г. Владивосток |
Дело |
24 октября 2011 г. |
N А51-5933/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.А. Симоновой
судей Н.В. Алфёровой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
от ИП Гаджиева Акифа Кямал Оглы: Севрюк В.С. по доверенности от 18.04.2011 сроком действия 3 года, паспорт;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края - представители не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока
апелляционное производство N 05АП-6582/2011
на решение от 08.08.2011
судьи Голуб Е.И.
по делу N А51-5933/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Гаджиева Акифа Кямала Оглы (ИНН 253710607850, ОГРН 304253732000054)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812)
третье лицо: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
об оспаривании действий
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Гаджиев Акиф Кямал оглы обратился с заявлением о признании незаконными действий Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока о снятии с рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г.Владивосток, ул. Зои Космодемьянской, 16, выраженные в письме от 12.01.2011 N 9448Д; об обязании Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, для последующего государственного кадастрового учета и изготовления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка для целей не связанных со строительством: для установки и эксплуатации временной постройки для торговли (розничная торговля в павильонах), расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Зои Космодемьянской 16 (с учетом требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 08.08.2011 г.. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что у УГА администрации г. Владивостока не имелось правовых оснований для снятия с рассмотрения заявления предпринимателя.
Управление, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка обусловлена вхождением его в границы земельного участка, по которому проходят красные линии электропередачи и зона перспективного размещения автодороги. Кроме того, ответчик указывает на то, что орган местного самоуправления вправе изложить свою позицию по вопросу о том, возможно ли в принципе формирование земельного участка в конкретных запрошенных границах и для определенной цели, а также отказать в утверждении схемы расположения земельного участка. Учитывая существующие ограничения к предоставлению земельного участка, ответчик указывает на то, что заявитель не лишен возможности испрашивать к предоставлению иной земельный участок, для целей не связанных со строительством.
Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, извещенные о времени и месте судебного разбирательства явку своих представителей не обеспечили.
Представитель предпринимателя в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в связи со следующим.
Согласно материалам дела, 16.03.2011 предприниматель Гаджиев А.К.о обратился в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 30 кв. м, расположенного в районе ул.Зои Космодемьянской в г.Владивостоке в аренду на 5 лет для целей, не связанных со строительством - под размещение торгового павильона. В дополнение к заявлению письмом от 19.07.2010 предприниматель представил схему расположения земельного участка.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края 06.08.2010 письмом N 29/06-18-12167 обратился к главе администрации г.Владивостока с просьбой об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого предпринимателем земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Администрация г.Владивостока письмом от 27.09.2010 N 9448Д сообщила о том, что заявителю необходимо откорректировать границы испрашиваемого земельного участка на схеме расположения земельного участка в связи с тем, что объект расположен в зоне размещения инженерных сетей.
Предприниматель Гаджиев А.К.О. на письмо от 27.09.2010 сообщил Управлению градостроительства и архитектуры о том, что земельный участок испрашивается для целей, не связанных со строительством: установки и эксплуатации временной конструкции. Согласно Земельному кодексу РФ расположение объекта в зоне размещения сетей не является препятствием для утверждения запрашиваемой схемы (письмо от 05.05.2011).
Письмом от 12.01.2011 N 9448Д администрация г.Владивостока сообщила о том, что в связи с не предоставлением документов в срок, обращение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории снято Управлением с рассмотрения.
Предприниматель Гаджиев А.К.О., не согласившись с действиями Управления градостроительства и архитектуры по снятию заявления с рассмотрения, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется положениями статьи 34 ЗК РФ.
В силу пункта 2 настоящей статьи, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 ЗК РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
Совершение указанных действий в срок, определенный пунктом 4 статьи 34 Кодекса, следует рассматривать в качестве юридической обязанности соответствующего органа.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Устава г. Владивостока полномочиями администрации г. Владивостока являются, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, определенном решением Думы города Владивостока.
В силу статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259 утверждено Положение об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.
Согласно пунктам 1.1, 1.3 этого Положения, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока является органом администрации города Владивостока, осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры. Управление является юридическим лицом. В силу пунктов 4.16-4.18 названного Положения для реализации возложенных задач и функций Управление наделяется рядом полномочий, в том числе: обеспечение выбора земельного участка, подготовка информационного сообщения для населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, именно УГА администрации г. Владивостока уполномочено утверждать схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории.
Исходя из установленной пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ обязанности органа местного самоуправления по утверждению и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, учитывая ее наличие в документах, представленных заявителем, у Управления имелась возможность исполнить эту обязанность.
Согласно пункту 1.1.2 Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
Из письма администрации г. Владивостока от 12.01.2011 N 9448Д усматривается, что ответчик снял с рассмотрения обращение Департамента и предпринимателя от 06.08.2010 о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством в связи с непредставлением откорректированных документов испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что предполагаемый к размещению объект расположен непосредственно в зоне размещения инженерных сетей. Между тем, действующим земельным законодательством не предусмотрена обязанность заявителя корректировать границы испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, ответчик уклонился от выполнения своей обязанности по рассмотрению заявления об утверждении схемы расположения земельного участка. В этой связи следует учитывать, что решение вопроса о возможности предоставления земельного участка для целей не связанных со строительством, в силу пункта 1.1.2 Положения, пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ относится к компетенции Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края. Таким образом, действия Управления не только не соответствуют статье 34 ЗК РФ, но и нарушают права и законные интересы заявителя на осуществление предпринимательской деятельности.
Относительно расположения на испрашиваемом земельном участке инженерных сетей и красных линий электропередачи и перспективного размещения автодороги, суд отмечает следующее.
Тот факт, что в испрашиваемый земельный участок попадают инженерные сети и зона перспективного размещения автодороги, не является безусловным основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка, поскольку Градостроительный кодекс РФ разграничивает понятие территории общего пользования и понятие красных линий. Территориями общего пользования законодатель определил территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 11 статьи 1 кодекса).
Красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты (пункт 12 указанной статьи).
Красные линии обозначают не только расположение существующих линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и других подобных сооружений, но отражают и планируемое размещение указанных объектов на земельных участках.
Таким образом, сам по себе факт наличия инженерных коммуникаций в пределах испрашиваемого участка не указан законодательством в качестве безусловного основания для отказа в предоставлении его для целей, не связанных со строительством.
Оценив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия Управления по снятию заявления с рассмотрения не соответствуют закону.
Учитывая. что Управление по существу не рассмотрело заявление об утверждении схемы земельного участка, суд, в соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в целях восстановления нарушенного права заявителя возложил на Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока обязанность рассмотреть вопрос об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Зои Космодемьянской 16, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
Таким образом, судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08 августа 2011 г.. по делу N А51-5933/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5933/2011
Истец: ИП Гаджиев Акиф Кямал Оглы
Ответчик: Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока
Третье лицо: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края