25 октября 2011 г. |
Дело N А55-9252/2011 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:
индивидуального предпринимателя Морунова М.В. (паспорт), представителя предпринимателя Дьяченко Е.Б. (доверенность от 27 мая 2011 года),
от администрации городского округа Сызрань Самарской области - представителя Артюшина Н.В. (доверенность от 31 августа 2011 года N 02-269/4340),
от третьего лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - представителя Шепеленко С.В. (доверенность от 13 декабря 2011 года N 11774/6),
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 октября 2011 года апелляционную жалобу администрации городского округа Сызрань Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 августа 2011 года по делу N А55-9252/2011, судья Холодкова Ю.Е., принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Морунова Михаила Владимировича, ИНН 632504114623, ОГРН 304632534900244, Самарская область, г.Сызрань, к администрации городского округа Сызрань Самарской области, Самарская область, г.Сызрань, третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Морунов Михаил Владимирович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятых судом в соответствии со ст.49 АПК РФ 20 июля 2011 года, о признании незаконными действий администрации городского округа Сызрань Самарской области (далее - администрация), выразившихся в отказе, изложенном в письме от 24 мая 2011 года N 02-263/2446, выдать маршрутные карты на транспортные средства, осуществляющие перевозки по маршрутам регулярных перевозок N1, 6с, 9с, 13с, 14с, 19, 25, 26, 28т, 43, 44, 46, 51, 52, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 75, 76, 77, 79, 87, 88, 89, 99, и обязании администрации городского округа Сызрань Самарской области выдать маршрутные карты, удостоверяющие право использовать транспортные средства, осуществляющие перевозки по маршрутам регулярных перевозок N 1, 6с, 9с, 13с, 14с, 19, 25, 26, 28т, 43, 44, 46, 51, 52, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 75, 76, 77, 79, 87, 88, 89, 99, разработанным, обустроенным и организованным индивидуальным предпринимателем Моруновым Михаилом Владимировичем.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС по Самарской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 августа 2011 года заявленные требования индивидуального предпринимателя Морунова М.В. удовлетворены. Действия администрации городского округа Сызрань Самарской области, выразившиеся в отказе, изложенном в письме от 24 мая 2011 года N 02-263/2446, в выдаче маршрутных карт на транспортные средства, осуществляющие перевозки по маршрутам регулярных перевозок N 1, 6с, 9с, 13с, 14с, 19, 25, 26, 28т, 43, 44, 46, 51, 52, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 75, 76, 77, 79, 87, 88, 89, 99, признаны незаконными. На администрацию городского округа Сызрань Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Морунова Михаила Владимировича путем выдачи маршрутных карт, удостоверяющих право использования транспортных средств, осуществляющих перевозки по маршрутам регулярных перевозок N 1, 6с, 9с, 13с, 14с, 19, 25, 26, 28т, 43, 44, 46, 51, 52, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 75, 76, 77, 79, 87, 88, 89, 99, разработанным, обустроенным и организованным индивидуальным предпринимателем Моруновым М.В.
В апелляционной жалобе администрация городского округа Сызрань Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований предпринимателя отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Самарской области полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не согласно с аргументами апелляционной жалобы.
Представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя.
В судебном заседании представитель предпринимателя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Представитель УФАС по Самарской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Морунов М.В. имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, N АСС-63-300063 от 01 февраля 2008 года, выданную Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Срок действия лицензии до 01 февраля 2013 года (т.1, л.д.7). Ранее предприниматель осуществлял деятельность на основании лицензии N АСС-63-300483 от 03 октября 2002 года.
Материалами дела подтверждается, что индивидуальным предпринимателем Моруновым М.В. в 2003-2005 годах самостоятельно разработаны, обустроены, открыты и организованы регулярные коммерческие городские автобусные маршруты в городском округе Сызрань N 1, 6с, 9с, 13с, 14с, 19, 25, 26, 28т, 43, 44, 46, 51, 52, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 75, 76, 77, 79, 87, 88, 89, 99 по согласованию с администрацией г.Сызрани.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными заявителем в материалы дела копиями паспортов поименованных маршрутов, схемами движения, расписания, согласованными с органами ГАИ, иными заинтересованными службами и утвержденными главой администрации г.Сызрань, подписанными уполномоченными должностными лицами (в том числе и главой администрации) и удостоверенными печатями соответствующих органов (т.1, л.д.23-163).
Как видно из материалов дела, 23 июня 2004 года между администрацией города Сызрань и индивидуальным предпринимателем Моруновым М.В. заключен договор N 15 А на осуществление регулярных коммерческих автобусных маршрутных перевозок в пределах муниципального образования город Сызрань (т.1, л.д.8-11). Впоследствии между сторонами было заключено дополнительное соглашение к данному договору от 24 августа 2004 года (т.1, л.д.12-16). Подлинные экземпляры указанных документов обозревались судом первой инстанции в судебном заседании 22 июля 2011 года.
В соответствии с условиями данного договора его предметом является деятельность сторон, направленная на обеспечение бесперебойного, наиболее качественного обслуживания населения города Сызрань регулярными коммерческими городскими пассажирскими перевозками по автобусным маршрутам N 1, 6с, 9с, 13с, 14с, 19, 25, 26, 28т, 43, 44, 46, 51, 52, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 75, 76, 77, 79, 87, 88, 89, 99, самостоятельное открытие перевозчиком которых удостоверяется паспортами данных маршрутов в форме утверждения администрацией г.Сызрань паспортов и согласования открытия маршрутов, без бюджетного финансирования без ограничения срока их действия (пункт 1.1 договора).
Пунктом 1.4 дополнительного соглашения установлено, что администрация не вправе проводить открытые конкурсы в отношении поименованных маршрутов, разработанных и обустроенных и открытых перевозчиком самостоятельно.
Пунктом 2.1.1 дополнительного соглашения определено, что администрация обязуется передать перевозчику пакет документов, в том числе разрешительные, необходимые перевозчику для осуществления деятельности.
Статьей 9 Закона Самарской области от 12 октября 2010 года N 107-ГД "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 107-ГД), вступившего в силу 24 октября 2010 года, то есть после заключения договора N15А, установлено, что на каждое транспортное средство, осуществляющее регулярные перевозки в соответствии с договором об осуществлении регулярных перевозок, заказчиком перевозок выдается маршрутная карта.
Частью 4 статьи 9 Закона Самарской области N 107-ГД установлено, что осуществление регулярных перевозок транспортным средством без маршрутной карты запрещается.
В связи с указанными требованиями закона заявитель обратился в администрацию городского округа Сызрань с заявлениями от 15 октября 2010 года N 59 (т.1, л.д.19), от 13 ноября 2010 года исх. N 48 (т.1, л.д.18), от 12 мая 2011 года исх. N13 (т.1, л.д.20) о выдаче маршрутных карт.
Письмом от 20 декабря 2010 года администрация городского округа Сызрань сообщила, что сведения о регистрации договора N 15"А" отсутствуют, следовательно, выдача маршрутных карт не предусмотрена (т.1, л.д.22).
Впоследствии администрация г.Сызрань в письме от 24 мая 2011 года N 02-263/2446 на заявление предпринимателя также сообщила, что с индивидуальным предпринимателем Моруновым М.В. договоры об осуществлении регулярных перевозок не заключались, соответственно маршрутные карты не выдавались (т.2, л.д.97, 98).
Пункт 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно п.4 ст.6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьями 25, 39 устава городского округа Сызрань полномочия по организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа Сызрань осуществляет администрация городского округа Сызрань.
Исходя из статьи 3 Закона Самарской области N 107-ГД маршрутная карта - документ, удостоверяющий право перевозчика использовать транспортное средство на определенном маршруте регулярных перевозок.
Законом Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" установлена административная ответственность лиц, осуществляющих перевозки без маршрутной карты (статья 10.9).
Заявителем в материалы дела представлены документы, подтверждающие возбуждение дел и привлечение его к ответственности за указанное правонарушение по причине отсутствия маршрутных карт.
При указанных обстоятельствах наличие маршрутных карт в настоящее время является обязательным в силу прямого указания стати 9 Закона Самарской области N 107-ГД. Следовательно, отказ администрации в выдаче маршрутных карт затрагивает права и законные интересы Морунова М.В. в сфере предпринимательской деятельности.
В силу положения части 1 статьи 9 Закона Самарской области N 107-ГД на каждое транспортное средство, осуществляющее регулярные перевозки в соответствии с договором об осуществлении регулярных перевозок, заказчиком перевозок выдается маршрутная карта.
Таким образом, при наличии договора заказчик (в данном случае администрация городского округа Сызрань) обязан выдавать перевозчику маршрутные карты.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
В отзыве, дополнениях к нему администрация указывает, что коммерческие маршруты не включены в маршрутную сеть, утвержденную постановлением администрации городского округа Сызрань N 1649 от 11 июня 2010 года, договор на конкурсной основе с Моруновым М.В. в соответствии с требованиями статьи 8 Закона Самарской области N 107-ГД не заключался, в связи с чем администрация не вправе выдавать предпринимателю маршрутные карты.
Указанные доводы администрации являются необоснованными.
Действительно, статьей 8 Закона Самарской области N 107-ГД предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих регулярные перевозки, осуществляется в соответствии с договором об осуществлении регулярных перевозок, заключаемым с заказчиком перевозок. Указанный договор заключается по результатам конкурса на срок не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, а также при заключении договоров об осуществлении регулярных перевозок городским наземным электрическим транспортом. Не допускается осуществление перевозчиком регулярных перевозок без заключенного с заказчиком перевозок договора об осуществлении регулярных перевозок.
Согласно части 1 статьи 13 Закона Самарской области N 107-ГД настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, то есть 24 октября 2010 года.
Указанный закон не содержит специальных норм о придании обратной силы соответствующим положениям. Соответственно нормы и положения Закона N 107-ГД подлежат применению со дня вступления закона в силу.
Учитывая, что договор N 15 "А" заключен между администрацией и предпринимателем 23 июня 2004 года, до принятия Закона N 107-ГД, и на неопределенный срок действия, довод администрации об отсутствии договора с Моруновым М.В., заключенного по результатам конкурса, несостоятелен, так как на момент заключения договора подобного требования законодательство не содержало.
Довод администрации о том, что договор N 15 "А" не зарегистрирован в администрации, не может быть принят.
Как указывалось выше, подлинные экземпляры договора N 15 "а" и дополнительного соглашения к нему обозревались в судебном заседании.
Регистрация данных документов в органах местного самоуправления и государственной власти не предусмотрена гражданским законодательством. Регистрация договора в администрации не влияет в силу положений главы 27 Гражданского кодекса Российской Федерации на его заключенность и действительность.
Представленная администрацией переписка с Моруновым М.В., а также доказательства, подтверждающие обстоятельства составления актов комиссионного обследования, не опровергают наличие между Моруновым М.В. и администрацией договора N 15 "а" от 23 июня 2004 года.
Администрацией городского округа Сызрань не представлено допустимых доказательств, опровергающих подлинность договора N 15"А" и дополнительного соглашения, ходатайство о проведении экспертизы, либо о фальсификации доказательств в ходе судебного разбирательства также не заявлялось.
Вышеуказанный договор и дополнительное соглашение к нему не оспорены в установленном законом порядке, не признаны недействительными.
Таким образом, администрацией городского округа Сызрань не опровергнут факт наличия договора N 15"а" и дополнительного соглашения к нему, представленного заявителем в порядке, установленном процессуальным законодательством.
Довод администрации о непредставлении Моруновым М.В. в адрес администрации сведений о конкретных транспортных средствах, на которые подлежат выдача маршрутных карт, подлежат отклонению.
Данные обстоятельства не указывались администрацией в качестве основания для отказа в выдаче маршрутных карт ни в ответе от 20 декабря 2010 года, ни в ответе от 24 мая 2011 года. В этой связи они не свидетельствуют о законности совершенных администрацией действий. Кроме того, администрация могла предложить предпринимателю представить данные документы.
Довод администрации о том, что маршруты, разработанные предпринимателем, не включены в утвержденную в установленном порядке маршрутную сеть, в связи с чем выдавать маршрутные карты администрация не вправе, неправомерен.
Закон Самарской области N 107-ГД не предусматривает в качестве обстоятельства, необходимого для выдачи маршрутных карт, включение маршрутов перевозок в маршрутную сеть, утвержденную актом органа местного самоуправления. Единственным законным основанием является наличие между администрацией и перевозчиком действующего договора на осуществление перевозок.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ администрации городского округа Сызрань в выдаче маршрутных карт по основаниям, изложенным в письме от 24 мая 2011 года, противоречат положениям статьи 9 Закона Самарской области N 107-ГД, статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
В связи с изложенным оспариваемые действия являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно п.3 ч.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Эта норма закона, обязательная для применения судом при принятии решения, касающегося действия (бездействия) государственного органа, приводит к выводу о том, что требования заявителя об обязании администрации совершить определенные действия исходит из названной выше нормы закона, не названо в качестве самостоятельного требования.
При указанных обстоятельствах законные права и интересы индивидуального предпринимателя Морунова М.В. подлежат восстановлению путем обязания администрации городского округа Сызрань Самарской области выдать маршрутные карты, удостоверяющие право использования транспортных средств, осуществляющих перевозки по маршрутам регулярных перевозок N 1, 6с, 9с, 13с, 14с, 19, 25, 26, 28т, 43, 44, 46, 51, 52, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 75, 76, 77, 79, 87, 88, 89, 99, разработанным, обустроенным и организованным заявителем.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости проведения конкурса в соответствии с требованиями Закона Самарской области от 09 июля 2002 года N 53-ГД "О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области", действовавшего на момент заключения договора, не принимаются, поскольку данный договор не был признан недействительным по этому основанию.
Действительно, согласно статье 3 Закона Самарской области от 09 июля 2002 года N 53-ГД (в редакции, действовавшей на день заключения с предпринимателем договора на осуществление регулярных коммерческих автобусных маршрутных перевозок) коммерческие перевозки по установленным маршрутам - перевозки, осуществляемые выбранными на конкурсной основе перевозчиками в собственных коммерческих интересах по маршрутам и расписаниям (графикам) движения транспортных средств в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Однако в период действия вышеуказанного договора, заключенного с предпринимателем, Законом Самарской области от 20 декабря 2004 года N 163-ГД редакция статьи 3 Закона Самарской области от 09 июля 2002 года N 53-ГД была изменена. Так, согласно данной норме в новой редакции коммерческие перевозки по установленным маршрутам - перевозки, осуществляемые перевозчиками в собственных коммерческих интересах по маршрутам и расписаниям (графикам) движения транспортных средств в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, требование о выборе перевозчиков, осуществляющих коммерческие перевозки по установленным маршрутам, на конкурсной основе было исключено из статьи 3 Закона Самарской области от 09 июля 2002 года N 53-ГД. Следовательно, законодательство дозволяло в период действия договора осуществление коммерческих перевозок без проведения конкурсов.
Кроме того, требование о проведении конкурсов было предусмотрено только для коммерческих перевозок по установленным маршрутам. Между тем вышеозначенные маршруты не были установлены органами местного самоуправления, они были самостоятельно разработаны, организованы и обустроены предпринимателем.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 05 августа 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на администрацию городского округа Сызрань Самарской области, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 августа 2011 года по делу N А55-9252/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Сызрань Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9252/2011
Истец: ИП Морунов Михаил Владимирович
Ответчик: Администрация городского округа Сызрань
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11659/12
07.12.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13978/12
07.12.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14410/12
21.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-363/12
25.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10766/11
05.08.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9252/11
05.08.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9252/11