г. Пермь
26 октября 2011 г. |
Дело N А60-25612/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полевщиковой С. Н.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от истца Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга Свердловской области (ОГРН 1026605622856, ИНН 6663080883) - не явились, извещены
от ответчика Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 126" (ОГРН 1026605629160, ИНН 6663058239) - не явились, извещены
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 126"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 сентября 2011 года
по делу N А60-25612/2011,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.,
по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга Свердловской области
к Государственному бюджетному специальному (коррекционному) образовательному учреждению Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 126"
о взыскании 238 428 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга (далее - Фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 126" (далее - учреждение) финансовых санкций в размере 238 428 руб. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за первое полугодие 2010 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2011 заявленные учреждением требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с учреждения в доход Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в размере 47 685 руб. 60 коп., в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1553 руб. 71 коп.
В остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, представление корректирующих индивидуальных сведений не образует состав налогового правонарушения, предусмотренного указанной выше нормы права.
Фондом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено согласие с судебным актом, как принятым с правильным применением норм материального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, Фондом проведена проверка представленных Обществом м сведений индивидуального (персонифицированного) учета за первое полугодие 2010 года, в ходе которой, выявлен факт предоставления неверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В частности, в представленных сведениях были обнаружены ошибки:
1) не соответствовали платежи на страховую часть трудовой пенсии в представленных сведениях (форма АДВ-6-2) указана сумма 2 161 702,00 руб., в
базе данных ПФР (согласно реестру уплаты) - 0 051 632,00 руб. и на накопительную часть трудовой пенсии в представленных сведениях указана сумма 2222 578,00 руб., в базе данных ПФР - 215 417,00 руб.
2) содержались расхождения по уплате страховых взносов в формах АДВ-
6-2 и РСВ-1. На страховую часть трудовой пенсии в АДВ-6-2 указана сумма - 2161702,00 руб., в РСВ - 10, 00 руб.
3) также содержались расхождения в формах АДВ-6-2 и СЗВ-6:
- количество застрахованных лиц в АДВ-6-2 - 138 человек, в СЗВ-6 - 78
человек;
- начислено страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в АДВ-6-2 - 2 161 702,00 руб., в СЗВ-6 - 1 195 009,00 руб., и на накопительную часть трудовой пенсии в АДВ-6-2 - 222 578,00 руб., в СЗВ-6 - 46 301,00 руб.
- уплачено страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в АДВ-6-2 - 2 161 702,00 руб., в СЗВ-6 - 1 195 009,00 руб., и на накопительную часть трудовой пенсии - в АДВ-6-2 - 222 578,00 руб., в СЗВ-6 - 46 301,00 руб.
В адрес учреждения было выслано уведомление об ошибках и указан срок до 10 августа 2010 г.. для представления исправленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Повторно сведения были представлены 01.09.2010 г.., но также с ошибками:
1) у сотрудника Копытова М.С. неверно указан номер индивидуального лицевого счета;
2) содержались ошибки в пачке с индивидуальными сведениями лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии (льготники).
Затем сведения были представлены 02.09.2010 г.., но данные сведения не прошли проверку программой CheckXML.
Затем сведения были представлены 07.09.2010 г.., 09.09.1.2010 г.., 10.09.2010 г.., но в них также содержались ошибки.
Исправленные сведения представлены 13.09.2010 г..
Данный факт подтверждается протоколом приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 13.09.2010 г.. N 13/39946.
Описанные выше обстоятельства нашли свое отражение в акте от 24.11.2010 N 533.
29.12.2010 Фондом принято решение N 533 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 238 428 руб.
Учреждению направлено требование от 24.01.2011 N 533 с предложением о добровольной уплате финансовой санкции в срок до 17.02.2011 года.
Неуплата в добровольном порядке штрафа в указанном размере послужила основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании.
Приняв во внимание, что учреждение является бюджетным, и признав данное обстоятельство в качестве смягчающего, а также руководствуясь требованиями справедливости и соразмерности наказания совершенному учреждением правонарушению, суд в соответствии с п. 4 ст. 44 Закона N 212-ФЗ снизил размер взыскиваемого штрафа до 47 685,60 руб.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
На основании п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, т.е. лицом, производящим выплаты физическим лицам.
Согласно п. 4 ст. 24 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи представляют в Пенсионный фонд РФ сведения в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона 96 N 27-ФЗ, страхователи представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которые они уплачивают страховые взносы.
В силу ст. 11, 15 Закона РФ N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего за отчетным годом, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о работающих у них застрахованных лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование установлен не позднее 1 марта года, следующего за отчетным; за первый отчетный период 2010 года (полугодие) - до 1 августа 2010.
Абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Исходя из анализа указанной нормы, следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, составляет:
- нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета
- представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, для заявления требования о взыскании с Общества штрафа на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ Фонду необходимо представить доказательства того, что Общество представило в Фонд сведения с нарушением установленного пенсионным законодательством срока, либо представило сведения неполные (недостоверные), не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как следует из материалов дела, 21.07.2010 учреждением первоначально были представлены в Фонд первичные индивидуальные сведения за первое полугодие 2010 при сроке до 01.08.2010.
Согласно акту от 22.10.2010 N 431 и решению от 24.11.2010 N 431 учреждению вменено представление недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что, по мнению, заявителя, и суда первой инстанции образует состав правонарушения, предусмотренного ста. 17 Закона N 27-ФЗ.
Между тем, фактические обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции свидетельствуют о том, что штрафная санкция применена в отношении учреждения за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
При разрешении спора по существу, судом не учтено, что индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 NN 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п.
Представление корректирующих сведений предусмотрено п. п. 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ об устранении имеющихся расхождений.
В случае не устранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда РФ вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
При разрешении спора судом первой инстанции не учтены данные положения Закона, и неправильно установлены фактические обстоятельства дела, согласно которым основанием для привлечения учреждения к ответственности послужило нарушение срока представления корректирующих сведений в орган Пенсионного фонда.
В то же время норма абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции, как принятым с нарушением норм материального права, и при неполном исследовании фактических обстоятельств по делу. В удовлетворении заявления Фонда следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины, в т.ч. за апелляционное обжалование, подлежат распределению в порядке, предусмотренном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, подп. 1 ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 сентября 2011 года по делу N А60-25612/2011 отменить в части.
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга Свердловской области (ОГРН 1026605622856, ИНН 6663080883) в пользу Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 126" (ОГРН 1026605629160, ИНН 6663058239) расходы по уплате госпошлины в размере 1 000 (одна тысяча рублей) уплаченные п/п от 21.09.2011 N 460
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.Н.Полевщикова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25612/2011
Истец: ГУ УПФ РФ в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга, ГУ УПФР в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга
Ответчик: Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихсяч, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 126", Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) школа-интернат N 126"