от третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики - не явился, извещен
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 июня 2009 года
по делу N А71-8055/2009,
принятое судьей Лепихиным Д.Е.
по заявлению Открытого акционерного общества "Бумагоделательного машиностроения"
к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике
третье лицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
об уменьшении размера исполнительского сбора
установил:
Открытое акционерное общество "Бумагоделательного машиностроения" (далее - общество, ОАО "Буммаш") обратилось в арбитражный суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, подлежащего взысканию по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Козыревой Л.М. (далее - Межрайонный отдел) от 02.06.2009, на одну четверть - на сумму 100 444 руб. 81 коп.
Взыскателем по исполнительному производству является Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики.
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 июня 2009 года заявленные требования общества удовлетворены: уменьшен размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Козыревой Л.М. от 02.06.2009 в рамках исполнительного производства N 94/17/8747/12/2009 по взысканию задолженности с ОАО "Буммаш" до 100 444, 81 руб.
Не согласившись с решением суда, Межрайонный отдел обратился с жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, общество не представило доказательств невозможности исполнения требования исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, доказательств обращения должника в службу судебных приставов с заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта, доказательств отсутствия вины общества, доказательств его тяжелого материального положения, что послужило основанием для применения мер в виде взыскания исполнительского сбора в максимальном размере.
Кроме того, суд, по мнению заявителя жалобы, необоснованно сослался на Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 года N 13-П, поскольку в данном судебном акте рассматривался вопрос о конституционности положений ФЗ от 21.07.1997 года N 119-ФЗ, которые значительно отличаются от требований ФЗ от 02.10.2007 года N 229-ФЗ.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что судом установлено наличие обстоятельств, предусмотренных ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ, позволяющих снизить исполнительский сбор.
Взыскатель не представил отзыв на апелляционную жалобу, что в силу п. 1 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явились, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 27.02.2009 судебным приставом- исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Козыревой Л.М. на основании исполнительного листа N 29867 от 15.12.2008, выданного Арбитражным судом Удмуртской Республики, возбуждено исполнительное производство N 94/17/8747/12/2009 о взыскании страховых взносов в размере 57 69 703, 65 руб.
Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Требования, содержащиеся в исполнительном документе, добровольно не исполнены.
04.05.2009 постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Козыревой Л.М. исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство с присвоением регистрационного номера N 94/17/5050/12/2008-СД.
В связи с неисполнением обществом исполнительного документа в добровольном порядке в соответствии со ст. 112 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" 02.06.2009 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, по которому с общества взыскивается исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой по исполнительному документу суммы, что составило 401 779, 26 руб.
Считая, что размер исполнительского сбора является необоснованно завышенным, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о его уменьшении до 100 444 руб. 81 коп.
Разрешая спор, суд первой инстанции принял во внимание вид деятельности должника и его значимость, его нестабильное материальное положение, характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, а также учел тот факт, что исполнение исполнительного документа в установленный срок в полном объеме было невозможно по объективным причинам и что исполнительский сбор в максимальном размере может привести к снижению экономической деятельности общества.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва, пришел к выводу о том, что решение суда соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
На основании п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (п. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (п. 3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (п. 6).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (п. 7).
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П предусмотренная п. 1 ст. 81 ФЗ "Об исполнительном производстве" сумма исполнительского сбора рассматривается в качестве санкции (меры административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами, а установленный этим положением размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
При рассмотрении заявления о снижении исполнительского сбора суду следует исследовать вопрос вины должника, устанавливать наличие обстоятельств, которые препятствовали своевременному исполнению требований исполнительного документа, размер исполнительского сбора может быть снижен судом при наличии соответствующих оснований.
Судом первой инстанции установлены и учтены следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Бумагоделательного машиностроения" является организацией, осуществляющей теплоснабжение г. Ижевска, имеющей высокую социальную значимость.
Судом также учтено нестабильное материальное положение должника, явившееся причиной неисполнения требования исполнительного документа в добровольном порядке в полном объеме.
Согласно данным бухгалтерского баланса ОАО "Буммаш" на 31.12.2008:
- основные средства составляют 610 956 000 руб.;
- дебиторская задолженность в сумме 748 518 000 руб.;
- кредиторская задолженность в сумме 754 075 000 руб., в том числе задолженность перед персоналом организации в сумме 42 077 000 руб.;
- долгосрочные займы и кредиты в сумме 720 760 000 руб.;
- краткосрочные займы и кредиты в сумме 723 886 000 руб..
По итогам деятельности обществом получена прибыль в размере 1022000 руб.
Согласно данным бухгалтерского баланса за 1-й квартал 2009 года у ОАО "Буммаш" имеются:
- основные средства стоимостью 603 276 000 руб.;
- дебиторская задолженность в сумме 159 2635 000 руб.;
- кредиторская задолженность в сумме 1 012 209 000 руб., в том числе задолженность перед персоналом организации в сумме 59 864 000 руб.;
- долгосрочные займы и кредиты в сумме 1 388 598 000 руб.;
- краткосрочные займы и кредиты в сумме 721 283 000 руб..
Согласно отчету о прибылях и убытках за 1-й квартал 2009 года обществом получен убыток в сумме 87 025 000 руб.
Приказом руководителя ОАО "Буммаш" N 315 от 21.11.2008 с 24 января 2009 года на предприятии установлен режим неполного рабочего времени с продолжительностью рабочей недели 24 часа.
Наличие данных обстоятельств Межрайонным отделом не опровергнуто, доказательств иного суду не представлено.
Арбитражный суд также принял во внимание характер совершенного правонарушения, степень вины должника, а также то, что исполнение исполнительного документа в установленный срок в полном объеме было невозможно по объективным причинам и что исполнительский сбор в максимальном размере может привести к снижению экономической деятельности общества, на основании чего посчитал возможным уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть - на 100 444 руб. 81 коп.
Довод апелляционной жалобы о неправомерности ссылки суда на Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 года N 13-П, ввиду исследования в данном судебном акте вопроса о конституционности положений ФЗ от 21.07.1997 года N 119-ФЗ, которые значительно отличаются от требований ФЗ от 02.10.2007 года N 229-ФЗ, подлежащих применению в рамках настоящего спора, не принимается во внимание, поскольку в указанном постановлении Конституционного Суда РФ изложены основополагающие подходы к определению правовой природы и порядку применения норм о взыскании исполнительского сбора, правомерно использованные судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Иные доводы заявителя жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом, поскольку не опровергают обстоятельства, установленные и учтенные судом первой инстанции, послужившие основанием для снижения размера исполнительского сбора.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, правомерно и обоснованно пришел к выводу о возможности снижения исполнительского сбора.
При данных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда следует оставить без изменения.
В силу положений статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении судебных расходов по оплате госпошлины арбитражным апелляционным судом не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 июня 2009 года по делу N А71-8055/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В. Г. Голубцов |
Судьи |
О. Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8055/2009
Истец: ОАО "Бумагодельного машиностроения", ОАО "Буммаш"
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республики, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Удмуртской Республике, МРО судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по УР судебный пристав-исполнитель Козырева Л. М.
Третье лицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Ижевске Удмуртской Республики, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ижевске УР
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7420/09