г. Хабаровск |
|
26 октября 2011 г. |
N 06АП-4296/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.,
судей Балинской И.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель не явился;
от Общества с ограниченной ответственностью "Васильев": Ускова Анжелика Валерьевна, представителя по доверенности от 01.08.2011 N 1-8
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Васильев"
на решение от 06.07.2011
по делу N А04-2453/2011
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области
к Обществу с ограниченной ответственностью "Васильев"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1022800531269, ИНН 2801030057) (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Васильев" (ОГРН 1022700860698, ИНН 2720022890) (далее - общество, ООО "Васильев", лицензиат) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 06.07.2011 общество признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем, привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 41 000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Васильев" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, неполное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего спора.
В обоснование доводов жалобы общество указало на то, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Васильев" поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Управления отказать.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явилось, в представленном отзыве просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ООО "Васильев", проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ООО "Васильев" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1022700860698, ИНН 2720022890. Имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автобусами по территории Российской Федерации АСС-27 N 034755 от 26.08.2009. Срок действия лицензии - до 02.09.2014.
В результате проведенного Управлением административного расследования в отношении ООО "Васильев" составлен акт от 13.05.2011 N 288, протокол об административном правонарушении от 06.06.2011 N 446-лиц/Ц., в которых зафиксированы выявленные нарушения лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров по межрегиональному маршруту "г. Хабаровск - г. Благовещенск - г.Хабаровск" на автобусе DAEWOO BH117 гос. номер А636ЕС 27RUS, а именно:
1) перевозка осуществлялась по несуществующему (не открытому в установленном порядке) и не внесенному в реестр, ведущийся Министерством транспорта Российской Федерации, межрегиональному маршруту (комиссионным актом обследования от 26.10.2010 принято решение о возможности его открытия только после проведения реконструкции и до ведения отдельных участков дорог до нормативных требований);
2) использование в пассажирской перевозке автобуса, не имеющего "одобрения типа транспортного средства", не отвечающего требованиям безопасности и не предназначенного для осуществления лицензируемой деятельности;
3) не обеспечено проведение и допущен 13.05.2011 к работе на линии автобус из г. Благовещенска без проведения предрейсового технического осмотра;
4) не обеспечено надлежащее техническое состояние автобуса, который был выпущен на маршрут при наличии неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства (в конструкцию автобуса внесены изменения без разрешения ГИБДД МВД РФ - установлены дополнительные внешние световые приборы);
5) допущены нарушения в оформлении путевого листа N 688:
а) дата, время и показания одометра при выезде автобуса с постоянной стоянки (223 959 км.) не заверены штампом или подписью уполномоченного лица;
б) отметки о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей в г. Благовещенске 13.05.2011 проставлены медицинским работником Михолаповой без указания имени и отчества;
6) водители Е.В. Фролов и Е.В. Бережненко не обеспечены графиком движения на маршруте в период с 12.05.2011 по 14.05.2011 с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, места хранения и технического обслуживания автобуса в г. Благовещенске;
7) не обеспечено диспетчерское обслуживание водителей Е.В.Фролова и Е.В. Бережненко на автовокзале г. Благовещенска с проставлением в путевом листе соответствующих отметок о прибытии 13.05.2011 в г. Благовещенск и отправлении 13.05.2011 в 18 часов по маршруту в г. Хабаровск;
8) не обеспечено прибытие 13.05.2011 автобуса в г. Благовещенск на автовокзал и отправление 13.05.2011 в 18 часов автобуса по маршруту из г. Благовещенска с автовокзала (место посадки пассажиров в г. Благовещенске на территории пассажирского речного порта "Амурассо" не согласовано с органами ГИБДД и Правительством Амурской области - на схеме маршрута отсутствует соответствующая отметка);
9) не обеспечена продажа билетов в г. Благовещенске для отправления в г. Хабаровск 13.05.2011 в кассах автовокзала (пассажирский речной порт "Амурассо", в кассе которого в соответствии с договором от 05.04.2011 реализуются билеты, не является автовокзалом и не отвечает требованиям, предъявляемым к автовокзалам приказом Минтранса РФ от 01.11.2010 N 234);
10) допущены нарушения внешнего оформления автобуса (отсутствие указателя маршрута над лобовым стеклом или в верхней части лобового стекла (указатель маршрута "Благовещенск - Хабаровск" расположен в нижней части лобового стекла), а также на правой стороне кузова и на заднем окне транспортного средства).
В графе протокола "объяснения и замечания законного представителя юридического лица" имеется запись следующего содержания: "ООО "Васильев" для составления настоящего протокола не явилось, явку законного представителя не обеспечило, о дате, времени и месте его составления юридическое лицо извещено надлежащим образом путем направления 16.05.2011 по юридическому и фактическому адресам повестки, которая была вручена 20.05.2011 согласно отметке почтовой службы в уведомлении".
Поскольку в силу статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, относится к компетенции суда, административный орган с целью привлечения ООО "Васильев" к административной ответственности обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования административного органа, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, выразившегося в нарушении лицензионных требований при осуществлении транспортной деятельности и отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено определение лицензии, как специального разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под "лицензионными требованиями и условиями" понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию.
Подпунктом "б" пункта 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии со статьей 4 Закона от 10.11.1995 N 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, изложены в "Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637 и определяются в выдаваемой лицензии. В силу требований настоящего Положения, лицензиат обязан соблюдать установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров, по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров, обеспечивать наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозки пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации (пункты 4б, 4в, 4з Положения).
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что административным органом допущена неправильная квалификация состава административного правонарушений не принимается во внимание в силу следующего.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно подпункту "б" пункта 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относится использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Васильев" в спорный период осуществляло предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров по маршруту "г. Хабаровск - г. Благовещенск - г. Хабаровск" с многочисленными нарушениями лицензионных требований и условий (в том числе грубыми нарушениями, к которым относятся использование транспортного средства, не допущенного к эксплуатации (не имеющего "одобрения типа транспортного средства") и не прошедшего предрейсового технического осмотра).
В соответствии с пунктом 1.2.3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 регулярными перевозками являются перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках); разовыми перевозками являются единичные перевозки по маршруту, определяемому заказчиком: юридическим или физическим лицом).
Согласно пункту 4.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, техническое состояние автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, по которым проходят автобусные маршруты, их инженерное оборудование, порядок их ремонта и содержания должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным Государственными стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, другими нормативными документами.
Открытие автобусного маршрута осуществляется после обследования маршрута комиссией в соответствии с п. п. 4.15 - 4.19 (абзац 2 пункта 5.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами).
Пунктом 17 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 утверждено, что выбор трассы автобусного маршрута производится при обязательном соблюдении требований соответствия типа покрытия, состояния и ширины проезжей части дороги и обочин, горизонтальных и вертикальных радиусов кривых, продольных уклонов, видимости и обустройства дорог, а также железнодорожных переездов, ледовых и паромных переправ "Требованиям по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах" (Приложение 2), строительным нормам и правилам (СНиП); соответствия общего веса автобуса с максимальным наполнением допустимой нагрузке на мосты, расположенные на маршруте.
В силу пункта 3 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 N 178 открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (пункт 16 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Васильев" перевозка осуществлялась по несуществующему (не открытому в установленном порядке) и не внесенному в реестр, ведущийся Министерством транспорта Российской Федерации, межрегиональному маршруту, не отвечающему требованиям безопасности дорожного движения, что является нарушением вышеназванных нормативных актов.
Пункт 4.5 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 9.03.1995 N 27, обязывает организации и предпринимателей обеспечить использование для перевозки транспортные средства, соответствующих виду перевозки.
Согласно пункту 5.2.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно Единому перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, автобусы подлежат обязательной сертификации (позиция 4517).
Правила по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов установлены постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19 (далее - Правила).
Согласно разделу 2 Правил транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной оценке соответствия в форме "одобрения типа транспортного средства", а составные части их конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств - обязательной сертификации либо (в оговоренных случаях) - декларированию соответствия в целях, в том числе, для обеспечения безопасности дорожного движения; контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.
В соответствии с разделом 1 Правил "одобрение типа транспортного средства" - процедура, посредством которой после проведения необходимых проверок, проведенных в соответствии с принципами Женевского Соглашения 1958, заявляется, что транспортное средство отвечает перечню требований по безопасности и охране окружающей среды, обязательных при сертификации транспортных средств в России, и в результате которой выдается одноименный документ.
Из материалов дела усматривается, что перевозка пассажиров осуществлялась на автобусе DAEWOO BH117 гос номер. A626ЕС 27RUS, принадлежащем ООО "Васильев", не имеющего "одобрение типа транспортного средства" и не отвечающего требованиям безопасности, а также не предназначенного для осуществления лицензируемой деятельности.
Следовательно, вменение обществу административным органом такого несоблюдения действующего законодательства, как нарушение правил лицензирования данной деятельности, является обоснованным.
Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" установлена обязанность перевозчика обеспечить надлежащее оформление путевых листов.
Согласно пункту 13 раздела III Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Судом первой инстанции установлено, что обществом допущены нарушения в оформлении путевого листа N 688: дата, время и показания одометра при выезде автобуса с постоянной стоянки (223959 км.) не заверены штампом или подписью уполномоченного лица; отметки о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей в г. Благовещенске 13.05.2011 проставлены медицинским работником Михолаповой без указания имени и отчества, чем нарушены вышеназванные нормативные акты.
В соответствии с пунктом 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 (далее по тексту - Положение об обеспечении безопасности перевозок), организация перевозочного процесса, обеспечивающая безопасные условия перевозок пассажиров обязана организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
Пунктами 5.2.2, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок на владельцев автобусов возложена обязанность разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами и обеспечение каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
Пунктом 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения установлено, что каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.
Согласно пункту 2.6.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно - транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают водителей необходимыми путевыми документами (путевыми или маршрутными листами, документами на перевозимый груз, графиками движения и т.д.).
В силу пункта 2.3.1.9 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 N 28, при направлении водителя в длительный рейс работодатель, кроме командировки и путевого листа, обязан установить водителю график движения по времени на движение и стоянку АТС, исходя из норм соответствующих нормативных правовых актов. В графике должно быть указано время для кратковременного отдыха, время для отдыха и питания, места ночлега. Каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородние автобусные маршруты, должен быть обеспечен графиком (расписанием) движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрута с указанием опасных участков.
В соответствии с пунктом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Судом первой инстанции установлено, что водители Е.В. Фролов и Е.В.Бережненко не обеспечены графиком движения на маршруте в период с 12.05.2011 по 14.05.2011 с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, места хранения и технического обслуживания автобуса в г. Благовещенске, что является нарушением вышеназванных нормативных актов.
Пунктом 5.7 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 установлена обязанность проставления водителями на автовокзалах диспетчерских отметок в путевом листе.
Выбор местоположения автобусных остановок производится владельцами автобусов в соответствии с действующими нормативными документами. При этом должны быть соблюдены условия обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусных остановок и безопасности движения транспортных средств и пешеходов в их зоне. Местоположение автобусных остановок согласовывается с дорожными, коммунальными организациями, главным архитектором города (района), органами Государственной автомобильной инспекции и утверждается органами исполнительной власти соответствующей территории. Обустройство автобусных остановок в городах осуществляется коммунальными, а на автомобильных дорогах - дорожными организациями в соответствии с действующими нормативными документами (пункт 4.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами).
Судом первой инстанции установлено, что обществом не обеспечено диспетчерское обслуживание водителей Е.В.Фролова и Е.В.Бережненко на автовокзале г. Благовещенска с проставлением в путевом листе соответствующих отметок о прибытии 13.05.2011 в г. Благовещенск и отправлении 13.05.2011 в 18 часов по маршруту в г. Хабаровск, что является нарушением вышеназванных нормативных актов.
Пунктом 4.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2; пунктом 12 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 N 178; пунктом 86 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200, и приложением N 23 к ним установлена обязанность перевозчика обеспечивать посадку и высадку пассажиров на автовокзале, отвечающем необходимым требованиям, и в соответствии со схемой маршрута, согласованной с органами ГИБДД.
Судом первой инстанции установлено, что обществом не было обеспечено прибытие 13.05.2011 автобуса в г. Благовещенск на автовокзал и отправление 13.05.2011 в 18 часов автобуса по маршруту из г. Благовещенска с автовокзала (место посадки пассажиров в г. Благовещенске на территории пассажирского речного порта "Амурассо" не согласовано с органами ГИБДД и Правительством Амурской области - на схеме маршрута отсутствует соответствующая отметка), что является нарушением вышеназванных нормативных актов.
В соответствии с пунктом 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.
Пунктом 9 приложения N 23 к Правилам организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 установлено, что одной из основных задач автобусного вокзала (пассажирской автостанции) являются организация работы билетных касс.
Судом первой инстанции также установлено, что обществом не обеспечена продажа билетов в г. Благовещенске для отправления в г. Хабаровск 13.05.2011 в кассах автовокзала (пассажирский речной порт "Амурассо", в кассе которого в соответствии с договором от 05.04.2011 реализуются билеты, не является автовокзалом, а продажа билетов водителям допускается только при отсутствии автовокзалов), что является нарушением вышеназванных нормативных актов.
В силу пункта 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла.
Судом первой инстанции установлено, что допущены нарушения внешнего оформления автобуса (отсутствие указателя маршрута над лобовым стеклом или в верхней части лобового стекла (указатель маршрута "Благовещенск - Хабаровск" расположен в нижней части лобового стекла), а также на правой стороне кузова и на заднем окне транспортного средства), что является нарушением вышеназванных нормативных актов.
На основании вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о наличии объективной стороны вменяемого административного нарушения является законным и обоснованным.
Ссылка общества на то, что организацию перевозки осуществляло иное юридическое лицо, а именно ООО "Пять звезд" на основании договора фрахтования от 09.03.2011 N 16, не принимается во внимание судебной инстанции, так как материалами настоящего дела, в частности, актом проверки от 13.05.2011 N 288 (л.д.12), путевым листом N 688 и командировочным удостоверением (л.д.37, 38-39), подтверждается обратное.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что обществом не применена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для соблюдения норм права, установленных действующим законодательством в данной области, что свидетельствует о виновности общества в совершении вменяемого правонарушения.
Учитывая, что установленные правонарушения содержат составы по части 3 и по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно привлек ООО "Васильев" к административной ответственности с учетом положений статьи 4.4 КоАП РФ в пределах санкции одного правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 45 000 руб.
Кроме того, при назначении административного наказания судом первой инстанции учтено: степень вины ООО "Васильев", характер совершенного правонарушения и меру применяемой к нему ответственности, наличие отягчающего вину обстоятельства, а именно повторное совершение однородного административного правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения решения арбитражного суда о назначении административного наказания, что подтверждается решениями Арбитражного суда Амурской области от 01.06.2011 по делу N А04-1930/2011, от 09.06.2011 по делу N А04-1977/2011, от 16.06.2011 по делу N А04-2069/2011, от 17.06.2011 по делу N А04-2168/2011, от 21.06.2011 по делу N А04-2114/2011 о привлечении ООО "Васильев" к административной ответственности за аналогичные правонарушения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что административным органом допущены процессуальные нарушения при производстве по административному делу отклоняются как необоснованные.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении общества является непосредственное обнаружение должностным лицом Управления, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие событие административного правонарушения, а именно факта осуществления обществом предпринимательской деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом по маршруту "г.Хабаровск - г.Благовещенск - г.Хабаровск" с нарушениями лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией АСС-27 N 034755.
Кроме того, из имеющегося в материалах дела определения от 16.05.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении усматривается, что данный процессуальный документ вынесен в полном соответствии с требованиями пункта 1 части 28.1 КоАП РФ и в нем содержатся все необходимые сведения, предусмотренные частью 3 статьи 28.7 Кодекса, в том числе имеется ссылка на акт проверки ТС на линии N 288 от 13.05.2011, в котором отражены вменяемые обществу нарушения, а также разъяснено право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства.
Следовательно, ссылка подателя апелляционной жалобы об отсутствии поводов к возбуждению в отношении общества дела об административном правонарушении является ошибочной.
Также не находит своего подтверждения материалами настоящего дела утверждение общества о том, что оно не имело возможности реализовать свои процессуальные права и обязанности в ходе рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции.
Согласно статье 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или проведения процессуального действия, если иное не предусмотрено Кодексом. Извещения направляются арбитражным судом по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, либо по месту нахождения организации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности) или по месту жительства гражданина. Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации, если в соответствии с федеральным законом в учредительных документах не установлено иное.
В материалах дела имеются почтовые уведомления, свидетельствующие о направлении обществу определения суда о времени и месте судебного разбирательства по адресу фактического нахождения юридического лица и юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Данное определение получено обществом по следующему адресу: Владивостокское шоссе, 42, г. Хабаровск, о чем свидетельствует подпись на почтовом уведомлении.
Почтовый конверт с определением направленный по адресу ул. Совхозная 2, офис 3, с. Ильинка возвращен отправителю, в связи с отсутствием адресата по указанному адресу.
Ссылка общества на то, что подпись на уведомлении совершена неизвестным лицом, подлежит отклонению, поскольку общество, действуя разумно и добросовестно, должно было обеспечить получение направляемой ему корреспонденции по месту своего нахождения. Следовательно, именно на нем лежит риск возникновения неблагоприятных последствий в результате неполучения почтовой корреспонденции.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлены нарушения процессуального законодательства арбитражным судом первой инстанции, следовательно, доводы заявителя в данной части признаются необоснованными.
Судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь частью 4.1 статьи 206, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 06.07.2011 по делу N А04-2453/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2453/2011
Истец: Управление госавтодорнадзора Амурской области, Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области
Ответчик: ООО " Васильев"
Третье лицо: ООО "Васильев", ОСП по г. Хабаровску