г. Тула
24 октября 2011 г. |
Дело N А62-2979/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2011 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от ОАО "Смоленский акционерный коммерческий банк" (ОГРН 1026700000073, ИНН 6730012151): Меркушев С.А. - вице-президент по доверенности от 08.08.2011 N 98, паспорт,
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (ОГРН 1037739537560, ИНН 7707142066) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08 августа 2011 года по делу N А62-2979/2011 (судья Лукашенкова Т.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Смоленский акционерный коммерческий банк" (далее - ОАО "СКА-Банк", общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (далее - РО ФСФР России в ЦФО, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 28.06.2011.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.08.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, РО ФСФР России в ЦФО обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции необоснованно применены положения ст. 2.9 КоАП РФ. Управление считает, что допущенное обществом правонарушение создает угрозу общественным отношениям в сфере рынка ценных бумаг. Кроме того, при осуществлении предпринимательской деятельности общество пренебрегло формальными требованиями публичного права, в связи с чем не предотвратило административное правонарушение.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Смоленской области от 08.08.2011 проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ОАО "СКА-Банк" является организацией, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определенную главой 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а именно: брокерскую деятельность (лицензия от 19.07.2007 N 067-10394-100000, бессрочная), дилерскую деятельность (лицензия от 19.07.2007 N 067-10398-010000, бессрочная), деятельность по управлению ценными бумагами (лицензия от 19.07.2007 N 067-10401-001000, бессрочная).
К установленному п. 1 приказа ФСФР России от 19.11.2009 N 09-49/пз-н "О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг" сроку квартальный отчет общества, составленный на 31.03.2011 (первый квартал 2011 года), по форме N 1100, в РО ФСФР России в ЦФО представлен не был, о чем составлен акт от 19.05.2011 N 105.
По факту непредставления к установленному сроку квартального отчета профессионального участника рынка ценных бумаг, составленного на 31.03.2011 (первый квартал 2011 года, по форме N 1100), РО ФСФР России в ЦФО в отношении ОАО "СКА-Банк" был составлен протокол об административном правонарушении от 14.06.2011 N 2011-10-105/пр-ап.
Обществом квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг по форме N 1100 по состоянию на отчетную дату - 31.03.2011 (отчетный период - 1 квартал 2011 года) был представлен в РО ФСФР России в ЦФО 23.05.2011.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, РО ФСФР России в ЦФО вынесло постановление от 28.06.2011 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7.3 КоАП РФ, согласно которому ОАО "СКА-Банк" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст.19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяются порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Согласно п. 4 ст. 42 и ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг совместно с Минфином России устанавливаются правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала.
В соответствии с пунктом 2.3 приказа ФСФР России от 19.11.2009 N 09-49/пз-н "О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг" (зарегистрирован в Минюсте РФ за N 15934) в случае представления отчетности в бумажной форме и в электронной форме на магнитных носителях (дискетах, компакт-дисках) датой представления отчетности считается дата ее поступления в территориальный орган Федеральной службы по финансовым рынкам.
В нарушение требований приказа ФСФР РФ от 19.11.2009 N 09-49/пз-н, определяющего порядок и сроки представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, профессиональный участник - ОАО "СКА-Банк" не представило в ФСФР России в срок не позднее 15 мая 2011 года отчетную форму N 1100 "Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг" по состоянию на отчетную дату - 31.03.2011 (отчетный период - 1-й квартал 2011 года).
Обществом квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг был представлен в РО ФСФР России в ЦФО 23.05.2011, то есть с нарушением установленного срока.
Таким образом, обществом допущены нарушения ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктов 1, 2.1, 2.2 приказа ФСФР России от 19.11.2009 N 09-49/пз-н "О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг".
Делая вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3 КоАП РФ, суд первой инстанции посчитал возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с чем удовлетворил требование заявителя.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки обжалуемого решения суда ввиду следующего.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 Кодекса, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1).
В силу указанных норм последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.
Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер.
Как установлено судом первой инстанции, в данном случае совершенное обществом правонарушение не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства, количество дней просрочки незначительно (7 дней). Кроме того, нарушение срока допущено в связи с нахождением территориального органа ФСФР России в ином регионе, что ставит общество в неравные условия и влечет невозможность направить отчетность нарочно, обеспечив ее поступление в территориальный орган ФСФР России в день направления (при этом с учетом того, что 15.05.2011 является выходным днем, отчетность направлена обществом почтовым отправлением 16.05.2011). В рассматриваемом случае правонарушение не причинило экономического ущерба интересам государства, участникам рынка ценных бумаг или иным лицам, поскольку общество не осуществляет публичное размещение акций, акции на рынке ценных бумаг не обращаются. Ранее общество к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекалось, допущенное нарушение и свою вину признало.
Более того, в данном случае, исходя из конкретных обстоятельств совершения правонарушения, общество нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права. Противоправное поведение общества не сопряжено ни с систематическим характером тех или иных ранее допущенных им нарушений публичного порядка, ни с бездействием в ущерб охраняемым законом правоотношениям.
Таким образом, при формальном наличии признаков состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.3 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения у суда первой инстанции имелись основания для вывода о возможности освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с вышеуказанным довод апелляционной жалобы о невозможности применения в рассматриваемом случае положений о малозначительности судом отклоняется.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 08 августа 2011 года по делу N А62-2979/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В порядке ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2979/2011
Истец: ОАО "Смоленский акционерный коммерческий Банк"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе.
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4636/11