25 октября 2011 г. |
Дело N А55-7806/2011 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Балашевой В.Т., Туркина К.К.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гнутовой С.А.,
при участии:
от истца - представитель Сетина М.М. (доверенность от 31.03.2011 N 97),
от ответчика - представитель Волкова В.В. (доверенность от 17.10.2011 N 81),
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Авиакор - авиационный завод" на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 августа 2011 года по делу N А55-7806/2011 (судья А.Н. Шабанов),
по иску Муниципального предприятия города Самара "Самараводоканал" (ИНН 6316029945, ОГРН 1026301167420), Самарская область, г. Самара,
к открытому акционерному обществу "Авиакор - авиационный завод" (ИНН 6312040056, ОГРН 1026300767899), Самарская область, г. Самара,
о взыскании 266 759 руб. 08 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие города Самара "Самараводоканал" (далее - истец, МП "Самараводоканал") обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Авиакор - авиационный завод" (далее - ответчик, ОАО "Авиакор - авиационный завод") о взыскании 266 759,08 руб., в том числе: задолженность в сумме 262 788,06 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 22.01.11 по 31.03.11 в размере 3971,02 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 августа 2011 года по делу N А55-7806/2011 исковые требования удовлетворены. С ОАО "Авиакор-авиационный завод" в пользу Муниципального предприятия города Самара "Самараводоканал" взыскано 266 759,08 руб., в том числе задолженность в сумме 262 788,06 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3971,02 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 8335,18 руб. (л.д.136-138).
Ответчик не согласился с принятым решением. В апелляционной жалобе ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя жалобы, заключенный между сторонами договор является смешанным договором и подлежит регулированию в части отпуска питьевой воды -правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) о договоре энергоснабжения, в части приема сточных вод правилами ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг. Учитывая положения ст. 783, 709, 424 ГК РФ указанный в договоре порядок определения цены подлежащей выполнению работы изменению не подлежит, в связи с чем, суд применил закон, не подлежащий применению.
Содержание решения не соответствует тексту договора, в связи с чем, при вынесении решения судом было допущено несоответствие выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела.
При расчете размера задолженности истец воспользовался порядком определения платы за загрязнение окружающей среды, установленным Постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340, однако данный расчет противоречил порядку определения платы по договору, установленному п.1 и 4 Приложения N 1 к договору N 621/08, поскольку Постановление Правительства Самарской области не является нормативным актом городского округа Самара, подлежащим применению.
В нарушение подп.2 п.4 ст. 170 АПК РФ судом не указаны мотивы, по которым он отверг довод ответчика о применении к отношениям сторон ст.422 ГК РФ.
На момент заключения договора действовали иные правовые акты, а не те, в соответствии с которыми истец произвел расчет задолженности, такой расчет является неправомерным, поскольку договор не был изменен, а односторонний порядок изменения договора не допускается.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представители истца апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Между истцом (предприятием ВКХ) и ответчиком (абонентом) заключен договор от 09.04.08 N 621/08 на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения), в соответствии с условиями которого, истец (предприятие ВКХ) отпускает ответчику (абоненту) питьевую воду и принимает сточные воды в систему канализации истца (предприятия ВКХ) от абонента (ответчика), а ответчик (абонент) получает питьевую воду, сбрасывает сточные воды и оплачивает услуги на условиях настоящего договора.
Согласно пункту 2.10. договора качество отводимых стоков от Абонента в систему канализации предприятия ВКХ, порядок определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями - Абонентами города Самары устанавливаются в соответствии с действующими нормативными актами, согласно приложению N 1, которое является неотъемлемой частью договора.
Согласно Приложению N 1 к договору от 09.04.08 N 621/08 качество отводимых стоков от предприятия - абонента в систему коммунальной канализации предприятия ВКХ должно соответствовать установленным нормативам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167) установлено, что регулирующие отношения между абонентами (заказчиками) и организациями ВКХ в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и канализации населенных пунктов, действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Согласно пункту 64 Правил N 167, абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии с пунктом 65 названных Правил контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Порядок отбора контрольной пробы сточных вод, проведение анализов контрольных проб определен пунктами 61, 64, 65, 66, 67, 68, 69 Правил.
Приложением N 1 к договору от 09.04.08 N 621/08 установлено, что одновременно отбирается 3 пробы. Первая проба обрабатывается предприятием ВКХ, вторая - Абонентом, третья - контрольная, законсервированная и опломбированная, остается у абонента и хранится, но не более 7 дней, до получения результатов анализов. При наличии разногласий в расчетах ответчика (абонента) и истца (предприятия ВКХ), стороны принимают к расчету результаты анализов арбитражной лаборатории. В случае непредставления ответчиком (абонентом) протокола анализа сточных вод в течение 10 дней со дня совместного отбора проб сточных вод расчет производится на основании данных анализов, проведенных лабораторией истца (предприятия ВКХ).
Арбитражным судом установлено, что истец (предприятие ВКХ) и ответчик (абонент) произвели отбор проб, о чем свидетельствует акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации от 15.11.2010, по результатам которого был составлен протокол N 1373 от 18.11.2010 и зафиксировано превышение отдельных ингредиентов в сточных водах.
Поскольку протокол анализа арбитражной пробы за четвертый квартал 2010 года ответчик (абонент) не представил истцу (предприятие ВКХ), расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации городского округа Самары за четвертый квартал 2010 года был произведен на основании анализов, представленных аккредитованной лабораторией.
Согласно п. 7 приложения N 1 к договору N 621/08 от 09.04.2008 платежи за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации истца (предприятия ВКХ) предприятиями-абонентами вносятся ответчиком (абонентом) платежным поручением с приложением реестра и выделением размера и суммы НДС на расчетный счет истца ежеквартально со сроком платежа не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Согласно п. 8 приложения N 1 к договору N 621/08 от 09.04.2008 при не перечислении абонентом платы в указанный срок, оплата производится абонентом на основании платежных документов, выставленных истцом в безакцептном порядке.
По расчету истца, плата за сброс сточных вод и загрязняющих вредных веществ в системы канализации г.о. Самара за 4 квартал 2010 года составляет 262 788,06 руб., которую ответчик не произвел, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Ответчик, возражая на иск указал, что истец произвел расчет исковых требований на основании дополнительного соглашения АБ N 217 от 25.06.10 к договору N 621/08 от 09.04.08, которое не было подписано ответчиком, поэтому при определении и взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г.о. Самара, должен действовать Порядок, предусмотренный приложением N 1 к договору от 09.04.2008 N 621/08. Данный довод судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Пунктом 1.4. договора от 09.04.08 N 621/08 установлено, что при исполнении договора, а также по всем вопросам, не нашедшем отражения в договоре, стороны обязуются руководствоваться действующими Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила), Гражданским кодексом Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, другими правовыми актами.
Пунктом 1 Приложения N 1 к Договору N 621/08 от 09.04.08 предусмотрено, что качество отводимых стоков от предприятия-абонента в систему коммунальной канализации Предприятия ВКХ должно соответствовать установленным нормативам сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов, установленных нормативными актами городского округа Самара (на момент заключения настоящего договора согласно постановлению Главы города Самары N 1497 от 24.10.94).
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно разделу VI. Циркулярного письма Госстроя РФ от 14.10.1999 N ЛЧ-3555/12 "О Разъяснениях по применению Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы коммунальной канализации - по Порядку взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утверждаемому субъектами Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", в котором должны содержаться положения о порядке платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов как в пределах лимита, так и за сверхлимитный сброс сточных вод.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления Правительства РФ Правительством Самарской области принято постановление от 22.07.2009 N 340, которым утвержден порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340, постановление главы города Самары от 24.10.1994 N 1497 "О порядке определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями-абонентами на территории города Самары" отменено.
В связи с чем, суд первой инстанции правильно указал, что при определении и взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г.о. Самара с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации г.о. Самара и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г.о. Самара стороны руководствуются постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 г. N 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области" и постановлением администрации г.о. Самары от 09.12.2009 N 1366 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, сбрасывающих сточные воды в водные объекты через систему коммунальной канализации на территории г.о. Самара".
Кроме того, ответчик указал, что истец неправомерно изменил тарифы (цену) договора.
Данный довод также обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку указанная плата определяется в соответствии с п. 70 Правил N 167, согласно которому расчеты абонентов с организацией ВКХ за сброс загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных нормативов производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 344 от 12.06.2003 установлены нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты через систему коммунальной канализации. Эти нормативы платы применяются при обнаружении загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
В связи с чем, указанная плата является не ценой договора, а мерой экономического стимулирования абонентов к снижению вредных выбросов, поэтому основания применения п. 2 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Доказательства отсутствия загрязняющих веществ в сточных водах ответчиком не представлены.
При указанных обстоятельствах требования истца о взыскании задолженности удовлетворены судом первой инстанции в соответствии со ст. ст. 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, истец начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3971,02 руб. исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России 8 % годовых за каждый день просрочки исполнения обязательства, за период с 22.01.2011 по 31.03.2011.
Поскольку факт неоплаты задолженности по договору материалами дела подтвержден, требования истца в указанной части удовлетворены судом первой инстанции обоснованно на основании ст. 395 ГК РФ.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску отнесены на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Довод заявителя жалобы о неправомерном включении в расчет задолженности НДС отклоняется.
В соответствии с п.4 Приложения к договору расчеты и начисление платы осуществляется ежеквартально с учетом НДС, учет и расчет массы загрязняющих веществ ведется по всем ингредиентам, указанным в действующих нормативных актах городского округа Самара и общему объему сточных вод, сбрасываемых в водный объект через систему коммунальной канализации по установленным нормативам.
Согласно п.7 Приложения N 1 к договору от 09.04.2008 N 621/08 платежи за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации истца (предприятия ВКХ) предприятиями-абонентами вносятся ответчиком (абонентом) платежным поручением с приложением реестра и выделением размера и суммы НДС на расчетный счет истца ежеквартально со сроком платежа не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Таким образом, начисление и предъявление к оплате ответчику суммы НДС произведено в соответствии с договором и действующим постановлением городского округа Самара.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы судом и обоснованно отклонены.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 августа 2011 года по делу N А55-7806/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Авиакор - авиационный завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7806/2011
Истец: Муниципальное предприятие города Самара "Самараводоканал"
Ответчик: ОАО "Авиакор-авиационный завод"
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10849/11