город Тула
25 октября 2011 г. |
Дело N А09-2955/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каструба М.В.,
судей Сентюриной И.Г.,
Токаревой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Концевой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа промышленных предприятий Литий", г. Брянск, (ОГРН 1023201287372) на решение Арбитражного суда Брянской области от 25 июля 2011 года по делу N А09-2955/2011 (судья Матвеева Н.И.), принятое по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, (ОГРН 1037739877295), к обществу с ограниченной ответственностью "Группа промышленных предприятий Литий", г. Брянск, (ОГРН 1023201287372), о взыскании 1 423 931 руб. 37 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Зиновьевой О.И. - представителя по доверенности N НЮ-3-15/566 от 24.12.2010;
от ответчика: Жоровой Л.Н. - представителя по доверенности от 11.01.2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Группа промышленных предприятий Литий", (далее - ООО "Группа промышленных предприятий Литий") о взыскании 1 423 931 руб. 37 коп. задолженности за пользование железнодорожным подъездным путем за период с 15 июня 2010 года по февраль 2011 года по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 15/4 от 27.08.2010.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25 июля 2011 года исковые требования удовлетворены в сумме 1 423 931 руб. 37 коп. С ООО "Группа промышленных предприятий Литий" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 1 423 931 руб. 37 коп. долга.
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, ООО "Группа промышленных предприятий Литий" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что у спорного договора отсутствуют признаки договора об организации перевозок грузов, в связи с чем применение положений ст. 798 ГК РФ является ошибочным. Полагает, что правоотношения участников спора вытекают, из обязательств по договору возмездного оказания услуг. Указывает, что условиями договора уплата сбора за подачу и уборку вагонов, была поставлена в зависимость от факта каждого выхода локомотива. Утверждает, что в спорном периоде вагоны не подавались и не убирались, а железнодорожным путем ответчик не пользовался.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции изложил доводы апелляционной жалобы, поддержал ее в полном объеме. Просил решение Арбитражного суда Брянской области от 25 июля 2011 года отменить, принять новый судебный акт.
Представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение Арбитражного суда Брянской области от 25 июля 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела 27.08.2010 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Группа промышленных предприятий Литий" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 15/4. (л.д. 8-10).
Предметом указанного договора являлась эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелкой N 1г к пути необщего пользования N 52 станции Брянск-Льговский, обслуживаемого локомотивом владельца (параграф 1).
Срок действия договора был определен в параграфе 27 и распространял свое действие на отношения сторон, возникшие с 15.06.2010 по 14.06.2015.
Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составила 1923 м (параграф 3). Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов составляет 7,2 км в оба конца (параграф 16).
В параграфе 18 договора стороны установили, что сборы, плата и штрафы вносятся установленным порядком, согласно ведомостям подачи и уборки вагонов, актам общей формы и накопительным карточкам на расчетный счет ОАО "РЖД" - ДЦФТО Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в соответствии с условиями договора на организацию расчетов N ДЦФТО - 773/15 от 12.03.2009, ЕЛС - 1000425535, заключенного между владельцем и перевозчиком. Индексация сборов и платы производится на основании постановлений Федеральной службы по тарифам РФ.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям необщего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд; владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
В силу ст. 64 УЖТ РФ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а так же договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В соответствии со ст. 10 УЖТ РФ грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.
Согласно п.п. 2.7.1, 2.7.2 Постановления ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/15 "Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3)" (далее - Тарифное руководство N 3) сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов: в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы N 9 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге, либо за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 10 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожный подъездных путей). Выбор варианта оплаты для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей осуществляется грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути при заключении или продлении договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути.
В соответствии с п. 2.7.6. Тарифного руководства N 3 (в редакции Приказа ФСТ РФ от 10.06.2009 N 120-т/5), если одна часть железнодорожного подъездного пути, используемого при подаче и уборке вагонов, принадлежит железной дороге, а другая часть - грузоотправителю, грузополучателю, иному владельцу железнодорожного подъездного пути, то ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма оплаты за работу локомотива при подаче и уборке вагонов и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем по одному из двух вариантов: 2.7.6.1 во всех случаях, кроме указанных в подпункте 2.7.6.2 настоящего Тарифного руководства - как сумма ежесуточной оплаты за работу локомотива при подаче и уборке (определенной за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы N 8) и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем (определенной по ставкам таблицы части 2 таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге).
В силу п. 2.7.13 Тарифного руководства N 3 при применении таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства сбор за пользование железнодорожным подъездным путем, развернутая длина которого определяется от знака "Граница железнодорожного подъездного пути", начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива, а за выход локомотива - по фактическому числу выходов.
Учитывая, что положения Тарифного руководства N 3 обязательны для применения, независимо от включения этих условий в договор сторон, а также с учетом п. 2.7.6 и 2.7.13 Тарифного руководства N 3 суд области пришел к правильному выводу, что сбор за пользование железнодорожным подъездным путем начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива и подачи и уборки вагонов.
Кроме того, суд области правомерно принял во внимание то обстоятельство, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2009 N ГКПИ09-1413 оставлено без удовлетворения заявление ЗАО "Холдинговая компания "Волгоградские лесопромышленники" о признании частично недействующими пунктов 2.7.6, 2.7.6.1 и 2.7.6.2. Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 (в редакции приказа Федеральной службы по тарифам от 10.06.2009 N 120-т/5).
При этом, как указал Верховный Суд Российской Федерации, п. 2.7.6.2. Тарифного руководства N 3 устанавливает исключение из общего порядка ежесуточного начисления сбора за подачу и уборку вагонов, когда для 1 и 2 группы подъездных путей (малодеятельных) сбор за подачу и уборку вагонов рассчитывается по выходу локомотива, но и в этом случае плата за пользование железнодорожным подъездным путем, принадлежащим железной дороге, определяемая по ставкам части 2 таблицы N 11 Тарифного руководства N 3, взимается ежесуточно, независимо от того, производилась ли подача и уборка вагонов.
По условиям договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 15/4 от 27.08.2010, владелец уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов, начисляемый по таблице N 10 Тарифного руководства N 3 "Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации" за каждый выход локомотива. За расстановку вагонов по местам погрузки и выгрузки локомотивом, не принадлежащим перевозчику, ставка сбора за подачу и уборку вагонов уменьшается на 7%. Сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику, используемого при подаче и уборке вагонов за 3,4 км, по ставкам таблицы N 11 часть 2 Тарифного руководства N 3.-
При изменении вагонооборота по итогам работы за календарный год ставка сбора за подачу и уборку вагонов изменяется перевозчиком по состоянию на 01 января с последующим письменным уведомлением станцией Брянск-Льговский: владельца, ТЦФТО, отделения и управления дороги.
При вагонообороте менее 1,5 вагона в сутки сбор за подачу и уборку взыскивается по ставкам таблицы 10, при вагонообороте свыше 1,5 вагона в сутки - по ставкам таблицы 8, с отнесением к соответствующей группе подъездного пути в соответствии с Тарифным руководством N 3. Перерасчет причитающейся перевозчику суммы сбора за подачу и уборку вагонов производится агентом ТЦФТО, без заключения дополнительного соглашения к договору с уведомлением владельца.
Как следует из договора, сторонами выбран второй вариант оплаты сбора за подачу и уборку вагонов, который состоит из двух частей: сбора за каждый выход локомотива и сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Из содержания ч. 2 Таблицы N 11 Тарифного руководства N 3 следует, что при наличии развернутой длины подъездного пути свыше 3 до 4 км, сбор за пользование подъездным путем составляет 1682, 5 руб./в сутки.
В силу ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной договором.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.12.2009 N НР368-т/б "Об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки" (зарегистрирован Минюстом России 16.12.2009, регистрационный N 15663) с 1 января 2010 года установлен коэффициент к базовым ставкам сборов Тарифного руководства N 3 (пункт 2.4) и сбор за подачу и уборку выгонов (пункт 2.7.) - 2, 885 (л.д. 15,16).
Ставка сбора за пользование подъездным путем с учетом индексации в 2010 году составила 4 854 руб. в сутки (без НДС) (1 682,5 руб./в сутки х 2,885).
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 07.12.2010 N НР 386-т/1 "Об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки" (зарегистрирован Минюстом России 16.12.2009, регистрационный N 19201), коэффициент индексации с 1 января 2011 года составляет 3,116 (л.д. 17,18).
Ставка сбора за пользование подъездным путем с учетом индексации в 2011 году составила 5 442 руб. 70 коп. в сутки (без НДС) (1 682,5 руб./ в сутки х 3,116).
Плата ответчика за пользование подъездным путем с 15 июня 2010 года по февраль 2011 года составляет 1 423 931 руб. 37 коп., что подтверждается накопительной ведомостью N N 1500004 (л.д. 21-29).
Довод ответчика о том, что между сторонами заключен договор возмездного оказания услуг, истец в спорный период не оказывал ответчику услуги по подаче и уборке вагонов, а ответчик не использовал железнодорожные пути, поэтому сбор за пользование железнодорожным подъездным путем не может взиматься без предоставления услуг по подаче и уборке вагонов, обоснованно отклонен судом области.
Суд области, оценив спорный договор, сделал правильный вывод о том, что по своей правовой природе он соответствует признакам договора об организации перевозки грузов, указанным в ст. 798 ГК РФ.
Статьей 798 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
В силу ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правила главы 39 применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44 - 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
Из вышеизложенного следует, что подача и уборка вагонов, а также пользование железнодорожным путем являются дополнительными операциями, связанными с перевозкой грузов на железнодорожном транспорте, а потому регулируются нормами главы 40 ГК РФ, а не главы 39 ГК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что правила главы 39, регулирующие отношения по оказанию услуг, не могут быть применены и не распространяются на правоотношения по организации перевозки грузов, регулируемые нормами главы 40 ГК РФ и УЖТ РФ.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Учитывая, что представленный истцом расчет сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования за период с 15.06.2010 по 14.02.2011 произведенный в соответствии с требованиями условий договора N 15/4 от 27.08.2010, заключенного между сторонами и Тарифным руководством N 3, а также расчет процентов за пользование чужими денежными средствами ответчиком фактически не оспорены, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда области об удовлетворении исковых требований о взыскании 1 423 931 руб. 37 коп. долга.
Доводы заявителя жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем они не могут быть признаны обоснованными судом апелляционной инстанции, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
В связи с изложенным выводы суда области соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, оснований к отмене принятого по делу решения, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В силу пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 25 июля 2011 года по делу N А09-2955/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Каструба |
Судьи |
И.Г. Сентюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2955/2011
Истец: ОАО "Российские железные дороги", Брянский отдел правового обеспечения юридической службы Московской железной дороги-филиал ОАО "РЖД"
Ответчик: ООО "Группа Промышленных предприятий Литий"