г. Москва |
Дело N А40-56499/11-111-466 |
25 октября 2011 г. |
N 09АП-25772/2011-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2011 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А.
Судей Сазоновой Е.А., Семикиной О.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лущицким Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.07.2011 г.
по делу N А40-56499/11-111-466, принятое судьей Огородниковым М.С.,
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс"
(ОГРН 1027728000871, 117997, Москва, ул.Наметкина, 16)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037738877295, 107174, Москва, ул.Н.Басманная, д.2)
о взыскании неосновательного обогащения.
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): Ипатьева Н.А. по доверенности N 1169/10 от 30.11.2010 года;
от ответчика (заинтересованного лица): не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпромтранс" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с ОАО "Российские железные дороги" неосновательного обогащения в сумме 8 337 руб.17 коп..
Решением суда от 22.07.2011 года требования ООО "Газпромтранс" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
ОАО "Российские железные дороги" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на нарушение и неправильное применение норм материального права.
ООО "Газпромтранс" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает доводы ответчика необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснение представителя истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что 25.11.2004 года между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ОАО "Газпром" (владелец) был заключен договор N 257/7 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Газпром" станции Протока Северо-Кавказской железной дороги, предметом которого является подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожному пути N 16 станции Протока Северо-Кавказской железной дороги через стрелку N 112 локомотивом перевозчика.
Дополнительным соглашением от 19.05.2006 года к указанному договору, предусмотрено, что ООО "Газпромтранс" является контрагентом владельца ООО "Кубаньгазпром", при этом расчет за подачу и уборку вагонов, пользование вагонами, маневровую работу осуществляется между перевозчиком и контрагентом напрямую, минуя владельца, при условии заключения тройственного Соглашения между перевозчиком, владельцем и контрагентом о порядке производства расчетов.
28.05.2008 года между ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") и ООО "Газпромтранс" (экспедитор) заключен договор N 271-жд, регулирующий взаимоотношения сторон, связанные с расчетами и оплатой провозных платежей при перевозках грузов, в соответствии с которым экспедитору открыт единый лицевой счет и присвоен код плательщика N 1000108764.
Как установлено судом, в июне - июле 2010 года, прибывшие ранее срока для контрагента владельца ООО "Газпромтранс" вагоны, не были переданы на пути необщего пользования по причине их занятости, о чем были составлены акты общей формы.
Поскольку прибывшие ранее срока и не принадлежащие ОАО "РЖД" вагоны, простаивали на путях общего пользования ст. Протока Северо-Кавказской железной дороги, перевозчиком на основании ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Тарифного руководства N 2, была начислена плата за пользование вагонами на путях общего пользования в размере 8 337 руб. 17 коп. и списана с единого лицевого счета ООО "Газпромтранс" N 1000108764 в августе 2010 года, что подтверждается перечнем первичных документов к акту оказанных услуг N 1000108764/2010082 от 10.08.2010 года, актом оказанных услуг и счетом-фактурой N 0000010000001008/00000425 от 10.08.2010 года.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ОАО "РЖД" отсутствовали правовые основания для начисления и списания с ООО "Газпромтранс" суммы в размере 8 337 руб.17 коп..
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" указано, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статей 4 и 6 Федерального закона N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Согласно пункта 1 Тарифного руководства N 2, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве N 2.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно ст.39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Из буквального толкования ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Поэтому плата за пользование вагонами может быть взыскана в пользу ОАО "РЖД" при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или на ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД".
Из материалов дела следует, и сторонами не оспаривается, что спорные вагоны не являются собственностью ОАО "РЖД", договором N 257/7 от 25.11.2004 года не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время их нахождения на путях общего пользования и не определен размер такой платы.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2011 г. по делу N А40-56499/11-111-466 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
Е.А.Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-56499/2011
Истец: ООО "Газпромтранс"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: ООО "Газпромтранс"