город Омск
25 октября 2011 г. |
Дело N А46-4659/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7188/2011) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 21.07.2011 по делу N А46-4659/2011 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области о признании незаконным отказа от 21.02.2011 N 0201/1598 в части не предоставления Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в постоянное (бессрочное) пользование находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории города Омска, с кадастровыми номерами 55:36:030108:301, 55:36:030114:3217, 55:36:050203:2148, 55:36:080116:2130, 55:36:150701:119, 55:36:160108:508, 55:36:160108:509, 55:36:080101:360 и обязании Главного управления по земельным ресурсам Омской области предоставить Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в постоянное (бессрочное) пользование находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории города Омска, с кадастровыми номерами 55:36:030108:301, 55:36:030114:3217, 55:36:050203:2148, 55:36:080116:2130, 55:36:150701:119, 55:36:160108:508, 55:36:160108:509, 55:36:080101:360,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - Карпенко О.А. по доверенности N 06/236 от 18.01.2011 сроком действия до 31.12.2011, личность установлена на основании служебного удостоверения;
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Антощенко Н.И. по доверенности N 04/563 от 18.01.2011 сроком действия 1 год, личность установлена на основании служебного удостоверения;
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска (далее - заявитель, Департамент, орган местного самоуправления) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением (т. 1, л.д. 5-13) к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, ГУЗР Омской области, Управление) о признании незаконным отказа в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории г. Омска, с кадастровыми номерами: 55:36:030108:301, 55:36:030114:3217, 55:36:050203:2148, 55:36:080116:2130, 55:36:150701:119, 55:36:160108:508, 55:36:160108:509, 55:36:080101:360, и возложении обязанности на ГУЗР Омской области предоставить указанные земельные участки Департаменту в постоянное (бессрочное) пользование.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные Департаментом требования частично, признав незаконным отказ ГУЗР Омской области в части непредоставления департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска в постоянное (бессрочное) пользование находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории г. Омска, с кадастровыми номерами: 55:36:030108:301, 55:36:030114:3217, 55:36:050203:2148, 55:36:080116:2130, 55:36:080101:360, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Закону Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", Порядку предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, утверждённому постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п.
Арбитражный суд также обязал ГУЗР Омской области предоставить земельные участки с кадастровыми номерами: 55:36:030108:301, 55:36:030114:3217, 55:36:050203:2148, 55:36:080116:2130, 55:36:080101:360, Департаменту в постоянное (бессрочное) пользование до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории г. Омска.
В удовлетворении требований Департамента в части восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя по земельным участкам с кадастровыми номерами: 55:36:150701:119, 55:36:160108:508, 55:36:160108:509 арбитражным судом отказано. При этом, отказывая в удовлетворении требований заявителя в данной части, арбитражный суд исходил из того, что согласно письму федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата" по Омской области от 06.07.2011 N 4975 земельные участки с указанными кадастровыми номерами сняты с кадастрового учёта, то есть не могут являться объектами гражданских прав на момент принятия судом решения.
Не согласившись с принятым решением, ГУЗР Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ГУЗР Омской области указывает на применение судом первой инстанции нормы права, неподлежащей применению, а именно: статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При этом податель апелляционной жалобы указывает на то, что данные нормы предусматривают иное, а именно, что в собственности поселений могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от их категории и их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации и имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения.
По мнению подателя апелляционной жалобы, выводы арбитражного суда о наличии у Департамента полномочий на обращение за предоставлением спорных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование противоречат нормам права, на которые ссылается суд в обжалуемом решении.
Кроме того, ГУЗР Омской области полагает, что права и законные интересы Департамента оспариваемым отказом не нарушены, в связи с чем Департамент не является лицом, обладающим правом на обращение в суд (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В представленном до начала судебного заседания отзыве Департамент просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу ГУЗР Омской области - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГУЗР Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Омской области от 21.07.2011 по делу N А46-4659/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В целях реализации Генерального плана, распоряжения Мэра города Омска от 28.01.2002 N 77-р "О зимней очистке автомагистралей и местах складирования снега на зимний период" Департамент обеспечил формирование земельных участков, занятых свалками бытовых и производственных отходов, снежными свалками: 55:36:030108:301, площадью 46 950 кв.м., местоположение установлено в южной части кадастрового квартала 55:36:030108: Омская область, г. Омск Советский АО; 55:36:030114:3217, площадью 5000 кв.м., местоположение установлено в восточной части кадастрового квартала 55:36:030114: (севернее поселка Николаевка), Омская область, г. Омск Советский АО; 55:36:050203:2148, площадью 14 654 кв.м., местоположение установлено в восточной части кадастрового квартала 55:36:050203: г. Омск Советский АО; 55:36:080116:2130, площадью 51 306 кв.м., местоположение установлено в центральной части кадастрового квартала 55:36:080116: г. Омск Центральный АО (в районе отработанного карьера ООО "Завод строительных конструкций N 1"); 55:36:150701:119, площадью 27 316 кв.м., местоположение установлено в 620 м. северо-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Полевая, дом 9; 55:36:160108:508, площадью 29 564 кв.м., местоположение установлено в северо-восточной части кадастрового квартала 55:36:160108: Омская область, г. Омск, Ленинский АО; 55:36:160108:509, площадью 8 646 кв.м., местоположение установлено в северо-восточной части кадастрового квартала 55:36:160108: Омская область, г. Омск, Ленинский АО; 55:36:080101:360, площадью 368 462 кв.м., местоположение установлено в северной части кадастрового квартала 55:36:080101: г. Омск, Центральный АО.
Для предоставления указанных земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования Департамент в октябре 2010 года и январе 2011 обратился в ГУЗР Омской области с соответствующими заявлениями.
Однако в установленный срок ГУЗР Омской области не рассмотрело данные заявления и не подготовило проекты решений о предоставлении земельных участков либо ответы об отказе в предоставлении земельных участков с обоснованием отказа.
В связи с указанным бездействием по результатам проверки деятельности Управления прокуратурой города Омска 20.01.2011 руководителю ГУЗР Омской области было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
По истечении месяца после внесения прокуратурой представления письмом от 21.02.2011 N 0201/1598 заинтересованное лицо, со ссылкой на выявленное несоответствие цели использования земельных участков, указанных в заявлениях о представлении участков для организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых промышленных отходов, установленному виду разрешенного использования в кадастровом паспорте земельного участка, отказало Департаменту в представлении в постоянное (бессрочное) пользования вышеназванных земельных участков.
Полагая, что данный отказ в части не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
21.07.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое ГУЗР Омской области в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с главой 8 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения.
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организации благоустройства территории городского округа, отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Статьёй 50 указанного Федерального закона предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организации благоустройства территории городского округа.
Довод подателя апелляционной жалобы о неверном применении судом первой инстанции указанной нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельный, поскольку в рассматриваемом споре земельные участки, за предоставлением которых Департамент обратился в ГУЗР Омской области, относятся к имуществу, предназначенному для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организации благоустройства территории городского округа.
"СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 предусмотрено, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по их обезвреживанию и переработке (пункт 3.1.), загрязненного снега - на снежных свалках (пункт 4.11.).
Инструкция по организации и технологии механизированной уборки населенных мест, утвержденная Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 12.07.1978, указывает на необходимость наличия разветвленной сети снежных свалок, предназначенных для складирования загрязненного снега и скола льда в зимний период (пункты 2.1.1., 2.3.31.).
В соответствии со статьей 31 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска" вывоз снежных масс с улиц, дорог и проездов осуществляется на специально подготовленные площадки (снежные свалки и снегоплавильные камеры), обеспеченные удобными подъездами. Обустройство, организация работы и определение мест для размещения снежных свалок возлагается на территориальные структурные подразделения Администрации города Омска.
Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 (далее по тексту - Генеральный план), предусмотрено проведение мероприятий по переработке и обезвреживанию производственных и твердых бытовых отходов, санации, реабилитации и реорганизации территорий, имеющих критический уровень загрязнения (раздел 4.2.6.).
В целях обеспечения выполнения перечисленных норм и правил, реализации Генерального плана, распоряжения Мэра города Омска от 28.01.2002 N 77-р "О зимней очистке автомагистралей и местах складирования снега на зимний период" Департамент обеспечил формирование земельных участков, занятых свалками бытовых и производственных отходов, снежными свалками.
В соответствии со статьёй 21 Устава города Омска, утверждённого решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92, основной задачей Администрации г. Омска является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования г. Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. Структура Администрации г. Омска формируется Мэром г. Омска и по его представлению утверждается Омским городским Советом.
Заявитель осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утверждённым постановлением Мэра г. Омска от 10.08.2005 N 395-п, согласно которому Департамент является структурным подразделением Администрации г. Омска.
Основанными задачами департамента является осуществление от имени муниципального образования г. Омск функций управления муниципальным имуществом, управление и распоряжение муниципальным имуществом г. Омска и землями, расположенными в границах г. Омска, в пределах своей компетенции (подпункты 1, 3 пункта 18 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска). Для выполнения указанных задач заявитель приобретает в интересах органов местного самоуправления г. Омска способами, предусмотренными действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, объекты недвижимости и иное имущество в собственность муниципального образования г. Омск.
В этой связи довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии у заявителя полномочий на приобретение земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование со ссылкой на то, что в соответствии с указанными положением он имеет право лишь на обращение за предоставлением данных участков в собственность расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельный и прямо противоречащий вышеприведенным положениям.
По убеждению суда апелляционной инстанции, рассматриваемое обращение в полной мере согласуется с перечисленными выше задачами Департамента по управлению и распоряжению имуществом от имени муниципального образования г. Омск.
С учетом содержания указанного выше Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утверждённого постановлением Мэра г. Омска от 10.08.2005 N 395-п, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, обращаясь к ГУЗР Омской области, предварительно согласовав позицию с иными подразделениями администрации г. Омска, с заявлениями о представлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, необходимых для разрешения вопросов местного значения городского округа, Департамент действовал от имени муниципального образования г. Омск в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Следовательно, отказ в удовлетворении таких заявлений, препятствует осуществлению Департаментом возложенных на него полномочий, равно как и разрешению стоящих перед муниципальным образованием г. Омск вопросов местного значения в области организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, поэтому соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
В обоснование своей позиции об отсутствии у заявителя полномочий для обращения с рассматриваемым заявлением к ГУЗР Омской области податель апелляционной жалобы также ссылается на пункты 24, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска", постановление Мэра г. Омска от 31.12.2008 N 1198-п.
Действительно, из части 2 статьи 31 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска" следует, что обустройство, организация работы и определение мест для размещения снежных свалок возлагается на территориальные структурные подразделения Администрации города Омска, Администрации административных округов г. Омска, которые осуществляют функции по организации мероприятий по охране окружающей среды, благоустройству и озеленению территории округа в пределах своей компетенции; обустройству, организации работы и определение мест для размещения снежных свалок на территории округа.
Однако податель апелляционной жалобы необоснованно не принял во внимание тот факт, что названные функции относятся к осуществлению правомочий именно по организации работ и определению мест размещения свалок на территории округа, которые могут осуществляться указанным лицом после формирования границ земельных участков, на которых располагаются такие объекты, и предоставления сформированного земельного участка на каком-либо праве муниципальному образованию. Вышеуказанные функции не предполагают возможности Администрации административного округа города Омска обращаться в уполномоченный орган с целью предоставления земельных участков для указанных выше целей, поскольку такое обращение относится к правомочию по распоряжению муниципальным имуществом (земельными участками).
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесены, в том числе полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а также предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казённым предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казённому предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 11.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" порядок предоставления в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в городе Омске, для целей, не связанных со строительством, за исключением земельных участков, которые предоставляются для размещения временных объектов, для ведения дачного хозяйства, садоводства, осуществляется в порядке, определённом статьями 10, 11 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ, если иное не предусмотрено областным законодательством.
Статьёй 11 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" определён порядок предоставления земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования для целей, не связанных со строительством. Согласно установленному этой статьёй порядку земельный участок предоставляется на основании заявления, которое подаётся в специально уполномоченный орган (каковым, по верному замечанию суда первой инстанции, является ГУЗР Омской области согласно пункту 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утверждённого Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95). В случае, если информация, указанная в заявлении, требует дополнения или уточнения, заявитель извещается об этом в двухнедельный срок со дня поступления заявления. При этом срок рассмотрения заявления исчисляется со дня поступления необходимой дополнительной информации.
Орган местного самоуправления на основании обращения специально уполномоченного органа с учётом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного обращения утверждает и выдаёт заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Специально уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для целей, не связанных со строительством, заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Правовое регулирование порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется также в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, утверждённым постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п (далее по тексту - Порядок). Данный орган, утверждая Порядок, действовал в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 9 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области").
В соответствии с положениями пункта 14 указанного Порядка лицам, указанным в статьях 20, 24 Земельного кодекса Российской Федерации, может быть предоставлен земельный участок для целей, не связанных со строительством, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
Согласно пункту 15 Порядка, предоставление земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления, поданного в специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области.
В пункте16 Порядка закреплено, что в заявлении должны быть указаны:
1) цель использования земельного участка;
2) предполагаемые размеры земельного участка;
3) местоположение земельного участка;
4) испрашиваемое право на земельный участок.
Пунктом 17 Порядка установлено, что специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в недельный срок рассматривает указанное заявление и подготавливает проект решения о предоставлении земельного участка либо ответ об отказе в предоставлении земельного участка с обоснованием отказа.
В соответствии с пунктом 18 Порядка решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, принимается специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области.
Решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, не может быть принято в случае отсутствия кадастрового паспорта земельного участка.
Материалами дела подтверждается и заинтересованным лицом, по сути, не оспаривается, что Департаментом в ГУЗР Омской области были поданы заявления о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:030108:301, 55:36:050203:2148, 55:36:080116:2130, 55:36:160108:508, 55:36:160108:509 для решения вопросов местного значения городского округа - организации благоустройства территории городского округа (складирование снега), земельного участка 55:36:030114:3217 для решения вопросов местного значения городского округа - организации сбора, вывоза и утилизации загрязненного снега), земельного участка 55:36:150701:119 для решения вопросов местного значения городского округа - организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, складирования снега) и земельного участка 55:36:080101:360 для решения вопросов местного значения городского округа - организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов).
К указанным заявлениям были приложены кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков, а также уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделок с ним сведений об этих земельных участках.
Таким образом, заявления Департамента в полной мере отвечают требованиям указанного Порядка, а также статьям 11, 11.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" (предоставлено соответствующее заявление в уполномоченный орган, с приложением установленных указанными актами документов).
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что установленных законодательством оснований для отказа в предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования спорных земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, не имелось.
Суд первой инстанции также правомерно констатировал, что положенное в основу отказа указание заинтересованным лицом на несоответствие цели использования земельных участкоы, указанной в заявлении о представлении участков для организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых промышленных отходов, установленному виду разрешенного использования в кадастровых паспортах земельных участков, законным основанием для отказа в предоставлении земельных участков не является.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие несоответствия цели использования земельных участков, указанных в заявлениях Департамента, разрешенному использованию земельных участков, указанному в кадастровых паспортах земельных участков.
Так, в заявлениях Департамента о представлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:030108:301, 55:36:050203:2148, 55:36:080116:2130, 55:36:160108:508, 55:36:160108:509 указана цель использования земельных участков - для решения вопросов местного значения городского округа - организации благоустройства территории городского округа (складирование снега), при этом разрешенное использование названных земельных участков, указанное в кадастровом паспорте земельного участка - земли общего пользования под площадкой для складирования снега; земельного участка 55:36:030114:3217 указана цель использования земельных участков - для решения вопросов местного значения городского округа - организации сбора, вывоза и утилизации загрязненного снега, разрешенное использование земельного участка, указанное в кадастровом паспорте земельного участка - земли общего пользования под площадкой для временного хранения снега); земельного участка 55:36:150701:119 цель использования земельного участка - для решения вопросов местного значения городского округа - организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, складирования снега, разрешенное использование, указанное в кадастровом паспорте земельного участка - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок под свалку; земельного участка 55:36:080101:360 цель использования земельных участков - для решения вопросов местного значения городского округа - организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, разрешенное использование, указанное в кадастровом паспорте земельного участка - земли специального назначения под свалку.
Более того, Главное управление по земельным ресурсам Омской области письмом от 23.08.2010 N 06/7050 само проинформировало Мэра г. Омска о возможности предоставления земельных участков, необходимых для развития муниципального образования, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, разрешая вопрос о восстановлении нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости исключения из предложенного заявителем способа восстановления нарушенных прав и интересов земельных участков с кадастровыми номерами: земельные участки с кадастровыми номерами: 55:36:150701:119, 55:36:160108:508, 55:36:160108:509.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Поскольку в материалах дела имеется письмо федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата" по Омской области от 06.07.2011 N 4975, согласно которому земельные участки с указанными кадастровыми номерами сняты с кадастрового учёта, суд первой инстанции пришел к выводу, что они не могут являться объектами гражданских прав на момент принятия обжалуемого решения.
Как следует из апелляционной жалобы ГУЗР Омской области, заинтересованное лицо обжалует решение арбитражного суда в полном объеме, однако каких-либо доводов относительно приведенных выводов суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные Департаментом требования частично, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы ГУЗР Омской области в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате заинтересованным лицом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 21.07.2011 по делу N А46-4659/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4659/2011
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: Главное Управление по земельным ресурсам Омской области
Третье лицо: ФГУ Земельная кадастровая палата по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7188/11