25 октября 2011 г. |
Дело N А55-11763/2011 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
с участием:
от Министерства управления финансами Самарской области - представитель Первушина Н.И. (доверенность от 16 декабря 2010 года N МФ-13-07/2548),
от ООО "Полет" - представитель Башев О.А. (доверенность от 20 июня 2011 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2011 года по делу N А55-11763/2011 (судья Холодкова Ю.Е.), по заявлению Министерства управления финансами Самарской области, Самарская область, г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Полет" (ИНН 2223970670, ОГРН 1092223004224), Самарская область, г. Самара,
об отзыве действия стимулирующей лотереи "2 из 5", проводимой на территории Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Министерство управления финансами Самарской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отзыве действия негосударственной региональной тиражной стимулирующей лотереи "2 из 5", проводимой на территории Самарской области обществом с ограниченной ответственностью "Полет" (далее - ООО "Полет", общество).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.08.2011 Министерству отказано в удовлетворении заявленных требований.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, просит отменить решение суда от 04.08.2011, отозвать действие негосударственной региональной тиражной стимулирующей лотереи "2 из 5", проводимой ООО "Полет" на территории Самарской области.
ООО "Полет" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 04.08.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 21.09.2010 в Министерство поступило уведомление о проведении ООО "Полет" негосударственной тиражной стимулирующей лотереи "2 из 5".
Министерством принято решение от 04.10.2010 N МФ-13-07/1896 о запрете стимулирующей лотереи. Основаниями для принятия оспариваемого решения послужили следующие обстоятельства: условия лотереи предусматривают розыгрыш призового фонда в рамках одного тиража неоднократно; порядок проведения розыгрыша не соответствует части 5 статьи 18 Федерального закона от 11.11.2003 N138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N138-ФЗ); условия проведения лотереи неправомерно определяют порядок заявки участника лотереи; проведение лотереи связано с организацией деятельности по проведению развлекательных игр; не представлены нотариально заверенные копии учредительных документов.
Не согласившись с вынесенным Министерством решением, ООО "Полет" оспорило его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.01.2011 по делу N А55-23822/2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011, постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 05.07.2011, решение Министерства от 04.10.2010 N МФ-13-07/1896 о запрете на проведение стимулирующей лотереи "2 из 5" признано незаконным. На Министерство возложена обязанность по внесению в государственный реестр региональных лотерей, проводимых на территории Самарской области, запись о стимулирующей лотерее "2 из 5" на основании уведомления от 21.09.2010 N 184.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.01.2011 по делу N А55-23822/2010 установлены следующие обстоятельства.
Пунктом 7 условий лотереи установлено, что проведение розыгрыша призового фонда лотереи "2 из 5" включает в себя отдельные тиражи, что соответствует положению части 2 статьи 3 Закона N 138-ФЗ (в редакции от 27.07.2010). Условия лотереи не нарушают требования закона о том, что розыгрыш призового фонда проводится единовременно. ООО "Полет" - организатор лотереи, проводит розыгрыш указанного призового фонда одним тиражом, путем распространения товара партиями с предложением участия в лотереи, так как призовой фонд составляет значительную сумму и реализация товара в один прием затруднительна.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что порядок проведения розыгрыша соответствует части 5 статьи 18 Закона N 138-ФЗ, поскольку в пункте 7 условий проведения лотереи определена процедура розыгрыша, указано, что результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража стимулирующей лотереи "2 из 5" публикуются организатором лотереи - ООО "Полет" в средствах массовой информации и на сайте не позднее 10 дней со дня проведения указанного розыгрыша.
Порядок заявки участника лотереи в соответствии со статьей 16 Закона N 138-ФЗ определен организатором стимулирующей лотереи - ООО "Полет" следующим образом: для приема такой заявки участник лотереи совершает определенные действия, предусмотренные условиями лотереи "2 из 5", направленные на заключение договора на участие в лотереи.
Пунктом 1 статьи 16 Закона N 138-ФЗ установлено, что порядок направления заявки участником стимулирующей лотереи и порядок приема такой заявки определяются организатором стимулирующей лотереи в условиях стимулирующей лотереи. Организатор стимулирующей лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотереи совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи.
В условиях лотереи (Приложение N 3, Приложение N 4, пункт 7 условий) организатор лотереи - ООО "Полет" определил порядок розыгрыша, включающий в себя совершение ряда действий, в том числе, участие в викторине "Знание - сила". Приобретение товара и участие в такой викторине составляют совокупность действий (юридических фактов), направленных на заключение договора об участии в лотереи, что не противоречит гражданскому законодательству.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как усматривается из материалов дела, Министерством сведения о лотереи внесены в государственный реестр региональных лотерей за N Н363С/23 на основании вышеуказанных судебных актов.
По результатам проверки отчета о проведении стимулирующей тиражной лотереи "2 из 5" за первый квартал 2011 года, Министерством установлен факт нарушения условий указанной лотереи при ее проведении, а также нарушения части 2 статьи 18 Закона N 138-ФЗ. По мнению заявителя, из отчета о проведении стимулирующей лотереи "2 из 5", представленного ООО "Полет", следует, что призовой фонд первого тиража разыгран не полностью (согласно данному отчету размер сформированного призового фонда составляет 84 млн. рублей, размер фактически выплаченного призового фонда 2 665 руб. При этом невостребованные выигрыши согласно отчету отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая Министерству в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, представленный отчет содержит в себе информацию за 1 квартал 2011 года.
Из представленных заявителем документов не представляется возможным установить конкретную дату внесения в реестр сведений о лотереи "2 из 5".
Вместе с тем, ООО "Полет" в материалы дела представлена выписка из государственного реестра, датированная 25.03.2011, адресованная руководителю ООО "Полет". Доказательств внесения записи в реестр в иной период, Министерством суду не представлено и материалы дела не содержат.
Вместе с тем, из представленных документов следует, что указанная запись внесена на основании решения суда от 13.01.2011, вступившего в законную силу 28.03.2011.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что за отчетный период - 1 квартал 2011 года, организатор лотереи имел возможность осуществлять деятельность по проведению лотереи в период с 25.03.2011 до 01.04.2011.
Из материалов дела усматривается, что у ООО "Полет" было три дня для распространения полиграфической продукции - поощрительных карт "Активный покупатель!", по поводу которой проводится стимулирующая лотерея. В связи с чем за указанный период из 220 000 штук изготовленных поощрительных карт распространено 0, 01 тыс. штук.
При этом Министерством не учтено, что проведение розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи "2 из 5" включает в себя отдельные тиражи. Каждый из отдельных тиражей проводится до полного розыгрыша призового фонда тиража (пункт 7 условий лотереи "2 из 5"), проверка законности данного условия лотереи была предметом судебного разбирательства в рамках дела N А55-23822/2010.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал, что у ООО "Полет" отсутствовала возможность распространения полиграфической продукции, по поводу которой проводится стимулирующая лотерея "2 из 5", и розыгрыша (в течение недели) в размере 84 млн. рублей. По этой причине в отчете за первый квартал отсутствует информация о невостребованных выигрышах, поскольку таковых не было.
Довод Министерства о том, что ООО "Полет" в нарушение пункта 5 статьи 18 Закона N 138-ФЗ не опубликованы результаты розыгрыша призового фонда в средствах массовой информации судом первой инстанции правомерно отклонен как несостоятельный.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 138-ФЗ результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи должны быть опубликованы в средствах массовой информации и размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организатором лотереи в течение десяти дней со дня проведения указанного розыгрыша.
Вместе с тем, обязанность организатора лотереи по предоставлению ежеквартальной отчетности в уполномоченный орган законом не поставлена в зависимость от подведения результатов розыгрышей призового фонда каждого тиража.
Срок предоставления отчетности не обязан совпадать со сроками подведения итогов розыгрышей призового фонда.
Доказательств, подтверждающих возникновение у ООО "Полет" обязанности по публикации отчетности по результатам розыгрышей призового фонда каждого тиража, заявителем суду не представлено и в материалах дела не имеется.
Обществом указывалось, что данная информация в рассматриваемый период с 29.03.2011 по 31.03.2011 не могла быть размещена в средствах массовой информации и на соответствующем сайте, поскольку в силу краткости срока проведения лотереи в первом квартале 2011 года отсутствовала возможность полного розыгрыша призового фонда (84 млн. рублей).
Свои требования Министерство обосновывает положениями Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66н "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей".
В соответствии с пунктом 6 Правил проведения стимулирующей лотереи, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66н "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей" (далее - Правила), федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве действия стимулирующей лотереи с одновременным вынесением решения о приостановлении действия стимулирующей лотереи до вступления в законную силу решения суда в следующих случаях: нарушение организатором лотереи условий лотереи, а также требований действующего законодательства Российской Федерации; представление организатором лотереи в уполномоченный орган неполной или недостоверной информации.
Пункт 5 Правил предусматривает право уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, зарегистрировавший проведение стимулирующей лотереи, с целью контроля за проведением лотереи на проведение плановых и внеплановых проверок организатора (оператора) лотереи на предмет соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации, а также направлять своих представителей для работы в составе тиражной комиссии.
По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается организатору (оператору) лотереи.
В материалах дела отсутствуют сведения о проведении контрольных мероприятий со стороны Министерства, соответствующие акты суду не представлены.
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что ответственность, виды и формы ответственности за нарушение Закона N 138-ФЗ "О лотереях" ее организаторами определены в статье 24 Закона N 138-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 24 Закона N 138-ФЗ установлено, что отзыв выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи осуществляется на основании решения суда.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи в случае неоднократного или грубого нарушения организатором лотереи условий, указанных в части 2 настоящей статьи, либо при выявлении следующих нарушений: нецелевое использование средств, полученных от проведения лотереи (под нецелевым использованием средств понимается направление целевых отчислений от лотереи на цели, не предусмотренные статьей 11 Закона N 138-ФЗ, а также невыплата, непередача или непредоставление выигрыша участнику лотереи; нарушение организатором лотереи требований Закона N 138-ФЗ и условий лотереи; невыполнение обязательных нормативов лотереи, установленных статьей 10 Закона N 138-ФЗ.
Судом первой инстанции правомерно указано, что по своему содержанию и последствиям отзыв разрешения на проведение лотереи и отзыв действия лотереи представляют тождественный вид ответственности организатора лотереи. При этом, применение положения Приказа Министерства финансов Российской Федерации N 66н без учета положений пункта 3 статьи 24 Закона N138-ФЗ не может являться законным и обоснованным. Вмененные обществу нарушения могут являться основанием для отзыва организатору лотереи лишь в случае, если они являются неоднократными или грубыми, как того требуют положения пункта 3 статьи 24 Закона N138-ФЗ.
Из материалов дела не усматривается и заявителем не доказан факт неоднократности совершения обществом вышеуказанных нарушений, в связи с чем они не могут быть отнесены к грубым нарушениям условий проведения лотереи.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно, оценив ссылку Министерства на отчет ООО "Полет" за первый квартал 2011 года, указал на то, что ежеквартальная отчетность не предусматривает обязанность организаторов лотереи определять срок ее проведения и розыгрыша призового фонда в зависимости от окончания отчетных периодов.
Довод Министерства о нарушении ООО "Полет" принципа единовременности розыгрыша, установленного статьей 3 Закона N 138-ФЗ, также правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 138-ФЗ тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.
При этом закон не раскрывает понятие "единовременности", а буквальное толкование подразумевает оценку в зависимости от основания оценки - периода времени (единовременно в течение дня, месяца, квартала, года и т.п.).
При указанных обстоятельствах, при наличии вступившего в законную силу решения суда от 13.01.2011 по делу N А55-23882/2010, а также с учетом фактической возможности осуществления деятельности в период после 25.03.2011 в 1 квартале 2011 года, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недоказанности Министерством оснований для отзыва действия стимулирующей лотереи "2 из 5".
Судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных Министерством требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2011 года по делу N А55-11763/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11763/2011
Истец: Министерство управления финансами Самарской области
Ответчик: ООО "Полёт"