• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 февраля 2012 г. N Ф10-5103/11 по делу N А09-2955/2011

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Отсутствие у судов единообразия по вопросу о моменте, с которого нормативный акт признается недействующим, ведет к неравноправию субъектов, оспаривающих нормативный акт, в объеме восстановления нарушенного права. Признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.

При этом следует учитывать правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление от 19.01.2010 N 12939/09), согласно которой противоречащим закону может быть признан и такой нормативный акт, который к моменту рассмотрения судом дела о его оспаривании уже утратил свою силу. То есть во всех таких случаях речь идет о нарушении нормативным актом прав, имевшем место до признания судом этого акта противоречащим закону. Оспаривание нормативного акта в подобных случаях не имело бы смысла, если бы следствием этого не могли являться восстановление или защита нарушенного права.

...

Применение судами признанного в установленном порядке недействующим нормативного акта к отношениям до признания акта таковым, приводит к тому, что кредитор получает незаконно установленную оплату.

Данные выводы суда кассационной инстанции основаны на Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 29.09.2010 г. N 6171/10.

При таких условиях применение истцом пунктов 2.7.6, 2.7.6.1 и 2.7.6.2 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации N 35/15 от 19.06.2002 (в редакции приказа Федеральной службы по тарифам N 120-т/5 от 10.06.2009), признанными решением Верховного Суда Российской Федерации N ГКПИ09-1413 от 24.12.2009 частично недействующими, в данном случае является неправомерным."

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 февраля 2012 г. N Ф10-5103/11 по делу N А09-2955/2011