г. Санкт-Петербург
21 октября 2011 г. |
Дело N А56-13930/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Дмитриевой И.А., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Куписок А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16100/2011) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2011 по делу N А56-13930/2011 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгском районе Санкт-Петербурга
к обществу с ограниченной ответственностью "Калинка 48"
о взыскании штрафа
при участии:
от заявителя: Когтева Е.В., доверенность от 11.01.2011 N 12/2;
от заинтересованного лица: Кулыманова А.О., доверенность от 08.06.2011;
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Калинка 48" (далее - ООО "Калинка 48") 50 690 рублей 00 копеек штрафа за представление недостоверных сведений, предусмотренных статьями 11 и 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Решением от 21.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе, Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 21.07.2011, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Податель жалобы считает ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии со стороны Управления нарушений процедуры привлечения Общества к ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме. Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований, заявленных в апелляционной жалобе по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением был составлен акт камеральной проверки от 17.09.2010 N 06/76-1П об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Решением от 22.11.2010 N 06/76-1П Управление привлекло Общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 50 690 рублей 00 копеек (10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации).
На основании принятого решения Управление направило страхователю требование от 22.11.2010 N 06/76-1П, в котором предложило в срок до 17.12.2010 уплатить штраф в добровольном порядке. Поскольку в установленный срок требование не было исполнено, Управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований Управления, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем нарушен порядок привлечения страхователя к ответственности.
Выслушав мнения представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
Обязанность страхователя представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения в отношении граждан, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлена нормами статей 9, 11, 15, 17 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) страхователь за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляет сведения, предусмотренные данным Федеральным законом - сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах ОПС о каждом работающем у него застрахованном лице, до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года (часть 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Указанные сведения подлежат занесению на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица и используются для целей пенсионного обеспечения.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ о персонифицированном учете за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователя, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионной фонд Российской Федерации.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно статье 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании части 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ).
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки регулируется статьей 39 Закона N 212-ФЗ, согласно которой акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.
Из материалов дела следует, что 17.09.2010 Управлением был составлен акт N 06/76-1П об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете. Указанный акт был составлен в отсутствие представителя общества, в акте отсутствуют подпись представителя общества о получении данного акта, либо отметка Управления об отказе страхователя от подписания акта (листы дела 16,17). При этом, как правильно установлено судом первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что страхователь был уведомлен о времени и месте составления акта проверки.
В соответствии с уведомлением от 17.09.2010 N 06/76-1П рассмотрение материалов проверки назначено на 27.10.2010 в 11 часов (лист дела 18). Акт, Решение и Требование от 22.11.2010 N06/76-1П об уплате штрафных санкций в сумме 50690,00 рублей направлялись Обществу заказными письмами. Доказательства получения акта проверки и уведомления Управлением в материалы дела не представлены.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество не было извещено о времени и месте составления акта проверки, указанный документ был составлен в отсутствие законного представителя общества, на дату рассмотрения материалов проверки Управление не располагало сведениями о надлежащем извещении страхователя о времени и месте такого рассмотрения. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении гарантий защиты, представленных юридическому лицу законом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал Управлению в удовлетворении заявления о взыскании с Общества 50 690 рублей 00 копеек штрафа за предоставление недостоверных сведений о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Арбитражный суд правильно установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, принял обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2011 по делу N А56-13930/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-13930/2011
Истец: ГУ - УПФ РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга
Ответчик: ООО "Калинка 48"